06.11.2007 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
Голос Палаты
услышан: отмены кассовые аппараты для плательщиков ЕНВД 18 октября Государственной Думой был принят в первом
чтении законопроект № 471693-4 «О
внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт» (депутаты А.М. Макаров, В.С. Груздев,
Б.Н. Пастухов, Л.В. Говоров и др.). Законопроект предусматривает, что организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего прием
денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) от населения. Данный проект закона направлен на снятие излишних
административных барьеров и создание благоприятных условий для функционирования
и развития малых предприятий. Отмечаем, что концепция указанного законопроекта была
разработана и предложена ТПП России в 2004 году, неоднократно обсуждалась в
ходе «круглых столов» и конференций, как на площадке Палаты, так и в других
предпринимательских объединениях. При принятии законопроекта во внимание были приняты
следующие аргументы ТПП России. Одной из главных целей
введения законодателем обязательного применения кассовых аппаратов всеми
субъектами предпринимательской деятельности является установление размеров
выручки налогоплательщика в целях налогообложения. Однако в случае, когда
налогоплательщик переведен на уплату единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), то доход, с которого уплачивается этот
налог, налогоплательщику вменяется. При этом фактический объем выручки,
полученной организацией или индивидуальным предпринимателем, при налогообложении
уже не учитывается. Кроме того, как показала
практика, наибольшие трудности при применении контрольно-кассовой техники
испытывают именно организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на
уплату единого налога на вмененный доход. Это, в первую очередь,
налогоплательщики, использующие объекты нестационарной торговой сети,
осуществляющие оказание автотранспортных услуг и некоторые другие виды
деятельности, при которых применение контрольно-кассовых машин весьма
затруднительно. Помимо того, что организации и
индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на
вмененный доход, несут затраты на покупку и обслуживание контрольно-кассовой
техники, им вменена в обязанность регистрация используемых машин в налоговых
органах и осуществление их технического обслуживания только в
специализированных центрах. Отметим, что принятие
законопроекта не повлечет негативных последствий в области защиты прав
потребителей. Законопроектом предусматривается, что плательщики единого налога
на вмененный доход освобождаются от применения контрольно-кассовых машин лишь
при условии выдачи ими соответствующих документов, подтверждающих оплату
гражданами приобретенных товаров (работ, услуг). Совершенствование
механизма имущественной поддержки малого и среднего бизнеса 18 октября 2007 года Президентом Российской Федерации
был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий» (в
части уточнения разграничения полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской
Федерации). Необходимо отметить, что при
рассмотрении проекта данного Федерального закона во втором чтении в текст законопроекта
были внесены поправки, направленные на реализацию базового Федерального закона
от 27.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации». Принятие поправок позволит решить
многие вопросы, связанные, в том числе, с использованием государственного и
муниципального имущества для оказания поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства. В соответствии с внесенными
изменениями, к имуществу, которое может находиться в государственной и
муниципальной собственности, отнесены объекты, предназначенные для содействия
развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и
развития инфраструктуры поддержки. С учетом того, что в базовом законе о
развитии малого и среднего предпринимательства содержится запрет на отчуждение
переданного субъектам поддержки имущества, с начала следующего года создаются
хорошие условия для реальной имущественной поддержки малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в принятом
Федеральном законе реализованы основные идеи, заложенные в концепцию
законопроекта № 449438-4 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», внесенного депутатами
Е.В. Паниной, Б.Н. Пастуховым, Л.В. Говоровым, Ю.Г.Медведевым и
др., который был разработан с участием и при поддержке ТПП России. Олимпийское изъятие 16 октября Государственная Дума приняла в первом
чтении проект федерального закона № 469622-4 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением
ХХII зимних Олимпийский игр и ХI зимних
Паралимпийских игр 20014 года в городе Сочи». Законопроект направлен на
создание единых правовых основ для комплексного решения вопросов, поставленных
перед Российской Федерацией Международным олимпийским комитетом. Следует отметить, что в доработанном перед первым
чтением законопроекте учтена значительная часть замечаний, высказывавшихся, в
том числе ТПП РФ, в отношении его предыдущей редакции по вопросам земельного
законодательства. В частности: - исключены имеющие универсальный характер положения
по вопросам изъятия земельных участков для государственных и муниципальных
нужд, существенно ущемляющие права владельцев указанных земельных участков и
собственников расположенных на них объектов недвижимого имущества. Сохранены
только нормы в части особенностей изъятия земельных участков для размещения
олимпийских объектов и для государственных и муниципальных нужд в пределах
Краснодарского края, действующие ограниченный период времени; - установлены определенные, вполне разумные сроки
уведомления владельцев земельных участков о предстоящем изъятии (в течение
одной недели после принятия решения об изъятии и не менее чем за 6 месяцев до
изъятия); - предусмотрено формирование фонда земельных участков
и иных объектов недвижимости для предоставления гражданам и юридическим лицам
взамен изымаемых. Вместе с тем сохраняются пробелы в части урегулирования
вопросов возмещения убытков в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Положение законопроекта, обязывающее арендатора в течение 30 дней заключить
гражданско-правовой договор, противоречит, на наш взгляд, статье 154 ГК РФ, в
соответствии с которой для заключения
договора необходимо выражение согласованной воли сторон. Несоблюдение этих условий повлечет за собой признание
договора недействительным. Борьба с «контрафактом» грозит бизнесу
убытками 4 октября 2007 года
в Государственную Думу депутатами Б.В. Грызловым, В.С.
Катренко и др. внесены законопроекты № 475488-4 «О мерах по противодействию обороту
отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства
Российской Федерации» и № 475486-4 «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «О мерах по противодействию обороту
отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства
Российской Федерации». Первым законопроектом, в частности, вводится особый
порядок государственного регулирования обращения отдельных видов продукции.
Предусматривается также, что обращение на рынке некоторых видов продукции
должно контролироваться путем нанесения на нее индивидуальных идентификаторов и
передачи сведений о маркированной таким образом продукции в специальные
информационные базы данных. Второй законопроект уточняет объективные стороны административных правонарушений и преступлений,
связанных с производством и оборотом контрафактной продукции, ужесточает
административную и уголовную ответственность за некоторые административные
правонарушения и преступления, вводит
административную и уголовную ответственность за производство и оборот
фальсифицированной продукции, вносит изменения в ряд других федеральных
законов. Так, в Таможенный кодекс РФ вводятся нормы, позволяющие
таможенным органам приостанавливать ввоз контрафактных товаров по собственной
инициативе, вне зависимости от наличия заявления правообладателя. Указанные законопроекты не поддерживаются ТПП России
по ряду оснований. Во-первых, в Российской Федерации уже существует
законодательная база и юридические механизмы, позволяющие бороться с
контрафактной и фальсифицированной продукцией. Вопрос заключается в
ненадлежащем исполнении и (или) неисполнении принятых законов. Во-вторых, ни в одной стране мира нет единой или
обязательной государственной системы учета оборота каких-либо видов продукции.
При этом существуют системы кодирования продукции (к примеру, у каждого
производителя парфюмерно-косметической продукции) и дополнительные системы
защиты у отдельных производителей, чью продукцию подделывают (когда это
экономически выгодно). В-третьих, принятие законопроекта приведет к резкому
росту цен на парфюмерно-косметическую продукцию, лекарства и другие виды
продукции, в отношении которых планируется ввести систему информационного
учета. В результате потребители будут закупать изделия впрок, что вызовет
очередное существенное повышение цен. Указанный законопроект планируется обсудить на
площадке ТПП России в ноябре 2007 года. Снят еще один административный барьер В связи с многочисленными обращениями предпринимателей
и территориальных торгово-промышленных палат в 2005 – 2006 годах ТПП России
была проведена работа по анализу положений законодательства, регулирующих
вопросы лицензирования автомобильных заправочных станций как пожароопасных
производственных объектов. По результатам анализа была выработана позиция,
согласно которой деятельность АЗС как пожароопасных производственных объектов
лицензированию не подлежит. Данная позиция Палаты была доведена до сведения
государственных органов и поддержана Минэкономразвития России. По обращению ТПП
России был подготовлен проект нормативного правового акта, направленного на
снятие указанного административного барьера в этой сфере предпринимательской
деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от
02 октября Совершенствуется законодательство о
торгово-промышленных палатах Государственной Думой 9 октября 2007 года принят в
первом чтении внесенный Президентом России проект федерального закона №
423254-4 «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием государственного управления в сфере государственной
регистрации». Концепция законопроекта предусматривает
законодательные изменения в связи с передачей функций по госрегистрации
некоммерческих организаций от органов юстиции специально созданному органу –
Росрегистрации. В частности, законопроект содержит изменения в статьи 9 и 11
Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», связанные с
заменой наименования регистрирующего органа. Вместе с тем проект предусматривает также
совершенствование редакции статьи 16 Закона о ТПП, которая устанавливает право
ТПП России на участие в нормотворческой деятельности. В связи с этим ко второму
чтению законопроекта были разработаны и внесены депутатом Б.Н.Пастуховым
следующие поправки, направленные на преодоление очевидного несоответствия норм
Закона о ТПП с действующим законодательством и сложившейся устойчивой
правоприменительной практикой: 1. Отнести к законодательству
о торгово-промышленных палатах также законы субъектов Российской Федерации (в
действующем Законе – «законы республик в составе Российской Федерации», пункт 1
статьи 2). 2. Уточнить случаи, при которых в наименовании
организаций при их госрегистрации может использоваться наименование
«торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания
(пункт 3 статьи 2). Предлагается предоставить право использования таких
наименований организациям, единственным учредителем которых является
соответствующая торгово-промышленная палата. 3. Дополнить пункт 2 статьи 3 Закона о ТПП нормой о
том, что к задачам торгово-промышленных палат относится организация
взаимодействия не только между предпринимателями и государственными органами,
но и также с органами местного самоуправления. 4. Уточнить редакцию пункта 2 статьи 5 Закона о ТПП в
части территориального принципа образования торгово-промышленных палат,
предусмотрев создание палат на территории муниципальных образований (в действующей редакции речь идет об
«административно-территориальных образованиях»). Рассмотрение законопроекта предполагается завершить
еще в осеннюю сессию Государственной Думы. Позиция ТПП РФ по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду 10 октября в ТПП РФ состоялась пресс-конференция, на
которой обсуждались существующие проблемы и предложения предпринимательского
сообщества по совершенствованию порядка нормирования в области охраны
окружающей среды. В ходе пресс-конференции вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков
доложил позицию Палаты по законопроекту «О плате за негативное воздействие на
окружающую среду». Было отмечено, что переработанный новый вариант
законопроекта № 216152-3 «О плате за
негативное воздействие на окружающую среду», внесенный 12.09.2007 г. депутатом
Государственной Думы В.А. Грачевым, в котором учтены предложения Ростехнадзора
и значительная часть предложений ТПП РФ может быть принят за основу. Проект предусматривает стимулирование природоохранной
деятельности хозяйствующих субъектов благодаря сохранению у них части платы в
счет произведенных ими природоохранных
мероприятий. При его доработке, по мнению ТПП РФ: 1) нецелесообразно предоставлять субъектам Российской
Федерации право вводить плату за воздействия на окружающую среду, нормативы для
которых в настоящее время не установлены (шумовые, тепловые, вибрационные, электромагнитные воздействия
и т.д.) При отсутствии в настоящее время методик расчета платы за указанные
воздействия это создаст непредсказуемые экономические условия для плательщиков
в разных регионах и приведет к тому, что величина платы может увеличиться в
десятки раз ввиду естественной заинтересованности субъектов РФ в наполнении
своих бюджетов; 2) следует продлить с 3 до 5 лет переходный период, в
течение которого хозяйствующему субъекту предоставляется возможность выбора
между использованием действующей либо новой системы нормирования; 3) в связи с ограниченностью возможностей
производственного и государственного экологического контроля нуждается в
существенном сокращении перечень веществ, за которые взимается плата ([1]); 4) законопроект, должен рассматриваться как
разрабатываемый в развитие статьи 16 базового Федерального закона «Об охране
окружающей среды» и оставаться составной частью
экологического законодательства. О
завершающем этапе реформирования
Единой энергетической системы России По итогам прошедших 8 октября 2007 года парламентских
слушаний по вопросу «О законодательном обеспечении завершающего этапа
реформирования Единой энергетической системы России», было рекомендовано
Государственной Думе принять соответствующий закон, а Правительству РФ -
ускорить разработку и принятие нормативных актов по вопросам оказания услуг по
обеспечению системной надежности, добровольного ограничения нагрузки
потребителями электроэнергии. В связи с организацией конкурентной торговли
генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)
Правительству РФ рекомендовано также внести в свои постановления
соответствующие поправки. Прислушавшись к высказанным рекомендациям, Государственная
Дума 18 октября 2007 года приняла в третьем чтении Федеральный закон № 449041-4 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по реформированию Единой энергетической системы России» и направила его на
рассмотрение в Совет Федерации. Внесенные поправки направлены на расширение правовой основы
деятельности создаваемых в отрасли компаний и на совершенствование порядка
государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики. Их можно
объединить в четыре основных блока: 1) расширение комплекса
норм по обороту электрической энергии и мощности как внутри страны на оптовом и
розничном рынках, так и при перетоках электроэнергии между энергосистемами
России и иностранных государств; 2) введение дополнительных
мер по обеспечению системной надежности функционирования Единой энергетической
системы России, включая, при необходимости, ограничение прав нерадивых
собственников; 3) развитие
рыночных институтов, совершенствование процессов учета электрической энергии и
мощности и порядка оперативно-диспетчерского управления; 4) использование
развернутого набора инструментов государственного регулирования. В их числе
долгосрочное прогнозирование развития отрасли; формирование генеральной схемы
размещения объектов электроэнергетики и оптимизация структуры производства и
потребления энергоресурсов; совершенствование принципов установления тарифов Новое в
транспортном законодательстве В октябре 2007 года Государственной Думой
был принят в третьем чтении ряд проектов федеральных законов, направленных на
развитие транспортной инфраструктуры. Федеральный
закон «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 435117-4). Объектом
регулирования данного Закона являются отношения в процессе создания и
эксплуатации автомобильных дорог между органами государственной власти и
местного самоуправления, частными хозяйствующими субъектами, осуществляющими
финансирование создания и эксплуатацию платной автомобильной дороги, а также
пользователями автомобильных дорог. Кроме того, устанавливаются единые правовые
основы деятельности, связанной с проектированием, строительством,
реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных
автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации,
муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими. Федеральный
закон «О морских портах Российской
Федерации» (проект № 407183-4). Закон регулирует
правоотношения, возникающие при осуществлении различных видов деятельности в
морских портах, в том числе при строительстве, эксплуатации и реконструкции
объектов их инфраструктуры, а также устанавливает основы государственного
регулирования деятельности в морских портах. Необходимо учитывать, что в
настоящее время действующее законодательство не содержит единого нормативного правового
акта, имеющего объектом регулирования морские порты. Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты
Российской Федерации» (проект № 424303-4). Закон
предусматривает создание портовых особых экономических зон на территориях
портов и аэропортов, что направлено на привлечение инвестиций для развития
экономического потенциала производственной деятельности портов и аэропортов. Также следует
отметить «Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического пассажирского транспорта Российской Федерации» (проект
№ 341092-4). Закон определяет права, обязанности и ответственность
перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев, пассажиров
и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, а также регулирует
отношения, возникающие между ними в процессе осуществления перевозок
автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом.
Данный Закон призван заменить устаревший Устав автомобильного транспорта РСФСР,
утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года
№ 12. ТПП России поддержала принятие указанных
Законов. КОРОТКО: 2 октября
2007 года Президент РФ подписал
Федеральный закон № 228-ФЗ «О
внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об
электроэнергетике». Законом уточнен порядок распределения акций обособляемых в
ходе реорганизации компаний в зависимости от голосования акционера на
внеочередном собрании акционеров по вопросам реорганизации. 11 октября
2007 года Государственная Дума
приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса
Российской Федерации». В Законе урегулированы отношения по исполнению
договоров розничной купли-продажи с предварительной оплатой товара, в
частности, установлен размер неустойки
за просрочку исполнения договора на уровне одного процента произведенной
предварительной оплаты за каждый день просрочки, введены дополнительные нормы,
направленные на защиту потребителей при потребительском кредитовании. 15 октября
2007 года депутатами Государственной
Думы внесен законопроект № 479984–4 «О потребительском кредитовании». Законопроект
направлен на регулирование отношений в сфере потребительского кредитования и
устанавливает, в частности, состав, порядок и сроки предоставления информации
при заключении и в течении срока действия договора потребительского кредита,
требования к договору потребительского кредита, дополнительные требования к
кредиторам и заемщикам при потребительском кредитовании, дополнительные меры по
защите прав и законных интересов потребителей и кредиторов и ответственность за
нарушение этих прав и интересов, а также меры государственного контроля и
надзора при потребительском кредитовании. 16
октября 2007 года Государственной
Думой был принят во втором чтении проект федерального закона № 295151-3
«О взаимном страховании». Законопроект направлен на регулирование
деятельности обществ взаимного страхования, образуемых, в том числе, субъектами
малого и среднего предпринимательства с целью минимизации рисков. 18
октября 2007 года Государственная Дума рассмотрела во втором чтении
правительственный проект федерального закона № 437800-4 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об экспортном контроле», направленный на совершенствование
экспортного контроля в целях противодействия международному терроризму, и приняла
его во втором чтении. 18
октября 2007 года Президент РФ
подписал Федеральный закон № 233-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий». Законом внесены изменения
в 35 Федеральных законов, в том числе: от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных
монополиях», Жилищный кодекс РФ, от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ «Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса», от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты
Российской Федерации» и другие. 22 октября
2007 года в Общественной палате
России состоялись слушания на тему: «Саморегулируемые организации в оценочной
деятельности. Проблемы и их законодательное регулирование». В итоговой
резолюции отмечено, что участники слушаний считают недопустимым внесение
существенных изменений в законодательство об оценочной деятельности,
предусматривающих переход от регулирования профессиональной деятельности
оценщиков к регулированию предпринимательской деятельности юридических лиц –
оценочных организаций. ТПП России не
разделяет такой подход, так как принятие Федерального закона от 27 июля 2006
года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» привело к реальному ослаблению роли
ведущих российских оценочных организаций на отечественном рынке оценочных
услуг. На пороге вступления России в ВТО данная ситуация особенно опасна, так
как в этих условиях крупные иностранные компании смогут довольно быстро освоить
«пошатнувшийся» рынок оценочных услуг в Российской Федерации в ущерб интересам
российских оценщиков. [1] В соответствии с проводившимися несколько лет назад МПР России и крупными предприятиями металлургической промышленности исследованиями до 90 % выбросов и сбросов загрязняющих веществ составляют 5-6 веществ по каждому предприятию, а предприятия обязаны контролировать несколько десятков веществ. |
Документ: 57 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |