Кредит 357% рейтинг кредитных карт 311 рублей банк s2a.
21.02.2006 Как грамотно закрыть фирму |
Закрыть фирму, избежав неприятностей со стороны
налоговой Как грамотно закрыть фирмуИ.П. Тихомирова, адвокат Руководство предприятия нередко решает
прекратить деятельность старой фирмы и открыть новую. Для
этого могут существовать вполне объективные причины: обновились основные
контрагенты, сменилась обстановка на рынке, введены существенные правовые и
налоговые ограничения со стороны государства и т. д. Кроме объективных, нередко
возникают и субъективные причины: перестали ладить между собой партнеры,
устарело наименование фирмы, нет желания восстанавливать запущенный учет,
появились проблемы с налоговыми органами, хочется начать работу “с чистого
листа”. В итоге встает вопрос о ликвидации юридического лица. Как этот правовой вопрос решается предпринимателями чаще всего? “Приговоренная” фирма просто перестает сдавать налоговую
отчетность, и автоматически попадает в “черный список” тех, кого сотрудники
налоговых органов проверяют в первую очередь. Не исключено, что по итогам
проверки инспекторы доначислят налоги, пени и штрафы. Правда, взыскать долги
при отсутствии денег и имущества будет весьма проблематично. К тому же на
основании ст. 119 и 126 НК РФ налоговый орган может оштрафовать фирму за
несдачу в срок налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. ПРОДАЖА
ИЛИ ЛИКВИДАЦИЯ Если
фирма убыточна, то ее деятельность необходимо прекратить как можно скорее и с наименьшими затратами.
Пожалуй, лучший способ избавиться от такой собственности – продать ее новым
владельцам, которые
попытаются восстановить или перепрофилировать предприятие. При этом необходимо
помнить, что цели можно достигнуть только при продаже реальным владельцам.
Тогда учредители и директор избавятся от обязанностей по предприятию и таким
образом решат проблемы без его ликвидации. Если продать фирму реальным владельцам не удается, приходится
проходить процедуру ликвидации. Действующее законодательство требует, чтобы фирма закрывалась в
порядке ликвидации, но немногие руководители придерживаются этого. Процесс
ликвидации довольно долгий и хлопотный, требующий опыта и специальных правовых
знаний. В частности, необходимо уведомить кредиторов фирмы, составить
промежуточный ликвидационный баланс. При этом неизбежен внеплановый визит
проверяющих из Федеральной налоговой службы, т. к. согласно ст. 89 НК РФ
выездная налоговая проверка при ликвидации организации не зависит от времени проведения
предыдущей налоговой проверки. Налоговая проверка ликвидируемого предприятия
охватывает последние 4 года деятельности
фирмы, в т. ч. и те периоды, которые уже проверялись ранее. Порядок основных действий при ликвидации Решение о ликвидации фирмы принимается
общим собранием учредителей (участников). На этом же собрании создается
ликвидационная комиссия. В течении трех дней с момента
принятия обоих решений фирма информирует об этом инспекцию ФНС России (п. 1 ст.
20 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ
“О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей”, с изм. и доп. от 23.07.03, 08.12.03, 23.08.03, 02.11.04,
02.07.05). В процессе ликвидации перед составлением ликвидационного баланса
должна обязательно проводиться инвентаризация (п. 2 ст. 12 Федерального закона
от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском
учете”). Ликвидационная комиссия рассылает письменные уведомления кредиторам о ликвидации фирмы, а также публикует в печати
объявление о прекращении деятельности предприятия, указывая в нем: название фирмы; ИНН; дату принятия решения о ликвидации; состав ликвидационной комиссии. Необходимо помнить, что на основании п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для
заявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации. После прохождения документальной проверки и удовлетворения
требований всех кредиторов предприятие будет снято с учета. Одновременно с налоговой проверкой необходимо в трехдневный срок
подать заявления во все федеральные фонды и Роскомстат о снятии предприятия с
учета и сверить поступление туда платежей. Лишь после этого можно утвердить
окончательный ликвидационный баланс. Подготовленные в ходе названных процедур документы и справки
передаются в орган государственной регистрации для исключения предприятия из
Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). И лишь тогда, когда
будет получено свидетельство о государственной регистрации ликвидации
юридического лица, прекращаются обязанности предприятия как юридического лица и
налогоплательщика. Даже из краткого описания процесса ликвидации юридического лица
видно, что он очень сложный и ответственный. Именно это часто останавливает
руководителей предприятий от его проведения. ПЕРЕВОД
ФОНДОВ В НОВУЮ ФИРМУ Пожалуй, наиболее
приемлемый вариант закрытия фирмы – постепенный перевод ее денег и имущества в новую структуру. Правда, в течение
следующих трех лет необходимо будет сдавать почти нулевую бухгалтерскую
отчетность и нулевые декларации по фирме, которую закрыли. Ведь именно
три года – максимальный срок для проведения
налоговой проверки (ст. 87 НК РФ). После того как истекут три года,
неработающее предприятие можно ликвидировать в обычном порядке или просто
оставить. В этом случае налоговая проверка уже не повлечет существенных
санкций. Перевод денежных средств Деньги в новую структуру
можно и не переводить, а имеющуюся у старой фирмы чистую прибыль потратить на
выплату премий работникам или дивидендов учредителям. Для этого нужно оформить
протокол общего собрания и указать в нем: место, дату и время проведения общего собрания; фамилии председателя и секретаря собрания; повестку дня и решения, принятые на собрании. Премии и дивиденды, выплачиваемые за счет чистой прибыли, не
облагаются ЕСН (п. З ст. 236 НК РФ). А вот налог на доходы физических лиц
(НДФЛ) в этом случае заплатить придется.
Премии облагаются этим налогом по ставке 13%, а дивиденды – 9%. Деньги можно потратить и на выплату работникам материальной
помощи. Такие траты не уменьшают облагаемую налогом прибыль (п. 23 ст. 270 НК
РФ), поэтому ЕСН начислять не надо. Однако сумма материальной помощи,
превышающая 2000 руб., включается в облагаемый доход работника (п. 28 ст. 217
НК РФ). Новая фирма также может взять у старой
беспроцентный заем сроком на несколько лет. Старая фирма за счет своих денежных средств может купить
имущество, а затем продать его новой организации. Также на основе договора
купли-продажи можно перевести в новую структуру и остальное имущество старой
фирмы. Имущество продается по той стоимости, по которой оно числится на балансе, или чуть ниже. Это относится
в первую очередь к основным средствам
и готовой продукции (ее продажную стоимость нужно приравнять к сумме
затрат, связанных с изготовлением, упаковкой, транспортировкой и т. п.). В этом
случае фирма, продающая свое имущество, не будет платить налог на прибыль по
сделке. Хочется обратить внимание на одну особенность – новая фирма фактиче-ски не оплачивает покупку имущества, т. е. не
перечисляет старой фирме деньги за приобретенные объекты. Дебиторская задолженность: списание и
налогообложение После того как все активы
будут распроданы, на балансе у старой фирмы останется только дебиторская
задолженность. Она возникает, например, если фирма перечислила деньги
поставщику, а ценности от него не получила, или отгрузила товары, а покупатель
за них не расплатился. По истечении трех лет (срок исковой давности) долги
дебиторов списывают. Первичными документами для совершения этой операции могут
служить: приказ руководителя о списании просроченного долга; накладные, подтверждающие отгрузку продукции; платежные документы, свидетельствующие о перечислении денег
поставщику, и пр. В бухгалтерском и налоговом учете дебиторскую
задолженность, по которой истек срок исковой давности, относят на
внереализационные расходы. Об этом говорится в п. 12 ПБУ 10/99 “Расходы
организации” и подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ. При этом облагаемую налогом прибыль
уменьшит вся сумма дебиторской задолженности, включая НДС. Такую точку зрения
высказало МНС России в письме от 05.09.03 № ВГ-6-02/945. Позицию налоговиков
поддержал и Минфин России в своем письме от 09.07.04 № 03-03-05/2/47. Следует иметь в виду, что если фирма списывает дебиторскую
задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам, то ей придется
заплатить НДС. Это правило установлено в п. 5 ст. 167 НК РФ и касается тех
предприятий, которые считают НДС по оплате. Им может оказаться невыгодно
списывать дебиторскую задолженность. В этом случае лучше продлить срок исковой
давности, т. е. прервать его, чтобы затем начать отсчет заново (ст. 203 ГК РФ).
Такая операция освободит фирму от необходимости перечисления НДС в ближайшее время. Срок исковой давности прервется, когда партнер признает свой долг.
Это может подтвердить подписанный сторонами акт сверки расчетов. У новой фирмы образуется кредиторская задолженность, которая
должна быть включена в доходы по истечении срока исковой давности. Кредитор-скую задолженность, списанную по истечении срока
исковой давности, в бухгалтерском и налоговом учете относят на
внереализационные доходы. Об этом говорится в п. 8 ПБУ 9/99 “Доходы
организации” и п. 18 ст. 250 НК РФ. Если на основании ст. 203 ГК РФ новая фирма письменно признает свой долг, срок исковой давности будет продлен. По истечении этого времени уже вряд ли стоит волноваться по поводу налогов: фирмы, у которых в “имущественных” статьях баланса стоят прочерки, мало интересуют налоговых инспекторов. |