Просмотр аналитического материала

03.06.2008  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01

Курс на малый бизнес! Станет ли предпринимателю жить хорошо?

 

26 мая 2008 года в Москве состоялся Всероссийский Форум «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке». Проведение Форума было приурочено к празднованию «Дня российского предпринимательства», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1381.

В рамках Форума были организованы секционные заседания на дискуссионных площадках в ТПП России, Центральном доме предпринимателя и РСПП, посвященные различным проблемным вопросам в жизнедеятельности предпринимателей: от организации и ведения бизнеса до законодательного регулирования предпринимательской деятельности и взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества.

Форум стал одним из важнейших и масштабных мероприятий в стране в 2008 году, в котором участвовало порядка 5,5 тыс. человек из разных регионов России. На основном пленарном заседании, прошедшем в Кремлевском дворце съездов, выступили Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов, Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина, Секретарь Общественной палаты России, академик Е.П. Велихов.

В своем выступлении Президент ТПП России Е.М. Примаков выделил основные направления в работе по решению проблем малого бизнеса. Так, по его мнению, основательной проработки требует большой массив правовых актов, относящихся к реализации принятого в прошлом году Закона о малом и среднем предпринимательстве.

Е.М. Примаков отметил, что малый и средний бизнес должен стать мощной силой для инновационного прорыва нашей экономики. Необходимо предоставить значительные преференции малому бизнесу. Однако радикальных новшеств нет и во внесенном на прошлой неделе Минфином России в Правительство Российской Федерации законопроекте о совершенствовании налогообложения малого бизнеса.

Одна из состоявшихся тематических секций была посвящена вопросам совершенствования нормативного правового обеспечения развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Российской Федерации.

Директор Департамента по законодательству ТПП России С.В. Васильев отметил, что одних законов для укрепления роли малого бизнеса в экономике явно недостаточно, поскольку малый бизнес испытывает наиболее серьезные проблемы с правоприменением уже существующих законов – это касается, в частности, аренды нежилых помещений, контроля и надзора со стороны властных органов.

 

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздев, сообщил, что в мае 2008 года партией «Единая Россия» организована рабочая группа по развитию предпринимательства.

По словам Директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России А.В. Шарова Правительственная комиссию по развитию малого бизнеса уже одобрила план по развитию малого бизнеса, прежде всего, в таких отраслях, как здравоохранение, образование, социальные услуги, где малый бизнес должен в ближайшее время вырасти в 10 раз, и по поддержке всех малых предприятий, вне зависимости от сферы деятельности, мерами госрегулирования, юридической и финансовой защиты.

А.В. Шаров отметил, что в июне-июле 2008 года ожидается принятие новой редакции закона о проверках субъектов малого предпринимательства, который радикально сократит основания для их проведения. Кроме того, в ближайшее время будет принят закон «О микрофинансовых организациях».

По словам А.В. Шарова, не позднее июля 2008 года Правительство РФ также определит критерии по годовой выручке субъектов МСП. Ожидается, что среднее предприятие должно будет иметь до 1 млрд. рублей в год, малое – до 400 млн. рублей, а микропредприятие – до 60 млн. рублей годовой выручки.

А.В. Шаров отметил, что Правительство Российской Федерации одобрило законодательную инициативу о преимущественном праве малого бизнеса по выкупу арендуемых помещений (рассмотрение Государственной Думой данного законопроекта во втором чтении запланировано на 4 июня 2008 года).

Участникам секции был представлен проект Модельного регионального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации», а также брошюра «Новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Комментарии и разъяснения».

Необходимо также отметить, что 26 мая 2008 года состоялось первое заседание Президиума Правительства Российской Федерации, на котором рассматривались и получили одобрение законопроекты по облегчению налогообложения некоторых категорий граждан и юридических лиц, в том числе предложения в отношении совершенствования налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, в отношении малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), планируется уменьшить объем налоговой отчетности и представлять ее не чаще одного раза в год. К тому же налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, смогут нанимать до 5 работников. Данные меры предусмотрены во внесенном в Правительство Российской Федерации проекте федерального закона «О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что в первоначальной редакции указанного законопроекта предлагалась незначительная корректировка предельной величины объема доходов организации, позволяющей переходить на упрощенную систему налогообложения и применять данный специальный режим (с 20,1 до 22,5 млн. руб. и с 26,8 до 30 млн. руб. соответственно). Вместе с тем, в редакции, внесенной на рассмотрение в Правительство РФ, от какого-либо увеличения в целом отказались.

В этой связи Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» направлено обращение к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову с предложением предусмотреть в данном законопроекте увеличение указанных величин до 60 и 45 млн. руб. соответственно.

Кроме того, Президиум Правительства Российской Федерации принял решение по введению ускоренной амортизации для ряда высокотехнологичного оборудования и некоторых видов капитальных вложений.

 

Палата предложила депутатам свои меры по формированию инновационной экономики

 

12 мая Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям совместно с Комитетом по экономической политике и предпринимательству и Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, научных организаций, в том числе и эксперты Палаты.

На слушаниях обсуждались вопросы о состоянии и перспективах правового регулирования развития национальной инновационной системы, стимулирования создания наукоемких конкурентоспособных технологий. Участники дискуссии предлагали современные подходы к формированию нормативно-правовой базы для развития объектов инновационной инфраструктуры, малого бизнеса и повышения инновационной активности научных организаций. Были затронуты проблемы инновационно-технологического развития регионов.

От имени ТПП РФ на слушаниях выступил Директор Департамента по законодательству С.В. Васильев. В своем выступлении он отметил, что Палата придает первостепенное значение вопросам поддержки отечественной науки и механизмам стимулирования инновационной деятельности, внедрению в производство наукоемких технологий и следующие приоритетные направления по решению основных проблем и задач в сфере инновационного развития и повышения научного и интеллектуального потенциала страны.

Во–первых, необходимо предпринять скорейшие меры для того, чтобы в России эффективно работа цепочка: от научного открытия новых технологий и материалов к созданию опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, а затем к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса.

Во–вторых, общеизвестно, что курс на развитие собственного высокотехнологичного производства требует обновления устаревших основных фондов обрабатывающей промышленности. Эти фонды обновляются в России в 4 раза медленнее, чем необходимо. Здесь следует вводить ускоренную 100 % амортизацию для высокотехнологичного оборудования.

В–третьих, неотложного решения требует проблема cубсидирования НИОКР, предоставления государственных гарантий по кредитам малому наукоемкому бизнесу, таможенных льгот российским экспортерам высоких технологий. Это – общепринятая мировая практика, не противоречащая нормам ВТО.

В–четвертых, по мнению ТПП России, необходимо вводить дополнительные механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности. Например, возможно в статье 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотреть пониженную ставку единого социального налога в размере 15,5% для работодателей, являющихся научными организациями, малыми и средними предприятиями, осуществляющими деятельность в инновационной сфере. Стимулирующим фактором станут и дополнения в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 части второй НК РФ, в части освобождения от обложения налогом на прибыль организаций средств, полученных безвозмездно в рамках целевого финансирования на осуществление научной (научно-исследовательской), экспериментальной и образовательной деятельности независимо от источника такого финансирования, а также предоставление права научным и инновационным организациям включать в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на капитальные вложения в размере не более чем 50 процентов первоначальной стоимости основных средств (амортизационная премия) (за исключением основных средств, полученных безвозмездно и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств).

Палата поддерживает многочисленные предложения о льготах по земельному налогу, в том числе освобождение от его уплаты, для организаций высшего образования, научных организаций, малых и средних предприятий инновационной сферы в отношении земельных участков, используемых в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной (опытно-экспериментальной, экспериментально-конструкторской) и образовательной деятельности.

ТПП России выражает уверенность, что только системный взгляд позволит сформировать в России «экономику знаний».

 

Детям решили помочь

 

15 мая в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которых приняли участие ТПП России.

Участники слушаний, в частности, отметили, что следует внести изменения в Семейный кодекс РФ в части установления ограничений усыновления, опеки или попечительства в отношении лиц, ранее имевших судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, уточнения понятия «специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей». В ходе мероприятия было также высказано предложение дополнить Жилищный кодекс РФ положением об освобождении детей, оставшихся без попечения родителей от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними.

ТПП России обратилось к участникам слушаний с просьбой поддержать законопроект № 497981-4 «О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса РФ», внесенный депутатом Государственной Думы IV созыва Б.Н. Пастуховым. Проект предоставляет право налогоплательщику уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму перечисленных им средств на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей. Первое чтение указанного проекта запланировано на июнь 2008 года.

 

Цивилизованный лоббизм – за и против

 

22 мая 2008 года Комитет по безопасности Государственной Думы провел «круглый стол» на тему: «Зарубежный опыт законодательного регулирования лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективы его использования в Российской Федерации». Мероприятие было организовано при поддержке Комитета по международным делам, Совета Европы и Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru.

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента, Совета Безопасности, МИД, МВД, Следственного комитета при прокуратуре, предпринимательского сообщества, эксперты ведущих российских научно-исследовательских центров, специализирующихся на проблемах лоббизма, и эксперты Совета Европы.

Открыл и вел «круглый стол» первый заместитель председателя Комитета Михаил Гришанков. Он отметил необходимость вывода лоббизма, являющегося питательной средой для коррупции, из тени с учетом опыта зарубежных стран. По его словам, цель «круглого стола», на который приглашены эксперты Совета Европы, широкий обмен мнениями по различным аспектам лоббизма.

Со вступительным словом к участникам «круглого стола» обратился заместитель председателя Комитета по международным делам Андрей Климов. Он подчеркнул, что этот «круглый стол» необходим, поскольку Российская Федерация намерена бороться с коррупцией. Такая задача была поставлена в ходе последних президентских выборов. А.Климов отметил, что в США лоббизм существует более 200 лет, но для его законодательного оформления потребовалось около 130 лет. По его мнению, следует сочетать опыт зарубежных стран с отечественными наработками. И, в первую очередь, надо учитывать опыт стран Европейского Союза, особенно Восточной Европы, чей опыт нам ближе. Во вторую очередь, встает проблема инкорпорирования этого опыта.

По словам А.Климова, применение одних запретительных мер дает незначительный результат. Он обратил внимание и на то, что в России лоббистскими схемами пользуются и иностранцы. А.Климов считает, что в условиях, когда наши предприниматели начинают работать за рубежом, применяя наши лоббистские методы, следует принять меры для предотвращения возможных неприятностей.

В ходе заседания был оглашен доклад эксперта Совета Европы Марчина Валецки «Законодательное регулирование лоббистской деятельности – обзор существующей практики в Европейских демократиях».

Об опыте Литвы в области законодательного регулирования лоббистской деятельности рассказал начальник отдела по предотвращению коррупции Службы специальных расследований Литвы, эксперт Совета Европы Витас Римкус.

Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент Павел Толстых информировал участников «круглого стола» о попытках законодательного регулирования лоббистской деятельности в России.

Были рассмотрены такие темы, как: «Роль и место законодательства о лоббизме в системе антикоррупционных мер», «Регулирование практики лоббирования интересов в Европейском Союзе», «О механизмах взаимодействия бизнеса и власти: зарубежный опыт и перспективы его применения в РФ», «Некоторые проблемы законодательного обеспечения лоббистской деятельности в России», «Роль и место неправительственных организаций в отстаивании интересов гражданского общества».

В ходе «круглого стола» состоялся широкий обмен мнениями, касающимися различных аспектов лоббистской деятельности, существующей классификации ее видов и отличия цивилизованного лоббизма от коррупции, определения перспектив подготовки и принятия федерального закона, регламентирующего лоббистскую деятельность в России.

 

Планируется внести важные изменения

в Лесной кодекс Российской Федерации

 

4 мая 2008 года группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 53933-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен законодательное урегулирование ряда важных для лесопользователей проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики, в части:

- соблюдения прав граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах и осуществление ими заготовки и сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов на лесных участках, предоставленных в пользование;

- установления механизма реализации древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (предлагается, чтобы порядок реализации указанной древесины устанавливался Правительством Российской Федерации);

- закрепления возможности предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты;

- закрепления возможности предоставления в аренду лесных участков на срок до одного года в целях недропользования и упрощение процедуры оформления необходимой документации (статья 43 ЛК РФ);

- исключения возможности неоднозначного толкования положений Лесного кодекса о начальной цене предмета аукциона (устанавливается соответствие  между начальной ценой предмета аукциона  и начальным размером арендной платы или начальной ценой заготавливаемой древесины, а также механизм определения начальной цены предмета аукциона);

- уточнения правового режима резервных лесов, предусматривающего возможность их использования гражданами для собственных нужд, а также осуществление в них геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и линейных объектов.

ТПП РФ поддерживает принятие законопроекта.

 

МРОТ подрастет

 

В соответствии с Генеральным соглашением в ближайшее время должны начаться консультации социальных партнеров по вопросу о  повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума населения (повышение планируется с 1 января 2009 года, пока озвучивается размер МРОТ - 4300 рублей). Будет разрабатываться соответствующий законопроект. Поскольку принципиальное решение о предстоящем повышении уже принято, организации должны учитывать это обстоятельство при формировании финансовых планов на 2009 год.

В настоящее время сторона работодателей в РТК готовит предложения по своей позиции на переговорах с социальными партнерами по повышению МРОТ. Речь может идти, в частности, о внесении изменений в налоговое законодательство, стимулирующих ускоренную модернизацию производства, и иных мерах, снижающих затраты предприятий.

При повышении МРОТ важно предусмотреть меры, исключающие оказание негативного влияния такого решения на повышение инфляции,  экономическое положение субъектов Российской Федерации с низким уровнем среднемесячной заработной платы, на отдельные отрасли промышленности (легкая промышленность, сельское хозяйство).

 

 

Как повлияет новый техрегламент

на российский рынок топлива?

 

Об этом 27 мая в ТПП РФ шла речь на «круглом столе», посвященном технологическим и экономическим аспектам ввода в действие Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

«Круглый стол» проведен по предложению представителей профессионального сообщества, обеспокоенных возможными негативными последствиями введения в действие в начале сентября 2008 года нового Технического регламента для рынка топлива в России.

Мероприятие было организовано подкомитетом по моторному топливу Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. В середине мая эта проблема поднималась также на специально созванной подкомитетом пресс-конференции.

Суть обсуждавшейся проблемы в следующем: в новый Технический регламент были внесены требования, взятые из спецификации на топливо, производимое за рубежом. В итоге Техрегламент, полностью сориентированный на западные параметры, может оказаться невыполнимым для наших производителей. Только несколько российских НПЗ выпускают для продажи за границу авиакеросин, соответствующий западным техническим требованиям. Остальные попросту не имеют технических возможностей производить новое топливо. По оценкам специалистов, нужны месяцы (а то и годы) для соответствующей реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, поставок и монтажа западного оборудования, в частности, установок гидроочистки. Это обойдется каждому НПЗ в десятки миллионов долларов затрат, которые еще больше «утяжелят» цену российского авиационного топлива – и без того, пожалуй, самого дорогого в мире. Кроме того, предстоит организовать постоянный завоз присадок, реагентов к топливу иностранного производства, так как в России они не выпускаются.

Времени на все это практически нет. Новый Технический регламент, подчеркивали участники «круглого стола», начинает действовать уже в сентябре. В этой связи весьма вероятен дефицит на рынке авиатоплива. И что делать? Завозить в Россию керосин, изготовленный за рубежом из российской нефти, пока не начнем производить его в достаточном количестве у себя в стране?

В ходе дискуссии были также обсуждены возможности преодоления резко усилившихся в последние месяцы монопольных тенденций на топливном рынке. Уже сегодня цена авиакеросина без особых на то экономических оснований достигла такой высоты, что некоторые российские авиакомпании приостанавливают свою работу. Бизнес же, похоже, собирается компенсировать возможное снижение прибыли не путем стабилизации цен для оживления спроса, а за счет увеличения вывоза сырой нефти за рубеж.

Участники «круглого стола» приняли решение обобщить поступившие в ходе дискуссии замечания и предложения, выработать общую позицию и обратиться в соответствующие исполнительные и законодательные структуры с предложением предпринять меры для противодействия возможному кризису и экономически немотивированному росту цен на авиатопливо.

 

Готовятся изменения в водное законодательство

 

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии проводит работу по подготовке ко 2 чтению законопроекта № 20808-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в первом чтении 25.04.2008 г.) Проект предлагает изменения в Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части сохранения действующих ограничений по сбросу сточных и дренажных вод только для первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны предлагается запретить сброс неочищенных до установленных санитарных требований сточных вод, как того требуют санитарные нормы. Вносятся изменения в ряд  федеральных законов в целях приведения их в соответствие с терминологией водного законодательства.

 

 

КОРОТКО:

 

28 апреля Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О патентных поверенных». Ответственным в работе над законопроектом назначен Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям. Отзывы, предложения и замечания по проекту закона должны быть представлены в Комитет до 20 июня 2008 года. В первом чтении законопроект предполагается рассмотреть в июле 208 года. Основной идеей законопроекта является урегулирование отношений, связанных с приобретением гражданами Российской Федерации статуса патентного поверенного – лица, получившего право на ведение дел физических и юридических лиц с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также его правомочий в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

 

15 мая Президентом Российской Федерации подписан Указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Указ обязывает Правительство Российской Федерации в 2-месячный срок осуществить комплекс действий, направленных на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), сокращение количества и оснований проведения контрольных мероприятий, установления уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий и др.

 

21 мая Государственная Дума образовала Комиссию по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Комиссия сформирована на основе принципа пропорционального представительства фракций, в нее вошли 12 депутатов. В соответствии с положением о комиссии, она займется комплексным исследованием законодательства и изучением законопроектов на этапе первого чтения в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции.

 

23 мая состоялось 1000-е заседание Государственной Думы.                   На мероприятие были приглашены представители депутатского корпуса всех пяти созывов Государственной Думы, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, Руководитель Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин, Заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ С.С. Собянин, Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, представители Конституционного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Общественной палаты РФ, руководители законодательных собраний ряда субъектов РФ, представители различных общественных организаций. В ходе торжественного заседания Председатель Государственной Думы Борис Грызлов выступил с докладом «Современный этап развития российского парламентаризма».

 

 


Документ: 64
Источник: Департамент по законодательству ТПП РФ