Просмотр аналитического материала

24.04.2006  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
   Новый Водный кодекс принят во втором чтении
   
   Государственной Думой 22 марта 2006 года принят во втором чтении проект федерального закона № 136492-4 «Водный кодекс Российской Федерации».
   Основной новацией новой редакции Водного кодекса (далее – проект) является переход от действующего административно-правового регулирования отношений водопользования на основании лицензирования использования водных объектов к гражданско-правовому регулированию указанных отношений на основании договоров водопользования, к которому применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.
   По сравнению с принятым в первом чтении в проект внесены изменения и сокращения, составившие до 50% объема, проект приобрел еще более рамочный характер. Структура кодекса также претерпела существенные изменения и стала более четкой (из 11 глав осталось 7). Не все основные принципы водного законодательства (статья 3), реализованы в тексте законопроекта.
   Доработанный ко второму чтению проект ориентирован на потребности промышленности в части снятия ограничений на ведение хозяйственной деятельности и строительства в водоохранных зонах, разведки и добычи полезных ископаемых на болотах; в части максимального сокращения экологической составляющей проекта. Предусматривается вовлечение водных объектов в гражданский оборот: разрешено приобретение в частную собственность прудов и обводненных карьеров; предусмотрено заключение по результатам аукционов договоров водопользования на использование акватории водных объектов; водопользователь вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу.
   Вместе с тем, по мнению большинства экологов, занимающихся водным законодательством, попытка перевода водных ресурсов (основы всего живого на земле) в рамки товарных отношений является ошибкой. При этом игнорируется весь мировой опыт в этом вопросе, в частности, законодательства ЕС, рассматривающего воду в водном объекте не как коммерческий продукт, а скорее как наследие, требующее охраны, защиты и бережного обращения. Федеральное правительство призвано обеспечить государственное управление водой как общенациональным ресурсом в реках, озерах и подземных горизонтах, выделив определенный ресурс для целевого пользования, сводя к минимуму вмешательство человека в водные объекты, сохраняя их как один из важных компонентов окружающей среды.
   В принятом во втором чтении проекте исключены положения, требующие значительных трудозатрат при их доработке (регулирующие вопросы предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования и решения о предоставлении водных объектов в пользование, а также вопросы платности использования водных объектов). В связи с высказанными критическими замечаниями на «промежуточный вариант» проекта, подготовленный ко второму чтению, сокращены отсылочные нормы при сохранении пробелов в правовом регулировании ряда положений Кодекса. При этом в связи с принятием Кодекса потребуется разработать большой массив нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
   Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными для граждан, которые вправе использовать их для личных и бытовых нужд. Предусмотрено также общедоступное пользование береговой полосой шириной 20 метров вглубь берега, а для каналов, рек и ручьев, протяженностью не более десяти километров - 5 метров.
   Закрепляется федеральная собственность на водные объекты. В соответствии с проектом, принятом в первом чтении, в иной, кроме федеральной, собственности, могли находиться только обособленные водные объекты. Ко второму чтению широко применяющееся в действующем законодательстве понятие «обособленного водного объекта» исключено, что позволит конкретизировать и увеличить число водных объектов, находящихся в частной собственности. Предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные полностью в границах принадлежащего собственнику земельного участка. Предельные размеры перечисленных водных объектов не оговариваются; земельные участки, на которых расположены данные водные объекты, не подлежат разделу. В качестве положительного момента в ходе доработки ко второму чтению следует отметить исключение озер из перечня водных объектов, которые могут находиться в иной, кроме федеральной собственности.
   Ко второму чтению учтены высказывавшиеся замечания о том, что в состав поверхностного водного объекта должна быть включена земля, покрытая водами.
   Кроме того, дополнены или изменены основные понятия, используемые в проекте, в основные принципы водного законодательства включены принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав собственности на водные объекты, а также принцип обеспечения доступа к водным объектам и водоохранным зонам должностных лиц, осуществляющих контроль.
   Изменяется деление на бассейновые округа – вместо 10 округов (первое чтение) устанавливается 20.
   Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора водопользования: для забора воды, для использования акватории водных объектов, для целей гидроэнергетики. Взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только при заключении договора водопользования. Помимо этого водные объекты могут предоставляться по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности страны, а также по решениям исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления для закрытого перечня случаев. Предусмотрены случаи, когда для осуществления водопользования не требуется заключение договора или принятия решения (для плавания судов, воспроизводства водных биологических ресурсов, разведки и добычи полезных ископаемых и т.п.).
   В соответствии с законопроектом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении вводного объекта в пользование не являются плательщиками водного налога. Действие водного налога сохранится только на переходный период для обладателей лицензий на водопользование, выданных до вступления в силу нового Водного кодекса (до окончания срока действия лицензий).
   Ранее предлагалось заключение всех договоров водопользования по результатам аукциона, что вызывало обоснованное беспокойство представителей промышленности, так как без водопользования невозможно осуществлять производственную деятельность. В принятом во втором чтении проекте Кодекса возможность заключения договора водопользования по результатам аукциона сужена до случаев использования акватории водного объекта. Перечень таких случаев будет определять Правительство Российской Федерации. К сожалению, при заключении договора водопользования по результатам аукциона, добросовестно исполнявший свои обязанности водопользователь не будет иметь преимущественного права перед другими претендентами на заключение договора водопользования на новый срок.
   По сравнению с первым чтением несколько улучшилась редакция статьи, предоставляющей водопользователю возможность передавать права и обязанности по договору водопользования другому лицу, - теперь для этого требуется согласие собственника водного объекта (в лице соответствующего органа исполнительной государственной власти или органа местного самоуправления). Вместе с тем нет однозначного указания о том, что подобная передача прав и обязанностей возможна только одновременно с передачей предприятия, для обеспечения деятельности которого предоставлено право водопользования. Здесь усматривается опасность приобретения права водопользования на наиболее привлекательных участках водных объектов с целью последующей его перепродажи водопользователям, которым оно необходимо для обеспечения производственной деятельности.
   Изменены виды водопользования: вместо общего, особого и специального – обособленное или совместное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться для определенных нужд, исключающих использование водных объектов другими лицами.
   Существенно уменьшен (до 2,2 и более раз) размер водооохраннных зон и сокращен перечень видов деятельности, запрещенных в указанных зонах. В том числе разрешено строительство хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В законопроекте «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие исключение земель водоохранных зон из состава земель природоохранного назначения и из состава земель водного фонда. С одной стороны, подобный разрешительный данный подход отвечает аналогичным подходам, которые применяются в европейском законодательстве. С другой стороны, в настоящее время в российских условиях отсутствуют возможности для обеспечения действенного жесткого контроля за соблюдением требований законодательства об охране водных объектов в водоохранных зонах. Благодаря этому может ухудшиться состояние водных ресурсов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, основой жизни и деятельности людей.
   По сравнению с «промежуточной» редакцией Кодекса, сформированной по итогам рассмотрения поправок ко второму чтению рабочей группой при профильном Комитете Государственной Думы, в текст законопроекта не вошли практически все поправки, призванные гарантировать права водопользователей. Ухудшилась редакция положения, предусматривающего, что при водоснабжении вода должна подаваться «соответствующего качества»; прекращение права пользования водным объектом будет производиться в административном порядке, а не по решению суда. Формулировка одного из оснований, в соответствии с которым может быть прекращено право водопользования, с повторного нарушения правил использования водных объектов, за которое водопользователю ранее выносилось предупреждение, изменено на позволяющее широкую трактовку «использование водного объекта с нарушением законодательства». Исключено указание на то, что водный объект может предоставляться в пользование на срок, меньший максимального (20 лет), только по желанию водопользователя. Кроме того, при принятии решения о предоставлении водных объектов в пользование отсутствует перечень случаев, когда возможен отказ; не предусмотрен порядок восстановления действия договора водопользования в случаях приостановления или ограничения водопользования. И этот перечень можно продолжать.
   Ко второму чтению из проекта исключены вопросы платности использования водных объектов. В том числе, не поддержаны поправки, предусматривающие сохранение действующего порядка, когда платежи за пользование водными объектами целевым образом направляются на их охрану, предупреждение вредного воздействия вод. В кодексе сохранена только статья, закрепляющая принципы установления платы за пользование водными объектами. Ставки платы за пользование водными объектами, ее расчет и порядок уплаты будут устанавливаться собственником водных объектов (для подавляющего большинства – Правительством Российской Федерации). С подобным подходом нельзя согласиться – основные вопросы установления платы за водопользование должны регулироваться федеральным законом.
   В условиях рамочного, слабого правого урегулирования в проекте отношений между водопользователем и уполномоченным органом, выступающим стороной договора водопользования, или предоставляющим право водопользования на основании решения, все пробелы, неясные вопросы будут определяться на основании подзаконных нормативных актов, что не способствует установлению равных отношений между сторонами договора и защите имущественных прав водопользователей.
   Таким образом, в соответствии с проектом большинство вопросов водопользования по-прежнему будет решаться в административном порядке, несмотря на декларацию о том, что основная цель Кодекса - переход на гражданско-правовое регулирование отношений водопользования.
   В ходе доработки проекта ко второму чтению предусмотрены положения, регулирующие вопросы управления водными объектами, отсутствовавшие в редакции Кодекса, принятой в первом чтении. По сравнению с «промежуточным вариантом» в проекте, принятом во втором чтении, расширены и уточнены формулировки полномочий органов государственной власти в области водных отношений. Среди положительных моментов следует отметить осуществление мониторинга водных объектов федеральными органами государственной власти. Ранее формулировка была менее удачной, а также предпринимались попытки частично возложить данную обязанность на водопользователя.
   Наряду с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора или решения, за исключением использования их для нужд обороны страны и безопасности государства. Помимо того субъектам Федерации переданы полномочия по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод.
   Следует отметить, что государство, как собственник водных объектов, должно обеспечивать управление водными ресурсами России. Однако законопроектом не предусмотрен механизм эффективного управления водными объектами, в том числе экономический. Практически не дополнены полномочия бассейновых советов за исключением указания на учет рекомендаций советов при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (частично учтена поправка ТПП РФ). Решения бассейновых советов носят исключительно рекомендательный характер. В условиях нарастания ущерба от пиков паводков, ухудшения состояния качества водных ресурсов государство должно отвечать за потери в экономике, ухудшение здоровья населения и сокращение продолжительность жизни. Еще Пастер сказал, что со стаканом воды мы выпиваем 80 % болезней.
   Без изменения остались положения о нормировании негативного воздействия на водные объекты и ситуация с водными объектами рыбохозяйственного значения. Таким образом, не решена проблема установления системы нормирования качества сточных вод на уровне, обеспечиваемом наилучшими существующими технологиями их очистки. Не уменьшится число водных объектов рыбохозяйственного значения: в соответствии с действующим порядком к ним отнесено большинство поверхностных водных объектов и предъявляются наиболее жесткие требования по нормированию сбросов.
   Из 66 поправок, подготовленных ТПП России к законопроекту и внесенных депутатом Государственной Думы Б.Н. Пастуховым, в проекте Кодекса учтено или частично учтено порядка 10 поправок. Большая часть поправок не была учтена в связи с изменением структуры Кодекса и исключением из него статей, к которым они были подготовлены.
   Введение в действие Водного кодекса предусмотрено с 1 января 2007 года.
   
   14 марта 2006 года в Торгово-промышленной палате России
   состоялась ежегодная встреча руководства и актива Палаты
   с депутатами Государственной Думы
   
   Во встрече руководства и актива ТПП России с депутатским корпусом приняли участие 34 депутата Государственной Думы, 45 представителей комитетов ТПП России, территориальных палат и отраслевых ассоциаций. В указанном мероприятии также приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Правового департамента Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Правительства Москвы, Академии наук Российской Федерации. Ход мероприятия освещали представители 25 СМИ, в том числе 5 телеканалов. Всего в мероприятии приняло участие около 140 человек.
   На встрече Президент ТПП России Е.М. Примаков отметил, что наряду с постоянной работой над законопроектами время от времени возникает необходимость концентрации усилий на одном из направлений. Сегодня - это демографическая ситуация, которая является ключом к решению всех проблем. «Вопрос стоит так: выживет Россия или не выживет», - отметил Е.М. Примаков. По различным экспертным оценкам, в середине века население России уменьшится до 100 миллионов человек. Вместе с тем, этот вопрос комплексный, и он не сводится только к увеличению деторождаемости и уменьшения смертности. Предотвратить это можно, только создав нормальные условия для жизни и сохранения здоровья россиян. Важно улучшение общего социального положения в стране, без чего невозможно решение проблем увеличения населения России.
   В этой связи еще большее значение приобретает претворение в жизнь национальных программ, представленных Президентом России В.В. Путиным. Вместе с тем, не все продумано исполнителями этой инициативы Президента Российской Федерации.
   «Как можно было разрабатывать, например, программу здравоохранения, не предусмотрев развитие медицинской промышленности. За последние 12 лет в стране не зарегистрировано ни одного нового отечественного лекарства», - заметил Е.М. Примаков. Только 1/10 часть средств, предусмотренных на реализацию национального проекта здоровья, определена на оснащение лечебных учреждений России. Основную же сумму, определенную для реализации национального проекта «Здоровье», планируется направить на строительство 15 медицинских центров, в то время как множество региональных больниц не имеет элементарного оборудования и требует ремонта.
   Е.М. Примаков подчеркнул, что сегодня очень остро стоит проблема освоения Сибири и Дальнего Востока, но здесь нет системного подхода. Для решения этой проблемы необходим прорыв. В заключение выступления Е.М. Примаков отметил, что ТПП готова работать с Госдумой для совершенствования законодательства, касающегося демографической политики, а также миграционной политики, которая становится актуальной из-за нехватки трудовых ресурсов. «Мы одинаково смотрим на вещи, и готовы взаимодействовать».
   Вице-президент ТПП России В.Б. Исаков подчеркнул, что в последние годы Палата стала более тесно взаимодействовать с депутатским корпусом - специалисты ТПП России вошли в состав всех экспертных советов, созданных при профильных комитетах Государственной Думы, принимают активное участие в доработке итоговых резолюций и рекомендаций парламентских слушаний и «круглых столов». Существенно вырос поток законопроектов, приходящих в ТПП на экспертизу. «И комитеты парламента, и правительственные структуры постепенно привыкли к тому, что ТПП постоянная, стабильно работающая экспертная структура, куда можно послать законопроект на экспертизу и получить не отписку, а достаточно содержательный, квалифицированный, грамотный ответ» - отметил В.Б. Исаков.
   Говоря об итогах работы по совершенствованию законодательства, В.Б. Исаков отметил, что в 2005 году деловому сообществу удалось провести в Государственной Думе ряд принципиальных поправок. Это касается расширения перечня расходов, позволяющих уменьшить налоговую базу при исчислении суммы налога при применении упрощенной системы налогообложения, а также возможность ее применения некоммерческими организациями. Малые и средние предприятия смогут теперь переходить на упрощенную систему налогообложения посредством оформления патента.
   В выступлении Вице-президентом Палаты также были отмечены принятые в прошлом году законодательные изменения, направленные на сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и оптимизацию процедур лицензионного контроля. Вступил в действие с января 2006 года новый основополагающий закон, регулирующий процесс размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Было также отмечено, что в своей деятельности ТПП России традиционно уделяет большое внимание вопросам поддержки и развития малых форм бизнеса, участвует в работе по совершенствованию трудового законодательства, придает самое серьезное значение вопросам инновационного развития и привлечения инвестиций.
   В.Б. Исаков отметил, что Палатой была разработана и издана Концепция правовой политики ТПП РФ до 2008 года. «В ней хотелось представить свое видение развития законодательства комплексно, не фрагментарно, а по основным направлениям Я хочу сказать, что Концепция - это наш рабочий документ, на который мы реально ориентируемся в своей деятельности и я думаю многие из Вас с интересом посмотрят те разделы, с которыми вы практически работаете» - завершил свое выступление В.Б. Исаков.
   Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по собственности В.С. Плескачевский отметил тесное сотрудничество депутатов Госдумы с ТПП России По его словам, неоднократно проводились совместные слушания по вопросу о ходе административной реформы. Во многом совпадают мнения депутатов с Концепцией правовой политики, разработанной Палатой. Депутат отметил, что во многих западных странах решение на государственном уровне принимается только после обсуждения проблемы с представителями отраслевых ассоциаций. «Не знаю, как субъект законодательной инициативы, но субъектом законодательного процесса Торгово-промышленная палата России обязана быть», - подчеркнул он.
   Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Г.В. Кулик подчеркнул, что для организации цивилизованной торговли в стране депутат внес предложение совместно с ТПП России разработать предложения о создании нефтяной, зерновой бирж, на которых производители могли бы выставлять свой товар и на которой бы формировалась цена на него.
   Депутат Государственной Думы Л.В. Пепеляева проинформировала участников встречи о том, что при фракции «Единая Россия» создан Экспертно-консультативный совет, который будет заниматься вопросами реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». Будут проведены специальные совещания по каждому из национальных проектов (22 марта, 7, 12 и 19 апреля соответственно).
   Председатель Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства А.С. Беляков отметил слабую подготовку Лесного кодекса И целый комплекс нерешенных проблем в этой важной области. «По сути, установлен нигде не прописанный налог – аренда земли. Это фактически оборотный налог» - отметил также А.С. Беляков.
   Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам С.И. Штогрин отметил необходимость восстановления налога с продаж при одновременной отмене НДС.
   Президент Астраханской торгово-промышленной палаты А.Д. Кантемиров остановился на проблемах малого бизнеса. «Единственное, что нужно от государственных органов – что бы не мешали работать и развиваться» - отметил представителей региона. «Я знаю, что в Государственной Думе обсуждаются поправки к Трудовому кодексу. Если раньше в Кодексе была статья 48, которая предусматривала, что работодатель в течение месяца может отказаться от заключения социально-трудового соглашения и не принять условия этого договора, то сейчас, согласно поправке, он должен будет предоставить мотивированный отказ от заключения соглашения, и решать вопрос о том, принять этот отказ или нет, будут чиновники. Это вырастает в новый административный барьер» - отметил также А.Д. Кантемиров.
   Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Е.В. Басин отметил, что приоритетный национальный проект «Доступное, комфортное жилье» отвечает решению демографической задачи. Создана законодательная база – порядка 28 законодательных актов. Есть экономическая основа – бюджет России позволяет решать эту задачу. Он также остановился на проблемах получения долгосрочного банковского кредита. «Необходимо целевым образом направлять деньги в муниципалитеты для того, что бы они готовили земельные участки для аукциона» - подчеркнул глава Комитета ТПП РФ.
   Член Комитета Государственной Думы по безопасности Г.В. Гудков внес предложение с целью более эффективной законотворческой деятельности создать координационный орган, который на постоянной основе будет осуществлять взаимодействие между ТПП РФ и Госдумой. Он также предложил доработать закон о ТПП так, чтобы кто-то из ее представителей имел статус члена Правительства Российской Федерации и участвовал в решении важнейших для государства вопросов от имени бизнес-сообщества.
   В заключение дискуссии первый заместитель Председателя Государственной Думы О.В. Морозов отметил, что позитивным следствием состоявшегося разговора могло бы стать более активная совместная работа депутатского корпуса и экспертов, представляющих бизнес, ТПП, профессиональные корпорации и сообщества в решении многих актуальных социальных и экономических задач. Он также отметил недостаточное общественное влияние, гражданского общества и политическое влияние Государственной Думы на решение многих очевидных проблем, которые касаются и налогового законодательства, и бюджетного законодательства, и законодательства в области малого бизнеса.
   О.В. Морозов высказал озабоченность демографической ситуацией в стране. Эта проблема, по его словам, не только политическая, но и общенациональная. По его мнению, неуспех в реализации общенациональных проектов будет ударом по авторитету страны и подорвет доверие граждан к власти. «Нужно объединить усилия Торгово-промышленной палаты России и Государственной Думы для их реализации», - подчеркнул О.В. Морозов.
   
   ТПП России направила в Правительство Российской Федерации предложения по основным направлениям налоговой политики
   на 2007-2009 года
   
   На состоявшемся 9 марта 2006 года заседании Правительства РФ был заслушан доклад Минфина России об основных направлениях налоговой политики. ТПП России направила к указанному заседанию свою позицию, содержащую конкретные меры по дальнейшему совершенствованию налоговой системы.
   В направленных материалах, в частности, отмечается, что существуют и застарелые нерешенные налоговые вопросы. Необходимо в кратчайшие сроки законодательно решить вопрос о предоставлении налоговых льгот для предприятий Восточной Сибири, а также претворить в жизнь принципиальное решение Правительства Российской Федерации, согласно которому плательщикам единого налога на вмененный доход будет разрешено применение кассовых машин, не оснащенных средствами защиты информации. Эта мера позволит существенно снизить расходы предприятий малого и среднего бизнеса.
   ТПП России предложила еще раз комплексно рассмотреть вопрос о восстановлении «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль. 50 процентов общей прибыли, направляемой на капитальные вложения, должны исключаться из налогооблагаемой базы. Это позволит предприятиям развивать собственное производство и модернизировать основные фонды, приведет в итоге к общей экономической стабильности и высоким темпам экономического роста.
   Более того, привлечение инвестиций в отечественную экономику напрямую связано с благоприятными налоговыми режимами. ТПП России был разработан соответствующий законопроект. С целью более полного использования возможностей так называемой «дедушкиной оговорки». Согласно этой оговорке, инвестор имеет право рассчитывать на сохранение существующего режима налогообложения (размеров налоговой нагрузки и режимов инвестирования) в течение 7 лет, даже в случае их изменения в сторону ухудшения. В действующем Законе такая оговорка имеется, однако, она относится только к приоритетным инвестиционным проектам.
   Правительство Российской Федерации до сих пор так и не утвердило порядок определения и регистрации приоритетных инвестиционных проектов. Соответственно не использовалась и «дедушкина оговорка», что не позволяло России опираться на нее для привлечения инвестиций в экономику. Указанный законопроект решает эти задачи, посредством исключения из текста Закона самого понятия «приоритетного инвестиционного проекта» и разрешительного порядка их регистрации. Такой подход позволит создать благоприятные условия для всех инвесторов, без исключения, и одновременно устранит возможности коррупции при принятии такого рода решений.
   Очевидно, что необходимо принятие дополнительных мер по обеспечения возврата (зачета) налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам и, как отмечалось, следует продолжить движение по снижению ставки налога до 13-15% (с сохранением льгот на печатную и лекарственную продукцию). Это позволит стимулировать отечественного производителя и создаст необходимые условия для экономической стабильности. Надо подумать, может быть вообще стоит отказаться от этого «сложного» в администрировании налога и заменить его налогом с продаж?
   Целесообразна корректировка существующих платежей при закупках технологического оборудования и запасных частей, в том числе за счет дальнейшего снижения и отмены ввозных таможенных пошлин на такую продукцию. Организации, делающие ставку на отечественную продукцию, возможно, должны получить налоговые преференции, например, в виде налоговых каникул. Тем самым у национальных производителей появились бы дополнительные стимулы.
   По налогу на имущество организаций целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 30 млн. руб. Данная льгота должна предоставляться предприятиям на срок не менее 5 лет. Эта мера позволит стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь - высокотехнологичных.
   Палата считает, что принятые летом 2006 года изменения в НК РФ (ФЗ № 101 от 21 июля 2005 года) не способны коренным образом изменить ситуацию и дать мощные стимулы для развития этого крайне важного направления предпринимательства. Представляется, что следует увеличить годовой оборот, позволяющий малым предприятиям перейти на упрощенную систему налогообложения, до 60, а в отношении малых венчурных и инновационных предприятий – до 100 миллионов рублей. Кроме того, необходимо форсировать принятие базового Закона о малом бизнесе.
   
   Реформирование НДПИ: cпоры продолжаются
   
   На основе предложений территориальных ТПП, союзов и ассоциаций-членов ТПП РФ в Минфин России и Минэкономразвития России направлено заключение Палаты по законопроекту о совершенствовании налога на добычу полезных ископаемых. В частности, в заключении указывается, что ТПП России, поддерживая в целом указанный законопроект, предлагает рассмотреть вопрос о его доработке с учетом следующего.
   1. В статье 1 законопроекта формула расчета понижающего коэффициента (Кв) к ставке налога на добычу полезных ископаемых построена таким образом, что даже при 100% выработанности месторождения налог будет взиматься в размере 0,3 от базовой ставки, что не вполне логично. Как правило, при достижении 95% выработанности эксплуатация месторождения становится нерентабельной.
   В связи с этим предлагается при достижении выработанности месторождения на уровне 95 % применять нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых и соответственно изменить формулу расчета понижающего коэффициента, начиная с 0,7 (при 80% выработанности) до нуля (при 95% выработанности с изменением формулы).
   2. Пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. В статье 2 законопроекта предусматривается дополнение указанного пункта подпунктом 8, согласно которому применение нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче «нефти на новых месторождениях до достижения степени выработанности запасов месторождения равной 0.2 и срока эксплуатации нового месторождения, не превышающего или равного 7 годам с момента утверждения в установленном порядке проекта промышленной разработки месторождения».
   Принимая во внимание факторы, характеризующие сложность разработки месторождений с учетом их геологических особенностей, а также с целью стимулирования ввода в эксплуатацию всех новых месторождений считаем целесообразным дополнить указанный подпункт 8 (абзац четвертый статьи 2 проекта) предложением следующего содержания:
   «В прочих месторождениях до достижения степени выработанности запасов месторождения равной 0.1 и срока эксплуатации нового месторождения, не превышающего или равного 3 годам с момента утверждения в установленном порядке проекта промышленной разработки месторождения». Таким образом, для указанной выше категории месторождений предлагается также применять нулевую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых.
   3. Абзац девятый статьи 2 проекта устанавливает перечень регионов, в которых разрабатываемые месторождения относятся к «новым». На наш взгляд, понятие «новое месторождение» следует распространить на всю территорию Российской Федерации с тем, чтобы не накладывать ограничения в отношении компаний малого бизнеса, владеющими небольшими месторождениями (от 0,2 до 1 млн. тонн извлекаемых запасов).
   В качестве альтернативного варианта предлагаем включить в указанный перечень Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-мансийский автономный округ, так как нефтедобывающие компании и на территории Западной Сибири имеют лицензии на освоение новых месторождений, разработка которых требует значительных инвестиций в создание инфраструктуры.
   
   Реформа налогового администрирования
   выходит на завершающий этап
   
   Депутаты в рамках подготовке законопроекта ко второму чтению существенно скорректировали его текст, несмотря на возражения Минфина России. В чем же заключаются основные новации. Напомним, что согласно редакции первого чтения с выездной проверкой налоговые органы могут прийти на фирму не более двух раз в течение одного года. Предельный срок проведения такой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. Что касается повторных выездных налоговых проверок, то они могут проводиться по двум основаниям: в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа.
   Парламентарии предлагают ввести в налоговое законодательство термин «презумпция невиновности налогоплательщика», а также планирую ограничить список документов, которые имеют право требовать налоговые органы при проведении камеральной проверки, уменьшить сроки проведения выездной проверки.
   Депутаты также предлагают внести в НК РФ существенные изменения, в корне меняющие действующий порядок внесудебного взыскания штрафов за налоговые правонарушения. По сути, вместо нынешнего «внесудебного» порядка, отменяющего презумпцию невиновности налогоплательщиков, заложенную в Налоговый кодекс, парламентарии предложили ввести «досудебный» порядок урегулирования налоговых споров.
   Сначала налоговый орган по итогам проверки выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. Если налогоплательщик с этим решением не согласен, то должен в течение 10 дней обжаловать это решение в вышестоящем налоговом органе. Сам факт подачи жалобы означает, что списать с налогоплательщика что-либо во внесудебном порядке, пусть даже 10 рублей, налоговики не имеют права. Более того, на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом (на это отводится месяц) приостанавливается исполнение первоначального решения налоговых органов не только в части штрафных санкций, но и в части списания недоимки и пени. И только после рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом налогоплательщик получает право обратиться с иском в суд, если, конечно, решение вышестоящей инстанции его также не удовлетворит.
   Если же жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней налогоплательщик так и не направит, это будет свидетельствовать об отсутствии у него спора с налоговиками, и решение о привлечении к ответственности вступит в законную силу. Опять-таки независимо от того, какие суммы штрафов фигурируют в решении.
   
   Приватизация: новый этап – новации в законодательстве
   
   На заседании Правительства Российской Федерации 15 марта 2006 года в числе прочих был рассмотрен вопрос «Об итогах приватизации федерального имущества в 2005 году и о задачах в области приватизации государственного и муниципального имущества в 2006 году».
   В рамках исполнения плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 г. Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти и Российским фондом федерального имущества разработало и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об акционерных обществах».
   Законопроект, в частности, направлен на:
   - отказ от акционирования мелких и средних унитарных предприятий;
   - отмену института нормативной цены в процедуре приватизации;
   - упрощение продажи единичных акций открытых акционерных обществ;
   - совершенствование процедуры продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения;
   - переход на качественно новый уровень информационной прозрачности приватизации;
   - упрощение создания открытых акционерных обществ при приватизации;
   - возможность привлечения инвестиций в открытые акционерные общества с уменьшением доли государства;
   - переход на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества.
   В законопроекте учтены некоторые предложения ТПП России по предоставлению преференций при приватизации арендаторам государственного и муниципального имущества, являющимся субъектами малого предпринимательства.
   Так, лицо, арендующее недвижимое имущество, подлежащее продаже на аукционе (конкурсе), в течение не менее чем трех лет до дня подведения итогов аукциона (конкурса), признаваемое в соответствии с федеральным законом субъектом малого предпринимательства, а также в случае, если его единственным учредителем является организация инвалидов, вправе внести задаток в размере 10 процентов начальной цены при условии представления документов, подтверждающих соответствие указанного лица данным требованиям. Кроме того, таким покупателям предлагается возможность уплаты выкупной цены в рассрочку сроком до трех лет.
   В целях создания правовой возможности приватизации учреждений Минэкономразвития России также разработало и внесло в Правительство РФ законопроект, устанавливающий возможность приватизации государственных и муниципальных учреждений в том же порядке, который предусмотрен для государственных и муниципальных предприятий.
   Кроме того, проведенный Минэкономразвития России анализ нормативных актов выявил порядка 80 федеральных законов и указов Президента РФ, принятых с 1991 года, устанавливающих не обоснованные на сегодняшний день ограничения на приватизацию государственного и муниципального имущества. В настоящее время министерством подготовлены проекты федерального закона и указа Президента РФ, предусматривающие отмену устаревших ограничений на приватизацию.
   Принятие указанных нормативных правовых актов, по замыслу разработчиков, позволит освободить государство от имущества, не соответствующего его функциям, в рамках реализации задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008).
   
   Идея о введении государственной монополии на алкогольном рынке обрела зримые очертания
   
   В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 279547-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», подготовленный по результатам деятельности Рабочей группы по вопросу государственной монополии на алкогольном рынке, образованной в Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
   Законопроект имеет следующие концептуальные положения:
   - объект государственной монополии на алкогольном рынке – оборот сырья для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (этилового спирта);
   - возможность образования единого уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
   - введение государственного контроля объемов производства, поставки и закупки этилового спирта на основе формирования баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции и разрешительного порядка купли-продажи этилового спирта с предоставлением установленных федеральным законом документов;
   - введение механизмов обеспечения полной уплаты акциза путем предоплаты либо банковской гарантии при закупке этилового спирта из расчета максимальной ставки акциза на алкогольную продукцию;
   - утверждение Правительством РФ минимальных отпускных оптовых и розничных цен на реализуемую на территории страны алкогольную продукцию;
   - государственный контроль производственных мощностей по производству этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции;
   - государственный контроль производства и оборота этилового спирта, предназначенного для медицинских целей;
   - аккредитация уполномоченным органом организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
   ТПП России планирует провести независимую экспертизу данного законопроекта.
   
   Большому кораблю – большое плавание
   
   16 марта 2006 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на тему: «Законодательное обеспечение создания экономических условий для обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в Российской Федерации».
   Участники слушаний отмечали существенное ухудшение положения российской судостроительной промышленности: неудовлетворительное технологическое состояние, износ основных фондов отрасли. Кроме того, за период с 2000 по 2005 годы загрузка предприятий этой отрасли не превышала 20-25%. Отсюда и отставание по производительности труда и срокам постройки судов.
   По мнению участников мероприятия, отсутствие целенаправленной государственной поддержки судостроительной отрасли может повлечь угрозу национальной безопасности России.
   По итогам слушаний были приняты рекомендации, в которых, в частности, высказаны предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на создание благоприятных условий для развития судостроительной промышленности.
   Так, например, предлагается установить ставку «0» процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации судов, построенных на отечественных верфях для российских компаний, при модернизации и ремонте судов отечественными предприятиями, а также при ввозе судового комплектующего и технологического оборудования, не имеющих российских сертифицированных аналогов.
   Кроме того, судовые комплектующие и технологическое оборудование, ввозимые для модернизации мощностей отечественных судостроительных предприятий и не имеющие российских сертифицированных аналогов, предлагается освободить и от таможенных пошлин.
   Также предлагается освободить от налога на имущество и земельного налога уникальных сооружений судостроительных предприятий, перечень которых должно устанавливать Правительство Российской Федерации.
   В ходе парламентских слушаний обсуждался также разработанный в Правительстве Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания нормативно-правовых условий для развития судостроительной промышленности». Данный законопроект как раз и направлен на установление указанных льгот.
   
   Опасные объекты станут «менее опасными»
   
   23 марта в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему: «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», которые провел Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
   Напомним, что проект федерального закона № 231802-4
   «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» был принят Государственной Думой в первом чтении 16 декабря 2005 года. Стоит также отметить, что Торгово-промышленной палатой Российской Федерации был направлен в Государственную Думу ряд поправок.
   Участники парламентских слушаний подчеркивали, что принятие закона, о котором идет речь, позволит страховому рынку России выйти на новый уровень развития, но в то же время называли и недостатки законопроекта. К их числу, в частности, отнесли то, что не учитываются индивидуальные особенности опасных объектов, а также запрет на эксплуатацию тех объектов, владельцы которых не исполнили требований по обязательному страхованию, хотя сама остановка деятельности большинства опасных объектов может привести к катастрофе. Требуют внесения изменений, по мнению законодателей, положения законопроекта, касающиеся расторжения договора и замены сторон договора. Говорилось о необходимости установить механизм, обеспечивающий непрерывность страхования.
   По итогам слушаний приняты рекомендации, адресованные Государственной Думе, с перечнем предлагаемых в законопроект изменений.
   
   
   
   
   Коротко
   
   3 марта 2006 года Президент РФ подписал изменения в статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые направлены на борьбу с неплательщиками административных штрафов. Закон расширяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о неуплате или несвоевременной уплате административного штрафа.
   16 марта 2006 года состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации с участием Президента РФ посвященное реализации приоритетных национальных проектов.
   17 марта 2006 года Дума приняла в первом чтении законопроект о создании нового типа особых экономических зон - туристско-рекреационных. Действующий Закон об особых экономических зонах предусматривает, напомним, создание промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Для организаций, работающих на их территории, предусмотрены налоговые послабления, таможенные преференции и установлен режим землепользования. Принятые в первом чтении поправки в Закон об ОЭЗ определяют особенности организации и ликвидации третьего типа зон - туристско-рекреационных. Для резидентов указанной зоны устанавливается льготная ставка ЕСН в размере 14% (при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 000 рублей), а также предусмотрено снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ планируется освободить в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
   17 марта 2006 года в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 280439-4 «О развитии сельского хозяйства». Законопроект должен стать основополагающим актом, устанавливающим правовые основы реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства, направленной на обеспечение населения отечественными продовольственными товарами и содействующей устойчивому развитию сельских территорий.
   23 марта 2006 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по теме: «Законодательное обеспечение реализации приоритетных проектов в области недропользования». ТПП России подготовила предложения в части стратегии развития топливно-энергетического комплекса, которые были учтены при разработке проекта Рекомендаций парламентских слушаний.
   23 марта 2006 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждался проект сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2009 года.
   В 2007-2008 гг. предусматривается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения. По акцизам на табачную продукцию предлагается сохранить систему комбинированных ставок по сигаретам.
   Начиная с 2007 года адвалорную составляющую ставок акцизов на сигареты предлагается исчислять не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети. В 2007-2009 гг. должны ежегодно индексироваться специфические ставки акцизов с учетом прогнозируемых уровней инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты и сигареты). Индексацию акцизов на нефтепродукты в 2007-2008 гг. предлагается не производить. На 2009 год ставки акциза на нефтепродукты предлагается проиндексировать в меру прогноза инфляции, предусмотренной на 2008 год. Ставки акцизов на сигареты предлагается проиндексировать в 2007 году на 30%, в 2008-2009 гг. - на 20%.
   До 2009 года действующая ставка НДС на уровне 18% сохранится. С 2007 года вводится заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами.
   28 марта 2006 года Дума приняла в первом чтении законопроект о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари. В проекте предусматриваются меры, направленные на укрупнение игорных заведений. Минимальная площадь игрового зала казино определена в 800 кв. м, зала игровых автоматов - 100 кв. м. В одном казино может быть установлено не менее 10 игровых столов. Ужесточаются требования к размещению игорных заведений. Поправки должны вступить в силу через 6 месяцев со дня их опубликования. При этом срок действия лицензий на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, в том числе букмейкерских организаций, выданных до вступления поправок в силу, продлевается до 31 декабря 2008 года, вне зависимости от срока действия, указанного в этих лицензиях.
   30 марта 2006 года Дума приняла во втором чтении поправки в Земельный кодекс, которые касаются совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю. Согласно проекту распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Однако ее отсутствие, когда госсобственность не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Поправки должны вступить в силу с июля 2006 года. Изданные Правительством РФ до этого срока акты об утверждении перечней земельных участков, на которые определено право собственности, являются основанием для государственной регистрации этого права.

Документ: 42
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ