04.03.2008 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества |
ТПП России разработан региональный
Модельный закон о развитии С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон
от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон). Помимо федеральных программ поддержки малого и
среднего предпринимательства Закон предусматривает разработку и принятие
аналогичных программ на региональном уровне, наделяя соответствующими
полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Имеющаяся региональная нормативно-правовая база была разработана и принята на
основе Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», утратившего силу
с 1 января 2008 года. В этой связи ТПП России подготовлен Модельный проект
закона субъекта Российской Федерации «О развитии малого и среднего
предпринимательства в субъекте Российской Федерации». Законопроект содержит ряд
положений, предусматривающих разграничение полномочий органов исполнительной
власти, а также определяет ряд полномочий, которые могут быть переданы органам
местного самоуправления, по оказанию поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства. В законопроекте регламентирован
порядок разработки программ поддержки, а также содержится ряд положений,
посвященных различным видам поддержки, которые могут применяться в отношении
субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. При подготовке законопроекта были учтены предложения
территориальных торгово-промышленных палат, а также Национального института
системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Законопроект был поддержан Комитетом ТПП России по
развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса и рекомендован
в качестве базового при подготовке нового регионального законодательства о
развитии малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской
Федерации. Принят в первом чтении один из важнейших
антикоррупционных законов На пленарном заседании
Государственной Думы 15 февраля принят в первом чтении законопроект «О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации» (о введении особого порядка вынесения судебного
решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве). Введение в российскую правовую систему института так
называемой «сделки с правосудием» активно обсуждалось в последнее время в связи
с необходимостью повышения эффективности мер по противодействию коррупции. В
вышедшем в 2007 году издании «Белая книга о борьбе с коррупцией»
Торгово-промышленная палата Российской Федерации выразила позицию по поддержке
принятия таких законодательных изменений. В целях раскрытия и расследования «заказных» убийств,
актов бандитизма, наркопреступлений, коррупционных проявлений чрезвычайно важно
предоставлять правоохранительным органам возможность привлекать к
сотрудничеству лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах.
При этом целесообразным представляется значительное смягчение таким лицам
уголовного наказания и распространение на них мер государственной защиты
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Законопроект предусматривает возможность заключения
обвиняемым (подозреваемым) с органами предварительного следствия и дознания
соглашения о сотрудничестве, представляющего собой подачу обвиняемым
(подозреваемым) на имя прокурора письменного ходатайства о сотрудничестве. В ходатайстве должно содержаться указание действий, которые обвиняемый
обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании
преступлений, изобличения соучастников и розыска имущества, добытого в результате
преступления. Подача ходатайства возможна с момента возбуждения
уголовного дела и до окончания предварительного расследования. После выполнения обвиняемым (подозреваемым) всех
действий, предусмотренных досудебным соглашением, прокурор выносит представление,
в котором указывает характер и пределы участия обвиняемого (подозреваемого) в
раскрытии и расследовании преступления, изобличении других соучастников
преступления и розыске имущества, добытого в результате преступления.
Представление вместе с выделенными в отношении обвиняемого (подозреваемого)
материалами уголовного дела направляется в суд. Поступившее в суд уголовное дело вместе с
представлением прокурора о соблюдении обвиняемым (подозреваемым) условий и
обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о
сотрудничестве, рассматривается в закрытом судебном заседании без проведения
судебного разбирательства в связи согласием подсудимого с предъявленным
обвинением. Размер назначенного судом наказания не может превышать
половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания. По
усмотрению суда подсудимому может быть назначено более мягкое наказание, чем
предусмотрено за данное преступление, применено условное осуждение либо он
может быть освобожден от отбытия наказания. На обвиняемого (подозреваемого), заключившего
досудебное соглашение о сотрудничестве, его близких родственников,
родственников и близких лиц распространяются все меры защиты, предусмотренные
Федеральным законом от 20 августа Положения законопроекта представляются реальной мерой
по противодействию организованным формам преступности и учитывают многолетний
положительный опыт применения аналогичных правовых институтов в других
государств. ТПП России активно выступает за принятие эффективных мер по
противодействию криминалу и поддерживает принятие данного законопроекта. 28 февраля в ТПП РФ состоялось заседание
Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и
правоприменительной практики Вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков, открывая заседание,
подчеркнул, что рассмотрение доклада Минфина России по вопросу об основных
направлениях налоговой политики до 2011 года на заседании Правительства РФ было
перенесено на середину марта. В этой связи В.Б. Исаков отметил, что ТПП России
провела серьезную работу по анализу влияния принятых в период 2005 – 2007 годах
актов налогового законодательства на условия ведения предпринимательской
деятельности. Результаты анализа свидетельствуют, что не все произошедшие
изменения в налоговой сфере бизнес оценивает положительно – работу по
совершенствованию налогового законодательства следует продолжать. Эксперты
обсудили практику применения налоговыми органами положений статьи 169
Гражданского кодекса Российской Федерации и правовые последствия принятия
Определения Конституционного Суда РФ
№ 226-О. В данном Определении КС РФ указал, что «в
целях обеспечения баланса государственных и частных интересов налоговые органы
вправе обращаться в суд с исками о взыскании всего полученного по сделке в
доход государства, если соглашение сторон направлено на уклонение от уплаты
налогов». Таким образом, норма о конфискации
имущества по так называемым «антисоциальным сделкам» в налоговых спорах
приобрела новое звучание, а ее применение сопряжено с серьезными материальными
последствиями для бизнеса. С докладами по указанной проблеме выступили Судья
Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев, партнер юридической компании «Пепеляев,
Гольцблат и партнеры» С.Г. Пепеляев, Начальник управления законодательства
Высшего Арбитражного Суда РФ Д.И. Дедов. Было принято решение предложить Высшему
Арбитражному Суду РФ с участием предпринимательского и научного сообщества проанализировать
и обобщить практику применения статьи 169 Гражданского кодекса РФ и выработать
соответствующие разъяснения. Планируется
также, что проект соответствующего информационного письма ВАС РФ будет в
ближайшее время разработан Экспертным советом при ТПП РФ и направлен на
согласование. В ходе заседания были рассмотрены предложения
Минфина России по формированию налоговой политики на 2009 год и на плановый
период 2010-2011 годов, а также
развернутая позиция ТПП России по данному вопросу. Выступили представители Минэкономразвития России В.А.
Прокаев и Е.И. Поздняков, Председатель Экспертного совета «Деловой России» Практически во всех выступлениях
подчеркивалось, что предлагаемые Минфином России основные направления
совершенствования налоговой политики являются явно недостаточными для повышения
к 2020 году темпов экономического роста и инвестиционной привлекательности экономики,
увеличения ВВП, диверсификации производства, налогового стимулирования
инновационной деятельности. В своем выступлении Заместитель
директора Департамента по законодательству Д.Е. Фадеев отметил, что в Основных
направлениях налоговой политики Минфином России недостаточное внимание
уделяется дальнейшему совершенствованию налогового администрирования,
сокращению налоговой отчетности и документооборота, прекращению практики
проведения незаконных налоговых проверок и т.д. Кроме того, по словам эксперта
ТПП РФ, Палата предлагает сократить перечень документов, предусмотренных
налоговым законодательством для подтверждения применения нулевой ставки, до
одной лишь таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта. Необходимо также всесторонне рассмотреть вопрос о
снижении ставки НДС, имея при этом в виду, что эффективное экономическое
развитие России до 2020 года требует достаточно устойчивой финансовой базы,
обеспечения расходных полномочий регионов финансовыми ресурсами. Учитывая, что
НДС является одним из основных налоговых источников пополнения федерального
бюджета (по данным ФНС в январе 2008 года поступления по данному виду налога
составили около 46 % всех налоговых доходов), к вопросу о снижении его ставки
следует подходить крайне взвешенно, оценив все возможные риски. Наиболее
реалистичным, по мнению эксперта ТПП РФ, в среднесрочной перспективе является поэтапное
снижение ставки НДС до 13 - 15 процентов. Д.Е. Фадеев также отметил, что ТПП России в
целом позитивно относится к предложению РСПП, «Деловой России» и «ОПОРЫ России»
по увеличению до 30% амортизационной премии, однако, следует также ввести
ускоренную (до 100%) амортизацию в отношении технологически прогрессивного оборудования.
Меры Минфина
России по поддержке малого и среднего бизнеса, по мнению участников заседания,
представляются недостаточными для активного развития данного сектора экономики.
Было предложено увеличить до 60 млн. годовой оборот, при котором
налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения. В ходе дискуссии отмечалось также,
что в планах Минфина России по совершенствованию налоговой системы на
среднесрочную перспективу не отражены вопросы реформирования налога на
имущество организаций, стимулирования инновационной деятельности, создания налоговых
стимулов для привлечения инвестиций,
которые приобретают ключевое значение в связи с программой экономического развития
России на период до 2020 года. После доработки позиция ТПП РФ по совершенствованию
налогового законодательства на среднесрочную перспективу будет направлена в
Правительство РФ и разослана по системе ТПП РФ для использования в работе. Совет председателей
комитетов ТПП России обсудил законотворческие
перспективы 19 февраля в
Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета
председателей комитетов ТПП России. Вел заседание Президент ТПП РФ Евгений
Примаков. Одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на заседании, стало законодательное
обеспечение предпринимательства, которое должно строиться на принципе, что в
центре внимания находится предприниматель, и для его успешной работы следует
сделать все возможное. Именно такой подход нужен обществу, поскольку крепко
стоящий на ногах малый и средний бизнес – это гарантия развития экономики и ее
перехода на инновационные рельсы, это улучшение качества жизни людей,
укрепление государства. Вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков в своем
выступлении особо подчеркнул, что
комитеты Палаты созданы по основным направлениям экономики и бизнеса и как бы
«сеткой» накрывают всю территорию российской экономики. Каждое из направлений,
по которым создан комитет, включает пакет проблем: это и наука, и экономика, и
техническая политика, организационные, управленческие проблемы – и среди них
есть проблема формирования правовой базы отрасли. Это одно из наиболее важных
направлений деятельности комитетов, поскольку Россия все еще продолжает
формировать современную правовую базу экономической деятельности; потому что на
политическом уровне постоянно ставятся новые проблемы, задачи, требующие
решения; потому что внутри правовой базы существуют недоработки и противоречия.
В.Б. Исаков отметил важность участия экспертов Палаты
в работе над законопроектом на стадии его разработки, когда вопрос еще
обсуждается в рабочей группе, в аппарате министерства. В этом случае
возможностей повлиять на ситуацию значительно больше. Важным аспектом законопроектной деятельности Вице – президент
ТПП РФ В.Б. Исаков назвал привлечение комитетов к оценке законопроектов,
поскольку члены комитетов ближе к экономической и предпринимательской практике.
Формирование содержательной позиции по тому или иному законопроекту – это их
прерогатива. Помимо участия в формировании федерального
законодательства, было отмечено, что Палата активно разрабатывает «модельные
нормативные акты». Экспертами ТПП России разработано несколько модельных
нормативных актов, в том числе по инновационной деятельности и малому бизнесу. Новый закон о бухучете Минфин России продолжает разработку новой редакции
Федерального закона «О бухгалтерском учете». Необходимость
разработки нового закона о бухучете вызвана рядом изменений экономической
ситуации, произошедших с момента принятия Федерального закона от 21 ноября 1996
года № 129-ФЗ, в том числе внедрением Международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО). Вместе с тем, работа по данному проекту, на наш
взгляд, еще далека от завершения. Ряд обсуждений предлагаемых Минфином России
редакций законопроекта показал негативное отношение к ним со стороны
предпринимателей и научного сообщества. В начале февраля ТПП России была рассмотрена очередная
редакция законопроекта о бухучете, по которой в Минфин России было направлено
экспертное заключение. Положительной стороной законопроекта
можно назвать прослеживающиеся тенденции к усилению роли негосударственных
органов в процессе регулирования бухгалтерского учета, а также предлагаемые
новые правовые механизмы регламентации процесса разработки и утверждения
стандартов финансовой отчетности. Однако, по мнению ТПП России, представленный законопроект
не имеет четко выстроенной системы, единообразного понятийного аппарата и содержит
ряд других существенных недостатков, в том числе: 1. В отличие от действующего Закона
«О бухгалтерском учете» в проекте нового федерального закона не отражен
ряд принципиально важных аспектов: отсутствуют четко сформулированные задачи
бухгалтерского учета, закрепление ответственности за организацию бухгалтерского
учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций за
руководителем организации. В текст проекта не
включена и норма, закрепляющая непосредственную подчиненность главного
бухгалтера либо иного лица, на которое возложена обязанность по ведению
бухгалтерского учета, руководителю организации и другие. 2. Законопроект не предполагает возможность
ведения бухучета «упрощенцами» и «вмененщиками» по упрощенной схеме, когда
такая норма уже содержится в действующем Законе «О бухгалтерском учете». 3. Проект закона содержит, по нашему мнению,
избыточное требование в части квалификационных требований для главных
бухгалтеров, включая их обязательное членство в одной из саморегулируемых
организациях аудиторов. Еще одной новеллой законопроекта является обязанность
экономического субъекта самостоятельно изготавливать копии документов в случае
их изъятия. При этом данное положение противоречит действующему
законодательству, а также ряду нормативных правовых актов МВД России и ФНС
России, регламентирующих процедуру выемки документов. По мнению ТПП России, представленный Минфином России проект
федерального закона «О бухгалтерском учете» нуждается в серьезной
доработке с учетом указанных замечаний и предложений и не может быть поддержан. О переходе к
новой системе регулирования аудиторской
деятельности В
соответствии с пунктом 2.4 Примерной программы законопроектной работы
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период
весенней сессии 2008 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному
рассмотрению, в мае текущего года предполагается рассмотреть во втором чтении проект
федерального закона № 146680-4
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». По
замыслу авторов законопроект направлен на снижение административного давления
на аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения потенциально
избыточных функций, осуществление общественного надзора за развитием
отрасли. ТПП России были направлены
в Комитет Государственной Думы по собственности предложения предусматривающие: – совершенствование порядка проведения внеплановой внешней проверки качества работы
индивидуального аудитора или аудиторской организации; – уточнение требований
к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора; – уточнение порядка ведения
Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. 27 февраля в
Совете Федерации состоялись парламентские слушания по теме: «Приоритеты
поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной
деятельности» Участники слушаний обсудили проблемы
определения приоритетов поддержки отечественной науки, механизмы стимулирования
инновационной деятельности, правового регулирования научно-технической
инновационной деятельности и правовой защиты интеллектуальной собственности. Палата направила организаторам слушаний свою
позицию о мерах, которые следует принять для поддержки отечественной науки и
стимулированию инновационной деятельности: 1. На нынешней фазе рыночного развития в России нельзя отказываться от
направляющей, и, можно сказать, главенствующей роли государства в создании
инновационной экономики. 2. Необходимо активно стимулировать частный бизнес к финансированию исследований
и разработок. 3. Невозможно добиться успеха в инновационной экономике без серьезной
поддержки фундаментальной науки и человеческого капитала. По мнению ТПП РФ, долгосрочные
эффекты и в экономике, и в политике, и в социальной сфере связаны с
формированием таких категорий как образовательный и научный потенциал, человеческий
капитал. Государство должно создать
стимулы для коммерциализации научных разработок НИИ, вузами, РАН, поскольку
современное законодательство блокирует их лицензионную деятельность. Палата неоднократно отмечала, что в соответствии с
международной практикой в качестве основного канала коммерциализации разработок
необходимо разрешить бюджетным учреждениям науки учреждать малые инновационные
предприятия. Данное направление инновационного развития является важнейшим во
всех промышленно развитых странах, именно оно дает возможность создавать
инновационные университеты нового поколения. КОРОТКО: 13 февраля в ТПП РФ состоялось расширенное заседание
Организационного комитета по подготовке Всероссийского форума «Интеллектуальная
собственность России – 2008». Целями Форума являются создание
условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного
рынка интеллектуальной собственности, формирование положительного имиджа
России, как страны с высоким уровнем экономического развития в области
интеллектуальной собственности. Предлагаемый Формат проведения Форума – с 23 по 25
апреля 2008 года. В первый день состоится открытие выставки
«Интеллектуальная собственность России-2008» и проведение пленарного заседания
с обсуждением наиболее значимых вопросов в сфере интеллектуальной
собственности. Второй день Форума планируется посвятить трем тематическим
секциям. В феврале ТПП России были внесены поправки к проекту
федерального закона № 475885-4 «Об обеспечении единства измерений». Поправки сформированы на
основе предложений Комитета ТПП России по качеству продукции, Комитета ТПП
России по предпринимательской деятельности, территориальных
торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций, объединений
промышленных предприятий и др. 8 февраля Государственной Думой принят в 1 чтении проект
федерального закона № 325091-4
«О внесении изменений в статьи 1 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроектом вводится понятие сейсмичности, а также
уточняется перечень объектов капитального строительства, проектная документация
которых подлежит государственной экспертизе. 8
февраля Государственной Думой рассмотрен
и принят в 1 чтении проект федерального закона № 417711-4 «О внесении изменений в статьи 9 и 12
Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Законопроект направлен на создание условий для осуществления
финансовых операций, предусматривающих переводы и расчеты в целях осуществления
деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти. 15 февраля Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Закон призван упорядочить отношения между спортсменами и
физкультурно-спортивными организациями. Для этого Трудовой кодекс дополняется
новой главой 541, устанавливающей особенности
регулирования труда спортсменов и тренеров. 20 февраля Закон был одобрен
Советом Федерации. 27 февраля состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), на котором рассмотрены и
утверждены итоги выполнения Генерального соглашения между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы. На
заседании был также одобрен разработанный Мнздравсоцразвития России совместно с
Минобрнауки России новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний
требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, а
также работодателей – индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок). Необходимость разработки нового
документа обусловлена тем, что действующий Порядок, утвержденный совместным
постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29,
не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства (статья 225
Трудового кодекса Российской Федерации) и не учитывает изменений в структуре
федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, изменения не затрагивают существующий порядок обучения
по охране труда и проверки знания требований охраны труда
работников организаций. В ближайшее время Порядок будет утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации. |
Документ: 61 |
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ |