Просмотр аналитического материала

17.03.2003  Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля
   Практически каждый предприниматель, не имеющий высоких покровителей в правоохранительных структурах, услышав слово "проверка" впадает в некое оцепенение, граничащее с прострацией. И неудивительно - для людей, занимающихся малым и средним бизнесом человек с удостоверением и в форме давно превратился не в защитника его законных интересов, а в некое подобие рэкетира, только имеющего гораздо большие полномочия, предоставленные ему государством. В то время, когда высокопоставленные чиновники МВД в Москве говорят о низкой оплате труда своих сотрудников, их подчиненные в звании лейтенанта внутренней службы, занимающие скромную должность инспектора, разъезжают в новых автомобилях престижных марок и неограниченно пользуются услугами сотовой связи. Не зря Президент В.В.Путин применительно к некоторым сотрудникам органов внутренних дел заметил, что в России человек, носящий фуражку и сапоги, никогда не пропадет.
   
    В последнее время высшая власть Государства наконец-то всерьез озаботилась проблемами малого и среднего бизнеса. Готовятся законопроекты о снижении налогового бремени на малый бизнес, принят закон о гарантиях прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля).
   
    Правительство в лице министра экономики Г.Грефа признало, что "серьезной проблемой для предпринимателей является запредельное число проверок их деятельности со стороны бесчисленных контрольных органов.
    По опросам предприятий издержки малого бизнеса на проверки со стороны пожарного надзора, санэпидемнадзора и милиции сопоставимы с издержками от рэкета. При этом зачастую наблюдается дублирование и пересечение полномочий различных органов, а также нечеткое определение сферы и объектов контроля. Это создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны сотрудников контролирующих органов".
   
    С августа прошлого года действует федеральный закон №134-ФЗ от 08.08.2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Этот Закон "направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении органами исполнительной власти государственного контроля (надзора)". Однако, как нередко происходит у нас, от формального введение в действие правового акта до его фактического использования в правоприменительной практике "дистанция громадного размера".
   
    Так в Тольятти до сих пор живет и здравствует практика, когда сотрудник милиции действует по принципу "пришел, увидел … "штрафанул", скептически относясь к каким-то правам какого-то предпринимателя. Среди некоторых сотрудников инспектирующих органов бытует мнение, что если уж кто занимается бизнесом, то он, как минимум правонарушитель. Как говорится, "то, что Вы на свободе - это не Ваша заслуга, а наша недоработка". И это мнение в принципе правильно, так как не прогореть предпринимателю в нашей стране пока можно, только нарушая закон, впрочем, как и верно и то обстоятельство, что прожить на зарплату инспектора в принципе невозможно. Поэтому инспектор "дружит" с одними предпринимателями и "накрывает" других. В результате такой "работы" выигрывают все, кроме потребителей. Ведь "свои" предприниматели, не боясь возможных проверок, уже без всякой опаски нарушают все мыслимые правила, в то время как остальные трясутся "от проверки до проверки". Даже в условиях того, что "покровителям" приходится платить, заработанного с лихвой хватает, чтобы выиграть в конкурентной борьбе и расширить бизнес.
   
    То, что это действительно так, показывает статья, появившаяся в одной из местных газет, где приведена информация о состоявшемся в Администрации Центрального района семинаре, на котором перед предпринимателями выступали чиновники Администрации. На вопрос одного из представителей бизнеса о том, имеет ли право сотрудник милиции проводить проверку деятельности торговой организации, не имея на этот счет распоряжения вышестоящего должностного лица, некий сотрудник милиции (фамилия в статье не указана), сослался на Закон "О милиции", отметив то, что милиционер, заметив факт правонарушения, должен предпринять немедленные меры к его пресечению. Видимо такими мерами, по мнению вышеупомянутого работника, должна стать проверка всех мыслимых обстоятельств, связанных с деятельностью предпринимателя, сертификатов соответствия на товар, накладных, медицинских книжек сотрудников и т.д. и т.п.
   
    Однако, логично предположение, что сотрудник милиции, чтобы заметить творящиеся "безобразия" должен как минимум зайти в торговую точку "правонарушителя" и воспользоваться услугами, которые последний предлагает. Поэтому вызывает удивление тот факт, что сотрудники милиции в свое рабочее время ходят по ликероводочным магазинам, шашлычным и питейным заведениям, покупая определенные товары и выявляя правонарушения, в то время как в стране с каждым годом растет преступность. Эх, жаль что канул в лету андроповский указ о трудовой дисциплине, когда "компетентный товарищ" запросто мог спросить у гражданина с удостоверением МВД, что это он делает в столь ранний час в этом злачном заведении.

Источник: Http://www.napravo.ru/articles/gos_control.html