Просмотр аналитического материала

25.01.2008  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
Профсоюзы предлагают усилить ответственность работодателей

Профсоюзы предлагают усилить ответственность работодателей
за воспрепятствование их деятельности

 

Сторона профессиональных союзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) разработала и вынесла на обсуждение социальных партнеров два законопроекта, направленные на повышение уголовной и административной ответственности работодателей за действия по воспрепятствованию деятельности профсоюзов, ликвидацию профсоюзных организаций.

1. Проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» предлагает дополнить УК РФ новой статьей 148-1, предусматривающей уголовную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, работодателя (его представителя), должностных лиц объединения работодателей за воспрепятствование осуществлению права на объединение в профессиональные союзы и деятельности профессиональных союзов.

При этом формулировка предлагаемой статьи предполагает по существу автоматическое наступление уголовной ответственности в случае признания, например в судебном порядке, перечисленных в ней действий незаконными, вне зависимости от умысла лица, их совершившего. Полагаем, что уголовная ответственность в данном случае может быть предусмотрена только за умышленные деяния. Представляется также целесообразным  до решения вопроса о введении уголовной ответственности во избежание возможных коллизий с другими законодательными актами внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности».

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает дополнение КоАП РФ тремя новыми статьями, устанавливающими административную ответственность для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за:

преследование членов профсоюза и членов профсоюзных органов (статья 5.27-1);

воспрепятствование осуществлению права на объединение в профсоюзы (статья 5.27-2);

воспрепятствование деятельности профсоюзов по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников (статья  5.27-3).

Вместе с тем необходимо отметить, что действующей статьей 5.27 КоАП РФ уже предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Поэтому такое дублирование является избыточным. Также нельзя согласиться с новым определением «преследование членов профсоюза и членов профсоюзных органов» (статья 5.27-1), которое, по мнению разработчиков проекта, заключается в нарушении прав и гарантий указанных лиц, установленных федеральными законами. В соответствии с данным определением любое умышленное или неумышленное нарушение прав членов профсоюза и профсоюзных органов должно расцениваться как преследование этих лиц.

Кроме того, в статье 5.27-3 проекта предлагается введение административной ответственности за «вмешательство в деятельность профсоюзов, повлекшее за собой ограничение их прав или воспрепятствование осуществлению их уставной деятельности». Новое понятие «ограничение прав профсоюзов» нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обосновании. В этой же статье не может быть поддержано предложение о введении административной ответственности за «воспрепятствование осуществлению уставной деятельности» профсоюзов. Уставная деятельность профсоюзной организации в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» может быть весьма разнообразной и является внутренним делом организации.

ТПП РФ полагает, что указанные проекты федеральных законов требуют дополнительной серьезной проработки.

 

Закон вступил в силу. Пробелы остались.

 

1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон). Как известно, Закон устанавливает критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к категориям средних, малых и микропредприятий, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию вопросов развития МСП, определяет основные виды поддержки субъектов МСП.

Вместе с тем, согласно Закону Правительство Российской Федерации должно установить критерий годовой выручки для каждой из трех категорий субъектов МСП. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства Российской Федерации не принято. По имеющимся данным данный подзаконный акт может быть принят в феврале 2008 года.

Существует также необходимость внесения в ряд федеральных законов изменений и дополнений, расширяющих инструментарий поддержки предпринимательства. Следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы уже находится ряд законопроектов (№ 449438-4 и др.), направленных на решение данного вопроса. В свою очередь ТПП России ведет согласование поправок, предоставляющих некоторые льготы субъектам МСП по налогообложению, лизинговым платежам, упрощению бухгалтерского учета и др.

Помимо федеральных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Закон предусматривает разработку и принятие аналогичных программ на региональном уровне, наделяя соответствующими полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Имеющаяся региональная нормативно-правовая база была разработана и принята на основе Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», утратившего силу с 1 января 2008 года.

Таким образом, возникла необходимость разработки новых или внесения поправок в имеющиеся законодательные нормативные правовые акты, регламентирующие оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам – субъектам МСП.

В этой связи ТПП России ведется разработка модельного проекта закона субъекта Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства, который в ближайшее время будет разослан для замечаний и предложений по системе ТПП России. Также близится к завершению работа по написанию развернутого комментария к ФЗ-209.

 

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности кодифицировано – Палата проводит Форум

 

1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. Теперь все права на результаты интеллектуальной деятельности регулируются единым комплексным законодательным актом. Так, установлен перечень объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана, к которым относятся, в том числе, произведения литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, селекционные достижения и другие объекты. Кроме того, в оборот вводятся и новые объекты – секрет производства (ноу–хау), сложный объект, а также единая технология. Необходимо также отметить произошедшее усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав авторов и других правообладателей.

Вместе с тем, часть четвертая ГК РФ содержит ряд положений, вызывающих споры и дискуссии, которые на практике могут привести к спорным ситуациям. В частности, достаточно неопределенным является правовое регулирование нового вида объектов интеллектуальной собственности – сложных объектов, в состав которого могут входить как охраняемые объекты, так и неохраняемые. В развитие положений части четвертой Гражданского кодекса необходимо принять ряд специальных Федеральных законов, например, «О передаче федеральных технологий», а также подзаконных правовых актов, в частности, о порядке государственной аккредитации организаций, управляющих правами авторов на коллективной основе.

ТПП России, в том числе профильные Комитеты, активно участвуют в работе по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области. В целях объединения усилий государства и общества, бизнес–сообщества и ученых ТПП России запланировала проведение в апреле 2008 года Форума: «Интеллектуальная собственность – как фактор инновационного развития России» (название уточняется).

В рамках Форума предлагается обсудить первые результаты введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, механизмы стимулирования инновационной активности в науке и промышленности, роль и направления частно–государственного партнерства в формировании инновационной экономики, а также выработать дополнительные меры по защите отечественных правообладателей и борьбе с контрафактной продукцией.

В настоящее время идет формирование организационного комитета Форума, в состав которого войдут представители профильных федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также общественных организаций.

C 1 января 2008 года вступили в силу важные для малого и среднего бизнеса поправки в Налоговый кодекс РФ

Норма закона

До 1 января 2008 г.

После 1 января 2008 г.

Основание – Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ

Упрощенная система налогообложения

Порядок перехода на УСН

(п. 1 ст. 346.13 НК РФ)

Организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года

Организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Подп. “б” п. 15 ст. 1

 

 

 

 

 

Утрата права на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

Основания установлены п. 4 ст. 346.13 НК РФ

Введено новое основание утраты права на применение УСН: участие налогоплательщика, применяющего объект налогообложения «доходы» в договоре простого товарищества или договоре доверительного управления имуществом.

Подп. “в” п. 15 ст. 1

Учет расходов при смене объекта налогообложения

(п. 4 ст. 346.17 НК РФ)

Не регулировался

Статья 346.17 НК РФ дополнена новым пунктом 4: при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Подп. “в” п. 18 ст. 1

Расходы, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств

(подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Учитываются расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств

Будут учитываться расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.).

Подп. "а" п. 17 ст. 1, п. 2 ст. 3

Расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров

(подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Налогоплательщик вправе учесть расходы, непосредственно связанные с реализацией приобретенных товаров (в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров), в качестве уменьшения доходов от нее.

Новая редакция таких условий уже не содержит. Нужно руководствоваться только общим правилом учета расходов, сформулированным в п. 2 ст. 346.17 НК РФ (осуществленные затраты после их фактической оплаты).

Подп. "а" п. 17 ст. 1, п. 2 ст. 3

Расходы на обслуживание ККТ

(подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Статья 346.16 НК РФ данного вида расходы не предусматривала

Введен подп.35 п.1 ст.346.16 НК РФ – доходы уменьшаются на расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники.

Подп. "а" п. 17 ст. 1, п. 2 ст. 3

Учет НДС при переходе с общего режима на УСН (п. 5 ст. 346.25 НК РФ)

НК РФ не регулировалось

Введен п. 5 ст. 346.25 НК РФ: суммы НДС, исчисленные и уплаченные плательщиком НДС с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на УСН в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на УСН, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода плательщика НДС на УСН, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН.

Подп. “в” п. 19 ст. 1

Учет НДС при переходе с УСН на общий режим (п. 6 ст. 346.25 НК РФ)

НК РФ не регулировался

Введен п. 5 ст. 346.25 НК РФ: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС.

Подп. “в” п. 19 ст. 1

Упрощенная система налогообложения на основе патента

Обязанность информировать налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента

(п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ)

Статьей 346.25.1 НК РФ не предусмотрена

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

Подп. "ж" п. 20 ст. 1

Право на повторное применение УСН на основе патента

(п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ)

Порядок применения этого права ст. 346.25.1 НК РФ не регулируется

Индивидуальный предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента.

Подп. "ж" п. 20 ст. 1

Налоговая декларация

(п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ)

Статья 346.25.1 НК РФ о декларации не упоминает

Статья 346.25.1 НК РФ дополнена п. 11, в соответствии с которым налоговая декларация, предусмотренная ст. 346.23 НК РФ, плательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется.

Подп. "и" п. 20 ст. 1

Единый налог на вмененный доход

Виды деятельности, которые не переводятся на уплату ЕНВД

(п. 2 ст. 346.26 НК РФ)

Виды деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ

В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ из услуг общественного питания в целях применения ЕНВД исключены услуги общественного питания оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения. Не относится к розничной торговле, а соответственно и не подлежит переводу на ЕНВД реализация:

- газа в баллонах;

- грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков;

 - автобусов любых типов

- товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети);

  передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;

 реализация продукции собственного производства (изготовления) (ст. 346.27 НК РФ). Не относятся к услугам по ремонту, техническому обслуживанию транспортных средств услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию транспортных средств (ст. 346.27 НК РФ).

Подп. "а" п. 21 ст. 1

 

 

 

 

 

 

Подп. "в" п. 22 ст. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подп. "б" п. 22 ст. 1

 

 

 

 

Виды деятельности, которые переводятся на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ)

Виды деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, названы в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Пункт 2 ст. 346.26 НК РФ дополнен подп. 14, в соответствии с которым на уплату ЕНВД переводится деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Подп. "в" п. 21 ст. 1

НДС при переходе с общего режима на ЕНВД

(п. 8 ст. 346.26 НК РФ)

Статьей 346.26 НК РФ не регулируется

Суммы НДС, исчисленные и уплаченные плательщиком НДС с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату ЕНВД в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату ЕНВД, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода плательщика НДС на уплату ЕНВД, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату ЕНВД.

Подп. "г" п. 21 ст. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НДС при переходе с ЕНВД на общий режим

(п. 9 ст. 346.26 НК РФ)

Статьей 346.26 НК РФ не регулируется

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату ЕНВД, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Подп. "г" п. 21 ст. 1

 

 

КОРОТКО:

 

С 1 января 2008 года организации, занимающиеся инновационной деятельностью, получили дополнительные налоговые привилегии. Это предусмотрено Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ                   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», которым вносятся изменения в три главы Налогового кодекса Российской Федерации: по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и упрощенной системе налогообложения.

С 1 января 2008 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 951, которым определен ряд особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

15 января 2008 года в Государственную Думу членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым и О.К. Шурдумовым внесен проект федерального закона № 4221-5 «О кооперации в Российской Федерации». Данный законопроект направлен на унификацию норм, регулирующих порядок создания и деятельность кооперативов, предоставление возможности создавать новые кооперативы.

В январе организационно оформился состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва.

Члены руководящих органов ТПП России получили следующий статус в  Государственной Думе нового созыва:

Семенова Екатерина Юрьевна, член Президиума Правления ТПП России – член Комитета Госдумы по собственности;

Семенов Виктор Александрович, председатель Комитета ТПП России по предпринимательству в агропромышленном комплексе – заместитель председателя Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Дмитриева Оксана Генриховна, председатель Комитета ТПП России по вопросам социальной политике – член Комитета Госдумы по бюджету и налогам;

Гудков Геннадий Владимирович, председатель Комиссии ТПП РФ по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям предприятий – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности.

В январе Департаментом по законодательству разработан План ТПП России по подготовке проектов нормативных правовых актов в 2008 году (направлен для замечаний и предложений по системе ТПП России). Его положения вместе с Концепцией совершенствования законодательства на период 2008 – 2011 годов планируется представить в ходе запланированной на 4 марта 2008 года традиционной встречи руководства ТПП России и комитетов Палаты с руководством и депутатами Государственной Думы.

В январе во исполнение положений части второй статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации Минздравсоцразвития России разработан проект Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, который должен быть утвержден постановлением Правительства Российской Федерации. В числе новаций следует отметить предоставление компенсаций за выходные или нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период служебной командировки, а также предоставление дней отдыха по возвращении, если режим работы в месте командировки отличается меньшим числом дней отдыха.

 

 


Документ: 60
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ