24.03.2006 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
Обсуждены проблемы законодательного регулирования алкогольного рынка 13 февраля Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму на своем расширенном заседании рассмотрел вопрос о ходе реализации новых требований законодательства о государственном регулировании алкогольного рынка и ситуации с обеспечением производителей и импортеров алкогольной продукции марками нового образца. В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Объединения «Гознак», представители предприятий и организаций алкогольного рынка. Новые правила игры на алкогольном рынке, вступившие в силу с 1 января 2006 года, по мнению участников заседания, не могут быть реализованы в полной мере из-за отсутствия большого числа подзаконных актов и из-за ряда противоречий, заложенных в федеральных законах №№ 102 и 209, регулирующих производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Самая большая проблема, с которой столкнулись участники рынка, это проблема с федеральными специальными марками для алкогольной продукции, действующими с 1 января, взамен старых акцизных марок. Так, по словам главы Национальной алкогольной ассоциации, председателя Экспертного совета при Комитете П.С.Шапкина, «на сегодня не получили ни одной марки импортеры и большая часть виноделов России». Представители ФНС сообщили, что на 1 февраля в 82 региональных налоговых службах уже имеется 575 млн. марок. Из них – 404 млн. марок нового образца. При этом, по их данным, заявок от компаний поступило на 104 млн. марок. Также было отмечено, что 514 организаций из 644 еще не привели в соответствие свою работу с новым федеральным законодательством, включая пакет документов для получения специальных марок. Еще одна проблема, с которой столкнулись и производители алкоголя, и контролирующие ведомства – проблема с нанесением штрихкода на спецмарки с дальнейшим занесением информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему. Сама система в соответствии с законом начнет действовать в полной мере только с 1 июля 2006 года. Поэтому пока неясно, как быть с нанесением штрихкода, считыванием информации с него в отсутствие работающей системы. Федеральная таможенная служба подтвердила, что программные средства для нанесения штрихкодов в полном объеме не сформированы, не принято решение, какой конкретно орган будет администрировать ЕГАИС. Представитель Минфина России М.А. Моторин, участвуя в заседании комитета, отметил, что «проблемы есть в самом законе: срок переходных положений должен иметь более длительный характер», а не шесть месяцев. К тому же негативно на ситуацию влияет отсутствие единственного ведомства, отвечающего за государственное регулирование алкогольного рынка в целом. Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета В.Г. Драганов поддержал высказанные предложения о переносе сроков вступления в силу ряда положений федеральных законов и дал поручение Экспертному совету немедленно приступить к разработке необходимых поправок. «Все депутаты, вся палата несет ответственность за сырость принятого закона», – отметил В.Г. Драганов. Вместе с тем, по его мнению, негативную роль сыграла несогласованность позиций профильных министерств и ведомств при разработке законов. Именно поэтому необходимо создать единый государственный орган курирующий отрасль и отвечающий за разработку и реализацию государственной политики на алкогольном рынке. По словам В.Г. Драганова, сложившаяся ситуация «снова ставит вопрос о государственной монополии на алкоголь». В соответствии с поручением Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму 16 февраля 2006 года состоялось заседание Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Участие в заседании приняли 67 членов Экспертного Совета, в том числе представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В результате детального обсуждения мер, направленных на обеспечение эффективной реализации положений федеральных законов от 21.07.05 № 102-ФЗ и от 31.12.05 № 209-ФЗ, Экспертным Советом приняты следующие рекомендации, поддержанные членами Совета от ТПП России: 1. Разрешить оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно федеральными специальными марками в установленном порядке, по 31 декабря 2006 года включительно. 2. Разрешить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной выданными по 31 декабря 2005 года включительно акцизными марками в установленном порядке, по 1 июля 2006 года включительно, а оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции - по 1 июля 2008 года включительно. 3. Определить исчерпывающий перечень информации, сопровождающей розничную продажу алкогольной продукции. Исключить полномочия Правительства Российской Федерации по определению порядка представления такой информации. (Эта рекомендация связана с выпуском Правительством Российской Федерации постановления от 8.02.06 № 80, в соответствии с которым с 21.02.06 не допускается розничная продажа алкогольной продукции без указания «наименований использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведений о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов». Данные требования не предусмотрены законом и влекут за собой парализацию розничной продажи алкогольной продукции на территории России). 4. Исключить из перечня документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, справку к товарно-транспортной накладной и справку к грузовой таможенной декларации. (Эта рекомендация связана с выпуском Правительством Российской Федерации постановлений от 31 декабря 2005 г. № 864 г. и от 31 декабря 2005 г. № 872 г., в соответствии с которыми необходимо переписывать в справки к товарно-транспортной накладной и грузовой таможенной декларации конкретные номера федеральных специальных и акцизных марок. Данные требования очень серьезно усложняют работу участников производства оборота алкогольной продукции на территории России, но существенно не могут повлиять на легализацию оборота алкогольной продукции). 5. Исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары. Данная норма может повлечь за собой аналогичные проблемы для участников алкогольного рынка. Экспертный Совет рекомендовал сохранить в законе прямую норму, обязательную для производителей алкогольной продукции. 6. Исключить необходимость представления оптовыми организациями копий сертификатов соответствия основного технологического оборудования для получения лицензий на закупку, хранения и поставки алкогольной продукции. Данное требование закона вызывает массу вопросов у участников рынка и лицензирующего органа, поскольку нет ясности что такое «основное технологическое оборудование» для организаций, осуществляющих оптовую торговлю. В условиях ограниченного срока, отведенного законом на проведение перелицензирования, Экспертный Совет рекомендовал исключить данную норму, а также аналогичную норму о необходимости оснащения «оборудования для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. 7. Продлить с 1 июля 2006 г. до 31 декабря 2006 г. срок для прохождения перелицензирования организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи отсутствием необходимой нормативной базы. В связи с данными ранее поручениями, Экспертный Совет рассмотрел вопрос о сохранении института аккредитации поставщиков алкогольной продукции. В целях усиления контроля за оборотом алкогольной продукции Экспертный Совет большинством голосов поддержал рекомендацию предоставить законом полномочия субъектам Российской Федерации проводить аккредитацию организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, в порядке, установленном прямыми законодательными нормами. Порядок проведения аккредитации был предложен Экспертным Советом в 2004 году. Экспертным Советом также создана рабочая группа по акцизной политике, которая приступит к работе в ближайшее время. Кроме того, Экспертный Совет намерен провести анализ действующей нормативной базы на предмет соответствия изменениям в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и детальный анализ принятых новых подзаконных актов. О результатах данной работы будет доложено позднее. По итогам заседания были подготовлены соответствующие законодательные предложения, которые в конце февраля внесены в Государственную Думу депутатами Комитета и запланированы к рассмотрению в первом чтении уже в марте. 17 февраля Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции Этот международный документ был подписан Россией 9 декабря 2003г. в Мериде (Мексика). Конвенция против коррупции является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. Договор содержит перечень коррупционных деяний, которые включают: подкуп публичных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях и злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение, подкуп, хищение имущества в частном секторе; воспрепятствование отправлению правосудия и отмывание преступных доходов. Важно, что Конвенция устанавливает новое правило, согласно которому полученные преступным путем и незаконно вывезенные за границу активы должны возвращаться в страну происхождения. В принятом документе, кроме того, подробно регламентированы вопросы выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, а также вопросы оказания взаимной правовой помощи и сотрудничества правоохранительных органов. За ратификацию документа единогласно проголосовал 441 депутат. На сегодняшний день документ подписали 120 государств, а ратифицировали, включая Россию, 23 страны, в том числе Белоруссия, Египет, Алжир, Венгрия, Румыния и др. Хотя для вступления в силу договора необходимо, чтобы его ратифицировали еще 7 государств, подписавших конвенцию, уже сейчас в Комиссии Госдумы по противодействию коррупции с участием экспертного сообщества готовятся необходимые изменения в действующее российское законодательство. ТПП России всегда последовательно выступала и выступает за необходимость принятия системных мер по борьбе с коррупцией и приветствует ратификацию основополагающего международного договора в этой сфере. 14 февраля в ТПП России состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы (председатели профильных комитетов ТПП РФ) О.Г. Дмитриева и И.Ю. Динес, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А.И. Иванеев, первый заместитель Генерального директора ФГУП «Государственный НИИ развития налоговой системы» В.А. Кашин, руководитель рабочей группы по вопросам налогообложения «Деловой России» М.Д. Абрамов, Начальник сводно-аналитического управления ФНС России М.В. Истратова, представители Новосибирской, Московской, Алтайской, Саратовской и Ивановской торгово-промышленных палат, видные ученые-юристы, представляющие крупнейшие юридические ВУЗЫ страны, руководители налоговых подразделений ряда крупнейших налогоплательщиков («Сургутнефтегаз», «Филипп Моррис», «Сарансккабель», «Восточно-европейская финансовая корпорация»), помощник Председателя Счетной Палаты РФ Э.М. Цыганков. От имени руководства ТПП РФ Заместитель директора Департамента по законодательству С.В. Васильев приветствовал членов рабочей группы и пожелал им успехов в работе. Он подчеркнул, что целью создания и функционирования рабочей группы является корректировка налоговой политики государства, подготовка собственных налоговых законопроектов, доведение позиции предпринимательского сообщества до сведения органов государственной власти и управления. Информация о результатах деятельности рабочей группы найдет свое отражение в печатных изданиях ТПП РФ, будет размещаться на сайте www.nalogforum.ru и на сайте Торгово-промышленной палаты России. А.И. Иванеев в своем выступлении отметил, что ТПП России, как ни одна другая предпринимательская организация, способна выступить независимой площадкой для диалога власти и бизнеса по наиболее острым вопросам налоговой политики. При работе над законопроектами, Минфин, по его словам, нуждается в консолидированной позиции предпринимательского сообщества по вопросам совершенствования налоговой системы. Кроме того, вторым главным направлением работы группы, по мнению Заместителя директора Департамента налоговой политики Минфина, должно стать «нулевое чтение» законопроектов, подготавливаемых к внесению в парламент. Вместе с тем, по мнению чиновника, налоговая реформа в целом завершена, и Минфин не видит серьезных оснований для пересмотра ее итогов и выработки новых концептуальных подходов к реформированию (как например замена НДС налогом с продаж или переход к прогрессивной шкале НДФЛ). О.Г. Дмитриева, напротив, обратила внимание участников группы на то, что еще остается масса проблем, требующих своего законодательного решения. По мнению депутата, существующая налоговая система слишком громоздка и есть все основания для сокращения перечня налогов и сборов до 5-6. Не решен ряд проблем в сфере налогообложения малого бизнеса. По итогам заседания было одобрено Положение о рабочей группе и План работы на год. Кроме того, рассмотрен вопрос о внесении изменений в статью 76 НК РФ (в части установления ограничений на приостановления операций по счетам налогоплательщика). Появятся туристско-рекреационные особые экономические зоны В Государственную Думу внесены проекты федеральных законов № 222167-4 «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и № 222171-4 «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Пакет законопроектов подготовлен при участии Минэкономразвития России и Ростуризма и внесен группой депутатов Государственной Думы. Правительство Российской Федерации поддерживает его принятие. Законопроекты имеют важное значение для субъектов предпринимательской деятельности и направлены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы в стране и поддерживается Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Вместе с тем по законопроектам имеются следующие замечания и предложения. 1. Проект федерального закона № 222167-4 «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (далее – законопроект) определяет особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации, а также условиях осуществления предпринимательской деятельности на их территориях. Под туристско-рекреационной деятельностью в законопроекте понимается создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие и оказание услуг в сфере туризма и отдыха. В соответствии с законопроектом туристско-рекреационная деятельность предполагает создание, реконструкцию, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, что заведомо предполагает вложение значительных средств в строительство и развитие подобных объектов. Однако в законопроекте отсутствует обязанность резидента туристско-рекреационной ОЭЗ по обязательному осуществлению инвестиций, с чем нельзя согласиться. Целесообразно предусмотреть в качестве условия получения статуса резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны обязанность осуществить капитальные вложения не менее фиксированной суммы на день предоставления заявки на заключение соглашения о ведении указанной деятельности по аналогии с такими же условиями для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ. Пункт 16 статьи 1 законопроекта дополняет действующую статью 36 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» новым абзацем, согласно которому для туристско-рекреационных ОЭЗ субъект Российской Федерации вправе устанавливать налоговые льготы резидентам ОЭЗ в отношении прибыли, получаемой в течение срока окупаемости проекта. Такое дополнение, на наш взгляд, не соотносится с действующей редакцией указанной статьи 36 Федерального закона («налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах»), а также с Налоговым кодексом Российской Федерации. Отмечаем, что статья 284 части второй НК РФ регламентирует: налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (но не ниже 13,5%). Иные возможности для субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организаций НК РФ не предусмотрены. Таким образом, предлагаемые пунктом 16 статьи 1 законопроекта дополнения следует согласовать с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. 2. Проект федерального закона № 222171-4 «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – законопроект) предусматривает предоставление налоговых льгот резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ. По единому социальному налогу для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории указанной ОЭЗ, предлагается применять (как и для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ) ставки в размере от 14 процентов от налоговой базы до 57 120 рублей, плюс 2 процента с налоговой базы, превышающей 600000 рублей. На федеральном уровне планируется освобождение резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. По налогу на прибыль организаций предусматривается, что: 1) организации - резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ (так же, как и резиденты промышленно-производственных ОЭЗ) вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2; 2) в отношении организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ (как и для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ) не применяется ограничение, заключающееся в том, что налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, но совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем предусматриваемые законопроектом изменения следует вносить не в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а в Налоговый кодекс Российской Федерации. Представляется неоправданным предоставление указанной выше налоговой льготы по единому социальному налогу (ЕСН). Снижение ставки ЕСН означает, что за работников организаций-резидентов соответствующих ОЭЗ не перечисляются взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и взносы на обязательное медицинское страхование (п. 1 ст. 241 НК РФ). Обязательное социальное и медицинское страхование для работников указанных ОЭЗ осуществляются за счет перераспределения средств, поступающих в ФСС РФ и ФФОМС РФ с фонда оплаты труда (ФОТ) работников организаций, не являющихся резидентами ОЭЗ. Полагаем, что государство вправе предоставлять льготы резидентам ОЭЗ за счет налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, а не за счет страховых взносов с ФОТ других организаций и увеличения рисков нестабильности внебюджетных фондов. Тем более что не представляется возможным оценить численность работников туристско-рекреационных ОЭЗ, поскольку отсутствуют ограничения по размерам ОЭЗ. Соответственно не поддается оценке объем выпадающих доходов фондов. Данная норма является менее болезненной для работников организаций-резидентов технико-внедренческих ОЭЗ за счет небольшого размера таких зон (не более 2 квадратных километров) и соответственно незначительного количества работников, подпадающих под действие этой нормы. Кроме того, положения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», определяющие особенности соглашений о ведении туристско-рекреационной деятельности, практически совпадают с аналогичными положениями соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности. Однако для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ не предусмотрены льготы по единому социальному налогу. Для организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ желательно предусмотреть таможенные льготы при приобретении за рубежом автотранспорта (экскурсионных автобусов). По законопроектам имеется ряд замечаний юридико-технического характера. Реформирование налогового администрирования вступает в завершающий этап Правительственный пакет поправок в первую часть Налогового кодекса по совершенствованию налогового администрирования Государственная Дума обсудит во втором чтении в марте 2006 года. Напомним, что согласно редакции первого чтения с выездной проверкой налоговые органы могут прийти на фирму не более двух раз в течение одного года. Предельный срок проведения такой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. Что касается повторных выездных налоговых проверок, то они могут проводиться по двум основаниям: в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа. Отметим, что депутаты существенно отредактировали текст законопроекта, принятого в первом чтении. В частности, парламентарии предлагают ввести в налоговое законодательство термин «презумпция невиновности налогоплательщика», а также планирую ограничить список документов, которые имеют право требовать налоговые органы при проведении камеральной проверки, уменьшить сроки проведения выездной проверки. Обращаем внимание, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутатами бюджетного Комитета Думы был поддержан ряд поправок, предложенных ТПП России. В частности, принято предложение об исключении из перечня обязанностей налогоплательщика, прописанных в НК РФ, «размытой» формулировки «нести иные обязанности»; в числе оснований для предоставления рассрочки и отсрочки по уплате налогов сохранено такое основание, как задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного эти лицом государственного заказа. Кроме того, депутаты согласились с предложением Палаты и приняли за основу поправку о необходимости закрепления в НК РФ положения, согласно которому в ходе проведения повторных выездных налоговых проверок налоговым органам запрещается требовать у налогоплательщика документы, которые были затребованы в ходе проведения первичной выездной налоговой проверки. Заключительное заседание налогового подкомитета планируется провести 7 марта 2006 года. Кредиты и малому бизнесу 10 февраля 2006 года в Государственной Думе прошло заседание «круглого стола» Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на тему: «Правовое регулирование небанковских кредитных организаций в контексте актуальных тенденций развития кредитного рынка. Создание системы кредитования малого бизнеса». Данное мероприятие было проведено в рамках совместного российско-германского проекта «Гармонизация законодательства о кредитовании малого бизнеса. В ходе дискуссии участниками круглого стола обсуждались вопросы законодательного регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. В частности, особое внимание было уделено проблеме микрокредитования. В частности вопросу выдачи кредитов непосредственно из кассы кредитной организации. По мнению участников «круглого стола» это позволит существенно уменьшить затраты кредитных организаций на осуществление банковских операций, а также сделать кредитование малого бизнеса более дешевым и доступным. Однако это не ново. Напомним, что еще 27 сентября 2004 года группой депутатов Государственной Думы (Аушевым М.И., Зубовым В.М., Медведевым П.А.) был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 92873-4 «О внесении изменений в статью 31 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Однако он был снят 6 октября 2005 года с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. Данный законопроект как раз и был направлен на решение указанной проблемы. В свою очередь 15 февраля 2006 года в Торгово-промышленной палате состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Кредиты малому и среднему бизнесу», на котором также рассматривались указанные вопросы. По итогам участники этих мероприятий пришли к единому мнению о необходимости внесения изменений, которые позволили бы решить данную проблему. Изменения предлагается внести в нормативные акты Центрального банка Российской Федерации: - Положение Банка России № 54-П от 31 августа 1998 года «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» - Указание Банка России № 1050-У от 14 ноября 2001 года «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» Противодействие обороту контрафактной продукции в России 14 февраля 2006 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации». Организатором парламентских слушаний выступил Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Роспатента, Росавиации, Общественной палаты Российской Федерации, Международной торговой палаты в России, Союза промышленников и предпринимателей России, научных и общественных организаций, СМИ, судебного сообщества, руководители крупнейших предприятий и ассоциаций. Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимала активное участие в организации и проведении указанных парламентских слушаний. Участники парламентских слушаний отметили, что за последние годы распространение контрафактной, фальсифицированной продукции в Российской Федерации приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. Доля подделок в России по отдельным товарам значительно выше, чем в других странах. По различным оценкам экспертов, количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5-10%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 35-40% до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10-15%. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания. Доля фальсифицированных лекарственных препаратов в России - более 20%, алкогольных напитков, реализуемых на внутреннем рынке, также приближается к 20%, в сфере производства парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий от 30 до 50% выпускаемой продукции признаются фальсифицированными. Общие материальные потери отечественных и зарубежных правообладателей интеллектуальной собственности из-за нарушения их прав в Российской Федерации составляют ежегодно несколько сотен миллионов долларов. Проблема, связанная с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, уже многие годы очень остро стоит перед правообладателями и государством. В Российской Федерации в последнее время значительно активизировалось взаимодействие государства и бизнеса по формированию цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности. Заметно усилилось внимание к этим вопросам со стороны институтов гражданского общества. В настоящее время действует Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию. Активную позицию в этом направлении занимают Минэкономразвития России, МВД России, Минобрнауки России, Роспатент и Роспотребнадзор России. За последнее время в сфере защиты прав интеллектуальной собственности осуществлен комплекс мер, включивший в себя совершенствование законодательства, административные и организационные меры, обучение кадров и информирование общественности. Следует отметить, что последовательную позицию в деле противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации. К указанным парламентским слушаниям были подготовлены и направлены предложения ТПП РФ по ряду дополнительных мер, направленных на борьбу с нарушениями прав правообладателей, потребителей и граждан, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Подготовленные предложения были включены в материалы и легли в основу рекомендаций парламентских слушаний. Участники парламентских слушаний рекомендовали: Государственной Думе разработать проекты федеральных законов по противодействию обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, совершенствующих защиту интеллектуальной собственности; Правительству Российской Федерации разработать национальную программу по противодействию распространению контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации; Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и Генеральной прокуратуре Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о нарушениях прав интеллектуальной собственности в целях выработки единых подходов к рассмотрению уголовных дел и дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности. Торгово-промышленной палате РФ подготовить предложения по улучшению механизма участия правообладателей в борьбе с контрафактной продукцией, а также принять участие в разработке национальной программы по противодействию распространения контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации. Принят в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Как отметила председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Н.Б. Азарова, для защиты интересов отечественного производителя при угрозе возросшего импорта, когда причиняется материальный ущерб отрасли российской экономики, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Установлению данных мер предшествуют расследования, правоотношения, возникающие при этом, регулируются Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». В настоящее время ряд положений этого закона не в полной мере соответствует нормам международного права. В связи с этим предлагается внести изменения, касающиеся уточнения процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также понятий, используемых в рамках данного закона. Вносятся изменения, которые позволят более точно устанавливать правила и процедуру начала и проведения пересмотра антидемпинговых и компенсационных мер. Более полно и точно описана процедура пересмотра ставок антидемпинговой или компенсационной пошлин в связи с окончанием срока действия соответствующей меры. Установлены сроки подачи заявления и проведения пересмотров антидемпинговой и компенсационной меры. Предлагается норма, устанавливающая, что если компетентные органы при расследовании ограничивают круг рассматриваемых экспортеров или производителей товаров, поскольку их количество велико и затрудняет проведение расследования в установленные сроки, то в отношении экспортеров и производителей товаров, которые не были включены в выборку при расследовании, но представили для этого необходимые сведения, антидемпинговая пошлина не должна превышать средневзвешенную демпинговую маржу, определенную в отношении выбранных для расследования экспортеров. Вносится также поправка, уточняющая перечень сведений, которые должно содержать уведомление о введении предварительной антидемпинговой пошлины или предварительной компенсационной пошлины. Принятие данного федерального закона приблизит к международным нормам законодательство Российской Федерации о специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров и поддерживается Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Споры о реформировании НДС разгораются с новой силой Премьер-министр Михаил Фрадков по-прежнему настаивает на снижении налога с 18% до 13%. Минфин уже согласен уменьшить ставку налога, но лишь до 15% и только с 2009 года. При этом заместитель министра финансов России Сергей Шаталов постоянно подчеркивает, что меньшим злом для бюджета было бы снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. В то же время глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович полагает, что НДС вообще необходимо отменить и заменить его налогом с продаж (НсП). На прошлой неделе он заявил, что Экспертное управление будет настаивать на скорейшем введении 10% НсП. Между тем эксперты убеждены, что даже радикальное снижение НДС на 5% не позволит ускорить экономический рост. А потери бюджета при замене НДС на НсП окажутся невосполнимыми. По данным Счетной палаты РФ, доля НДС в доходах федерального бюджета за последние три года снизилась с 27,9% в 2003 году до 24% в 2005-м. Размер вычетов НДС по внутренним операциям в 2006 году составит 84,6% к начисленным суммам этого налога, в то время как в 2002 году он был на уровне 78,8%. Задержка налоговиками возмещения НДС из бюджета влечет за собой и бюджетные потери: при нарушении сроков возврата (3 месяца на принятие налоговиками решения о возврате) на сумму не возмещенного налогоплательщикам НДС начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России. Главной мерой по упорядочению возмещения НДС Счетная палата РФ видит во введении специальных НДС-счетов, подразумевающих, что уплата налога должна оформляться отдельными платежными поручениями, а суммы налога - зачисляться на специальный счет в банке. Напомним, в 2003 году правительство отказалось от активно лоббируемой тогда Минфином схемы НДС-счетов, признав ее недостаточно эффективной, а главное - обременительной для налогоплательщиков. Хорошую новость для налогоплательщиков обнародовал в информационном письме № 105 Высший Арбитражный Суд. Теперь обращение компании в арбитраж автоматически влечет приостановление взыскания суммы штрафа. Таким образом, если налогоплательщик обжалует решение о привлечении к ответственности, то налоговый орган не может взыскать санкции в бесспорном порядке. Коротко 3 февраля 2006 года Правительство утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Кроме того, в правительственном постановлении от 26.01.2006 № 45 приводится перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта, может осуществляться на территориях других субъектов. При этом необходимым условием является предварительное уведомление в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях. 14 февраля 2006 года Правительство утвердило новую редакцию Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. Программа должна обеспечить рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 80 млн. кв. м в год. Доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. Предусматривается сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет. 14 февраля 2006 года Правительство утвердило изменения в правила продажи алкогольной продукции. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной федеральной специальной маркой или акцизной маркой, а также - розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в общественном транспорте городского и пригородного сообщения всех видов и если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека. 21 февраля 2006 года Дума поддержала во втором чтении изменения в Налоговый кодекс по ЕСХН. Поправками в главу 26.1 Налогового кодекса вводится норма, запрещающая переводить на уплату ЕНВД налогоплательщиков сельхозналога, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни. Предлагается запретить переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям. Уточняется момент, с которого вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН. Корректировке также подверглись положения, определяющие порядок утраты права на применение сельскохозяйственного налога. Кроме того, предлагается учитывать при налогообложении, в частности, расходы на бухгалтерские и юридические услуги, на приобретение имущественных прав на земельные участки. 22 февраля 2006 года в третьем чтении принят Новый Закон «О рекламе». Законом, в частности, сокращается рекламное время телеэфира. Предлагается к 2008 году постепенно сократить максимальное время рекламы с 25 до 15 процентов в час. В обновленной редакции Закона более детально прописан запрет на рекламу так называемых "зонтичных брендов". Реклама алкоголя и табака полностью запрещена на телевидении и в наружной рекламе. Запрещается спам - несанкционированная рассылка рекламы по Интернету, мобильным телефонам и факсам. Ужесточаются требования к рекламе пива, биологически активных добавок и лекарственных препаратов, а также к рекламе игорного бизнеса. В телевизионной рекламе предусматривается запрет на образы врачей. Ограничивается реклама казино и игорного бизнеса, реклама с использованием телемагазинов. Запрещается распространение рекламы посредством передвижных конструкций, установленных на автомобилях, а также совмещение рекламы с дорожными знаками. 27 февраля 2006 года Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» Напомним, что Федеральным законом устраняется неточность в отношении определения контрактов, представляемых налогоплательщиками для подтверждения права на нулевую ставку налога на добавленную стоимость при поставках товаров в особые экономические зоны. Кроме того, Федеральный закон уточняет порядок применения вычета по налогу на добавленную стоимость по капитальному строительству в отношении объектов, строительство которых началось до 1 января 2006г. Данное уточнение касается урегулирования вопроса о допустимости применения указанного вычета только в случае фактической уплаты налога на добавленную стоимость. Необходимость принятия Федерального закона вызвана возникшей неточностью в формулировке соответствующих норм и обусловлена задачами устранения возможности необоснованного возмещения сумм налога на добавленную стоимость в 2006 году. При этом в связи с задержкой внесения соответствующего проекта федерального закона данной норме была придана обратная сила, что дало основания для постановки вопроса о противоречии указанной нормы статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. |
Документ: 41 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |