25.04.2007 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
Минэкономразвития России выступило с
новыми инициативами по совершенствованию законодательства в сфере защиты права
собственности и корпоративного управления Недавно в Торгово-промышленной палате Российской
Федерации были рассмотрены подготовленные Минэкономразвития России проекты
концепций федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Гражданский
кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений об истребовании
недвижимого имущества из чужого незаконного владения), «О внесении изменений и дополнений в
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об
акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части
повышения гарантий защиты прав на акции, учитываемые записью на счете) и «О
внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации (в части регулирования структуры и полномочий органов
управления акционерных обществ). Следует отметить, что предлагаемые законодательные
новеллы соответствуют принципам Концепции правовой политики ТПП России на
период до 2008 года и в целом заслуживают поддержки. Палата согласись с мнением разработчиков первой
концепции о том, что предусмотренная статьей 302 ГК России ограниченная
виндикация (истребование из чужого незаконного владения) любой вещи, включая
недвижимость, реально создает сегодня правовую основу для развития
криминального рынка «недружественных» поглощений. ТПП России активно проводит работу по содействию
сотрудничеству между правоохранительными органами и коммерческими
организациями, особенно в сфере противодействия недружественным поглощениям и
другим формам использования корпоративных процедур для незаконного
перераспределения собственности. Палата всегда активно выступала и выступает за
создание действенной системы защиты права собственности и противодействия
указанным явлениям, поэтому поддерживает инициативу внесения изменений в
Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления неограниченной
виндикации в отношении вещей, требующих квалифицированной формы при заключении
сделок с ними. Весьма важной в связи с этим представляется и
предусмотренная концепцией цель стимулирования участников гражданского оборота
к проведению собственными силами тщательной проверки юридической стороны сделок
и репутации контрагентов. Предлагаемые меры могут способствовать развитию
добросовестной конкуренции, повышению уровня правовой грамотности
предпринимателей и общему улучшению делового климата в стране. В связи с изложенным также позитивно оценивается и
предложение о внедрении правовых механизмов восстановления прав по бездокументарным
акциям акционерных обществ, учитываемых посредством записи в реестре, при
утрате акций потерпевшим лицом в результате неправомерного списания их со
счета. Соответственно, поддерживается и процессуальное закрепление данного
механизма путем введения института вызывного производства в арбитражном
процессе в отношении прав владельцев ценных бумаг и номинальных держателей,
указанных в утраченном реестре. Заслуживает одобрения и идея третьего законопроекта –
совершенствование корпоративного управления путем уменьшения существующей в
настоящее время информационной асимметрии между акционерами и менеджерами,
обеспечения адекватного распределения компетенции между органами управления
хозяйственного общества, прав и обязанностей лиц, составляющих такие органы, а
также уточнение оснований и порядка привлечения этих лиц к ответственности. Предлагаемые меры, по нашему мнению, могут
способствовать созданию эффективной и прозрачной системы корпоративного
управления, особенно в публичных компаниях с высокой капитализацией, что,
несомненно, должно стимулировать не только рост собственно экономической
эффективности, но и рост доверия между бизнесом и обществом, появление, в
конечном счете, массового отечественного институционального инвестора. Реализация указанных предложений может
также способствовать совершенствованию законодательства и налаживанию реального
частно-государственного партнерства как решающего фактора в противодействии
коррупции, а именно с точки зрения разработки действенного механизма
противодействия коррупции не только в государственном аппарате, но и собственно
в частном секторе. Законодательную основу для
совершенствования правового механизма в этой области создает вступившая в силу
для Российской Федерации в 2006 году Конвенция ООН против коррупции (статьи 12,
21, 22 и др.). В частности, каждое государство-участник
Конвенции принимает меры по предупреждению коррупции в частном секторе,
усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и
установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие
гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение
таких мер. Вместе с тем, ряд положений указанной
концепции, на наш взгляд, требует дополнительной проработки. Так, например, во
избежание увеличения нагрузки на предпринимателей по созданию громоздких
бюрократических систем целесообразно уточнить критерии определения обществ,
которые вправе (или обязаны) разделить контрольные и управленческие функции,
создав «двухзвенную» структуру совета директоров. Введение в корпоративное законодательство
института директивы акционера своему представителю также нуждается в более
тщательной проработке. Представляется, что в целях создания эффективных условий
для применения регулирующие его нормы необходимо согласовать с общими нормами о
представительстве. С точки зрения контроля предпочтительно не разделять два
документа: директиву и доверенность на представление интересов. Нуждаются в уточнении и положения об
ответственности членов совета директоров: гражданско- , административно- , или
уголовно-правовой, особенно, с учетом предусматриваемой возможности быть
членами совета директоров (управляющего совета) для юридических лиц. Налоговый
толчок – инновационный прорыв 4 апреля 2007 года Государственная Дума
планирует рассмотреть в первом чтении проект федерального закона
№ 391230-4 «О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования
благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»,
внесенный Правительством Российской Федерации. В целях стимулирования инновационной
деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение изменений
в главы «Налог на добавленную стоимость», «Налог на прибыль организаций» и
«Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, по мнению ТПП России, данный
законопроект не в полной мере отвечает требованиям Послания Президента Российской
Федерации от 10 мая 2006 года в части обеспечения стимулирования «роста
инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций». Предлагаемые Правительством Российской
Федерации меры, на наш взгляд, носят характер «точечных» поправок и не имеют
комплексного, системного подхода к решению данной проблемы. В свою очередь в профильный Комитет
Госдумы направлено экспертное заключение ТПП России по указанному
законопроекту, в котором предлагаются дополнительные меры налогового
стимулирования инновационной деятельности. В частности, предлагается: 1. Установить пониженную ставку единого социального
налога в размере 15,5% для работодателей, являющихся научными организациями,
малыми и средними предприятиями, осуществляющими деятельность в инновационной
сфере. 2. Предоставить для научных и
инновационных организаций по налогу на прибыль организаций амортизационную
премию 50%. 3. Освободить от обложения налогом на
прибыль организаций средства, полученные безвозмездно в рамках целевого
финансирования на осуществление научной (научно-исследовательской),
экспериментальной и образовательной деятельности, независимо от источника
такого финансирования. 4. Включить в перечень расходов,
учитываемых при обложении налогом на прибыль организаций и по упрощенной
системе налогообложения, не только
расходы на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские
разработки, но и все расходы, направленные на создание и внедрение новых
технологий и оборудования. 5. Предоставить льготы налогу на имущество
организаций и по земельному налогу, в том числе освобождение от уплаты, для организаций высшего образования,
научных организаций,
малых и средних предприятий инновационной сферы. А также иные меры, направленные на
снижение налоговой нагрузки инновационного предпринимательства. О
ходе реформы технического регулирования 16 марта 2007 года Государственная Дума приняла во
втором чтении проект федерального закона № 274315-4 «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Данный
законопроект является результатом компромисса между различными группами
предпринимательского сообщества и органами государственной власти и направлен
на ускорение реформы технического регулирования в нашей стране. Законопроект содержит следующие нормативные правовые
новеллы. 1) Из сферы действия Закона «О техническом
регулировании» изымаются социально-экономические, организационные,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные требования
в области охраны труда, поскольку указанные вопросы больше относятся к предмету
регулирования законодательства о труде и санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения. Вместе с тем, в качестве компромиссного решения
требования к процессам производства товаров и услуг оставлены в сфере действия
данного Закона. Указанные предложения нашли отражение в статье 1 законопроекта. 2) Найдено компромиссное решение и по вопросу альтернативности
принятия технических регламентов. Законопроектом предусматривается возможность
их принятия не только в форме федеральных законов, но и в форме постановлений
Правительства Российской Федерации. Указанные новеллы содержатся в статье 7
законопроекта. Кроме того, упраздняется принцип деления технических
регламентов на «общие» и «специальные». Для этой цели законопроект полностью
отменяет действующую статью 8 Закона «О техническом регулировании». По мнению
разработчиков, такая норма позволит создать более гибкую систему технических
регламентов (статья 6 законопроекта). 3) К видам нормативных актов в системе технического
регулирования добавлены «своды правил», которые позволят применять существующие
СНиПы (пункт «д» статьи 2 законопроекта). 4) Появляется возможность корректировки действующих
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере
стандартизации до вступления в силу соответствующих технических регламентов
(пункт «е» статьи 26 законопроекта). 5) Международные стандарты будут использоваться в
качестве основы для разработки проектов технических регламентов (пункт «е»
статьи 5 законопроекта). 6) Установлен перечень первоочередных технических
регламентов (о безопасности машин и
оборудования; о безопасности низковольтного оборудования; о безопасности
строительных материалов и изделий;
о безопасности зданий и
сооружений; о безопасности лекарственных средств; о безопасности лифтов; о
безопасности электрических станций и сетей; о безопасности оборудования, работающего под
избыточным давлением; об электромагнитной совместимости; о
безопасности колесных транспортных средств; о безопасности изделий медицинского
назначения; о безопасности средств
индивидуальной защиты; о безопасности химической продукции; о безопасности
пищевых продуктов; о безопасности аппаратов, работающих на газообразном
топливе; о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах; о
безопасности упаковки). В текст законопроекта включены и иные положения. В
частности, в сферу технического регулирования вводятся нормы, касающиеся
использования атомной энергии, а также сведений, составляющих государственную
тайну (статья 4 законопроекта). Таким образом, при принятии технических
регламентов будут учитываться интересы национальной безопасности Российской
Федерации. В целом полагаем, что принятый во втором чтении проект
закона отвечает интересам предпринимателей. Молоко
заменят деньгами В Торгово-промышленной палате Российской Федерации рассмотрен
проект федерального закона № 380840-4 «О внесении изменений в статью 222
Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный
группой депутатов Государственной Думы. Законопроект предусматривает возможность замены
работникам, работающим во вредных условиях труда, бесплатной (по установленным нормам)
выдачи молока или других равноценных
пищевых продуктов эквивалентной денежной компенсацией в случае, если такая
замена оговорена в коллективном договоре. ТПП РФ предлагает при доработке законопроекта ко
второму чтению внести дополнение, предусматривающее, что возможность замены
пищевых продуктов денежной компенсацией может быть предусмотрена не только
коллективным договором, но и трудовым договором. Такое дополнение необходимо,
поскольку коллективные договоры имеются не во всех организациях, а у
индивидуальных предпринимателей они, как правило, отсутствуют. Одновременно предлагается уточнить редакцию третьего и
четвертого абзацев законопроекта, поскольку денежная компенсация является
эквивалентом не выдаваемого молока и пищевых продуктов, а стоимости этих
продуктов. ТПП РФ поддерживает законопроект с учетом высказанных
замечаний. Установлен новый размер МРОТ 23 марта 2007 года Государственная Дума приняла
Федеральный закон № 343558-4 «О внесении изменений в Федеральный
закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты
Российской Федерации» (далее – Закон). Закон предусматривает установление с 1 сентября 2007 года минимального
размера оплаты труда (МРОТ) в сумме 2 300
рублей в месяц. В ходе доработки закона учтены предложения ТПП России,
согласно которым размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской
Федерации (не ниже МРОТ) могут устанавливаться региональными соглашениями, а не
законами субъектов Федерации. Предусматривается, что соглашения могут
распространяться на всех работников на территории соответствующего субъекта
Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Закон определяет специальный механизм присоединения (неприсоединения) к
региональному соглашению для организаций, не участвовавших в его подготовке и
подписании. Для этого вместе с текстом указанного соглашения
официально публикуется предложение руководителя уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации к работодателям, не
участвовавшим в подписании соглашения, присоединиться к нему. Если работодатель
в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не
представит в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации письменный отказ присоединиться к соглашению, соглашение считается
распространенным на него. К отказу должны быть приложены протокол консультаций
работодателя с профсоюзом, если он имеется у работников данного работодателя, а
также предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников
до предусмотренного соглашением размера.
Новое в
системе жилищного кредитования 13 марта 2007 года
на заседании Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных
организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России состоялось обсуждение
проекта федерального закона «О
строительных сберегательных кассах», разработанного депутатом Государственной
Думы, Председателем Комитета ТПП России по вопросам социальной политики О.Г.
Дмитриевой. Законопроект направлен на развитие в России системы жилищного
кредитования и предусматривает введение нового инструмента мобилизации средств
граждан – системы сбережений на цели улучшения жилищных условий. Согласно законопроекту строительные сберегательные
кассы будут
создаваться в форме специализированных банков, виды банковских операций которых
ограничиваются исключительно привлечением средств физических и юридических лиц
в строительные сберегательные вклады и предоставлением вкладчикам кредитов для
улучшения жилищных условий. Организация деятельности
строительной сберегательной кассы состоит в следующем. На первом этапе
вкладчики в соответствии с условиями договоров накопления сбережений в течение
определенного срока вносят в фиксированном размере взносы. После того, как
достигается определенный размер накоплений, вкладчик приобретает право на
получение кредита в необходимом объеме. Законопроектом установлено ограничение,
согласно которому заключение кредитного договора возможно только по истечении
не менее чем двух лет с даты первого взноса. Замкнутость финансовых
потоков позволяет устанавливать относительно низкие, независимые от колебаний
финансового рынка ставки по вкладам и кредитам. Низкая процентная ставка по
кредиту (по сравнению с рыночной) является некой компенсаций вкладчикам за то,
что и процентные ставки по вкладам в течение первых лет были значительно ниже
рыночных. Учитывая важность жилищной проблемы, законопроект предусматривает
осуществление государственной поддержки строительных сберегательных вкладов для
граждан России за счет средств федерального бюджета, которая заключается в
начислении установленного размера премии на вклад. Оценивая в целом
положительно законопроект, необходимо отметить, что в связи с тем, что им
предлагается ввести новый институт кредитования, ряд положений проекта не
вписывается в существующее законодательное регулирование, в том числе
регулирование банковской деятельности. Таким образом, требуется приведение норм
законопроекта в соответствие с действующим законодательством либо изменение
действующего законодательства в связи с принятием законопроекта. Вместе с тем, практика
государств, в которых уже действуют подобные институты, показывает, что система
строительных сбережений позволяет мобилизовать денежные средства граждан и
эффективно их использовать в жилищном финансировании, снизить нагрузку на
бюджет, а также привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. В качестве
примера можно привести Германию, где 45% семей имеют договор строительного
вклада и через систему строительных сберегательных касс было приобретено 13
млн. квартир. КОРОТКО С 1 марта 2007 года вступает в силу Закон о
налоговой амнистии. Закон позволяет
гражданам легализовать незадекларированные доходы, полученные до 1 января 2006
года, заплатив с этой суммы декларационный платеж в размере 13%. При этом
указывать виды и источники дохода не требуется. С момента уплаты
декларационного платежа будет считаться, что гражданин исполнил свою
обязанность по уплате НДФЛ с полученных доходов, а предприниматели - также по
уплате социального налога. Установлено, что амнистия, которая будет действовать
до 31 декабря 2
марта 2007 года Правительство РФ на
своем заседании одобрило основные направления налоговой политики на 2008-2010
гг. Будет продолжено совершенствование системы администрирования
налогов, порядка проведения налоговых проверок, а также системы регистрации юридических
лиц. Налоговую политику предлагается развивать в направлении контроля за
трансфертным ценообразованием, налогообложения дивидендов и освобождения от
такого налогообложения дивидендов, получаемых при стратегическом участии
российской организации в российских или иностранных юридических лицах. Кроме
того, основные направления содержат следующие предложения: введение института
консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль;
совершенствование НДС и налогообложения по налогу на прибыль при совершении
операций с ценными бумагами; изменение системы вычетов, предоставляемых по
НДФЛ; изменения по регулированию учетной политики налогоплательщиков 6 марта 2007 года вышел
приказ N 105 Федерального агентства по промышленности. В этом документе
устанавливается перечень сведений о моделях контрольно-кассовых машин,
включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемых
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. 7
марта 2007 года третье
чтение в Государственной Думе прошел законопроект «О внесении изменения в
статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» об
освобождении от налога на доходы физических лиц сумм, получаемых
налогоплательщиками в виде грантов от российских организаций. Предполагается,
что перечень таких организаций будет утверждать Правительство РФ. 9 марта 2007
года Государственная Дума приняла в
первом чтении проект федерального закона № 380975-4 «О внесении изменений в
Таможенный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной
Думы и членами Совета Федерации. Законопроект направлен на совершенствование
таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата
таможенных платежей. Предлагаемые законопроектом изменения затрагивают как
раздел III Таможенного
кодекса Российской Федерации (Таможенные платежи), так и некоторые статьи,
устанавливающие таможенные правила в отношении отдельных таможенных режимов.
Поправки к законопроекту должны быть представлены к 24 апрелю 2007 года. ТПП
России планирует принять участие в данной работе. 10
марта 2007 года Правительство РФ утвердило
правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка. Постановление
№ 148 установило, что разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет. В случае если юридическому лицу
объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах
которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве
аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия
соответствующего договора аренды. Постановление вступает в силу с 11 апреля
2007 года. 15 марта 2007 года Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству на своем заседании принял решение
рекомендовать проект федерального закона № 374014-4 «О
примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» к принятию в первом
чтении (п. 7 протокола № 112). Постановлением Госдумы от 23 марта 2007 года №
4335-4 ГД законопроект включен в Календарь рассмотрения вопросов Госдумой на 20
апреля 2007 года (первое чтение). Проект разработан по инициативе и с участием
ТПП России. 16 марта 2007 года в третьем чтении Государственной Думой были приняты законодательные изменения
в статьи 146 и 180 УК России, которые увеличивают ответственность за нарушение
авторских и смежных прав, отнеся такие преступления к категории тяжких, а не
средней тяжести. Повышаются штрафы за незаконное использование чужой
интеллектуальной собственности с 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. В особо
тяжелых случаях за нарушение авторских прав, возможно применение уголовного
наказания до шести лет лишения свободы. 21 марта
2007 года Государственной Думой в
третьем чтении был принят закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета
указывать цену товаров, работ, услуг в иностранной валюте». Согласно закону указывать цены на товары и
услуг в рекламе можно будет только в рублях. При этом в случае
необходимости цены дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. 21 марта 2007 года
в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (РТК) состоялось первое заседание Сводной рабочей группы по
подготовке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации на 2008-2010 годы. В состав рабочей группы входит
представитель ТПП РФ. Поскольку подготовку и подписание Генерального соглашения
решено завершить до конца апреля 2007 года, график работы по его подготовке
будет весьма напряженным. В этот же день представители работодателей и
профсоюзов в РТК уже согласовали текст Раздела I в области экономической политики, который направлен в
заинтересованные министерства и ведомства для определения позиции правительственной
стороны. 22 марта 2007 года
Конституционный Суд Российской Федерации признал несоответствующей Конституции
Российской Федерации норму Федерального закона «Об обеспечении пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию», ограничивающую максимальным размером
пособия по беременности и родам. В настоящее время максимальный размер пособия
составляет 16 125 рублей. Данная норма утрачивает силу по истечении шести
месяцев с момента оглашения постановления Конституционного Суда Российской
Федерации. Это означает, что решения по реформированию единого социального
налога и системы обязательного социального страхования должны быть приняты уже
в текущем году. 23
марта 2007 года Государственная
Дума приняла в 3-м чтении поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за
нарушение антимонопольного законодательства. В частности, вводятся
"оборотные" штрафы за злоупотребление доминирующим положением, за
картельный сговор и недобросовестную конкуренцию. В ходе обсуждения поправок
подход к расчету штрафов был уточнен: за нарушение антимонопольного
законодательства недобросовестные компании заплатят от 1 до 15% от выручки от
реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение. При этом
вводятся положения, предусматривающие отмену наказания для компаний, которые
добровольно прекращают свое участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и
согласованных действиях и сотрудничают с антимонопольным органом в
расследовании таких правонарушений. |
Документ: 52 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |