22.06.2009 Внеплановые проверки. Согласование с прокуратурой | ||||||||||||||
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №
294-ФЗ, посвященный защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе
проверок (далее – Закон). Одновременно утратит силу ныне действующий
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. По сравнению с ним Закон
предполагает более широкую сферу регулирования взаимоотношений государства и
бизнеса, так как регламентирует порядок проведения не только государственного,
но и муниципального контроля. Закон регламентирует проверки, не позволяя
представителям власти, что называется, чинить произвол. Так, ведомствам
местного уровня разрешается инспектировать соблюдение требований, установленных
муниципальными правовыми актами. Выходить за пределы своей компетенции они не
вправе. Гарантией для бизнеса является также положение пункта 5 статьи 10 Закона,
согласно которому внеплановая выездная проверка в случаях, предусмотренных
Законом, допустима только после согласования с прокуратурой. Порядок
согласования внеплановых проверок, как того требует статья 10 Закона, недавно
был утвержден приказом Генеральной прокуратуры от 27 марта 2009 г. № 93 (далее
– Приказ). Случаи прокурорского согласования Согласовывать все проверки контролеры не должны. Одобрение необходимо лишь
для некоторых внеплановых выездных проверок в рамках государственного или
муниципального контроля. Предметом выездной проверки могут стать сведения, содержащиеся в документах
бизнесмена, соответствие работников, состояние используемых в деятельности
зданий, строений, помещений, оборудования, транспорта, производимых и
реализуемых товаров, принимаемые меры для исполнения обязательных требований,
установленных нормативными актами (ст. 12 Закона). Случаи проведения
внеплановой проверки названы в статье 10 Закона. Поводом для контроля станет,
во-первых, истечение срока исполнения бизнесменом ранее выданного предписания
об устранении выявленных нарушений. Во-вторых, сообщение пострадавшим
гражданином о нарушении прав потребителей. И, в-третьих, заявления граждан
(организаций, ИП) или сведения из средств массовой информации о причинении
вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Только последний случай
внепланового визита требует согласования с прокуратурой (п. 4 Приказа).
Расширительному толкованию это правило не подлежит, что подтверждает пункт 5
статьи 10 Закона. Порядок согласования Проверки согласовываются в ведомстве по месту деятельности предпринимателя
(п. 2 Приказа). Контроль, проводимый центральными аппаратами федеральных
ведомств, их межрегиональными территориальными и региональными подразделениями,
а также региональными управлениями контроля (надзора) должен одобрить прокурор
(его заместитель) субъекта. Прокуроры (заместители) городов, районов
рассматривают возможность проверок, проводимых соответственно городскими,
районными ведомствами. Военные, транспортные и иные специализированные
прокуроры (их заместители) рассматривают обращения в соответствии с
установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения. Для получения разрешения проверяющее ведомство направляет в прокуратуру
заявление. Оно подается лично, по почте с уведомлением о вручении либо в форме
электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В течение
рабочего дня, следующего за днем поступления документов, прокурор
(уполномоченное должностное лицо прокуратуры) принимает решение о проведении
проверки или об отказе. Перечень случаев для отказа приводится в пункте 8
Приказа (см. таблицу). По окончании внепланового
выезда, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, контролеры
должны направить этот акт в прокуратуру (п. 12 Приказа). Таблица. Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой
проверки прокуратурой
Изменения для бизнеса Основной недостаток Приказа (впрочем, это вина Закона) в том, что не все
внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат
согласованию с прокуратурой. В перечень случаев не попали такие основания (п. 2
ст. 10 Закона) как истечение срока исполнения предписания, а также заявления
граждан о нарушении прав потребителей. Это означает, что представители
контролирующих ведомств могут, к примеру, неоднократно проверять коммерсанта,
мотивируя это неисполнением ранее выданного предписания, при этом обнаруживая
все новые и новые нарушения. Не исключена возможность использования подставных
лиц. На основании их жалоб о нарушении прав потребителей инспекторы вполне
могут организовать и провести внеплановую выездную проверку без прокурорского
согласования. Винить в этих недостатках следует в первую очередь Закон, поскольку Приказ
издан лишь во исполнение его положений. В том, что касается прокурорского
согласования, Приказ на стороне бизнеса. Он позволяет незаинтересованному
государственному ведомству отказывать в проведении внеплановой проверки, если
при этом нарушаются нормативные требования либо интересы субъектов малого или
среднего предпринимательства. Кроме того, представители проверяющих ведомств сами будут находиться под
контролем прокуратуры, поскольку, как указывалось выше, обязаны будут не только
испрашивать разрешение на проверку, но и предоставлять в прокуратуру документы
по результатам ее проведения. При необходимости это поможет коммерсанту
обжаловать результаты контроля, поскольку, если со стороны ревизоров допущены
нарушения, поддержкой ему будут органы прокуратуры, а это достаточно весомо для
любого суда. |
||||||||||||||
Источник: Журнал "Современный предприниматель" |