Просмотр аналитического материала

24.12.2007  Законодательство в сфере информационного обеспечения предпринимательства
   НДП «Альянс Медиа»
   
   Некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки» (НП ЭЛБИ)
   
   
   Законодательство в сфере информационного обеспечения предпринимательства
   
   Аналитический обзор
   
   
   
    Москва 2007
   
   Исполнители:
   А.Б. Антопольский, д.т.н. НП ЭЛБИ
   Э.В. Талапина, к.ю.н. ИГП РАН
   Ф. Мытарев, ИГП РАН
   
   Содержание
   
   1. Общая характеристика федерального законодательства
   2. Законодательство субъектов РФ
   3. Информационная поддержка предпринимательства в правительственных программах
   4. Основные принципы законодательства по информационной поддержке предпринимательства
   5. Отраслевое законодательство
   5.1. Информация ЕГРЮЛ (реестр юридических лиц)
   5.2. Информация ЕГРН (Реестр налогоплательщиков)
   5.3. Информация из реестра лицензий
   5.4. Техническая информация
   5.5. Информация ЕГРП (Реестр прав на недвижимость)
   5.6. Градостроительная информация
   6. Правовые основы доступа к информации
   7. Законодательство субъектов РФ о формировании и использовании информационных ресурсов
   8. Информация о деятельности органов судебной власти
   9. Виды и правовые режимы информации
   10. Выводы и предложения по совершенствованию федерального законодательства
   11. Предложения по организации мониторинга законодательства в сфере информационной поддержки предпринимательства
   1. Общая характеристика федерального законодательства
   
   Федеральное законодательство в области информации почти не выделяет проблему предпринимательства и особенности предпринимателей в качестве субъектов обращения информации и применения информационных технологий. В тоже время во многих федеральных законах имеются нормы, практически регламентирующие информацинные отношения, возникающие в процессах информационного обеспечения предпринимательства.
   
   ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч.1 ст. 8) закрепляет в самой общей форме, что «граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». К основным позициям названного закона, затрагивающим права и обязанности субъектов предпринимательства, относятся:
   
   Право на получение информации от органов публичной власти (ч.3 ст.8 «Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности»).
   Обязанность организаций по предоставлению информации органам публичной власти (ч.3 и 4 ст.15 «Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами»).
   Обязанность защиты информации в режиме профессиональной тайны (ч.5 ст.9 «Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации».
   Возможность выступления информации объектом как публичных, так и частных правоотношений (ч.1 ст.5 «Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений»).
   · Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен (ч.4 ст.8 «Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами).
   
   Развитие информационных систем для обеспечения организаций как одно из направлений государственного регулирования (ч.1 ст.12 «Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем»).
   Право субъектов предпринимательства на владение информационно-телекоммуникационными сетями и их использование (ч.2-4 ст.15 «Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку»).
   При этом, учитывая рамочный характер закона, многие из изложенных позиций подлежат детальному урегулированию как на подзаконном уровне, так и в других законах.
   
   В ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства является создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий (ч.1 ст.6). Отдельная статья закона (ст.16) посвящена поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере. При этом декларируется, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Однако по поводу льгот дается отсылка: Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Нормой также предусматривается, что фонды поддержки малого предпринимательства[1] вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
   
   Таким образом, федеральное законодательство определяет (в неконкретизированной форме) возможность информационной поддержки субъектов малого предпринимательства, в отношении других хозяйствующих субъектов ничего не говорится.
   
   2. Законодательство субъектов РФ
   
   Частично «недосказанность» федерального законодательства компенсируется на уровне субъектов РФ Так, в городе Москве принят Закон «Об основах малого предпринимательства в Москве»[2]. В ст. 2.2. указанного закона предусматривается, что «юридические и физические лица, отнесенные к числу субъектов малого предпринимательства Москвы в соответствии с требованиями настоящего Закона, имеют право на внесение в добровольном порядке в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы».
   
   Что касается обеспечения информацией, в качестве примера, приведем нормы Закона Москвы (ст. 14): «В целях стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства органы власти города Москвы через уполномоченные органы могут полностью или частично компенсировать расходы субъектов малого предпринимательства, связанные с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков сбыта, проверкой состоятельности зарубежных партнеров, поставщиков и заказчиков, участием в международных выставках и ярмарках».
   
   В целях информационного обеспечения ст.16. Закона г.Москвы обязывает органы власти г.Москвы к принятию мер «по созданию инфраструктуры для получения и обмена необходимой для субъектов малого предпринимательства информации, в том числе банков данных, обучающих и консультационных экспертных систем с предоставлением прав пользования ими субъектам малого предпринимательства; по созданию Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы, включающего основные статистические данные, характеризующие их деятельность, и дающего возможность непосредственного или абонентного доступа к ним для субъектов малого предпринимательства, отраслевых и территориальных органов управления города Москвы».
   
   Отмечая целесообразность создания системы информационно-аналитического обеспечения поддержки малого предпринимательства, власти г. Москвы, прежде всего уполномоченные органы по поддержке малого предпринимательства, ставят цель по дальнейшей разработке и созданию средств автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления информации, отыскание дополнительных источников информации, в первую очередь дифференцированной и развертывание информационно-аналитических территориальных подразделений.
   
   Усилиями московских властей, прежде всего Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы и Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы был создан официальный сетевой портал системы поддержки малого предпринимательства Москвы[3]. Система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (СИОМП) объединяет в единое информационное пространство более 40 специализированных бизнес-серверов, 10 сайтов центров развития предпринимательства административных округов г. Москвы, более сотни баз данных и десятки сервисов. К началу 2006 года количество посетителей ресурсов СИОМП достигло 60 тысяч в день[4].
   
   В целом можно констатировать организационный уклон принимаемых нормативных актов в Москве. Особое внимание уделяется инфраструктурным вопросам обеспечения финансовыми ресурсами, нежилыми помещениями, организацией системы координации разнообразных органов, призванных своей вспомогательной деятельностью способствовать решению насущных проблем субъектов малого предпринимательства. При этом нечеткое определение компетенции названных органов не способствует их деятельности по реализации продекларированных задач. Отдельно выделяемой темой в последних утверждаемых актах является проблема развития специально малых инновационных предприятий (создание специализированной территории малого предпринимательства "Зеленоград" и технопарки в префектурах) [5].
   
   В нормативных актах, посвященных регулированию деятельности субъектов малого предпринимательства, превалирует технический аспект, проблемы создания инфраструктуры, обеспечивающей информационное (и иное) обеспечение развития малого предпринимательства, нормы, обязывающие органы государственной власти (федерального уровня, а также на уровне субъектов) по созданию, поддержке, развитию этой инфраструктуры, финансированию данного процесса. Тематическое содержание государственной поддержки, в том числе в информационной сфере, детализировано плохо.
   
   3. Информационная поддержка предпринимательства в правительственных программах
   
   Вопросы, касающиеся информационного обеспечения предпринимательства, поднимаются и в программных правительственных актах. Даже если в них не говорится о поддержке предпринимательства напрямую, но именно этой цели (в том числе) посвящена проводимая в стране административная реформа.
   
   Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы[6] в качестве одного из направлений содержит повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем. Отмечается необходимость формирования информационной сети, расширения информационного поля для предпринимателя; создания доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка.
   
   Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»[7] ставит задачу обеспечения регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к данным государственных информационных систем. Отмечается необходимость придания официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечения подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования электронной цифровой подписи.
   
   Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах[8] содержит сходные приоритеты. Среди поставленных задач:
   
   обеспечение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
   
   модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
   
   внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
   
   максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией.
   
   4. Основные принципы законодательства по информационной поддержке предпринимательства
   
   Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие ключевые позиции в информационном обеспечении предпринимательства.
   
   Информация субъектов предпринимательства необходима для эффективного осуществления государственного управления. Для этого законодательно устанавливается обязанность предоставления информации, которая подкрепляется мерами ответственности. Например, в КоАП РФ имеется норма общего характера (ст.19.7), устанавливающая ответственность за непредставление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Кроме того, есть ответственность за непредставление конкретных видов информации определенным органам публичной власти – ст.15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, ст.15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации, ст.15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, ст.18.11. Нарушение иммиграционных правил, ст.19.7.1. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, ст.19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля.
   
   Таким образом, практически в каждом отраслевом законе содержится обязанность предоставления той или иной информации субъектами предпринимательства. Это постулат управления. Однако здесь возможны нарушения прав предпринимателей в виде: 1) нарушения режима закрытого использования предоставленной информации властными органами и их служащими. Даже если речь идет о прямом нарушении законодательства, ответственность служащих наступает редко;
   
   2) превышение полномочий при запросе информации и истребование сведений, составляющих коммерческую и иную тайну, ненадлежащим лицом или при недостаточной обоснованности такого требования. Как правило, такие нарушения могут совершаться при проведении различного рода проверок и контроля.
   
   В условиях коррумпированного государства необходим действенный механизм контроля за правильностью выполнения возложенных на органы власти полномочий. Для этого: 1) полномочия по истребованию информации у субъектов предпринимательства должны быть определены четко и однозначно; 2) законодательством необходимо урегулировать виды и объем истребуемой информации; 3) необходим механизм реагирования на нарушения со стороны должностных лиц; 4) должна быть установлена ответственность служащих за подобные нарушения.
   
    В соответствии с действующим законодательством субъекты предпринимательства имеют право на получение информации от органов публичной власти. Часто для реализации такого права необходим запрос (обращение).
   
   Прежде всего, имеется Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[9]. Его сфера действия ограничивается обращением граждан, т.е. физических лиц. Однако обращение в органы власти конкретного лица, подающего заявление в защиту интересов организации либо выступающего представителем организации, не лишает его статуса физического лица и не влечет в силу положений рассматриваемого Федерального закона какого-либо умаления его прав на этом основании. Закон не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Это могут быть и участники хозяйственных товариществ и обществ (товарищи, акционеры) или лица, выполняющие управленческие и организационные функции в коммерческих и некоммерческих организациях или любые другие представители организаций, действующие на основании имеющихся у них полномочий, в интересах хозяйствующих субъектов.
   
   Необходимо отметить, что часть 3 статьи 2 вышеупомянутого Федерального закона гарантирует бесплатное рассмотрение обращений граждан.
   
   5. Отраслевое законодательство
   Отраслевое законодательство содержит разнообразные формы и способы регламентации информационных отношений, в том числе виды информационных запросов, которые субъект предпринимательства может направить в орган власти. В настоящем обзоре нет возможности дать исчерпывающий анализ информационных норм отраслевого законодательства в силу его обширности. Этот анализ и систематизация должен стать предметам специальной системы мониторинга, предложения по которому содержатся в разделе 11. В настоящем разделе приводятся примеры регулируемого законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, представляющим интерес для широкого круга предпринимателей независимо от отрасли, в которой действуют предприниматели.
   
   5.1. Информация ЕГРЮЛ
   
   В соответствии со ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением данных документа, удостоверяющего личность физического лица, сведений о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Закон устанавливает формы предоставления сведений из государственного реестра. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается (п.4 ст.6).
   
   Предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Бесплатно сведения предоставляются по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
   
   Форма, порядок и срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и размер платы за их предоставление устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, «Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений»).
   
   Пункт 22 Правил устанавливают, что информация из реестра (выписки из государственного реестра, копии документов, содержащихся в регистрационном деле, справки об отсутствии запрашиваемой информации) предоставляется по запросу бесплатно:
   
   а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;
   
   б) юридическому лицу о нем – в виде выписки из государственного реестра.
   
   Та же информация предоставляется по запросу за плату[10]:
   
   а) юридическому лицу о нем – при обращении за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, в виде выписки из государственного реестра, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем;
   
   б) физическим и юридическим лицам - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и сведений о банковских счетах.
   
   в) физическим лицам - справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
   
   Размер платы за предоставление информации составляет 200 рублей за каждый документ, за срочное предоставление (не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения) – 400 рублей (п. 23).
   
   Порядок получения пользователями информационных ресурсов сведений, содержащихся в государственном реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется конкретным регистрирующим органом. Информация о порядке и условиях получения пользователями информационных ресурсов сведений, содержащихся в государственном реестре, а также информация о месте нахождения соответствующих регистрирующих органов предоставляется регистрирующими органами бесплатно (п. 25).
   
   Согласно п.24 Правил сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Федеральной налоговой службой. Открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными законами. Сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, в электронном виде предоставляются:
   
   органам государственной власти, органам местного самоуправления и Центральному банку Российской Федерации - бесплатно;
   
   юридическим и физическим лицам - за плату.
   
   Размер платы за однократное предоставление указанной информации составляет 50000 рублей, за однократное предоставление обновленной информации - 5000 рублей, за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150000 рублей.
   
   Доступ к содержащимся в государственном реестре сведениям, в том числе к паспортным данным физических лиц, имеют должностные лица регистрирующих органов по перечням и в соответствии с полномочиями, определяемыми ФНС РФ. Использование указанными должностными лицами информации из государственного реестра в ущерб интересам юридических и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 26).
   
   Пункт 27 Правил прямо называет Российскую Федерацию «собственником государственного реестра».
   
   5.2. Информация ЕГРН (Реестра налогоплательщиков)
   
   Пункт 12 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» закрепляет, что сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.
   
   Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются на бесплатной основе (п.13):
   
   а) организациям (сведения о них) - в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
   
   б) физическим лицам (сведения о них) - в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и наименование органа, выдавшего этот документ;
   
   в) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами:
   
   при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика конкретной организации или физического лица;
   
   по индивидуально утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням информационных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
   
   в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, в порядке, предусмотренном соглашением сторон, или по запросам о конкретной организации или физическом лице;
   
   г) органам, учреждениям и организациям, представляющим сведения в налоговые органы в соответствии с положениями статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, - об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет в порядке, установленном соглашением сторон;
   
   д) гражданам - об идентификационном номере налогоплательщика путем внесения налоговым органом по желанию гражданина соответствующей отметки в паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной налоговой службой.
   
   Пункт 14 Постановления Правительства №110 закрепляет случаи платного предоставления информации:
   
   а) организациям и физическим лицам - при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. Размер платы в этом случае составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанного свидетельства - 400 рублей;
   
   б) организациям и физическим лицам - при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет. Размер платы в этом случае составляет 100 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанной информации - 200 рублей.
   
   5.3. Информация из реестра лицензий
   
   В ст. 49 ГК РФ закреплено положение, что «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». Основополагающим законом в данной области можно назвать ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[11]. Данный закон в последующие годы неоднократно изменялся, отмечается тенденция к сокращению видов деятельности, подлежащих лицензированию.
   
   Участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе лицензирования состоит из подачи заявки, в которой содержатся необходимые данные (информация) о предполагаемом виде деятельности, включая атрибуты юридического лица, срок и территория действия лицензии и внесения лицензионного сбора (плата за выдачу лицензии).
   
   Лицензия дает право на осуществление определенной деятельности только по зафиксированным в ней направлениям и показателям. Соответствующий орган управления обязан осуществлять контроль за деятельностью предприятий, организаций, которым им выданы лицензии, в части соблюдения контрольных нормативов. В случае их нарушения лицензия может быть изъята.
   
   Согласно ст.14. лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий содержится информация, в частности сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии, иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
   
   Перечень сведений, установленный в ч.1 ст.14 Закона, не является исчерпывающим. Таким образом, законодатель предоставляет возможность органам исполнительной власти закрепить в соответствующих подзаконных нормативных актах необходимость указания в реестрах лицензий иных сведений, отражающих отраслевую специфику лицензиатов.
   
   Согласно ст.14 информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. По общему правилу, информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей, при этом срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления. Таким образом, плата за информацию из реестра лицензий, установлена непосредственно на уровне федерального закона, в отличие от других тематических законов.
   
   5.4. Техническая информация
   
   Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой «организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом»[12]. Целью утверждения Положения явилось, в том числе, выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.
   
   В соответствии с п.5 упомянутого Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, единая информационная система по техническому регулированию создается с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии. Базы и банки данных, входящие в состав единой информационной системы по техническому регулированию, регистрируются в установленном порядке в Государственном регистре баз данных (п.17 Положения).
   
   Пунктом 13 Положения декларируется, что к документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.
   
   Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает предоставление следующих видов продукции и услуг:
   
   информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;
   документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме;
   информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
   С учетом пп.17-18 Положения федеральным органам законодательной и исполнительной власти, также судебным органам такая продукция и услуги предоставляется бесплатно (финансирование расходов, связанных с предоставлением продукции и услуг федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов). Другим органам и лицам - за плату, размер которой устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предоставлении прав на распространение документов по стандартизации. Указывается, что плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей.
   
   5.5. Информация ЕГРП (Реестр прав на недвижимость)
   
   Кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права[13]. Данный учет есть описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества.
   
   Согласно ст. 7 ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Срок для ответа установлен в пять рабочих дней.
   
   Далее законом установлено, что «сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов» (п.3 ст.7).
   
   «Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права» (в течение 7 рабочих дней) – п.4 ст.7.
   
   Информация предоставляется за плату, за исключением информации, предоставляемой на основании запроса правоохранительным органам, судам, ОГВ, органам МСУ и др., в том числе организациям на основании закона. Для остальных лиц размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок (за исключением сделок с предприятием как имущественным комплексом), совершенных в простой письменной форме, составляет (утверждено на уровне Правительства РФ[14]): для физических лиц - 100 рублей; для юридических лиц - 300 рублей.
   
   Органы регистрации имеют право предоставлять статистическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, любому заинтересованному лицу, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей. Пунктом 6 ст. 7 ФЗ устанавливается, что «к статистической информации относится также информация об общем количестве прошедших государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другая подобная информация».
   
   За предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата. Причем содержится отсылка, предусматривающая, что размеры указанной платы, порядок ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации.
   
   5.6. Градостроительная информация
   
   Ст. 56 Градостроительного кодекса РФ[15] устанавливает понятие «информационной системы градостроительной деятельности» - вместо применявшегося ранее градостроительного кадастра. Так, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях[16].
   
   Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (п.3 ст.56).
   
   Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности (п.1 ст.57).
   
   П. 8 ст. 56 Градостроительного кодекса закрепляет, что «сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа».
   
   Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также существует отсылка[17], что порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
   
   Такое постановление действует[18] с 01.07.2006 г., им также утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности. Установлены максимальные размеры платы а) за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 1000 рублей; б) за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 100 рублей. При этом все же конкретный размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, устанавливается органами местного самоуправления на основании методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
   
   В соответствии с Градостроительным кодексом «орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме» (п.8 ст. 57). Также (п.9 ст.57) «органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам: 1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».
   
   В соответствии с порядком, регламентированным Положением «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»[19] (п.13) «предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы (далее - заинтересованные лица). Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства)». В запросе указывается раздел информационной системы запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки. Следует отметить явное затруднение в правильном составлении запроса, так как основных разделов информационной системы девять (и этот перечень по ст.56 ч.3 кодекса не закрыт), и имеются дополнительные разделы. Следует также отметить противоречие между кодексом и Положением, которое в отличие от кодекса дает закрытый перечень основных разделов.
   
   «Сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления» (абз.1-2 п.16).
   
   «Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах» (абз. 3 п.16 Положения).
   
   Пункт 22 Положения установил, что «в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, может быть отказано по причине установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации запрета в предоставлении указанных сведений заинтересованному лицу». Об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, заинтересованное лицо получает письменное уведомление с указанием причин отказа. Отказ в выдаче сведений, содержащихся в информационной системе, может быть обжалован в судебном порядке.
   
   Данное положение вступает в противоречие с принципом открытости и общедоступности сведений (ч.8 ст.56 кодекса). Основание для отказа в Положении расширяет возможности таких отказов до законодательства РФ вообще (в то время как сведения могут быть закрыты лишь федеральным законом).
   
   6. Правовые основы доступа к информации
   
    В настоящее время обозначается устойчивая тенденция к закреплению на федеральном уровне системы правовых основ доступа к информации. В этом смысле в качестве «пробного камня» можно рассматривать принятие Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»[20].
   
   Постановлением утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, в том числе и в сети Интернет.
   
   Особого внимания заслуживает перечень информации, к которой должен быть обеспечен доступ. Перечисленные в Постановлении пятьдесят три пункта видов сведений являются показателем того, насколько серьезны намерения центрального руководства федеральной исполнительной власти в решении проблемы доступа к информации. Многие из сведений, включенных в этот перечень, весьма важны для задач информационной поддержки предпринимательства. Приведем некоторые из наиболее существенных сведений
   
   30. Перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных федеральным органом исполнительной власти с организациями. 32. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных целевых программ и концепций, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти.
   33. Аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности федерального органа исполнительной власти.
   36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа исполнительной власти, и динамику ее развития.
   37. Прогнозы, подготовленные федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему организациями в соответствии с их компетенцией.
   38. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
   39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:
    условия их проведения; порядок участия в них физических и юридических лиц;
    составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд; протоколы заседаний конкурсных комиссий;
    порядок обжалования решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями.
   40. Формы заявлений, принимаемых федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами к рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
   41. Перечни информационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
   42. Сведения об исполнении федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти.
   43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляемым с участием федерального органа исполнительной власти.
   44. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции, а также проверок, проведенных в этих органах и организациях.
   45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению федеральным органом исполнительной власти до граждан и организаций в соответствии с федеральными законами.
   48. Структура федерального органа исполнительной власти, сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефоны справочной службы и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций.
   49. Сведения об организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти (перечень организаций, их почтовые и юридические адреса, телефоны, сведения о создании, реорганизации и ликвидации, основные показатели деятельности).
   50. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями граждан федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о порядке работы этих подразделений.
   
   . Данное постановление легло в основу законопроекта «Об обеспечении доступа граждан к информации органов государственной власти и местного самоуправления» и который в апреле 2007 г. прошел 1-е чтение в Государственной думе. Несомненно, принятие данного федерального закона благотворно скажется на сфере правовой поддержки информационного обеспечения предпринимательства.
   
   7. Законодательство субъектов РФ о формировании и использовании информационных ресурсов
   
   На уровне субъектов Российской Федерации, принимаются законы, относящиеся также к вопросам формирования и использования информационных ресурсов. Так, информационные ресурсы города Москвы[21] «формируются на основе информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе деятельности органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных (муниципальных) учреждений, иных организаций, а также в процессе информационного взаимодействия органов власти города Москвы с федеральными органами государственной власти, с органами власти, организациями и гражданами других субъектов Российской Федерации, иностранными организациями и гражданами, международными организациями»[22]. В Законе указывается, что доступ граждан Российской Федерации к информации по вопросам реализации их конституционных прав и свобод, а также к информации особой социальной значимости осуществляется бесплатно, и дается перечень такой информации. Так, Законом гарантируется бесплатный доступ к следующей информации:
   
    - справочные сведения о местонахождении, режиме работы, почтовых адресах и контактных телефонах, адресах электронной почты и официальных Интернет-сайтах органов власти города Москвы, городских (муниципальных) организаций социальной и жилищно-коммунальной сфер;
   
   - информация о порядке оформления и направления жителями города в органы власти города Москвы и органы местного самоуправления документов, представление которых требуется от них в соответствии с законодательством;
   
   - тексты вступивших в силу нормативных актов, принятых органами власти города Москвы и не относящихся к информации ограниченного доступа;
   
   - иная информация открытого доступа - по перечню, утверждаемому Правительством Москвы (в то же время абз.2 п.2 ст.5 Закона закрепляет, что «порядок обязательного представления информации жителями Москвы определяется федеральным законодательством»);
   
   - информация, необходимая для обеспечения прав граждан в социальной, жилищной и градостроительной сферах (за исключением выдачи документов на бумажных носителях).
   
   Однако предмет информационного взаимодействия широкого круга субъектов с органами власти города Москвы не исчерпываются только перечнем, указанным в ч. 3 ст.6 Закона, в частности, ч. 4 предусматривает, что «доступ к информации, не указанной в ч.3 статьи, осуществляется при условии возмещения затрат, связанных с ее предоставлением».
   
   «Доступ к информационным ресурсам города Москвы хозяйственных организаций, иных категорий лиц осуществляется на условиях возмездных договоров операторов соответствующих информационных систем с указанными лицами, если настоящим Законом не предусмотрено иное» (абз.2 п.4 ст.6). «Доступ к информационным ресурсам (получение информации из соответствующей информационной системы) производится на основании запроса, направляемого заинтересованным лицом оператору информационной системы» (п.6 ст.6).
   
   Также заслуживает внимания Закон г. Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы»[23], который направлен на обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города Москвы. К таковой отнесены (п.2 ст.1) сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами власти при реализации их полномочий, сведения о руководителях органов власти, тексты правовых актов, принимаемых на региональном уровне.
   
   П.1 ст.3 закрепляет, что «информация о деятельности органов власти является открытой и доступной для ознакомления».
   
   Доступ к информации обеспечивается (п.4 ст.3) путем обнародования, сообщения через СМИ, предоставления по обращениям, а также прямо указывается – путем размещения органами власти информации о своей деятельности в Интернете.
   
   Для примера, Московской областной Думой принят Закон «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании» № 21/2001-ОЗ от 11 февраля 2001 года, где установлены общие принципы и порядок создания информационных ресурсов и информационных систем, их приобретения, использования и распоряжения ими органами государственной власти[24].
   
   Той же тематики касается такой нормативный документ, как Постановление Администрации Тюменской области от 23.06.2003 № 216 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации области»[25]. Однако он более специфичен и отражает только перечень сведений об администрации в целом и ее структурных подразделениях, подлежащих опубликованию в системах общего пользования, следует полагать, прежде всего в сети Интернет.
   
   В регионах издаются нормативные акты, частично регулирующие данный вопрос. Так, Распоряжением Губернатора Калужской области от 1 февраля 2001 года № 37-р «О развитии работ по официальному представлению Калужской области в сети Интернет»[26] определены «параметры» тематической информации об органах исполнительной власти, муниципальных образованиях для размещения на сервере органов власти и условия обеспечения регулярного обновления информации.
   
   8. Информация о деятельности органов судебной власти
   
   Сегодня распространение информации о деятельности судов осуществляется, как правило, через средства массовой информации и носит специфический характер, при котором заинтересованные лица и, в целом, субъекты зачастую не могут получить сведения, например, о дате, времени и месте рассмотрения дела, о переносе судебных заседаний в тех случаях, когда дело не может быть рассмотрено в ранее назначенное судом время, о предстоящих судебных заседаниях по делам, представляющим общественный интерес, а также ознакомиться с полными текстами вступивших в законную силу судебных решений.
   
   В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. № R (95) 11 «Комитет министров - государствам-членам относительно отбора, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах» указано, что полная осведомленность о практике всех судов является одним из главных условий справедливого применения закона. Компьютерные системы все чаще используются для правовых исследований, и растущее число и сложность судебных решений обусловливают все более широкое применение новых методов. К таким средствам информации должны иметь доступ широкие общественные слои и в особенности юристы. Для осуществления правосудия крайне важно, чтобы поисковые системы информации о судебной практике являлись объективными и репрезентативными[27].
   
   Стоит также отметить, что Правительством РФ внесен в Госдуму проект Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Необходимо упомянуть и об ответственности - ст. 140 Уголовного кодекса РФ и ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые устанавливают уголовную и административную ответственность в отношении должностных лиц, неправомерно ограничивающий доступ граждан к информации.
   
   9. Виды и правовые режимы информации
   
   Важное значение в обращении информации имеют ее виды и правовые режимы. Статья 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от порядка предоставления или распространения подразделяет информацию на:
   
   информацию, свободно распространяемую;
   информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
   информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
   информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
   По отношению к информации, чье распространение по общему правилу запрещено, законодательство употребляет термин «тайна». Закон определяет особенности государственной, коммерческой, служебной и иных тайн. При этом специальное законодательство действует лишь в отношении государственной и коммерческой тайн – ФЗ «О государственной тайне» и «О коммерческой тайне». Оба закона определяют перечень сведений, не подлежащих отнесению к тайне. Режимы «иных тайн» можно вывести из законодательства о юридической ответственности – в основном это профессиональная тайна (врачебная, адвокатская). Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года в какой-то мере объединяет разные виды тайн (весьма схематично).
   
   Определение служебной тайны в настоящее время содержится в ст. 139 ГК РФ: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». Федерального закона о служебной тайне не принято.
   
   Неурегулированность на федеральном уровне понятия служебной тайны с одной стороны, дает возможность отказа в предоставлении той или иной информации под видом служебной тайны, с другой – «поощряет» развитие регионального законодательства. Законодательство, регулирующее вопросы использования и охраны конфиденциальной служебной информации в органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, развивается довольно активно. В частности, принято свыше 50 региональных и местных нормативных правовых актов, специально посвященных рассматриваемому вопросу.
   
   Чаще всего утверждаются положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения (далее СИОР) в органах исполнительной власти (администрации) субъекта РФ (в Республике Башкортостан, Краснодарском, Ставропольском и Хабаровском краях, Амурской, Астраханской, Московской, Томской, Тульской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском АО), а также в органах местной администрации (в Воронеже, Тынде, Хабаровске, Ярославле и др.). В некоторых регионах утверждены перечни сведений конфиденциального характера (в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Кировской, Московской и Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурге и др.)[28].
   
   Еще один вид тайны, имеющий прямое отношение к предпринимтельсткой деятельности – налоговая тайна. В соответствии со ст.102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
   
   Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ[29] документы на бумажных и электронных носителях, содержащие сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями.
   
   Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела (абз.2 п.3 ст.102 НК РФ).
   
   Разглашение налоговой тайны, в том числе использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, запрещены. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
   
   Если говорить в целом о правовых режимах и урегулированности различного рода тайн, то:
   
   Очевидно отсутствие систематизации видов тайн
   Наблюдается опережающее развитие регионального законодательства, что приводит к фактическому созданию различий в доступе к информации в разных регионах, и нарушению принципа единства экономического пространства.
   Не каждому нарушению режима тайны корреспондирует ответственность
   
   10. Выводы и предложения по совершенствованию федерального законодательства
   
   Проведенный анализ действующего законодательства в части информационного обеспечения предпринимательства позволяет сделать следующие выводы и предложения по его совершенствованию.
   
   Информационное обеспечение предпринимательства явля, ется одним из направлений государственного регулирования. Дан, ное положение закреплено в декларативной форме, оно не детализировано ни на законодательном, ни на подзаконном уровне. Между тем, перспективы такого направления очевидны. Упрощение взаимодействия предпринимателей с властью служит и цели административной реформы. К сожалению, в нормативных актах акцентирует, ся лишь обеспечительный аспект применения информационных технологий, что не способствует развитию специального правового регулирования. Кроме того, информационное обеспечение административной реформы и программы по внедрению ФЦП «Электронной России» недостаточно согласованы. Целесообразно рассмотреть возможность разработке специализированного закона «Об информационной поддержке предпринимательства».
   Доступность информации государственных и муниципальных органов – один из принципов эффективного государственного управления. В нашей стране предпринимаются лишь первые шаги в этом направлении. В этой связи представляется крайне важным принятие Федерального закона ««Об обеспечении доступа граждан к информации органов государственной власти и местного самоуправления», который, как уже было упомянуто, прошел 1-е чтение в Государственной Думе». В то же время необходимо лоббировать принятие данного закона в редакции, реально обеспечивающей открытость информации, необходимой предпринимателям. Поскольку информация о деятельности органов власти предоставляется бесплатно, важно, чтобы под такой режим попала информация о деятельности ведомств, осуществляющих непосредственное взаимодействие с предпринимателями – выдающих лицензии, осуществляющих регистрацию, контроль и пр. Для данного закона также крайне важно установление механизмов ответственности государственных и муниципальных органов за выполнение этого закона и реализация механизма государственного или общественного контроля за его выполнением.
   В нормативных актах, касающихся предоставления информации по запросам, прослеживается следующий принцип: информация по запросам государственных органов предоставляется им бесплатно, а по запросам частных лиц – на платной основе. Важно, чтобы принцип платности (или бесплатности) был закреплен напрямую в законе. С точки зрения предпринимателей наиболее приемлемо закрепление в законе же и размера такой платы (как в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Но следует признать, что это не всегда возможно и целесообразно, поэтому часто полномочия по установлению платы отдаются Правительству или даже самим уполномоченным органам. Последний вариант очень коррупциогенен, и такую возможность следует исключить. Кроме того, необходимо решить вопрос о платности предоставления информации, имеющей непосредственное значение для хозяйственной деятельности и затрагивающей права и интересы неограниченного круга лиц, такой как государственные стандарты. На сегодняшний день они распространяются Росстандартом на платной основе, в чем усматривается нарушение режима распространения информации.
   Требует систематизации и вопрос о видах и режимах закрытой и ограниченной информации, а именно разного рода тайн, предусмотренных разнообразными актами. Прежде всего, необходимо принять Федеральный закон «О служебной тайне», положив конец разрозненному регулированию. Согласно имеющемуся проекту, пометка «для служебного пользования» наносится на документ, содержащий сведения, составляющие служебную тайну. Это влечет закрытость для остальных всего документа, в том числе и прочих содержащихся в нем сведений, служебную тайну не составляющих. Этот факт ставит проблему соотнесения сведений и документа как содержания и формы. Остается открытым вопрос, можно ли использовать документ, содержащий служебную тайну, в части сведений, такую тайну не составляющих?
   Требует нормативного разрешения вопрос о возможности переработки и дальнейшего использования информации, полученной от органов власти (платно или бесплатно) в коммерческих целях. К примеру, сведения из разного рода реестров и регистров могут быть полезны в хозяйственной деятельности, при проведении исследований рынка и т.д. При этом важно обеспечить защиту персональной информации, что практически невозможно при выдаче такой информации (так как сведения о лицензиате, например, и являются основной частью ответа на запрос), но должно быть осуществлено при дальнейшем использовании таких сведений.
   Необходима работа по инициации внесения изменений в некоторые из проанализированных нормативных актов (чаще всего подзаконного характера) с целью устранения возможности для необоснованных отказов в предоставлении информации (как в случае с Градостроительным кодексом).
   Требуется унификация института юридической ответственности госслужащих за нарушения при работе с информацией, в том числе с компенсацией причиненного ущерба.
   Важной проблемой является законодательное регулирование институционализации органов и организаций, ответственных за информационное обслуживание граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. В частности через Интернет. В настоящее время в различных отраслях эта проблема реализуется по-разному: непосредственно органами власти, государственными или муниципальными учреждениями или в при помощи аутсорсинга – коммерческими организациями. Такое разнообразие плохо отражается на качестве информационного обслуживания, особенно если речь идет о получении комплексной информации.
   
   11. Предложения по организации мониторинга законодательства в сфере информационной поддержки предпринимательства
   
   Из настоящего аналитического обзора с очевидностью следует, что нормы, регулирующие информационные отношения субъектов предпринимательства с органами государственной власти и местного самоуправления весьма многочисленны и разнообразны и разбросаны по множеству нормативных актов разного уровня и разных отраслей законодательства. При этом в настоящем обзоре не рассмотрены соответствующие нормы, имеющиеся в отраслевых актах по конкретным отраслям предпринимательства, и содержащих иногда весьма значительную специфику, например, по медицине, сельскому хозяйству, геологоразведочной и горнодобывающей отраслям, банковскому, страховому делу и многим другим. Предлагается провести работу по выявлению указанных норм, их систематизации по нескольким основаниям и оформить их в виде электронного справочника (специализированной базы данных) «Законодательство по информационной поддержке предпринимательства». Создание такого справочника потребует существенной аналитической работы, в то же время он мог бы стать весьма полезным инструментом как для субъектов предпринимательства, так и для информационных структур, работающих в данной области, прежде всего для информационных служб Торгово-промышленной палаты.
   
   Предлагаемый электронный справочник должен предоставлять пользователю конкретные нормы, регулирующие доступ к определенным видам информации, видам документов, формы запросов, устанавливающие порядок раскрытия информации в разных органах власти, в разных регионах, нормах и тарифах оплаты за доступ и др. аспекты информационных отношений. Эти нормы должны иметь отсылку к текстам правовых актов.
   
   Необходимо иметь в виду, что широко известные базы данных правовой информации (Гарант, Консультант+, Кодекс) недостаточно приспособлены для решения задачи выявления норм, относящихся к информационным отношениям. Дело в том, что существующие средства поиска в этих БД не позволяют искать и выдавать конкретные нормы, а предоставление пользователю полных текстов нормативных актов в большинстве случаев явно избыточно. К тому же поиск норм, регулирующих информационные отношения, в силу особенностей их терминологического оформления, плохо работает на стандартных лингвистических средствах, таких как Классификатор правовых актов и лексический поиск по полному тексту правовых актов. Создание электронного справочника «Законодательство по информационной поддержке предпринимательства» предполагает разработку набора классификаторов или тезауруса по таким специфическим фасетам как виды информационных отношений, виды информации, виды документов и ресурсов, на которые распространяются информационные отношения.
   
   В тоже время предлагаемый электронный справочник мог бы весьма эффективно использоваться вместе с известными правовыми базами данных. При помощи этих баз данных целесообразно обеспечивать доступ к полным текстам нормативных актов, содержащих нормы, включенные в справочник, в тех случаях, когда это необходимо.
   
   Ведение указанного справочника или специализированной БД по законодательству, регулирующему информационную поддержку предпринимательства, не должно рассматриваться как разовая задача, а должно осуществляться постоянно в рамках системы мониторинга законодательства в сфере информационной поддержки предпринимательства. Необходимость такого мониторинга определяется: большим количеством норм в указанной сфере, их значительным рассеянием, а также высокой динамикой информационного законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
   
   --------------------------------------------------------------------------------
   
   [1] Законом г. Москвы определено, что Фонд поддержки малого предпринимательства - это некоммерческая организация, аккумулирующая финансовые средства и использующая их для финансирования программ, проектов и мероприятий, имеющих целью поддержку и развитие малого предпринимательства, а также оказывающая помощь отдельным субъектам малого предпринимательства на безвозмездной основе или льготных условиях. Источником средств фонда поддержки малого предпринимательства могут служить добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от принадлежащего ему имущества и собственной деятельности, доходы от выпуска и размещения облигационных займов и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Доходы, получаемые фондами поддержки малого предпринимательства, целиком направляются на реализацию его уставных задач.
   [2] Закон г. Москвы от 28.06.1995 № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» // Вестник Мэрии Москвы, № 15, август 1995. Последние изменения, внесенные Законом г. Москвы от 28.12.2005 № 2, вступили в силу с 1 января 2006 года.
   [3] Электронный адрес http://www.mbm.ru/. Портал "Малый бизнес Москвы" объединяет ресурсы Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы. Его основная цель – предоставить предпринимателям по возможности исчерпывающую информацию об организации и ведении собственного бизнеса в Москве, начиная от общих законодательных норм и заканчивая конкретными рекомендациями и советами, касающимися повседневной предпринимательской практики.
   [4] Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 № 420-ПП (ред. от 26.09.2006) «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 39, 12.07.2006.
   [5] Постановление от 20 июня 2006 г. № 420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.» (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.09.2006 № 743-ПП).
   [6] Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 февраля 2000 г., № 8, ст. 959.
   [7] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65
   [8] Распоряжение Правительства от 25 октября 2005 г. №1789-р
   [9] Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060. Вступил в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
   [10] П.24 «Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438
   [11] Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430.
   [12] Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (с изменениями от 2 августа 2005 г.).
   [13] Абз.2 ст.1 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3594.
   [14] Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. № 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме».
   [15] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
   [16] П.4 ст.57.
   [17] П.10 ст.57.
   [18] Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 19.06.2006, № 25, ст. 2725.
   [19] Постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» // Российская газета от 29 июня 2006 г. № 138.
   [20] Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 17.02.2003, № 7, ст. 658.
   [21] Закон г. Москвы от 24.10.2001 № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» // Вестник Мэрии Москвы, № 44, ноябрь 2001.
   [22] Ст. 5 указанного Закона г.Москвы №52.
   [23] Закон г. Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 27, 07.05.2004.
   [24] Закон Московской области от 11.02.2001 № 21/2001-ОЗ «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании» (принят решением Московской областной думы от 24.01.2001 № 9/121).
   [25] Постановление Администрации Тюменской области от 23.06.2003 № 216 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации области» (вместе с «перечнем сведений о деятельности администрации Тюменской области, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования») // Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской области, июнь 2003 г.
   [26] Распоряжение Губернатора Калужской области от 01.02.2001 № 37-р «О развитии работ по официальному представлению Калужской области в сети Интернет».
   [27] Рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. № R (95) 11 относительно отбора, обработки, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах // Российская юстиция. 1997. N 11. С. 10.
   [28] Антопольский А.А. Региональное законодательство о конфиденциальной служебной информации
   [29] Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвердившее «Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков», «Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2004, № 10, ст. 864.
   

Источник: Некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки» (НП ЭЛБИ), НП "НДП "Альянс Медиа"