Диссертация заказать написание диссертации. . Agroimpex купить орехи и сухофрукты оптом в москве. . кресло
09.02.2006 Оформление трудовых отношений: возможные варианты | ||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель предприятия нередко решает вопрос о том, кому
поручить выполнение очередной задачи: штатному работнику или стороннему
специалисту. Предлагаемый материал поможет сделать правильный выбор. ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: возможны варианты А.А. Вавилова, юрисконсульт Существуют разные варианты трудовых отношений между работодателем и
работником. Зачастую предпринимателю непросто решить, какой из них более
выгоден, если от этого зависят прибыль и финансовый успех предприятия. Выбор
отчасти определяется областью деятельности предпринимателя, однако есть и общие
закономерности. Трудовой
или гражданско-правовой договор? На первом этапе построения
отношений с новым сотрудником необходимо выбрать между гражданско-правовым и
трудовым договорами. Практически любая работа может выполняться и по
любому из договоров. При этом подразумеваются лишь разные модели отношений.
Гражданско-правовой договор оформляет
отношения между равными партнерами, трудовой – скорее соответствует
отношению между старшим (работодателем) и младшим (работником). В таблице
рассмотрены основные варианты оформления трудовых отношений и некоторые
исключения. Таблица
В целом
гражданско-правовой договор дает больше свободы в установлении договорных
условий и меньше ограничивает предпринимателя, может давать экономию на рабочем месте, при оплате отпусков и
т. п. Трудовой договор дает больше возможностей контролировать работу,
оперативно влиять, более стабилен. При выборе договора следует учитывать
конкретную ситуацию. Самостоятельное
выполнение работы или аутсорсинг? Выбор между трудовым и
гражданско-правовым договорами часто является лишь производным моментом от
более важного решения – будет ли предприниматель решать определенную
производственную задачу силами своего предприятия (и наберет штатных
сотрудников) или наймет для ее выполнения стороннюю организацию. Если избран
второй путь, сотрудничать со сторонней организацией нужно на постоянной основе
(с использованием гражданско-правовых договоров). Такая схема работы может
называться по-разному. Иногда ее именуют
абонентским обслуживанием, т. к. для консультаций, выполнения определенных
заданий привлекаются специалисты со стороны; более
распространено такое название, как аутсорсинг
(“использование внешних ресурсов”), характерное для ситуации, когда специалист
одной компании выполняет по договору работы для нужд другой организации. Чаще
всего речь идет о задачах и процессах, не являющихся профильными для заказчика,
но необходимых для его полноценного функционирования. На аутсорсинг
могут передаваться управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг,
реклама, логистика, юридическое сопровождение, охрана, функции по поддержке ИТ-систем. Использование аутсорсинга
позволяет отказаться от собственных ремонтных, литейных, транспортных
подразделений. (Можно говорить об аутстаффинге –
использовании стороннего персонала и субконтракции –
выведении за рамки организации отдельных производств.) Положительные
особенности аутсорсинга: экономия на
содержании персонала. Поручение непрофильной работы штатному сотруднику потребует
его подготовки и отвлечения экономия на
содержании незагруженных подразделений, если себестоимость производимой
продукции выше рыночной. Аутсорсинг может выступить
подстраховкой на случай поломки оборудования. Целесообразно использовать аутсорсинг в условиях колеблющегося спроса в моменты
пикового спроса, (колеблющегося объема работы в моменты аврала), а не держать
соответствующие мощности и специалистов все время; повышение
качества и надежности выполнения операций, функций. Специализированная организация
может иметь много разноплановых специалистов и распределять выполнение работы
между ними. То, что для штатного сотрудника станет проблемой, для узкого
специалиста окажется рядовым событием, поскольку он обладает большим опытом, а
его квалификация в данной узкой области выше; фокусировка
усилий на основной деятельности, приносящей прибыль. Предприниматель может
объединить ресурсы для развития приоритетных направлений, вложения в которые
дают наибольший экономический эффект, сконцентрироваться на разработке
стратегии развития бизнеса, маркетинге, улучшении обслуживания клиентов,
развитии новых услуг и технологий, улучшении качества и т. п.; снижение рисков.
Если предприятие находится в поиске нового специалиста, то предпочесть аутсорсинг крупной фирмы безопаснее, чем брать незнакомого
работника; экономия в
налогообложении возможна, т. к. не надо пополнять фонд оплаты труда и
выплачивать ЕСН. Расходы по оплате услуг сторонних специалистов можно отнести
на себестоимость. Отрицательные
особенности аутсорсинга: риск
недобросовестности партнера. Использование услуг сторонних работников создает
риски невыполнения, просрочки или некачественного выполнения обязательства,
некомпетентности работника. Если сторонний специалист выполнит обязательства
недобросовестно, то исправление ошибок ляжет на собственных сотрудников или
придется оплачивать услуги третьей организации. Не следует передавать партнеру,
надежность которого не проверена, функции, ключевые для бизнеса. Перед
заключением значимых договоров необходимо проверить компетентность и
ответственность партнера; риск утечки
информации. Передача на аутсорсинг создает риск
утечки конфиденциальной информации к конкурентам. Следует проверить
добросовестность контрагентов, заключив договор на аутсорсинг
небольшого объема работы. Это позволит лучше узнать партнера, принять
взвешенное решение о том, стоит ли расширять эти отношения.
Снизить риск утечки информации можно, заказав аутсорсинг
различных аспектов бизнеса разным аутсорсерам.
Однако это может увеличить издержки; риск потери
контроля. Опасной может стать потеря предпринимателем контроля над рядом аспектов бизнеса. Аутсорсинг
может способствовать принятию необоснованных решений из-за оторванности
предпринимателя от части деятельности компании. В случае неожиданного отказа
сторонней организации от выполнения обязательств, ее ликвидации может
возникнуть срочная необходимость поиска новых партнеров или самостоятельного
выполнения функций, переданных на аутсорсинг.
Проблема может оказаться непредвиденной, при этом у штатных специалистов не
будет знаний и опыта из-за длительного пользования услугами чужих специалистов
вместо обучения своих; потеря
оперативности. Аутсорсинг может снизить оперативность
выполнения работы. Если внутри организации подразделения взаимодействуют
оперативно, без формальностей, то отношения со сторонней организацией могут
быть сложнее. Возможно, потребуется заполнение большего количества бумаг,
замедлится оформление, усложнится оперативная корректировка задания. Таким образом,
вопрос о самостоятельном выполнении работы либо о передаче ее на аутсорсинг решается неоднозначно и зависит от ситуации. В
целом схема аутсорсинга приспособлена для выполнения неосновных специфических задач бизнеса. Предприниматель
должен сам решать, кого и в каком качестве привлекать для решения тех или иных
задач. |
||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Справочник руководителя малого предприятия |