Просмотр аналитического материала

17.10.2006  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
22 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект бюджета 2007 - заключение ТПП России направлено в профильные комитеты

22 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект бюджета 2007 - заключение ТПП России направлено в профильные комитеты

 

Формирование проекта федерального бюджета впервые осуществлено в формате утвержденной Правительством РФ модели среднесрочного бюджетного планирования, позволяющей реализовать перспективные цели и задачи, предусматривая соответствующие финансовые ресурсы.

Доходы федерального бюджета в будущем году прогнозируются в сумме 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей или 22,3% ВВП, расходы - 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей или 17,5% ВВП. Профицит составит 1 триллион 501,8 миллиарда рублей. По расходам проект бюджета на 2007 год более чем на триллион рублей превышает бюджет 2006 года. Эти дополнительные средства распределяются по двум главным направлениям - увеличение социальных расходов бюджета и увеличение расходов на национальную экономику.

В 2007 году расходы на государственную поддержку малого предпринимательства предусмотрены в сумме 3,5 млрд. рублей. Кроме того, в проекте федерального бюджета предусмотрены расходы на проведение прикладных научных исследований Фонду содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в размере 1 млрд. 335 млн. рублей. Значительную часть указанных средств Правительство РФ планирует направить на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.

Таким образом, общий объем государственного финансирования малого бизнеса на 2007 год предусмотрен в размере 4 млрд. 835 млн. рублей, что на 1 млрд. 835 млн. рублей больше чем в 2006 году. Также Правительство Российской Федерации планирует привлечь заимствования Международного банка реконструкции и развития для финансирования двух крупных проектов: проект «Развитие рынка информационных технологий в России» (20 млн. долларов); проект «Развитие инфраструктуры рынка микрофинансирования в Российской Федерации» (50 млн. долларов).

К числу социальных расходов следует отнести и увеличение финансирования приоритетных национальных проектов. На эти цели будет направлено 230,9 млрд. рублей. Впервые в 2007 году в составе расходов федерального бюджета предусматриваются средства на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации в сумме 32,3 млрд. рублей.

Наибольший рост ассигнований заложен на национальный проект «Здоровье» - на 45,1 млрд. рублей или на 72,1%. Общий объем финансирования определен в сумме 107,7 млрд. рублей. По национальному проекту «Образование» финансирование предусматривается в объеме 48,9 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года на 19,6 млрд. рублей или на 66,9%.

На реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 году предусматривается 50,8 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года на 53%. Рост ассигнований по национальному проекту «Развитие АПК» предусматривается на 7%.

В 2007 году планируется использование новых инструментов активной государственной политики, способствующих постепенному росту внутренних факторов экономического развития. Это, прежде всего, формирование эффективных институтов развития Инвестиционного фонда, Российской корпорации развития, Российской венчурной компании, создание Российской нефтяной биржи

В среднем расходы федерального бюджета 2007 года увеличиваются на 27,9% по сравнению с утвержденными показателями 2006 года. Наибольшее увеличение прогнозируется по разделам «Национальная экономика» - на 46,1%, «Здравоохранение и спорт» - на 38,3% и «Образование» - на 38,1%.

По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы предусматриваются в размере 821,3 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года на 182,5 млрд. рублей или на 28,6%. В рамках данного раздела предусмотрено увеличение расходов на пополнение Инвестиционного фонда – на 40,9 млрд. рублей, или на 37%, который составит 110,6 млрд. рублей.

По разделу «Национальная экономика» расходы предусматриваются в размере 495,9 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года на 156,5 млрд. рублей. Финансирование раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрено в сумме 49,9 млрд. рублей. Однако такие объемы  финансирования, по мнению ТПП России, могут в значительной мере снизить эффект от запланированного улучшения жизненного уровня пенсионеров, повышения заработной платы работником бюджетной сферы. Износ жилищно-коммунальных фондов и инфраструктуры неизбежно потребует от указанных малообеспеченных групп граждан дополнительных расходов за счет собственных средств в результате повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

На раздел «Социальная политика» в бюджете 2007 предполагается направить 210,9 млрд. рублей, из которых основную часть ассигнований (78,4%) составляют расходы на выплату пенсий, пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей, а также на пожизненное содержание судей.

В заключении ТПП России на проект бюджета, в частности, было отмечено, что в рамках национального проекта «Здоровье» не предусмотрены отдельной строкой средства на модернизацию медицинской промышленности. Кроме того, по мнению Палаты, по каждому приоритетному национальному проекту целесообразно было бы разработать и утвердить соответствующие целевые программы. Такая мера позволила бы дополнительно обеспечить прозрачность и контроль за расходованием средств по приоритетным национальным проектам.

Также в заключение Палаты отмечается, что ресурсы Стабилизационного фонда РФ необходимо направить на модернизацию и диверсификацию производства, развитие предпринимательства, так как именно эти условия позволят в дальнейшем перейти к стабильным темпам экономического роста государства.

Кроме того, следует более активно использовать бюджетные механизмы для развития высоких и нанотехнологий в Российской Федерации. Предусмотренные в бюджете средства на создание технопарков в сфере высоких технологий, государственную поддержку для высокотехнологичных производств, представляются явно недостаточными для эффективного развития этой отрасли.

 

Предпринимателей ждет значительное усиление административной ответственности за нарушение порядка привлечения

к трудовой деятельности иностранных

граждан и лиц без гражданства

 

Государственная Дума 15 сентября приняла в первом чтении правительственный законопроект № 311719-4, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

По официальным данным ежегодно в Россию въезжает более 20 млн. иностранных граждан, большинство из них - с целью осуществления трудовой деятельности. На сегодняшний день на территории нашей страны по экспертным оценкам находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. При этом в 2005 году легально трудились только 702 тысячи иностранцев. Таким образом, в среднем на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих (на строительных объектах работают 48,6 процентов иностранных граждан, в торговле и общественном питании - 31,7 процента, в промышленности - 12,9 процента).

В соответствии с действующим законодательством получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу осуществляется работодателем. В этой связи иностранные работники легко становятся добычей недобросовестных работодателей, стремящихся к извлечению сверхприбылей, а также криминальных структур.

Незаконное привлечение иностранной рабочей силы наносит колоссальный ущерб экономике России, в том числе, из-за неуплаты налогов. Так, например, по данным Центрального банка России только за 12 месяцев с апреля 2004 года по апрель 2005 года через систему денежных переводов и почту в страны СНГ официально было переведено 737 млн. долларов США.

Исходя из экспертных оценок, к административной ответственности привлекается лишь десятая часть от общего количества всех нарушителей правил использования иностранной рабочей силы.

Кроме того, результаты правоприменительной практики показывают, что в настоящее время для наступления ответственности работодателя не имеет значения количество иностранных работников, привлеченных и используемых с нарушением установленных правил. В этой связи в законопроекте примечанием к соответствующей статье КоАП РФ предлагается конкретизировать для правоприменителя необходимость привлечения работодателя к ответственности за незаконный найм каждого иностранного работника.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 3.5, 4.5, 18.8, 18.9, 18.10, 19.18, 23.1, 28.3 и дополнение новой статьей 18.15 КоАП РФ, которые призваны определить превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение установленных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обеспечить необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам.

Предлагаемая к внесению в КоАП РФ статья 18.15 устанавливает ответственность работодателей и заказчиков услуг за нарушение правил привлечения иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации. В частности, должностные лица и юридические лица будут нести административную ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации, в случаях:

отсутствия у работодателя и заказчика услуг разрешения на привлечение иностранных работников, когда такое разрешение обязательно;

отсутствия у привлекаемого к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу;

неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции, о привлечении к труду иностранного гражданина, когда такое уведомление обязательно.

При этом под привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации понимается допуск в какой либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в отношении каждого иностранного гражданина и лица без гражданства.

При этом размер штрафов для юридических лиц устанавливается от 500 до 1000 размеров минимальной оплаты труда.

В связи с изменением редакции действующих и введением в КоАП РФ новых составов вносятся изменения в статью 23.1 КоАП РФ, устанавливающие полномочия суда по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях, а также в статью 28.3 КоАП РФ, определяющие полномочия должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в КоАП РФ, по мнению разработчиков законопроекта, будут способствовать реализации принципов соразмерности и неотвратимости наказания.

ТПП России как организация, представляющая интересы добросовестных предпринимателей, всецело поддерживает меры, направленные на противодействие незаконной миграции с учетом негативных социально-экономических последствий данного явления. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время на правительственном уровне принято решение об упрощении процедур легализации трудовых мигрантов, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу. Только в условиях упрощения процедур и улучшения администрирования в этой сфере предлагаемые меры ответственности будут стимулировать работодателей к выводу из «тени» трудовых ресурсов.

 

Налоговое администрирование: новые «правила игры»

 

1 января 2007 года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Диалог власти и бизнеса по вопросу построения оптимальной модели взаимоотношений налоговых органов и предпринимателей продолжался более года. Однако, принятый Государственной Думой закон, в полной мере не решает задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по улучшению условий для добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате установленных налогов и сборов, расширению законодательно закрепленных гарантий прав и законных интересов налогоплательщиков.

В чем видится негатив и позитив сделанных шагов, какие вопросы остались не решенными и принятия каких решений в сфере администрирования ожидает бизнес от депутатского корпуса и Минфина?

Позитив. Срок проверки теперь исчисляется с момента вынесения решения о назначении проверки и до момента составления справки о проведенной проверке, то есть срок выездной налоговой проверки определяется теперь календарным промежутком, имеющим четкие границы.

Также положительным является то обстоятельство, что по итогам повторной проверки налогоплательщику теперь не могут быть начислены штрафные санкции, если первоначальная налоговая проверка не выявила нарушений (статья 89).

В Налоговом кодексе Российской Федерации законодатели четко прописали процедуры вынесения налоговым органом решения по материалам камеральной и выездной налоговых проверок. Таким образом, налогоплательщик получает законодательно установленную возможность ознакомиться с содержанием претензий к нему со стороны налоговиков и, соответственно, подготовить свои аргументы до принятия налоговым органом решения. Это также безусловный плюс нового закона.

Кроме того, бизнес приветствует новую норму налогового закона, согласно которой решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и решение об отказе к привлечению к налоговой ответственности не вступают в силу, если эти решения в течение 10 дней обжаловал налогоплательщик в вышестоящий налоговый орган. Следовательно, в этом случае с предприятия не взыскиваются пени, штрафы (до разрешения спора вышестоящим налоговым органом или судом).

Негатив и что предстоит сделать.

В Налоговом кодексе Российской Федерации депутаты прописали, что налоговый орган не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Нормально. Однако здесь же предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев).

В законе отсутствуют правовые нормы, которые могли бы заставить сотрудников налоговых органов исполнять Налоговый кодекс, а именно:

в новом законе отсутствуют нормы, обеспечивающие соблюдение налоговыми органами сроков проверки и сроков вынесения решения по ним;

отклонены поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребления своими правами.

Полагаем, что установление ответственности стимулировало бы налоговые органы к неукоснительному соблюдению законодательства и способствовало предотвращению нарушений прав налогоплательщиков.

Кроме того, нельзя согласиться с обязательным переходом с 2007 года на сдачу отчетности в электронном виде для всех организаций с численностью свыше 250 человек. Это приведет к дополнительным затратам налогоплательщиков.

Большие ожидания бизнес возлагает на решение проблемы «крупнейших налогоплательщиков». К сожалению, в новом законе она не решена. В законе устанавливается обязанность налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации, представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. При этом статьей 83 НК РФ определено, что Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. В данном случае необоснованно расширены права Минфина, учитывая, что налоговое законодательство не раскрывает содержание категории «крупнейший налогоплательщик».

Новый закон также устанавливает, что решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении крупнейших налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Тогда как ни слова не говорится о порядке принятия решения о проведении камеральной налоговой проверки в отношении крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того, нельзя согласиться с обязательным порядком обжалования (с 1 января 2009 года) решений налоговых органов в вышестоящих налоговых органах до судебного обжалования (обязательный внесудебный порядок). Такая конструкция нарушает права налогоплательщиков на судебный порядок обжалования и затягивает процесс разбирательства по налоговым правонарушениям.

Весьма спорной нормой является положение нового закона, которое предусматривает право руководителя (заместителя руководителя) налогового органа принимать обеспечительные меры, направленные на исполнение решения налогового органа в отношении взыскания недоимки по налогам. Отсутствие четких оснований введения обеспечительных мер может привести к субъективному подходу и приостановить деятельность предприятия (налогоплательщика).

 

О концессионных соглашениях

 

Уже год как действует Федеральный закон «О концессионных соглашениях», однако каких-либо экономических выгод от него ни Российская Федерация, ни предпринимательское сообщество пока не получило. Попробуем разобраться.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ                                  «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон) имеет свой целью привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом концессионного соглашения является недвижимость, входящее в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств,;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Указанный перечень носит закрытый характер.

Сторонами концессионного соглашения являются:

1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, с экономической точки зрения договор концессии представляет собой видоизмененный и узконаправленный вариант договора аренды с чрезмерным императивным уклоном в защиту государственных интересов, жестко фиксирующий все риски на стороне концессионера.

Договор концессии не предоставляет потенциальным инвесторам каких-либо дополнительных коммерческих или юридических прав или какой-либо дополнительной защиты своих интересов по сравнению с действующим законодательством.

По некоторым вопросам интересы инвестора могут быть защищены договором аренды значительно лучше, чем договором концессии. Поэтому, весьма вероятно, что Федеральный закон в его нынешнем виде будет неинтересен частным инвесторам.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 299265-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона                       «О концессионных соглашениях» (далее – законопроект) (внесен Депутатом Государственной Думы В.Г.Драгановым). Суть предлагаемых изменений следующая.

Действующая редакция пункта 7 статьи 3 Федерального закона                    «О концессионных соглашениях» предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Предлагаемое проектом закона изменение позволит отнести продукцию и доходы концессионера только к собственности концессионера, что устранит вероятность получения концедентом продукции и доходов концессионера, оставив концеденту возможность получения части продукции и доходов концессионера в виде концессионной платы согласно условиям концессионного соглашения.

При реализации норм Федерального закона «О концессионных соглашениях» на практике может возникнуть необходимость участия на стороне концедента не одного лица, а нескольких лиц, например, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации, в связи с чем предлагается уточнить круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении концессионного соглашения.

Проектом закона предлагается расширить перечень условий концессионного соглашения, включив такие условия как: порядок внесения изменений в концессионное соглашения и порядок разрешения споров по концессионному соглашению.

Кроме того, законопроект определяет особенности и порядок предоставления концессионеру прав пользования и прав ограниченного пользования земельным участком и водным объектом.

Практическое применение Федерального закона «О концессионных соглашениях» также потребует внесения дополнений в соответствующие статьи Налогового кодекса Российской Федерации.

Так действующая редакция статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет однозначно отнести передачу концедентом концессионеру объектов недвижимого имущества к операциям, не являющимся операциями по реализацией товаров, работ и услуг. Предлагаемое законопроектом изменение позволит отнести передачу объекта концессионного соглашения к операциям, которые носят инвестиционный характер и не признаются реализацией у концессионера.

Предлагаемое законопроектом дополнение в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации позволит концессионеру при определении налоговой базы налога на прибыль не учитывать доходы в виде средств, полученных концессионером от концедента на компенсацию расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.

Вносимые изменения в статью 374 Налогового кодекса Российской Федерации обусловлены отсутствием в Налоговом кодексе Российской Федерации положений, относящих к объекту налогообложения налогом на имущество организаций созданного и (или) реконструируемого имущества в соответствии с концессионным соглашением.

Наконец, законопроектом предлагается внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Поскольку все сделки с недвижимым имуществом на срок более одного года подлежат государственной регистрации, представляется целесообразной государственная регистрация самих концессионных соглашений с целью их учета.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему, которая может быть обнаружена при практической реализации указанного Федерального закона. Как известно, экономический смысл концессий заключается в том, что они являются альтернативой приватизации. При приватизации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в частную собственность, а при концессии  имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается во временное (хотя и длительное) владение и пользование концессионеру, но оно остается в государственной или муниципальной собственности.

Государство уделяет приватизации серьезное внимание. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ  «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация осуществляется на плановой основе. По согласованию с субъектами Российской Федерации разрабатываются прогнозные планы (программы) приватизации и после их утверждения Правительством Российской Федерации направляются в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов и материалов.

Однако в отношении концессионных объектов в Федеральном законе такой порядок не предусмотрен. Видимо, предполагается, что будет действовать «остаточный» принцип при выборе объектов для концессионных соглашений.

Желательно включить в Федеральный закон статьи о том, что передача государственного и муниципального имущества на основе концессионных соглашений применяется в соответствующих случаях вместо приватизации. При этом составляются прогнозные планы (программы) предоставления на основе концессионных соглашений объектов государственной и муниципальной собственности. В этом случае выбор объектов будет не случайным, а скоординированным с точки зрения социально-экономического развития страны, в частности, с точки зрения проведения промышленной политики государства.

Кроме того, недостатками законодательства о концессиях являются:

- не достаточно урегулированы вопросы, затрагивающие исключительные коммерческие права концессионера на объект концессии, а также права третьих лиц на ведение предпринимательской деятельности на территории объекта концессии;

- не предусмотрено получение концессионером платы за эксплуатацию объекта от третьих лиц;

- временным недостатком закона является отсутствие механизмов его реализации.

Практика заключения концессионных соглашений по вышеуказанным причинам отсутствует.

По прогнозам специалистов Минэкономразвития России реальные инвестиции в российскую экономику в рамках концессионных соглашений могут быть ожидаемы не ранее 2007 года.

В этой связи, хотелось бы надеяться на скорейшее принятие вышеуказанных нормативных правовых документов, которые бы позволили сделать Федеральный закон работающим на экономические интересы нашей страны.

 

Новый законопроект о пособиях по временной нетрудоспособности

 

26 августа 2006 года Правительством Российской Федерации без предварительного обсуждения на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении и без учета мнения сторон работодателей и профсоюзов, выступавших против этих предложений, внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 335245-4                «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – законопроект). Его рассмотрение в первом чтении запланировано на 4 октября 2006 года.

Законопроект разработан в соответствии со статьями 183, 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающих установление федеральным законом размеров пособий по временной нетрудоспособности и условий их выплаты, а также оплачиваемых отпусков женщинам по беременности и родам. 

К числу достоинств законопроекта следует отнести отказ от определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Вместо этого предлагается исчислять размер пособия в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, что также не бесспорно. В данном случае, полагаем, более уместно использовать широко применяемое в законодательстве об обязательном социальном страховании понятие страхового стажа.

Еще одной заслуживающей поддержки новацией является возможность получения лицами, работающими на условиях внешнего совместительства, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам у каждого работодателя.

Другим положительным моментом является отмена льгот по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка для лиц, вновь поступивших на работу с 1 января 2007 года. Вместе с тем льготы будут сохранены для лиц, начавших свою трудовую деятельность до указанной даты, и будут осуществляться за счет средств обязательного социального страхования. Полагаем, что следует предусмотреть финансирование льгот, за счет иных источников, отличных от налогообложения фонда оплаты труда.

Помимо приведенных выше ТПП РФ были высказаны следующие замечания и предложения по законопроекту.

1. Законопроект предусматривает закрепление на постоянной основе обязательств работодателя по оплате первых 2 дней периода временной нетрудоспособности работника. Следует отметить, что принятие в 2005 и 2006 годах нормы об оплате работодателем первых 2 дней периода временной нетрудоспособности позиционировалось как временная мера, что  зафиксировано в соответствующих постановлениях Государственной Думы и в пункте 4.2 Генерального соглашения на 2005-2007 годы. В текущем году планировалась разработка с участием сторон социального партнерства законопроектов по обязательному социальному страхованию на основе страховых принципов, призванных разрешить эту проблему. Однако имевшиеся договоренности не были соблюдены.

ТПП РФ полагает целесообразным вернуться к порядку оплаты пособия по временной нетрудоспособности полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, действовавшему до 2005 года.

Оплата первых двух дней временной нетрудоспособности работодателем ведет к тому, что заболевшие работники предпочитают не оформлять больничные листов (в 2005 году обращения работников в лечебные учреждения за выдачей листов временной нетрудоспособности сократились на 2,4 млн. случаев). Тем самым ухудшается состояние здоровья работающего населения, а это влечет новые затраты в других областях, часть из которых будет компенсироваться за счет бюджетных средств.

2. Законопроект призван заменить Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 «Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» в части, регулирующей выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Вместе с тем в законопроект не включены положения данного постановления, поясняющие отдельные случаи и порядок выплаты указанных пособий, что приведет к пробелам в правовом регулировании этих вопросов.

3. Законопроектом предусматриваются многочисленные ограничения размера и продолжительности выплаты пособий по временной нетрудоспособности, некоторые из которых представляются излишними.

Так, предлагаем исключить часть 4 статьи законопроекта, предусматривающую ограничение продолжительности выплаты пособия по нетрудоспособности 75 днями в год для застрахованных лиц, заключивших  срочный трудовой договор на срок до 1 года.  Трудовое законодательство предусматривает возможность перезаключения срочных трудовых договоров неограниченное число раз. По трудовым договорам, заключенным на срок до 1 года, застрахованное лицо может работать и зачастую работает у одного и того же работодателя годами. Полагаем, что в данном случае застрахованные лица, работающие по срочному трудовому договору, будут поставлены в неравное положение по сравнению с теми, кто работает по трудовому договору, заключенному на более продолжительный или неопределенный срок.

Кроме того, предлагаем:

предусмотреть одинаковое для всех застрахованных лиц максимальное число календарных дней в течение года, подлежащих оплате пособием по временной нетрудоспособности, за исключением отдельных случаев, указанных в пунктах 3-5 части 5, частях 6, 8 статьи 4 законопроекта и социально опасных заболеваний. Часть 7 статьи 4 предлагаем исключить как описывающую частный случай, поглощающийся общими нормами;

установить одинаковую максимальную продолжительность выплаты в течение календарного года пособия по уходу за больным ребенком в возрасте до 15 лет, вне зависимости от возраста конкретного ребенка от 0 до 7 лет или от 7 до 15 лет (пункты 1,2 части 5 статьи 4);

дать определение «исключительного случая» для продления срока выплаты пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (пункт 1 части 5 статьи 4) и предусмотреть порядок установления такого случая;

выплачивать на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности в случае заболевания  или травмы, последовавших  в течение месяца после увольнения с работы, не снижая его до 60 % среднего заработка (статья 5).

4. Не поддерживаем увеличение в два раза по сравнению с действующей нормой (с 3 до 6 месяцев) продолжительности «периода ожидания», в течение которого заболевшему работнику, не имеющему необходимого общего трудового стажа,  пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются не выше минимального размера оплаты труда за полный месяц. Такие  предложения снижают уровень социальной защищенности вновь поступающих на работу лиц и не могут быть поддержаны.

5. Часть 2 статьи 11, предусматривающая назначение выплаты пособия по временной нетрудоспособности «работодателем по последнему месту работы» лицу, уволившемуся с работы и заболевшему до истечения месяца с этого момента, вступает в противоречие с новацией законопроекта, предусматривающей получение лицами, работающими на условиях внешнего совместительства, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам у каждого работодателя (часть 1 статьи 11). В течение последнего месяца гражданин мог работать на условиях внешнего совместительства у нескольких работодателей и уволиться с одного или всех мест работы.

6. Предлагаем повысить максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в 2006 году – 15 тыс. рублей) и предусмотреть в тексте законопроекта положение о ежегодной индексации в связи с инфляцией максимального размера пособий.

По мнению ТПП РФ, законопроект не может быть поддержан в представленном варианте и требует доработки. В профильный комитет Государственной Думы направленно соответствующее заключение.

 

 

Волна обязательного страхования набирает обороты

 

26 сентября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание «круглого стола» по обсуждению проекта федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности». Этот законопроект разработан Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.

Данный законопроект взывает противоречивые взгляды. С одной стороны, страхование экологической ответственности может позволить создать специализированные фонды, которые будут реализовываться на восстановления экологического баланса. Но, с другой стороны, это еще один финансово-экономический барьер для производственной сферы.

Вопрос об экологии давно терзает умы законодателей. Для субъектов различного рода хозяйственной деятельности действующим законодательством уже предусмотрена ответственность за вред окружающей среде. Так, например, плата за негативное воздействие на окружающую среду дифференцирована в зависимости от видов и степени воздействия, экологических факторов, объема загрязнения.

Кроме того, за нарушение установленных природоохранных требований предусмотрено применение пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, по сравнению с платой в пределах нормативов и лимитов.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О плата носит неналоговый компенсационный характер, однако представители разработчиков придерживаются иного мнения. Тогда получается, что эта плата ни что иное, как природная рента, налог. Тем более что система возмещения вреда окружающей среде не работает в полной мере.

При этом по замыслу разработчиков обязательное экологическое страхование будет функционировать параллельно с платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Проект закона, представленный на обсуждение участникам «круглого стола», вызвал множество замечаний, начиная от юридико-технических, заканчивая концептуальными. Так, в частности, статья 8 проекта содержит перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих обязательному страхованию. Однако этот перечень охватывает абсолютно всех предпринимателей, в том числе и государственные учреждения! Иными словами формулировка статьи 8 проекта допускает расширительное толкование.

Согласно статье 10 проекта страховыми случаями не являются умысел, грубая неосторожность, халатность, нарушение природоохранного законодательства. Страховым случаем признается лишь воздействие природных факторов, то есть форс-мажорные обстоятельства. Однако ответственность при форс-мажорных обстоятельствах наступает только для владельцев опасных объектов, но для них обязательное страхование предусматривается проектом федерального закона № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», который Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении в октябре 2006 года.

Таким образом, представленный в проекте страховой случай не может иметь место на практике, а, следовательно, страховые выплаты будут исключены.

При этом законопроект предусматривает запрет на занятие хозяйственной и иной деятельностью при отсутствии соответствующего договора страхования. Однако приостановление деятельности юридических лиц или ее запрет осуществляется только по решению суда.

Проект федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности» имеет ряд других существенных недостатков, в том числе и противоречие некоторых положений проекта действующему, как природоохранному законодательству, так и законодательству в сфере страхования.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации полагает, что данный законопроект не может быть поддержан в представленном варианте и требует существенной доработки с привлечением в первую очередь специалистов организаций – «потенциальных загрязнителей» окружающей среды, помимо специалистов страховых компаний. ТПП России направлено в Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии заключение по данному проекту, в котором указывается на недостатки проекта.

Кроме того, по нашему мнению, принятие законопроекта преждевременно, так как, во-первых, отсутствует техническая регламентация в области экологии, а, во-вторых, не смотря на то, что в Российской Федерации уже давно принят закон об ОСАГО, практика применения этого закона говорит о том, что сбалансированный механизм реализации обязательного страхования не выработан до сих пор. Зачастую не в полной мере учитываются интересы предпринимательского сообщества, государства и муниципалитетов.

Упомянутый проект федерального закона № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в редакции, подготовленной ко второму чтению, также весьма далек от совершенства. Ряд его норм носит корупциогенный характер, многие существенные замечания Президента и Правительства России, а также ТПП России не были учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.

К сожалению, работа над данным проектом ведется без привлечения представителей тех самых владельцев опасных объектов, которые и должны будут заключать договоры страхования в случае принятия законопроекта.

Кроме того, финансово-экономическое обоснование не содержит достаточной информации для расчета страховых премий и, соответственно, реальных затрат, а также основано на завышенных показателях и имеет некорректные выводы.

По нашему мнению, редакция законопроекта ко второму чтению довольно однобока – соблюдаются исключительно интересы страховых компаний, при этом интересы даже выгодоприобретателей, не говоря уже о самих страхователей, игнорируются. Этот вывод напрашивается при сопоставлении страховых случаев, на которые направлен проект, и статистики МЧС России, содержащейся в Государственном докладе МЧС России о состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2005 году. К сфере действия проекта относится около половины всех техногенных чрезвычайных ситуаций, при чем это та часть, в которой погибших и пострадавших во много раз меньше, чем в остальных случаях.

Последствия принятия настолько недоработанных законопроектов могут быть катастрофические.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации

«обзавелся» еще одной частью

 

20 сентября 2006 года в Государственной Думе в первом чтении принят законопроект № 323423-4 «О проекте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и законопроект № 323425-4 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроекты внесены Президентом Российской Федерации и посвящены правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Новоиспеченная часть Гражданского кодекса Российской Федерации призвана заменить множество не скоординированных между собой законов об интеллектуальной собственности и отрегулировать вопросы по авторскому и смежному правам, о товарном знаке и промышленной собственности, патентах и правам на штаммы, доменные имена и т.д. Законопроект учитывает продукцию двойного назначения, а также международные конвенции, к которым Россия присоединилась или которые только готовятся.

Проект четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации объединяет в себе правовые нормы об интеллектуальной собственности, вводит ряд новых норм и правовых институтов в сфере интеллектуальной собственности, а также предусматривает специальные меры ответственности за нарушение исключительных прав.

Законопроект «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» отменяет основной массив специальных законов в сфере интеллектуальной собственности. Так, например, утратят своё действие Патентный закон РФ, Законы РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Об авторском праве и смежных правах» и ряд других.

Торгово-промышленная палата России в настоящее время готовит предложения и поправки по данному законопроекту ко второму чтению.

 

Единый надзорный орган – три в одном

 

19 сентября в Государственной Думе состоялось заседание Международного круглого стола Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, посвященного проблемам совершенствования финансового законодательства «Надзор на финансовом рынке: актуальные российские тенденции и зарубежный опыт».

Участие в заседании приняли представители Федерального ведомства Германии по надзору на финансовом рынке (BAFin), Бундесбанка Германии и банка KfW, которые и рассказали о системе финансового надзора Германии.

Основным было обсуждение функционирования системы интегрированного надзора в лице Федерального ведомства Германии по надзору на финансовом рынке (BAFin), о преимуществах и недостатках такой системы. Так, система интегрированного надзора объединяет в себе банковский, страховой надзор и надзор на рынке ценных бумаг. Такая система работает, и при чем довольно успешно, в ряде стран мира.

Очевидно, в России также планируется создать аналогичную систему надзора на финансовом рынке – создать единый регулятор. Однако для этого необходимо комплексно переработать банковское, страховое законодательство, а также законодательство о рынке ценных бумаг в части государственного регулирования, надзора и контроля.

 

Коротко

 

1 августа 2006 года Президент РФ подписал Закон о совершенствовании налогового администрирования. Документом установлены два вида налоговых проверок - камеральные и выездные, определяются их цели, исключены встречные проверки как самостоятельный вид. Согласно поправкам предельный срок продолжительности камеральных проверок составляет 3 месяца со дня предоставления документов. Сокращен и конкретизирован перечень документов, представляемых налогоплательщиком по требованию налогового органа в ходе камеральной проверки. Количество выездных налоговых проверок в отношении одного налогоплательщика должно быть не более 2-х в течение года. При этом предусмотрена возможность приостановления выездных проверок на срок до полугода. Корректируется порядок зачета и возврата излишних сумм налогов, в том числе сборов, пеней и штрафов, которые будут осуществляться с января 2008  г. Еще одна новелла - НДС с 1 января 2008  г. будет взиматься за квартал, а не за календарный месяц.

1 августа 2006 года Размер социального налогового вычета пошел на повышение. Президент РФ одобрил изменения в Налоговый кодекс, которые увеличивают со следующего года размер социального налогового вычета на лечение и обучение с 38 тыс. до 50 тыс. рублей. При этом в социальный налоговый вычет включаются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением не только квартиры или жилого дома, но и комнаты. Этим же Законом устанавливаются преференции по уплате единого социального налога и налога на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.

1 августа 2006 года лицензирование аудиторской деятельности продлено еще на полгода. Президент РФ подписал изменения в статью         18 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 января 2007 года. Ранее статьей 18 было определено, что датой прекращения лицензирования указанного вида деятельности является 1 июля 2006 года. Однако в связи с тем, что работа по внесению изменений в действующее законодательство о замене госрегулирования в форме лицензирования в сфере аудиторской деятельности на саморегулирование не завершена, лицензирование аудита решено продлить еще на полгода.

1 августа 2006 года Президент РФ утвердил изменения в Закон о страховании банковских вкладов физических лиц. Закон увеличивает размер страхового возмещения по банковским вкладам до 190 тыс. рублей. Установлена ступенчатая шкала возмещения по вкладам, при которой в пределах 100 тыс. руб. выплачивается полное 100-процентное возмещение, а свыше этой суммы - частичное (90 процентов вклада, но не более 190 тыс. руб.).

2 августа 2006 года Президент РФ одобрил поправки в законы                 «О банках и банковской деятельности» и «О защите прав потребителей», согласно которым коммерческим организациям, не являющимся кредитными организациями, предоставляется право осуществлять без лицензии на совершение банковских операций прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги. Для получения такого права необходимо соблюдение двух условий: наличие договора между коммерческой организацией и кредитной организацией, в соответствии с которым данные операции совершаются от имени коммерческой организации, но за счет кредитной организации; наличие договора между соответствующей кредитной организацией и лицом, оказывающим оплачиваемые услуги. Обязанность потребителя по оплате услуг считается исполненной с момента внесения им наличных денежных средств в кассу коммерческой организации.

2 августа 2006 года Президент одобрил изменения в Градостроительный кодекс РФ. Законом устраняется неоднозначность толкования положений статьи 55 Градостроительного кодекса, регламентирующих порядок выдачи разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

2 августа 2006 года Оценочная деятельность переводится на новую систему регулирования. Президент РФ подписал Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», который подготовлен в связи с прекращением лицензирования оценочной деятельности и передачей контроля за деятельностью в этой сфере саморегулируемым организациям. Поправками регулируются вопросы создания и функционирования саморегулируемых организаций оценщиков, структура и компетенция органов таких организаций, контроль за деятельностью членов - оценщиков, способы обеспечения ответственности оценщиков по договорам на проведение оценки (компенсационный фонд, страхование ответственности оценщиков), контроль государства за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Система саморегулирования строится на основе членства в саморегулируемых организациях оценщиков физических лиц-оценщиков.

2 августа 2006 года Утверждено положение о Федеральной таможенной службе. Соответствующее постановление утвердил Председатель Правительства РФ. Согласно Положению ФТС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС осуществляет Правительство РФ.

3 августа 2006 года Президент подписал законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Первый закон направлен на реализацию конституционных положений, закрепляющих право каждого на неприкосновенность частной жизни и свободу информации. Документом устанавливаются требования к обработке персональных данных во всех сферах, где используются эти данные, определяются права субъектов персональных данных и обязанности операторов, осуществляющих обработку данных, принципы трансграничной передачи персональных данных, а также меры государственного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц, связанной с обработкой персональных данных. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.

6 сентября 2006 года Дума утвердила примерную программу законопроектной работы на осеннюю сессию. В планах на сентябрь - бюджет-2007 и проект 4-й части Гражданского кодекса. В октябре на суд депутатов будут представлены в первом чтении проекты «О государственном кадастре недвижимости» и «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Также в октябре во втором чтении Дума рассмотрит проект закона о "налоговой амнистии" и изменения в Налоговый кодекс, которые касаются пять глав НК (НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог). В ноябре запланировано рассмотреть во втором чтении законопроект                                  «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари». В декабре - законопроекты                              «О саморегулируемых организациях» и поправки в Закон «Об аудиторской деятельности» по поводу перехода к новой системе регулирования аудиторской деятельности.

6 сентября 2006 года Дума увеличила детские пособия. Согласно одобренному депутатами законопроекту размер выплат по уходу за первым ребенком составит 1,5 тыс. руб., 3 тыс. - после рождения второго ребенка и всех последующих. Эти суммы будут выплачиваться в течение первых полутора лет неработающим матерям так же, как и тем, кто работает. Также планируется увеличить пособие по беременности и поддержать семьи, усыновляющие детей-сирот. Особенностью этого закона является то, что впервые неработающие женщины будут также получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, как и те, кто работает. Кроме того, вводится новый вид пособий - единовременное пособие при устройстве ребенка в семью в размере 8 тыс. руб.

8 сентября 2006 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 337597-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Законопроект предусматривает введение взамен лицензирования туроператорской деятельности финансовых гарантий возмещения убытков, возникающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора перед потребителями туристских услуг. Финансовые гарантии устанавливаются в виде страхования гражданской ответственности или банковской гарантии. Помимо этого проект направлен на совершенствование действующего законодательства, регулирующего сферу туризма.

16 сентября 2006 года Председатель Правительства РФ подписал Постановление N 567 «О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации отдельных транспортных средств». Устанавливается, что при ввозе физическими лицами транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705, 8709 ТН ВЭД России (грузовые автомобили, автомобили специального назначения, складская автотехника), применяются ставки таможенных пошлин, налогов в соответствии с общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности.

20 сентября 2006 года Дума приняла в первом чтении проект федерального закона  «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроект увеличивает наказание в виде лишения свободы за нарушение авторских и смежных прав до 6 лет (ст. 146 УК РФ), а за незаконное использование товарного знака увеличивает штрафные санкции до пятисот тысяч рублей и предусматривает лишение свободы до 6 лет (ст. 180 УК РФ).

20 сентября 2006 года в Государственной Думе в первом чтении принят законопроект  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который направлен на устранение административных барьеров и создание условий для увеличения объемов жилищного строительства. Согласно предполагаемым поправкам в Градостроительный и Земельный кодексы участки земли разрешается предоставлять под жилищное строительство без проведения аукционов, если речь идет о заказе на выполнение строительных работ для государственных или муниципальных нужд или если заключен договор о развитии уже застроенной территории. Кроме того, упрощается процедура расширения границ населенных пунктов.

21 сентября 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен и рекомендован к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности». Законопроект направлен на урегулирование вопросов выкупа земли под приватизированными предприятиями и предусматривает: установление выкупных цен законами субъектов Российской Федерации в пределах не более 20% от кадастровой стоимости земельных участков в поселениях с численностью населения выше 3 млн. человек и 2,5% - в иной местности.  Годовая арендная плата за использование земельных участков определяется органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками, в размере не выше 2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. При аренде земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения арендная плата устанавливается в размере не выше земельного налога, установленного для таких земель, а при аренде земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте - в размере земельного налога.

22 сентября 2006 года Депутаты Госдумы одобрили поправки в Налоговый кодекс, освобождающие работодателей от уплаты подоходного налога со всех подарков своим сотрудникам по случаю рождения ребенка, а также по факту усыновления детей. По мнению депутатов, принятие закона позволит руководителям предприятий увеличить размер оказываемой работникам материальной помощи. Однако независимые эксперты сомневаются, что принятие законопроекта повысит рождаемость в стране. Как правило, работодатели крайне неохотно отпускают сотрудниц в декретные отпуска. Этот законопроект принес бы больше пользы, если депутаты отменили бы уплату ЕСН с этих пособий.

 


Документ: 46
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ