18.08.2006 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
О перспективах совершенствования предпринимательского законодательства Российской Федерации 1 и 2 июня 2006 года в Институте государства и права РАН при активном участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации была проведена Всероссийская научно-практическая конференция (далее – конференция) «Проблемы предпринимательского права в современной России». На указанной конференции была проведена презентация проекта концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации, подготовленная Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, с целью ее дальнейшего всестороннего обсуждения. В этой связи Департаментом по законодательству были подготовлены СД-диски с материалами по концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации для участников конференции. Конференция проходила под председательством Директора Центра предпринимательского законодательства Института государства и права РАН С.С. Занковского. В работе конференции приняли участие ведущие ученые и практические работники Российской Федерации и Украины. Участники конференции выразили признательность Торгово-промышленной палате Российской Федерации за представленную концепцию Предпринимательского кодекса Российской Федерации и выразили надежду на дальнейшую работу, как по самой представленной концепцией, так и по подготовке текста самого законопроекта. В целом участники конференции поддержали представленные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации материалы. В целом представленная концепция проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации направлена на систематизацию в форме кодификации более двухсот федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Концепция предполагает разработку и принятие Предпринимательского кодекса по частям: общую и особенную. Причем разделы особенной части могут являться самостоятельными кодифицированными единицами. Следует подчеркнуть, что кодификация предпринимательского законодательства в Российской Федерации началась. Принятые Градостроительный кодекс и Кодекс торгового мореплавания - являются тому подтверждением. Выступивший 2 июня 2006 года Академик Украины В.К. Мамутов представил краткую характеристику вступившего 1 декабря 2004 года на Украине Хозяйственного кодекса (принят 16 января 2003 года). Данное обстоятельство позволяет говорить о начале процесса принятия концепции цивилистического дуализма на постсоветском пространстве. Хозяйственный кодекс Украины состоит из 9 разделов, 41 главы и 418 статей. Предметом ведения Хозяйственного кодекса (ст. 1) являются собственно хозяйственные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования. К субъектам хозяйствования Хозяйственный кодекс относит организации любых форм собственности, предпринимателей, а также органы государственной власти и местного самоуправления, занимающиеся хозяйственной деятельностью. Представляется наиболее важным разделение компетенции Хозяйственного кодекса с другими отраслями украинского законодательства. В частности (ст. 4 Хозяйственного кодекса Украины), говорит о том, что в предмет кодекса не входят отношения, регулируемые гражданским кодексом; земельные, водные, воздушные, экологические отношения; значительная часть правового регулирования мореплавания; финансово-бюджетные отношения и отношения административные, возникающие в сфере государственного регулирования. Таким образом, Хозяйственный кодекс Украины занимает строго определенное место в системе правового регулирования этой страны. Учитывая общность украинского и русского народов, близких по культуре, мировоззрению и религиозной идентификации, следует признать и общность нашей правовой культуры, выраженной в едином постсоветском законодательстве. В этой связи опыт создания и принятия Украиной Хозяйственного кодекса следует принять позитивным для российской законотворческой идеологии и практики. Данный Хозяйственный кодекс можно принять за основу для создания более совершенного Предпринимательского кодекса Российской Федерации, учитывая те ошибки и недоработки, которые были совершены украинскими законодателями. Украина – это, так сказать, первый пробный шар на всем постсоветском пространстве в деле подготовки и принятия единого кодифицированного законодательного акта в предпринимательской сфере. Отметим, что идея кодификации предпринимательского законодательства нашла свое развитие на уровне ЕврАзЭС. В частности, 25 мая 2006 года в Минске состоялось заседание Постоянной комиссии по торговой политике и международному сотрудничеству Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества. Десятым пунктом повестки этого заседания был поставлен вопрос о разработке Торгового кодекса ЕврАзЭС. Идея кодификации предпринимательского законодательства как в рамках ЕврАзЭС, так и в рамках федерального законодательства Российской Федерации, международно-правовых норм СНГ, Таможенного союза, Союзного государства, самого заслуживает внимания и, учитывая большой массив нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, может способствовать устранению имеющихся юридических противоречий в понятийном аппарате и конкретных правовых нормах. Подготовка и принятие Торгового кодекса как более узкого нормативного правового акта, чем Предпринимательский кодекс, является на наш взгляд первым шагом в деле кодификации всего предпринимательского законодательства. Отрадно отметить, что руководство ЕврАзЭС понимает необходимость такого шага. В целом Постоянная комиссия по торговой политике и международному сотрудничеству приняла к сведению информацию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о нашей позиции по данному вопросу и взяла позиции ТПП России за основу разработки указанной концепции Торгового кодекса ЕврАзЭС. Национальный приоритет – противодействие коррупции В рамках работы по реализации основных положений Послания Президента России Федеральному Собранию 20 июня состоялся «круглый стол» Комиссии Госдумы по противодействию коррупции на тему: «Законодательное обеспечение противодействия коррупции». Участники мероприятия высказались за гармонизацию национального законодательства с международным законодательством и скорейшую ратификацию Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Также были обсуждены первоочередные меры законодательного обеспечения противодействия коррупции в самых различных сферах общественных отношений: правоохранительной и судебной деятельности, взаимоотношений власти и бизнеса, образования и здравоохранения, государственных закупок, квотирования, лицензирования и регистрации, отвода земель под строительство и другие проблемные вопросы. Очевидно, антикоррупционная политика должна определять разработку и осуществление целенаправленных и последовательных мер государства, гражданского общества и предпринимателей по противодействию коррупции, рассчитанных как на долгосрочную перспективу, так и на ближайший период. Минимизировать уровень коррупционных проявлений можно лишь в том случае, если соответствующие комплексные меры будут осуществляться в рамках единой государственной антикоррупционной политики. ТПП России как организация, защищающая интересы российских предпринимателей и общества в целом, поддерживает тезис о том, что системное и постоянное противодействие коррупции должно стать стратегической задачей государства. Палата последовательно выступает за усиление роли при формировании государственной политики негосударственных организаций, ориентированных на поддержку отечественного предпринимательства, его интеграцию в мировую экономику на благоприятных для страны условиях. Потенциал таких организаций, в особенности системы торгово-промышленных палат, должен быть востребован и при разработке нормативных правовых актов, проведении их независимой экспертизы. В рамках совершенствования деятельности палат по реализации предусмотренных законодательством полномочий по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов ТПП России разработано и внедряется в практику положение о проведении такой экспертизы, которое, в частности, предусматривает и антикоррупционную экспертизу законопроектов. ТПП России с удовлетворением воспринимает усилия законодательной и исполнительной ветвей власти по имплементации в российскую правовую систему основополагающих международных правовых актов по борьбе с коррупцией. Полагаем, что этот процесс следует интенсифицировать и ускорить ратификацию и подписание таких международных актов, как указанная Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173) и Конвенция по гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS 174). Считаем, что в настоящее время решающим фактором в борьбе с коррупцией может стать налаживание реального частно-государственного партнерства в этой сфере. В этой связи ТПП России акцентирует свои усилия на разработке действенного механизма противодействия коррупции не только в государственном аппарате, но и собственно в частном секторе. Правовую основу для совершенствования правового механизма в этой области создает ратифицированная Российской Федерацией в этом году Конвенция ООН против коррупции 2003 года (статьи 12, 21, 22 и др.). В частности, каждое государство-участник Конвенции принимает меры по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер. ТПП России активно проводит работу по содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и коммерческими организациями, особенно в сфере противодействия недружественным поглощениям и другим формам использования корпоративных процедур для незаконного перераспределения собственности. Большую роль организации предпринимательского сообщества призваны играть при содействии разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе коммерческих фирм, включая кодексы поведения для правильного, добросовестного и надлежащего осуществления деятельности предпринимателями и предупреждения возникновения конфликта интересов, а также для поощрения использования добросовестной коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государством. В рамках этой работы большое значение приобретает сотрудничество с международными организациями, например, с Международной торговой палатой – Всемирной организацией бизнеса (МТП) по внедрению в российскую деловую практику антикоррупционных стандартов ведения бизнеса. Такие стандарты могут быть выработаны на основе рекомендаций МТП «Борьба с вымогательством и взяточничеством: Правила поведения в бизнесе и Рекомендации Международной торговой палаты» 2005 года. В этой авторитетной международной организации ТПП России в соответствии со статьей 17 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» представляет интересы своих членов. Палата намерена значительно расширить сферу своего участия в деятельности МТП, в том числе и в Комиссии МТП по борьбе с коррупцией, и приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных лиц с целью выработки консолидированной позиции российских деловых кругов. Полагаем необходимым также внести изменения в законодательство о государственной службе для предупреждения возникновения конфликта интересов путем установления ограничений в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, если такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Конвенцией ООН предусмотрены также меры по обеспечению того, чтобы частные организации, с учетом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний. В связи с этим полагаем, что проект федерального закона «О бухгалтерском учете», разрабатываемый Минфином России, должен содержать нормы, которые соответствовали бы необходимым требованиям по прозрачности бухучета и исключали создание громоздкого механизма такого учета. Также в условиях либерализации валютного и финансового рынка считаем необходимым принять усиленные меры по противодействию отмыванию незаконно полученных денежных средств через предприятия частного сектора, включая банки. Действенной экономической мерой, направленной на противодействие легализации коррупционных доходов, может стать скорейшее введение налога на недвижимость с одновременной инвентаризацией всех объектов, составляющих базу такого налога. В рамках принятия мер по содействию прозрачности в деятельности частных организаций, включая меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими, полагаем весьма важным ускорить работу над законопроектами, предусмотренными Концепцией развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, разработанной с участием бизнес-сообщества и одобренной Правительством РФ 18 мая 2006 года. Соответствующие предложения Палаты были направлены в Государственную Думу и рассмотрены в ходе «круглого стола». Демографический фактор и развитие отечественной экономики 27 июня в ТПП России состоялся «круглый стол» на тему: «Демографический фактор развития российской экономики», организованный ТПП РФ и Координационным Советом объединений работодателей России (КСОРР) для обсуждения возможных направлений действий бизнеса по решению проблем демографического развития. В рамках этого мероприятия было подписано Соглашение о взаимодействии в социально-трудовой сфере между ТПП России и КСОРР. Соглашение заключено в целях наиболее полного использования потенциала бизнес-сообщества, представленного ТПП России и КСОРР, для решения задач в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также в целях обеспечения участия предпринимателей, представленных в ТПП России, в урегулировании отношений с их социальными партнерами. Участники круглого стола считают, что: 1. Решение задачи демографического развития в России должно осуществляться за счет реализации целого комплекса мер как социального, так и экономического характера (стабильность социально-экономического положения и укрепление системы социальных, политических и гражданских гарантий, в том числе расширение реального доступа к качественному образованию и здравоохранению, повышение качества занятости, развитие системы социальной защиты). 2. Реформирование социальной политики должно осуществляться с учетом проблем демографического развития. Для этого должна проводиться демографическая экспертиза принимаемых решений в данной сфере. 3. Необходима разработка комплексной программы, направленной на снижение смертности населения, в первую очередь, в трудоспособном возрасте. Среди мер по снижению смертности должны быть меры в области медицины, профилактики заболеваемости, снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве, создание механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда, совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, мероприятия по профилактике и борьбе с алкоголизмом и наркоманией, другими заболеваниями социального характера, включая ВИЧ-СПИД. Особое внимание следует сосредоточить на создании установки на здоровый образ жизни, на профилактических мероприятиях в совокупности являющиеся факторами, наиболее влияющими на состояние здоровья населения и требующими относительно небольших затрат. Свой вклад в реализацию этих мероприятий должны внести все стороны социального партнерства (пропаганда здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, семейным ценностям, сбалансированному питанию, создание условий и стимулов для отказа от вредных привычек, пропаганда занятий спортом, диспансеризации и других профилактических мероприятий). Конкретные обязательства необходимо предусмотреть при подготовке следующего Генерального соглашения. Требует пересмотра информационная и просветительская политика государственных и муниципальных СМИ в направлении создания в обществе атмосферы социального оптимизма, пропаганды семейных ценностей, трехдетной семьи, здорового образа жизни. Целесообразно рассмотреть вопрос о ратификации рассмотреть возможность ратификации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Россия, несмотря на наличие высокой смертности от заболеваний, связанных с табакокурением, является одной из немногих стран, не подписавших данную конвенцию (168 стран подписали, более 30 ратифицировали). При корректировке приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2007 год следует предусмотреть качественные показатели, направленные на достижение конкретных целей: снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, младенческой смертности, СПИД. 4. Для повышения эффективности регулирования миграционных потоков наряду с уже предпринимаемыми и разрабатываемыми мерами необходимо: разработать прогноз потребностей в иностранной рабочей силе на уровне России в целом и каждого экономического региона, определив приоритеты по возрастному и профессиональному составу иностранных работников, требованиям к их квалификации; оптимизировать порядок оформления разрешительных документов для иностранных работников, сняв эту обязанность с работодателей и делегировав ее государственным институтам; скоординировать действия органов исполнительной власти по регулированию миграционных процессов. 5. Решение задач укрепления здоровья трудящихся и увеличения рождаемости все острее ставит вопрос о необходимости реформирования системы обязательного социального страхования, в первую очередь обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования на страховых принципах. 6. В целях расширения благотворительных и социальных корпоративных программ целесообразно сформировать механизм их стимулирования. Российский фондовый рынок имеет все шансы стать цивилизованным 13 июня 2006 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с Немецкой Биржей «Deutsche Börse» на тему: «Перспективы российско-европейского сотрудничества в области рынка ценных бумаг: инфраструктура, законодательство, инвестиции». Опыт немецких коллег, по мнению участников «круглого стола», чрезвычайно полезен. Особенно это касается законодательного регулирования рынка ценных бумаг. Как отметил Заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Аксаков А.Г., в Государственную Думу в скором времени будет внесен ряд законопроектов о Центральном депозитарии, клиринговой деятельности, секьюритизации финансовых активов, о производных финансовых инструментах, об инсайдерской информации и манипулировании рынком и ряд других. Эти законопроекты позволят создать стабильный и открытый финансовый рынок. Напомним, что Государственная Дума уже приняла в первом чтении проекты федеральных законов №№ 295632-4 и 281421-4, дополняющие перечень ценных бумаг новыми видами: биржевыми облигациями и российскими депозитарными расписками. Кроме того, участники «круглого стола» также отметили большой опыт «Deutsche Börse» в области применения информационных технологий при осуществлении различного рода финансовых операций. Не вызывает сомнения, что внедрение передовых информационных технологий позволит существенной снизить издержки, как финансовые, так и временные – за счет многократного увеличения количества сделок, совершаемых за единицу времени. Подводя итоги «круглого стола», участники отметили, что развитие российского финансового рынка происходит в направлении консолидации инфраструктуры, формирования цивилизованного правового поля, повышения эффективности рыночных механизмов, а также развития международного сотрудничества. 13 июня 2006 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему готовящейся амнистии капиталов На организованных Комитетом Госдумы по бюджету и налогам слушаниях депутаты обсудили правительственный законопроект об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (№ 294432-4). Согласно пояснительной записке к законопроекту и заявлениям чиновников Минфина России, предполагается, что начнется налоговая амнистия с июля 2006 года, и будет длиться девять месяцев - по апрель 2007 года. В течение этого времени гражданам разрешат в упрощенном порядке задекларировать сокрытые ранее и полученные до января 2005 года доходы. Требуется только заплатить декларационный платеж в размере 13%. При упрощенном декларировании доходов не устанавливаются ограничения по минимальным или максимальным суммам декларируемых денежных средств, а также по видам валют. Одновременно Правительство РФ предлагается внести поправки в Налоговый кодекс, которые освободят от уголовной ответственности в области налогов и сборов лиц, осуществивших упрощенное декларирование доходов и уплативших декларационный платеж. Это предлагается осуществить путем декриминализации неуплаты подоходного налога и ЕСН по доходам, полученным до 1 января 2005 года. По мнению ТПП России, законопроект нуждается в серьезной переработке. Проектом закона не предусмотрены гарантии гражданам от преследования налоговыми и правоохранительными органами, отсутствуют правовые механизмы защиты информации, под налоговую амнистию не подпадают юридические лица (более того, сам законопроект, по сути, не предусматривает никакой налоговой амнистии, а лишь говорит о неком упрощенном порядке декларирования). Серьезной недоработкой является, что вводимый так называемый «декларационный платеж» выведен из налоговой системы России (не ясна его правовая природа). Законопроект, кроме того, не обеспечивает инвестиционную составляющую – не предусмотрены стимулы для возврата капиталов в российскую экономику. Следует также отметить, что в законопроекте идет речь только о денежных средствах граждан, а приобретенное имущество не упоминается. Наконец, предлагаемый декларационный платеж в размере 13%, не привлекателен для налогоплательщиков, так как равен ставке налога на доходы физических лиц и почти в два раза превышает аналогичные «декларационные платежи» в Казахстане и других странах. 30 июня 2006 года в Государственной Думе рассмотрен во втором чтении проект федерального закона № 181057-4 о совершенствовании налогового администрирования Диалог власти и бизнеса по вопросу построения оптимальной модели взаимоотношений налоговых органов и предпринимателей продолжался более года, однако, многие принципиальные для предпринимательского сообщества вопросы остались нерешенными. 1. Разработчики законопроекта предлагают закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс), что налоговый орган не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев). В проект закона, подготовленный ко второму чтению, не включена поправка об исчислении срока выездной проверки вне зависимости от времени фактического пребывания налогового инспектора на территории проверяемого налогоплательщика. 2. В проект закона не были внесены поправки, поддержанные предпринимательским сообществом, согласно которым налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по итогам проведения повторной налоговой проверки. На наш взгляд, единственным основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в этом случае может служить лишь факт сговора налогоплательщика с должностным лицом налогового органа. 3. Не оправдались и ожидания налогоплательщиков на то, что в будущем при проведении камеральных проверок у налоговых органов не будет права предъявлять требования о предоставлении бесчисленного количества документов. По существу в проекте закона предлагается сохранить нынешнюю ситуацию, когда налоговые органы в рамках камеральной проверки могут потребовать практически любые документы. 4. Существенным недостатком законопроекта, по нашему мнению, является отсутствие в нем положений, устанавливающих ответственность должностных лиц налоговых органов за нарушение налогового законодательства. 5. Рассматриваемым законопроектом несколько ухудшается положение субъектов малого предпринимательства. Так, для индивидуальных предпринимателей вводится налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета и составления бухгалтерской отчетности в тех же размерах, что и для юридических лиц. Мы полагаем, что проблему улучшения качества налогового администрирования не следует связывать с увеличением штрафных санкций в отношении малого бизнеса. Письмо ТПП России, с просьбой учесть при доработке проекта указанные замечания, было направлено в Государственную Думу. Коротко 3 июня 2006 года Президент Российской Федерации подписал сразу два закона с поправками в Закон «О трудовых пенсиях в РФ». Первый, который вносит изменения в статью 20 Закона, касается перерасчета размера базовой части трудовой пенсии по старости при достижении пенсионером возраста 80 лет без его заявления. Поправки в статью 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" предоставляют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по выбору одному из родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет. 3 июня 2006 года Президент Российской Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс и Закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые касаются налогового режима туристических особых экономических зон. Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, работающим в рамках такой ОЭЗ, применяются льготные ставки ЕСН, а также снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды. На федеральном уровне резиденты зон в течение первых 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Документ устанавливает, что для участников туристско-рекреационных ОЭЗ может использоваться пониженная ставка налога на прибыль при условии, что ведется раздельный учет доходов, полученных от деятельности в рамках ОЭЗ и за ее пределами. Льгота распространяется только на прибыль, заработанную на территории зоны. При этом размер налоговой ставки не может быть ниже 13,5%. Также глава государства подписал изменения в Закон «Об особых экономических зонах в РФ», которые определяют особенности создания, функционирования и прекращения существования ОЭЗ указанного вида. 3 июня 2006 года Президент Российской Федерации подписал новый Водный кодекс. Основными новациями Кодекса являются закрепление приоритета федеральной собственности на все естественные и крупные искусственные водные объекты, при этом расширен перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, и изменены условия доступа к пользованию водными объектами. Вводятся гражданско-правовые (договорные) отношения в основных видах водопользования. 7 июня 2006 года Госдума приняла законопроект об индексации ставок акцизов. Поправки в 22-ю главу Налогового кодекса, которые депутаты поддержали в первом чтении, предусматривают увеличение специфических ставок акцизов на подакцизные товары на 8,5%. Исключение составят нефтепродукты и сигареты. Ставки на нефтепродукты сохраняются на действующем уровне, а на сигареты - увеличиваются на 30%. Кроме того, предлагается ввести адвалорную составляющую ставки акциза в процентах от максимальной розничной цены. Она будет определяться в порядке, устанавливаемом Минфином РФ. Меняются правила применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключение прямогонного бензина. Налогоплательщиками признаются производители нефтепродуктов. 7 июня 2006 года Дума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие нулевую ставку НДПИ для ряда месторождений. Такие изменения вносятся в статью 342 Налогового кодекса. Кроме того, устанавливается, что специфическая налоговая ставка при добыче нефти в период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. составит 419 руб. за тонну. Она будет применяться с коэффициентом, учитывающим динамику мировых цен на нефть, который будет определяться ежемесячно. 9 июня 2006 года Дума приняла во втором чтении законопроект вносящий изменения в Закон об участии в долевом строительстве. Принятые во втором чтении поправки разрешают привлечение средств граждан путем выпуска эмитентом особого вида облигаций - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение жилья. Также законопроектом устанавливается, что застройщиком может быть исключительно юридическое лицо. 14 июня 2006 года Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который вносит поправки практически во все главы второй части Налогового кодекса. Подготовлены, в частности, поправки по налогу на прибыль. От уплаты налога освобождаются суммы пени и штрафов, которые списываются с налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед бюджетом. Еще одна новелла - начиная с 2007 года, с 2 лет до 1 года сокращаются сроки отнесения расходов на НИОКР. Ждут изменения и НДФЛ. Со следующего года размер социального налогового вычета на лечение и обучение вырастет с 38 тыс. до 50 тыс. руб. Расширится список тех, кто сможет претендовать на имущественный налоговый вычет. Правительство также подготовило поправки по социальному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. 16 июня 2006 года приняты поправки в Закон о страховании вкладов физических лиц в банках о повышении размера страхового возмещения со 100 до 190 тыс. руб. Принятый в первом чтении 16 июня законопроект предлагает установить размер страхового возмещения по банковским вкладам физических лиц - 190 тысяч рублей. При этом вводится ступенчатая (регрессивная) шкала возмещения по вкладам, при которой в пределах 100 тысяч рублей выплачивается полное возмещение, а свыше этой суммы - частичное в 90%. Для создания равных условий данная схема будет распространяться и на вкладчиков банков, не участвующих в системе обязательного страхования, у которых лицензия на осуществление банковских операций будет отозвана после вступления в силу предлагаемых изменений. 16 июня 2006 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Закон о «дачной амнистии». Закон направлен на упрощение регистрации прав граждан на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, а также на продление срока бесплатной приватизации жилых помещений для граждан до 1 марта 2010 г. Документ определяет особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные для ведения личного, подсобного, дачного хозяйств, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ на праве собственности, пожизненного, наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также в случае, когда в акте, свидетельстве или другом документе, удостоверяющем право на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен данный участок, либо невозможно определить вид такого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных законом. Закон вступит в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением статьи 6, которая начнет действовать с 1 января 2007 года. 20 июня 2006 года Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства провела «круглый стол» на тему: «Проблемы совершенствования законодательства в области благотворительности». Одним из основных препятствий для развития благотворительных организаций сегодня является несовершенство соответствующей законодательной базы, отсутствие необходимых правовых норм в законах федерального и регионального уровня. По результатам было принято решение совместно с заинтересованными сторонами, в том числе с ТПП России, в ближайшее время подготовить изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в Гражданский и Налоговый кодексы с целью установить однозначные правила ведения благотворительной деятельности в России и стимулировать ее развитие. Еще одной темой, вынесенной на обсуждение Комиссией, была инициатива по разработке законодательства для создания и использования «эндаумента». В российском законодательстве термину «эндаумент» могло бы соответствовать понятие «ресурсный капитал» некоммерческих организаций, т.е. капитал, состоящий из совокупности финансовых и иных материальных ценностей, которые переданы учредителями, иными физическими или юридическими лицами в некоммерческую организацию. 22 июня 2006 года в рамках заседания Совета руководителей торгово-промышленных палат с участием руководителей объединений предпринимателей в УМЦ «Голицыно» состоялся «круглый стол» на тему: «Развитие торгово-промышленными палатами и структурами поддержки предпринимательства интеллектуально насыщенных видов услуг для предприятий и предпринимателей». Председательствовал Вице-президент ТПП России В.Б. Исаков. В ходе обсуждения участники «круглого стола» отметили, что одним из важнейших направлений государственной политики является переход страны к инновационной экономике в связи, с чем резко повышается роль торгово-промышленных палат в предоставлении предприятиям и предпринимателям интеллектуально насыщенных видов услуг. Значение для России оценки и капитализации интеллектуальных активов непрерывно возрастает с учетом их тесной связи с проблемами реализации промышленной политики, производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой и высокотехнологической продукции. Острой проблемой, требующей практического решения, является несоответствие оценки прав интеллектуальной собственности используемых в предпринимательских целях и методов ведения бухгалтерского учета нематериальных активов. Участники «круглого стола» провели обмен опытом в части предоставления предприятиям и предпринимателям интеллектуальных услуг, а также были определены новые направления в предпринимательской деятельности, связанные с развитием интеллектуальной деятельности, и, как следствие, необходимости развития рынка соответствующих и перспективных интеллектуальных услуг в торгово-промышленных палатах. По итогам заседания «круглого стола» были приняты Рекомендации, которые адресованы руководителям территориальных торгово-промышленных палат, Правительству Российской Федерации, Государственной Думы и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 23 июня 2006 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которым внесены значительные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. В частности, изменен порядок исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков - вместо трех месяцев вводится подсчет за 12 месяцев. В Трудовой кодекс вводится положение, обязывающее работодателя выплачивать денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении, в независимости от вины работодателя. Корректируются нормы Кодекса о расторжении трудового договора, а также о замене части отпуска денежной компенсацией. Закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. 28 июня 2006 года второе чтение прошел законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Законопроект регулирует отношения по созданию и эксплуатации информационных систем и устанавливает общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей. Кроме того, предусматривается ответственность за разглашение или неправомерное использование информации ограниченного доступа. |
Документ: 45 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |