30.07.2007 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
Малый бизнес – большие ожидания:
одобрена концепция нового Закона 8 июня 2007 года Государственной Думой в первом чтении
принят проект федерального закона «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации», внесенный группой депутатов. Законопроект направлен на
регламентацию отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими
лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее – субъекты МСП). К основным целям государственной
политики в данной сфере законопроект относит развитие самозанятости населения,
увеличение количества субъектов МСП, создание для них благоприятных условий
деятельности, обеспечение их конкурентоспособности, увеличение доли
производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте
Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской
Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов и др. Законопроект устанавливает несколько критериев
отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего
предпринимательства: средняя численность работников и выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или)
балансовая стоимость активов за календарный год. В свою очередь ТПП России неоднократно высказывалась
против использования такого подхода. По мнению ТПП России критерии по выручке и
балансовой стоимости активов будут способствовать сдерживанию развития малого и
среднего предпринимательства. Помимо этого, из сферы поддержки могут быть
неоправданно исключены малые предприятия в научно-технической сфере,
инновационные предприятия, продукция и услуги которых, как правило, имеют
большую добавленную стоимость (следовательно, и большую годовую выручку, а
также балансовую стоимость активов). Кроме того, установить четкие ограничения
по выручке будет достаточно сложно, поскольку, как показывает практика, ее
размер у предприятий малого и среднего бизнеса в различных субъектах Российской
Федерации и муниципальных образованиях значительно отличается (иногда в десятки
и сотни раз). ТПП России был подготовлен и внесен в профильный
комитет Государственной Думы пакет из 37 поправок. Эти поправки, в частности,
предусматривают: 1. Исключение показателей выручки и балансовой
стоимости активов из числа критериев отнесения предприятий к субъектам МСП. 2. Наделение органов государственной
власти субъектов Российской Федерации полномочиями по финансированию научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по проблемам развития субъектов МСП. 3. Регламентацию
сроков рассмотрения заявлений о создании Советов по развитию малого и среднего
предпринимательства, сроков
рассмотрения советом по развитию малого и среднего предпринимательства
проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов МСП, а
также сроков
рассмотрения заявлений о
предоставлении поддержки в рамках региональных и муниципальных программ
поддержки малого и среднего предпринимательства. 4. Обязательное отражение в пояснительных записках
к проектам нормативных правовых актов, затрагивающим интересы субъектов МСП, возможных негативных последствий вступления в
силу таких актов. 5. Распространение действия ограничения по
совокупной налоговой нагрузке («дедушкина оговорка») на субъекты малого и
среднего предпринимательства, созданные, в том числе и до вступления в силу
данного закона. Подготовлен к принятию
законопроект об условиях и порядке приобретения прав на земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности 25 июня 2007 на заседании Комитета Государственной Думы по собственности
рассмотрен и рекомендован к принятию во 2 чтении проект федерального закона №
347961-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в
части уточнения условий и порядка приобретения прав на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности» (далее – законопроект). Предполагается, что документ будет
окончательно принят до конца весенней сессии 2007 года. ТПП России был
подготовлен пакет поправок при доработке законопроекта к рассмотрению во втором
чтении. Многие из них были учтены. Законопроект призван урегулировать вопросы переоформления в собственность
или аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений (объектов
недвижимого имущества). В доработанном варианте законопроекта сохраняются концептуальные
положения экономической части, согласованные на стадии разработки проекта. Они
предусматривают: установление законами субъектов Российской Федерации при приобретении в
собственность предульного уровня цен земельных участков – до 20% кадастровой стоимости земельного участка в
поселениях с численностью свыше 3 млн. человек и до 2,5% кадастровой стоимости
для других поселений. В случае переоформления
права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды
годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: 2% кадастровой стоимости
арендуемого земельного участка (в настоящее время 1,5%); 0,3% кадастровой стоимости
арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного
назначения; 1,5 % кадастровой стоимости
арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. В соответствии с
законопроектом размер арендной платы устанавливается собственником земельного
участка, а для земельных участков, не разграниченных в обороте – органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Уточняется круг лиц, на
которых распространяются предусмотренные законопроектом («льготные» - до 20% или 2,5%
кадастровой стоимости участка соответственно) условия приобретения в
собственность земельных участков: коммерческие
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками
расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, в том числе реконструированных или возведенных на месте разрушенных или
снесенных, если эти объекты были отчуждены из государственной или
муниципальной собственности; граждане и
некоммерческие организациям, являющиеся собственниками расположенных на таких
земельных участках объектов недвижимого
имущества, если право частной собственности указанных лиц на них возникло до
вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными
законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения
земельных участков в собственность. Таким образом, в данный перечень входят не только лица, получившие
указанные объекты недвижимого имущества в результате первоначальной
приватизации, но и последующие собственники этих объектов. По сравнению с проектом закона, принятом в первом чтении, однозначно
определено, что право приобретения в собственность земельных участков,
находящихся на праве аренды, сохраняется за собственниками указанных объектов
недвижимого имущества вне зависимости от того, когда ими был заключен договор
аренды земельных участков – до или после вступления в силу Земельного кодекса
Российской Федерации. Тем самым преодолено разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11,
согласно которому лицо, заключившее
договор аренды рассматриваемого земельного участка после вступления в силу
Земельного кодекса Российской Федерации, утрачивает право приобретения в
собственность земельного участка на предусмотренных законопроектом «льготных»
условиях. Новацией
проекта являются нормы, направленные на неухудшение по сравнению с действующим
положения тех собственников объектов недвижимого имущества, на которых не будут
распространяться предусмотренные законопроектом льготные условия приобретения в собственность земельных
участков (одно из предложений ТПП РФ). До 1 января 2010 года эти собственники
смогут приобрести земельные участки по действующей цене, предусмотренной статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации», что существенно ниже 100% кадастровой стоимости
земельного участка. Порядок определения цены и
оплаты земельных участков устанавливается их собственником. Таким образом, не
исключается возможность, что собственник может предоставить возможность рассрочки платежей
(за предоставление рассрочки выступала ТПП РФ). Сохраняется
положение редакции первого чтения, когда в случае строительства и реконструкции
на приобретенном в собственность земельном участке, которые приводят к
изменению вида разрешенного использования земельного участка, в поселениях с
численностью свыше 3 млн. человек (этим критериям отвечают только Москва и
Санкт-Петербург) законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться
дополнительная плата - до 80% кадастровой стоимости участка. По заверениям
представителей государственных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга,
в отличие от города Москвы, они не будут использовать эту возможность. Следует обратить внимание на
то, что законопроект вносит изменения в
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»,
разрешающие отчуждение в соответствии с данным законом земельных участков в
составе земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования. При обсуждении законопроекта
была учтено предложение (поправка) ТПП РФ в части продления срока
переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
до 1 января 2010 года. Заслуживающей
поддержки новацией является продление до 1 января 2013 года срока в отношении
земельных участков, занятых дорогами, линиями электропередачи, линиями связи (в
том числе линейно-кабельными сооружениями), нефтепроводами, газопроводами и
иными трубопроводами, железнодорожными линиями и другими линейными объектами,
на приобретение в собственность или переоформление на право аренды. Закон утрачивает статус
документа прямого действия, поскольку согласовано предложение об установлении не законом,
а подзаконным нормативным актом перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении
прав на земельный участок. Вместе с тем, поскольку перечень устанавливается
приказом Минэкономразвития России, есть основания полагать, что он выйдет
практически одновременно со вступлением в силу закона – через три месяца после
его официального опубликования. К сожалению, из
законопроекта исключен закрытый перечень оснований для отказа в удовлетворении
заявления о приобретении прав на земельный участок, что повышает вероятность
появления дополнительных административных барьеров при переоформлении. Палата – за развитие благотворительности В связи с
необходимостью поддержки общественных организаций, специализирующихся на
оказании благотворительной помощи, Департаментом по законодательству совместно
с Благотворительным фондом «Центр помощи беспризорным детям» ТПП России был
разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 270 и 286
части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Указанный проект закона
предусматривает, что при исчислении налога на прибыль организаций
налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму перечисленных им
средств на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся
на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без
попечения родителей, или специализирующимся на решении проблем детской
беспризорности. При этом указанное
уменьшение не должно превышать 5
процентов налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В ближайшее время
законопроект будет направлен на заключение в Правительство Российской
Федерации. Кроме того, ТПП России совместно с Комиссией
Общественной палаты РФ по благотворительности, волонтерству и милосердию,
Минэкономразвития России проводит работу над правительственным законопроектом «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации». Данным проектом закона, в
частности, предлагается: признать в качестве одной из целей благотворительной
деятельности поддержку благотворительных организаций; указать на возможность осуществления благотворительной
деятельности в целях защиты прав человека, защиты прав потребителей,
предоставления юридической поддержки нуждающимся гражданам; расширить перечень организационно-правовых форм
некоммерческих организаций, которые могут выступать в качестве
благотворительных организаций, включив в такой перечень, к примеру, автономные
некоммерческие организации, безвозмездно помогающие детям, инвалидам, бездомным
людям; освободить от уплаты налога на прибыль некоммерческие
организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения,
социального обслуживания населения и др. Отмечаем также, что на 1 октября 2007 года (до
внесения законопроекта в Государственную Думу) на площадке ТПП России нами
запланировано обсуждение указанного законопроекта с представителями профильных
министерств, общественности, бизнеса и благотворительных структур. Трехлетний бюджет прошел второе чтение 29 июня Государственной Думой во втором чтении принят
проект федерального закона № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008
год и на период до 2010 года» (принят в первом чтении 25 мая 2007 года). ТПП России был внесен пакет поправок, направленных на
увеличение финансирования на период 2008 – 2010 гг. по таким важным для
экономики страны и бизнеса направлениям, как: поддержка малого и среднего
бизнеса, реализация приоритетных национальных проектов, развитие инноваций,
дорожного и сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса и др. Поправками предлагалось также увеличить бюджетные
расходы по ряду федеральных целевых программ (развитие транспортной системы,
поддержка наноиндустрии и др.), а также по отдельным статьям Федеральной
адресной инвестиционной программы (ТЭК, транспорт, образование). В ходе доработки законопроекта была одобрена поправка,
предусматривающая увеличение расходов в рамках Государственной программы
развития сельского хозяйства. ПАТология оценки 11 августа 2006 года вступил в силу Федеральный
закон № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которым в число субъектов оценочной деятельности были включены лишь
специалисты-оценщики, т.е. физические лица. Эта новелла вызвала волну критики,
как среди представителей оценочного сообщества, так и среди экспертов,
чиновников, бизнесменов. Не осталась в стороне от этой проблемы и ТПП России –
на V съезде Палаты 8 декабря 2006 года звучали
предложения о необходимости изменения, по сути, только что вступивших в силу
положений Закона. Главным и принципиальным недостатком внесенных
поправок, по мнению большинства специалистов, является то, что они фактически
возлагают ответственность за результаты оценки на физическое лицо – работника
юридического лица, которое выполняет оценку во исполнение заключенного с
заказчиком гражданско-правового договора. С одной стороны, оценщик – физическое
лицо по Закону приобретает статус субъекта оценочной деятельности и несет
ответственность за ее результаты, а с другой стороны, он же состоит в трудовых
отношениях с юридическим лицом, отвечающим в соответствии с нормами
гражданского законодательства за результат оценки перед ее заказчиком. Такое
положение устанавливает противоречивое, «двойное» регулирование оценочной
деятельности. Так, согласно Закону, в случае нарушения договора на
проведение оценки или причинения в результате оценки вреда третьим лицам
наступает ответственность оценщика и (или) юридического лица, с которым оценщик
заключил трудовой договор. При этом юридическое лицо несет ответственность,
если в указанном договоре оно добровольно приняло на себя обязательства по
дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные
заказчику, или возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Это входит в противоречие с нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации (статьи 402, 1068), согласно которым действия
работников должника (юридического лица) по исполнению его обязательства
считаются действиями должника. При этом должник отвечает за эти действия, если
они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а
юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении
трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Эксперты полагают, что деятельность по проведению оценки осуществляет оценочная
организация - юридическое лицо, заключившее гражданско-правовой договор с
заказчиком, а не его работник, и именно оно является субъектом оценочной
деятельности и должно нести ответственность за ее результаты. В этой связи при
участии ТПП России был разработан проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации». Законопроект определяет юридических
лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве субъектов
оценочной деятельности, а также ответственность, которую должны нести оценщики
в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию
услуг по оценке и в связи с недостатками оказанных услуг. Такую ответственность, согласно законопроекту,
оценщики несут в соответствии с гражданским законодательством. В целях повышения гарантий
ответственности перед потребителями услуг по оценке законопроект устанавливает
необходимость страхования ответственности оценщиков вследствие причинения
убытков заказчикам услуг по оценке, а не только вследствие причинения им
реального ущерба. В этих же целях законопроект увеличивает размер
страховой суммы, на которую оценщик обязан застраховать свою ответственность, и
размер обязательного взноса оценщика в компенсационный фонд саморегулируемой
организации оценщиков. 4 июня 2007 года указанный законопроект был направлен
на официальный отзыв в Правительство Российской Федерации. Строительная деятельность:от лицензирования к саморегулированиюВ Комитете Государственной Думы по собственности
завершается работа по законодательному обеспечению перехода отечественной
строительной отрасли на принципы саморегулирования. Эта тема будоражит профессиональное сообщество уже не
первый год, с тех пор, как были приняты правовые нормы, отменяющие в скором
времени лицензирование строительной деятельности. ТПП России, в целом довольно
осторожно относясь к «шоковому» внедрению саморегулирования в российской
экономике, всегда выступала и выступает за постепенное внедрение этого
рыночного принципа в зависимости от реальной готовности той или иной отрасли
хозяйства. Проект федерального закона № 434371-4 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования
строительной деятельности» внесен группой депутатов Госдумы во главе с
В.С.Плескачевским и запланирован к рассмотрению в течение весенней сессии. Его
рабочие варианты неоднократно обсуждались на различных мероприятиях, в том
числе и на парламентских слушаниях зимой 2007 года с участием экспертов системы
ТПП России. По замыслу авторов, законопроект обеспечивает реализацию перехода к эффективному сочетанию государственного
регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической
деятельности в строительной отрасли. Такой переход является
назревшей объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности
техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и
эксплуатации возводимых зданий и сооружений, отсутствия действенных механизмов
ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств
перед потребителями их услуг. Разработчиками предложены критерии, которым должен
соответствовать участник строительной деятельности, чтобы сделать строительный
рынок прозрачным и понятным для потребителей,
очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую
очередь ввести четкую схему ответственности участников градостроительной
деятельности перед любыми третьими лицами.
Предложенная модель регулирования градостроительной деятельности
соответствует международному законодательству. Законопроект вводит определения объектов опасного
капитального строительства, которые имеют публичное значение и находятся под
особым правовым режимом. Обязательным условием членства в саморегулируемой
организации является наличие договора страхования профессиональной
ответственности. Проект регламентирует обязательное
страхование деятельности по инженерным
изысканиям, архитектурному проектированию и строительству, в частности четко
определены риски деятельности и условия для осуществления выплат по договору
страхования. Одной из задач законопроекта является нормативное
регулирование условий получения статуса саморегулируемой
организации участников градостроительной деятельности. Определены следующие
требования, предъявляемые к саморегулируемой организации (СРО): объединение в составе такой организации в качестве ее
членов не менее чем ста лиц, отвечающих установленным законопроектом; наличие
компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в
денежной форме в размере, установленном законопроектом; наличие
коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета),
функционально специализированных органов и структурных подразделений; наличие стандартов и правил СРО. Основными функциями такой СРО является: 1) установление
правил и стандартов деятельности членов СРО, осуществляющих градостроительную
деятельность; 2) установление правил и
условий приема в члены СРО, требований к порядку обеспечения имущественной
ответственности своих членов при осуществлении деятельности по осуществлению
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства
объектов капитального строительства; 3) представление интересов своих членов в их
отношениях с федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления; 4) организация
контроля за осуществлением своими членами деятельности по осуществлению
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства
объектов капитального строительства в части соблюдения ими требований
Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов по осуществлению
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства
объектов капитального строительства, стандартов и правил СРО; 5) ведение реестра членов СРО и
предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам; 6) обеспечение информационной открытости
деятельности своих членов. Законопроект также устанавливает
принципы образования Национального объединения саморегулируемых организаций,
обеспечивающего общественные интересы, формирования единых подходов к осуществлению
деятельности инженерным изысканиям, архитектурно-строительного проектированию и
строительству опасных объектов капитального строительства. Основной функцией такого Национального объединения
предполагается разработка федеральных стандартов деятельности по осуществлению
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства
объектов капитального строительства. Комитетом ТПП России по
предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
совместно с Департаментом по законодательству была проведена независимая
экспертиза законопроекта, в ходе которой были выявлены основные направления
доработки законопроекта, связанные с более четким определением терминов,
созданием действительно равных условий для приема в члены СРО, уточнением
порядка управления в СРО и привлечения к ответственности ее членов. Особо указано на необходимость принятия специального
федерального закона, регулирующего обязательное страхование членов
саморегулируемых организаций. Соответствующее заключение ТПП России направлено в
ответственный Комитет Государственной Думы. КОРОТКО 8
июня Государственной
Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 407183-4
«О морских портах в Российской Федерации». Законопроект направлен на урегулирование правоотношений,
возникающих при осуществлении различных видов деятельности в морских портах, в
том числе при строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов их
инфраструктуры, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности
в морских портах. 14
июня Государственной
Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 424303-4
«О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года
№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и другие
нормативные правовые акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает создание
портовых особых экономических зон на территориях портов и аэропортов, что
направлено на привлечение инвестиций для развития экономического потенциала
производственной деятельности портов и аэропортов. 14 июня
Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона №
438735–4 «О Российской корпорации нанотехнологий». Законопроект предусматривает, что Российская
корпорация нанотехнологий будет
действовать в целях реализации
государственной политики в научно-технической и инновационной сфере, содействия перехода экономики
Российской Федерации на
инновационный путь развития, формирования инновационной инфраструктуры,
реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии путем осуществления
инвестиционной, внешнеэкономической и иной деятельности по реализации проектов в России и за
рубежом, в том числе с участием иностранного капитала. 15 июня Государственной Думой в первом
чтении принят проект федерального закона № 438743–4 «О Фонде содействия
реформированию жилищно–коммунального хозяйства». Законопроект устанавливает правовые и
организационные основы оказания финансовой поддержки органам государственной
власти субъектов Российской Федерации путем создания организации,
осуществляющей функции по софинансированию проведения капитального ремонта
многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в
целях создания безопасных и комфортных условий проживания граждан, повышения эффективности
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования действенных
механизмов управления жилищным фондом, внедрения современных ресурсосберегающих
технологий. |
Документ: 55 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |