25.01.2008 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профсоюзы предлагают усилить
ответственность работодателей Сторона профессиональных союзов в Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК)
разработала и вынесла на обсуждение социальных партнеров два законопроекта,
направленные на повышение уголовной и административной ответственности
работодателей за действия по воспрепятствованию деятельности профсоюзов,
ликвидацию профсоюзных организаций. 1. Проект федерального закона «О
внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» предлагает
дополнить УК РФ новой статьей 148-1, предусматривающей уголовную ответственность
должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления,
работодателя (его представителя), должностных лиц объединения работодателей за
воспрепятствование осуществлению права на объединение в профессиональные союзы
и деятельности профессиональных союзов. При этом формулировка предлагаемой статьи предполагает
по существу автоматическое наступление уголовной ответственности в случае
признания, например в судебном порядке, перечисленных в ней действий
незаконными, вне зависимости от умысла лица, их совершившего. Полагаем, что
уголовная ответственность в данном случае может быть предусмотрена только за
умышленные деяния. Представляется также целесообразным до решения вопроса о
введении уголовной ответственности во избежание возможных коллизий с другими
законодательными актами внести изменения в Федеральный закон от 12
января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их
деятельности». 2. Проект федерального закона «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
предусматривает дополнение КоАП РФ тремя новыми статьями, устанавливающими
административную ответственность для должностных лиц и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за: преследование членов профсоюза и членов профсоюзных
органов (статья 5.27-1); воспрепятствование осуществлению права на объединение
в профсоюзы (статья 5.27-2); воспрепятствование деятельности профсоюзов по
представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников
(статья 5.27-3). Вместе с тем необходимо отметить, что действующей
статьей 5.27 КоАП РФ уже предусмотрена административная ответственность за
нарушение законодательства о труде и об охране труда. Поэтому такое
дублирование является избыточным. Также нельзя согласиться с новым определением
«преследование членов профсоюза и членов профсоюзных органов» (статья 5.27-1),
которое, по мнению разработчиков проекта, заключается в нарушении прав и
гарантий указанных лиц, установленных федеральными законами. В соответствии с
данным определением любое умышленное или неумышленное нарушение прав членов
профсоюза и профсоюзных органов должно расцениваться как преследование этих
лиц. Кроме того, в статье 5.27-3 проекта предлагается
введение административной ответственности за «вмешательство в деятельность
профсоюзов, повлекшее за собой ограничение их прав или воспрепятствование
осуществлению их уставной деятельности». Новое понятие «ограничение прав
профсоюзов» нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обосновании. В этой же
статье не может быть поддержано предложение о введении административной
ответственности за «воспрепятствование осуществлению уставной деятельности»
профсоюзов. Уставная деятельность профсоюзной организации в соответствии с
Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их
деятельности» может быть весьма разнообразной и является внутренним делом
организации. ТПП РФ полагает, что указанные проекты федеральных
законов требуют дополнительной серьезной проработки. Закон вступил в силу. Пробелы остались. 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от
24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон). Как
известно, Закон устанавливает критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к
категориям средних, малых и микропредприятий, полномочия органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления по регулированию вопросов развития МСП,
определяет основные виды поддержки субъектов МСП. Вместе с тем, согласно Закону Правительство Российской
Федерации должно установить критерий годовой выручки для каждой из трех
категорий субъектов МСП. Однако до сих пор соответствующее постановление
Правительства Российской Федерации не принято. По имеющимся данным данный
подзаконный акт может быть принят в феврале 2008 года. Существует также необходимость внесения в ряд
федеральных законов изменений и дополнений, расширяющих инструментарий поддержки
предпринимательства. Следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы
уже находится ряд законопроектов (№ 449438-4 и др.), направленных на
решение данного вопроса. В свою очередь ТПП России ведет согласование поправок,
предоставляющих некоторые льготы субъектам МСП по налогообложению, лизинговым
платежам, упрощению бухгалтерского учета и др. Помимо федеральных программ поддержки малого и
среднего предпринимательства Закон предусматривает разработку и принятие
аналогичных программ на региональном уровне, наделяя соответствующими
полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Имеющаяся региональная нормативно-правовая база была разработана и принята на
основе Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», утратившего силу
с 1 января 2008 года. Таким образом, возникла необходимость разработки новых
или внесения поправок в имеющиеся законодательные нормативные правовые акты,
регламентирующие оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам –
субъектам МСП. В этой связи ТПП России ведется разработка модельного проекта закона субъекта Российской Федерации о развитии
малого и среднего предпринимательства, который в ближайшее время будет разослан
для замечаний и предложений по системе ТПП России. Также близится к завершению
работа по написанию развернутого комментария к ФЗ-209. Законодательство в сфере
интеллектуальной собственности кодифицировано – Палата проводит Форум 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая
Гражданского кодекса Российской Федерации. Теперь все права на результаты
интеллектуальной деятельности регулируются единым комплексным законодательным
актом. Так, установлен перечень объектов интеллектуальной собственности,
которым предоставляется правовая охрана, к которым относятся, в том числе,
произведения литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных,
изобретения, полезные модели, селекционные достижения и другие объекты. Кроме
того, в оборот вводятся и новые объекты – секрет производства (ноу–хау),
сложный объект, а также единая технология. Необходимо также отметить
произошедшее усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения
прав авторов и других правообладателей. Вместе с тем, часть четвертая ГК РФ содержит ряд
положений, вызывающих споры и дискуссии, которые на практике могут привести к
спорным ситуациям. В частности, достаточно неопределенным является правовое
регулирование нового вида объектов интеллектуальной собственности – сложных
объектов, в состав которого могут входить как
охраняемые объекты, так и неохраняемые. В развитие положений части четвертой
Гражданского кодекса необходимо принять ряд специальных Федеральных законов,
например, «О передаче федеральных технологий», а также подзаконных правовых
актов, в частности, о порядке государственной аккредитации организаций,
управляющих правами авторов на коллективной основе. ТПП России, в том числе профильные Комитеты, активно
участвуют в работе по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой
области. В целях объединения усилий государства и общества, бизнес–сообщества и
ученых ТПП России запланировала проведение в
апреле 2008 года Форума: «Интеллектуальная
собственность – как фактор инновационного развития России» (название уточняется). В рамках Форума предлагается
обсудить первые результаты введения в действие части четвертой Гражданского
кодекса Российской Федерации, механизмы стимулирования инновационной активности
в науке и промышленности, роль и направления частно–государственного
партнерства в формировании инновационной экономики, а также выработать
дополнительные меры по защите отечественных правообладателей и борьбе с
контрафактной продукцией. В настоящее время идет формирование
организационного комитета Форума, в состав которого войдут представители
профильных федеральных органов исполнительной власти, организаций,
осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также общественных
организаций. C 1 января 2008
года вступили в силу важные для малого и среднего бизнеса поправки в Налоговый
кодекс РФ
КОРОТКО: С 1 января 2008 года организации, занимающиеся инновационной
деятельностью, получили дополнительные налоговые привилегии. Это предусмотрено Федеральным законом от 19
июля 2007 г. № 195-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части
формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной
деятельности», которым вносятся изменения в три главы Налогового кодекса
Российской Федерации: по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и
упрощенной системе налогообложения. С 1 января
2008 года вступило в силу постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 951, которым определен ряд
особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в
переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. 15 января 2008 года в Государственную Думу членами
Совета Федерации Г.А. Горбуновым и О.К. Шурдумовым внесен
проект федерального закона № 4221-5 «О кооперации в Российской
Федерации». Данный законопроект направлен на унификацию норм, регулирующих
порядок создания и деятельность кооперативов, предоставление возможности создавать
новые кооперативы. В январе организационно оформился состав Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации V созыва. Члены руководящих органов ТПП России получили
следующий статус в Государственной Думе
нового созыва: Семенова Екатерина Юрьевна, член Президиума Правления
ТПП России – член Комитета Госдумы по собственности; Семенов Виктор Александрович,
председатель Комитета ТПП России по предпринимательству в агропромышленном
комплексе – заместитель председателя Комитета Госдумы по Регламенту и
организации работы Государственной Думы; Дмитриева Оксана Генриховна, председатель Комитета ТПП
России по вопросам социальной политике – член Комитета Госдумы по бюджету и
налогам; Гудков Геннадий Владимирович, председатель Комиссии ТПП
РФ по мониторингу и противодействию противоправным
поглощениям предприятий – заместитель председателя Комитета Госдумы по
безопасности. В январе Департаментом по законодательству разработан План ТПП
России по подготовке проектов нормативных правовых актов в 2008 году (направлен
для замечаний и предложений по системе ТПП России). Его
положения вместе с Концепцией совершенствования законодательства на период 2008
– 2011 годов планируется представить в ходе запланированной на 4 марта 2008 года традиционной встречи руководства ТПП России и комитетов
Палаты с руководством и депутатами Государственной Думы. В
январе во исполнение положений части
второй статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации Минздравсоцразвития
России разработан проект Положения об особенностях направления работников в
служебные командировки, который должен быть утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации.
В числе новаций следует отметить предоставление компенсаций за выходные или нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период служебной
командировки, а также предоставление дней отдыха по возвращении, если режим
работы в месте командировки отличается меньшим числом дней отдыха. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Документ: 60 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |