Просмотр аналитического материала

04.04.2008  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
Состоялась встреча руководства ТПП России

Состоялась встреча руководства ТПП России
с новым составом Государственной Думы

 

4 марта 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла ежегодная встреча руководства ТПП РФ с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В мероприятии, в частности, приняли участие: Первый заместитель Председателя Государственной Думы О.В. Морозов, заместители Председателя Государственной Думы – И.И. Мельников и А.М. Бабаков, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов, ряд председателей ключевых комитетов парламента, депутаты, председатели комитетов ТПП РФ, руководители территориальных торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций предпринимателей.

Открыл встречу Президент ТПП России Е.М. Примаков. Говоря о работе системы торгово-промышленных палат, он отметил, что ТПП России защищает те интересы предпринимателей, которые совпадают с интересами развития всего российского общества, способствуют развитию социально ориентированной экономики. ТПП России координирует, объединяет деятельность всех территориальных палат в стране, но не выполняет административных функций по отношению к ним.

Сейчас очень важно сохранить набранные темпы развития российской экономики, отметил глава ТПП России. Но ситуация далеко не простая; идет борьба тенденций. Страна должна перейти на инновационные рельсы развития, однако есть предложения для этого снизить темпы развития. ТПП России полагает, что подобный подход в корне неправильный. Россия должна совместить и рост экономики, и переход на инновационный путь развития.

Е.М. Примаков остановился также на проблеме создания в стране саморегулируемых организаций. Это возможность передачи «вниз» административных функций государства, выведения из коматозного состояния практически проваленной бюрократией административной реформы.

Президент ТПП РФ также отметил, что малый и средний бизнес – основа процветания любого рыночного общества. Принят наконец-то закон о малом и среднем предпринимательстве, но Государственной Думе надо бы постараться принять как можно скорее другие законодательные акты, чтобы вдохнуть жизнь в рамочный закон, чтобы он заработал в полную силу. Пока же даже самые простые вопросы для малого бизнеса обычно остаются почти «неподъемными». До сих пор не удается решить даже такую, в общем-то, мелкую проблему как возможность для малого бизнеса работать без кассовых аппаратов. Производители этих аппаратов лоббируют свои интересы, и в итоге дело с места не сдвигается.

В целом же, отметил Е.М. Примаков, сотрудничество ТПП России и Государственной Думы развивается достаточно успешно, поскольку обе стороны работают ради достижения основных ориентиров развития экономики и общества.

Первый заместитель председателя Государственной Думы О.В. Морозов в своем выступлении отметил, что законопроекты не должны разрабатываться и продвигаться кулуарно. Замысел, концепция, проект закона должны проходить широкую общественную дискуссию, «обкатываться» в спорах. Здесь – поле для самого широкого сотрудничества Госдумы и ТПП России, сказал вице-спикер.

В своем выступлении Вице-президент ТПП России В.Б. Исаков рассказал об участии палаты в законотворческой деятельности в 2007 году, а также о разработанной в ТПП России Концепции развития законодательства на период 2008-2011 годов. В.Б. Исаков особо подчеркнул, что пока еще малый бизнес не получил полноценную законодательную поддержку для своего ускоренного развития, несмотря на все усилия ТПП России и Госдумы.

По мнению В.Б. Исакова, двум институтам следует эффективнее работать на уровне комитетов, на уровне рабочих групп, когда законопроект еще только шлифуется; тогда и результат получается значительно лучше, и поправок в уже принятые законы будет меньше. Во многих регионах, отметил Владимир Исаков, в регламенте принятия региональных законов есть пункт о необходимости направления законопроекта на экспертизу в территориальную торгово-промышленную палату. Мы здесь, в центре, подобным похвастаться пока не можем. Этот вопрос следовало бы решить – в результате законопроекты будут более выверенными, в большей мере учитывающими интересы предпринимательства и экономики в целом.

Председатель Комитета Государственной Думы России по экономической политике и предпринимательству Е.А.Федоров в своем выступлении отметил, что законодательное обеспечение предпринимательства должно строиться на следующем принципе: в центре внимания находится предприниматель, и для его успешной работы следует сделать все возможное.

Проблема монополизма, по его мнению, – проблема реальная и непростая. Серьезные поправки в антимонопольном законодательстве необходимы, и они будут сделаны, подчеркнул Е.А. Федоров. Закон о торговле, об инновационной деятельности и целый ряд других важнейших законодательных актов – в центре внимания нынешнего состава Госдумы. В целом, отметил Е.А. Федоров, предстоит принять и пересмотреть до 200 законов, имеющих отношение к малому и среднему бизнесу. Речь, в сущности, идет о реальном формировании среднего класса, этой основы стабильности и процветания.

Е.А. Федоров отметил также необходимость принятия закона о нематериальных активах. До 50-60 процентов в структуре предприятий должны занимать именно нематериальные активы – то, что называется интеллектуальной собственностью и т.д.

Глава Тульской ТПП Ю.М. Агафонов в своем выступлении поднял две конкретные проблемы, для решения которых ТПП России и Госдума вместе могут многое сделать. Это, во-первых, разработка промышленной политики, которая должна стать законом развития страны. Не имея четкой промышленной политики – не сделаешь экономику инновационной, отметил он. Во-вторых – борьба с контрафактной продукцией. Нужно четкое законодательство, гарантирующее безусловное привлечение к суду и наказание виновников. Фальшивый продукт – это незаконно само по себе; а фальшивая деталь, поддельный агрегат – это еще и риск катастроф и тяжких техногенных аварий.

В настоящее время идет подготовка Соглашения ТПП России и Государственной Думы, в котором будут определены основные формы и инструменты взаимодействия Палаты и Государственной Думы в сфере законотворчества.

 

Преимущественное право выкупа арендованного государственного и муниципального имущества: еще один шаг вперед

 

С участием представителей ТПП России 13 марта 2008 года состоялось выездное расширенное заседание Комитета Государственной Думы по собственности. 

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение подготовленного ко второму чтению проекта федерального закона № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Докладчиком по данному вопросу выступила член Комитета Госдумы по собственности, член Президиума Правления ТПП России Е.Ю.Семенова.

Ко второму чтению законопроект претерпел существенные изменения. Его действие распространено на субъекты среднего предпринимательства. Также внесены поправки, исключающие прямое действие закона. Решение вопросов о применении преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, определение критериев и порядка его применения отнесено к компетенции Правительства РФ (по федеральной собственности), высшего представительного органа субъекта РФ (по государственной собственности субъекта РФ) и представительного органа местного самоуправления (по муниципальной собственности). Вместе с тем, в проекте сохранены базовые критерии предоставления преимущественного права – добросовестность арендатора и владение имуществом более трех лет.

Такие изменения в законопроекте вызваны необходимостью поиска компромисса для преодоления отрицательной позиции Экспертного управления Президента РФ и Правительства РФ, а также позиции ряда субъектов РФ, категорически возражающих против предоставления указанного преимущественного права. По информации, полученной в Комитете Госдумы по собственности, указанная редакция законопроекта имеет высокие шансы быть одобренной всеми сторонами. На прошедшем заседании законопроект был рекомендован к принятию во втором чтении. Срок действия закона в случае его принятия предлагается продлить до конца 2009 года. В соответствии с депутатским календарем второе чтение законопроекта запланировано на июнь.

ТПП России поддержала законопроект ко второму чтению, в Комитет Госдумы по собственности было направлено соответствующее обращение.

 

Консолидироваться или нет?  Вот в чем вопрос

 

В марте законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков (далее – КГН) прошел экспертизу в ТПП России. Проект, несет в себе ряд позитивных изменений, так как позволит холдинговым компаниям уплачивать налог на прибыль с деятельности группы компаний в целом, исключая из налогооблагаемой базы операции между участниками КГН. Однако в данном законопроекте содержится ряд спорных и неоднозначных позиций, а также непроработанных вопросов.

1. Поскольку законопроект предусматривает добровольный характер объединения налогоплательщиков в консолидированную группу, он должен, на наш взгляд, содержать нормы, которые создадут заинтересованность налогоплательщиков в его применении. На первый взгляд, основное преимущество консолидированной налоговой отчетности заключается в дополнительной возможности перераспределения денежных потоков внутри группы компаний.

Отмечаем, что в действующей редакции главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде имущества, полученного материнской компанией от дочерней компании или дочерней компанией от материнской. Эта норма является хорошим инструментом перераспределения финансирования внутри группы компаний. Применение нормы ограничивалось попытками со стороны налоговых органов признать суммы, безвозмездно перечисляемые материнской компании, скрытыми дивидендами. Однако в связи с применением с 2008 года ставки 0 процентов по дивидендам, выплачиваемым материнской компании, данная норма сегодня может использоваться без ограничений.

Таким образом, можно констатировать, что в налоговом законодательстве в настоящее время уже предусмотрен определенный механизм перераспределения доходов внутри группы компаний. Однако ТПП России поддерживает введение дополнительных механизмов регулирования  порядка исчисления и взимания налога на прибыль организаций в рамках КГН.

2. Одним из условий создания КГН является доля участия одной организации в уставном капитале каждой другой организации не менее 90 процентов (подпункт 2 пункта 1 статьи 25.2 проекта). Такое пороговое ограничение представляется нам не вполне оправданным, так как согласно законодательству об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах контроль над организацией обеспечивает в обществах с ограниченной ответственностью более 50 процентов, а в акционерных обществах  - доля 50 процентов плюс одна акция.

Кроме того, статья 20 части первой НК РФ признает взаимозависимыми общества с долей участия 20 процентов, а статья 251 Кодекса позволяет не включать в налоговую базу организации имущество, полученное от «материнской компании» с долей участия 51 процент. На основании изложенного предлагаем рассмотреть вопрос о снижении доли участия для вхождения в КГН.

3. На наш взгляд, определяемые законопроектом особенности налогообложения при объединении налогоплательщиков в консолидированную группу ставят их в невыгодное положение по сравнению с налогоплательщиками, не объединенными в группы:

1) КГН отказано в применении амортизационной премии и увеличении стоимости амортизируемого имущества в случаях капитальных работ, проведенных участниками группы (пункты 2 и 5 предлагаемой редакции статьи 259.1);

2) КГН отказано в формировании резервов, связанных с правоотношениями между участниками группы (пункт 4 предлагаемой редакции статьи 278.1).

В приведенных случаях можно говорить о законодательном ограничении деловой и инвестиционной активности участников консолидированной группы, что представляется нам концептуально неверным.

На основании изложенного ТПП России полагает, что законопроект может быть принят за основу при условии его серьезной доработки с учетом мнения предпринимательского сообщества.

 

И для связистов забрезжит свет в конце тоннеля

 

19 марта 2008 года в Торгово-промышленной палате состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Приоритетные направления совершенствования законодательства в сфере инфокоммуникаций и связи».

Данное мероприятие было организованно ТПП России совместно с Международной общественной организацией «Международная общественная академия связи». По мнению участников встречи, правовое регулирование в сфере инфокоммуникаций и связи в стране во многом устарело, в некоторых своих положениях оно противоречиво и нуждается в совершенствовании.

Участники заседания отметили, что законодательство должно быть прямого действия. Вместе с тем, действующий Федеральный закон «О связи», потребовал в свое время принятия без малого 40 подзаконных актов, которые не всегда учитывают интересы всех участников правоотношений в данной сфере. К тому же, к разработке и экспертной оценке законодательства практически не привлекается профессиональное сообщество.
Данное обстоятельство, по их мнению, является фактором, оказывающим сдерживающее действие на развитие отрасли.

При этом возможными путями совершенствования законодательства в данной сфере, по мнению участников, в первую очередь состоит в устранении системных недостатков (корректировка терминологического аппарата, уточнение сферы регулирования, ликвидация избыточного регулирования данной отрасли и др.), а также в систематизации «информационного» законодательства, в том числе его кодификации.

На заседании было также отмечено, что в настоящее время в Совете Федерации Федерального Собрания ведется разработка проекта федерального закона, регламентирующего порядок использования радиочастотного спектра.

Участниками заседания были также подняты и другие острые вопросы совершенствования законодательства в сфере инфокоммуникаций и связи, в том числе проблема административных барьеров, лицензирования, взаимодействия сетей связи и т.д.

Участники «круглого стола» высказались за создание Совета при Правительстве Российской Федерации по кодификации законодательства о связи и смежным отраслями, куда вошли бы как представители регуляторов, так и участников рынка. Признано целесообразным предложить участникам рынка инфокоммуникационных услуг обобщить практику применения нынешнего законодательства о связи и подготовить предложения о его совершенствовании. Необходимо также принять меры для уменьшения административных барьеров в сфере телекоммуникаций и связи в части обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре, необходимой для создания сетей и сооружений связи.

Кроме того, было высказано также предложение об образовании в составе Комитета ТПП  России по информационному обеспечению предпринимательства соответствующего подкомитета, который бы занимался вопросами развития предпринимательства в сфере инфокоммуникационных технологий и связи. Было также предложено предложить Государственной Думе провести парламентские слушания по данной тематике и создать расширенную рабочую группу при Комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

 

 

По проекту о госрегулировании торговой деятельности проведен ряд обсуждений

 

В марте состоялись расширенные заседания межведомственной рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

Законопроект претерпел изменения, и его новая редакция существенно отличается от первоначального текста, представленного в прошлом году. По законопроекту имеется ряд правовых замечаний.

К примеру, вызывают возражения положения законопроекта в части антимонопольного регулирования в области торговой деятельности, а именно, возможность передачи в собственность, пользование или владение недвижимого имущества, включая земельные участки, продавцу, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами в пределах соответствующих географических границ, только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

Также, представляются излишними отдельные полномочия Правительства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности, в частности:

- определение перечня классов, групп или видов товаров, продажа которых осуществляется только определенными способами и только на определенных объектах;

- определение мест, где осуществление торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования торговых объектов ограничивается или запрещается.

Работа над законопроектом продолжается, его внесение в Государственную Думу ожидается  во втором полугодии 2008 года.

 

Правительство утвердило очередной технический регламент

 

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»  Правительство Российской Федерации постановлением от 27 февраля 2008 года  № 118 утвердило технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции). В отношении автомобильного бензина и дизельного топлива установлено, в частности, что они не должны содержать металлосодержащие присадки, но могут содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. Топочный мазут не должен содержать сероводород, а топливо для реактивных двигателей - поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства. Каждая партия каждой марки продукции, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции, который содержит, в частности, сведения об изготовителе (продавце), фактические и нормативные значения характеристик, установленные регламентом, дату проведения анализа продукции, сведения о наличии или отсутствии в продукции присадок. Приложением к техническому регламенту являются требования к характеристикам бензина, топлива и мазута.

Технический регламент вступает в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования («Собрание законодательства Российской Федерации», 03.03.2008, N 9, ст. 854).

 

Окружающей среде – особая охрана!

 

ТПП России подготовлено письмо в Правительство Российской Федерации с предложением о создании самостоятельного органа исполнительной власти, ответственного за охрану окружающей среды и регулирование обращения с отходами производства и потребления.

На сегодняшний день для решения задач по контролю за негативным воздействием на окружающую среду задействована громоздкая государственная бюрократическая машина, включающая ряд федеральных органов исполнительной власти (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росводорессурсы, Росгидромет) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с аффилированными организациями.

По мнению специалистов профильного Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, с целью решения природоохранных проблем новую структуру целесообразно формировать по образу существовавшего до середины 2000 года единого природоохранного органа - Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. При этом он должен быть структурой, имеющей территориальные органы, напрямую подчиняющейся Правительству Российской Федерации и не входящей в систему какого-либо из министерств, так как только в этом случае новый орган сможет контролировать любую экологически опасную хозяйственную деятельность.

 

 

КОРОТКО:

 

6 марта в ТПП РФ состоялось очередное заседание Организационного комитета по подготовке Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность России – 2008», который пройдет с 23 по 25 апреля 2008 года в Центре международной торговли. Целями Форума являются создание условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, формирование положительного имиджа России, как страны с высоким уровнем экономического развития в области интеллектуальной собственности.

7 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», внесенный Правительством Российской Федерации.  Проект направлен на законодательное урегулирование  вопроса о праве на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости пенсионерам из числа бывших военнослужащих и других государственных служащих в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 187-О.

12 марта на заседании Комитета Государственной думы по финансовому рынку рассмотрен проект федерального закона № 454760-4 «О строительных сберегательных кассах» (в части обеспечения правового регулирования деятельности строительных сберегательных касс). По итогам состоявшего обсуждения было принято решение рекомендовать авторам изменить текст законопроекта в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы. По мнению членов Комитета, законопроект не имеет достаточных финансово-экономических расчетов эффективности и стабильности деятельности строительных сберегательных касс. Поскольку данный вид кредитных организаций будет привлекать денежные средства физических лиц, в проекте необходимо предусмотреть нормы, которые позволят избежать формирования «пирамидальных схем» и установить систему строгого контроля и надзора за их деятельностью.

14 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 443665-4 «О внесении изменения в статью                              1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект предлагает ввести понятие капитального ремонта в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

18 марта на заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров рассмотрен вопрос «О проекте плана подготовки Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации». Концепция разрабатывается на основании поручения Правительства Российской Федерации от 25.01.2008г № СН-П2-384 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также ТПП России. В связи с этим Комитет принял решение  образовать рабочую группу по обобщению предложений и подготовке указанной Концепции.

19 марта в первом чтении принят проект федерального закона № 435294-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вводится институт саморегулируемых организаций в области строительной деятельности.

20 марта состоялись парламентские слушания на тему: ««Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс». Обсуждались проблемы правоприменения Лесного кодекса РФ и направления его совершенствования в целях развития лесной промышленности, для чего при Комитете создана рабочая группа. В частности, говорилось о необходимости законодательного урегулирования таких проблем, как организация государственного лесного контроля и надзора, использование механизмов государственно-частного партнерства при строительстве объектов инфраструктуры (в т.ч. лесных дорог), ряда вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов в области освоения лесов.

21 марта Государственной Думой рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона № 455348-4 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Проект содержит 42 вида деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которые условно можно сгруппировать в 6 блоков: ядерная промышленность; шифровка и дешифровка информации и производство соответствующей техники; разработка и производство военной техники, вооружения, боеприпасов; космическая деятельность и авиационная промышленность; предоставление услуг связи, средства массовой информации и др.

 


Документ: 62
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ