производство скрабов для тела . Первая помощь в чс тестовыи контроль по дисциплине первая помощь. . Видео кандидатская диссертация на заказ цена www.екатеринажуравлева.рф. . https://meva.ru орехи и сухофрукты купить в спб оптом - орехи макадамия оптом.

Просмотр аналитического материала

07.07.2009  Мелкорозничная торговля в летний период

Понятие мелкорозничной торговли

С приближением лета на улицах повсеместно появляются открытые ларьки, киоски, палатки и другие объекты временной торговли. Их установка не требует серьезных затрат, как, например, введение в эксплуатацию стационарных торговых точек (магазинов, павильонов, иных объектов, предназначенных для торговли, имеющих фундамент). Основное предназначение названых временных объектов – осуществление через них розничной торговли товарами повседневного спроса в небольших объемах. Данный вид торговли получил нормативное наименование «мелкорозничная торговля». Таковой считается продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть (письмо Роскомторга от 28 апреля 1994 г. № 1-574/38-9). Различают 2 основных вида мелкорозничной торговли (таблица 1).

Таблица 1. Виды мелкорозничной торговли

п/п

Вид торговли

Основные характеристики

1

Стационарная торговля

Торговля в палатках, ларьках и киосках. Торговые предприятия стационарной мелкорозничной торговой сети занимают обособленные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей

2

Передвижная торговля

Торговля через специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т. д.)

Размещение торговых точек в палатках, киосках или ларьках следует относить к стационарной мелкорозничной торговле (далее – СМТ). Общие правила и основные требования к работе объектов мелкорозничной сети предусмотрены письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 (далее – Требования). На основе этого документа, исходя из местных условий для торговли, власти разрабатывают правила для конкретного региона, области, города. Отметим: поскольку названное письмо достаточно старое, применять его положения следует с учетом действующего законодательства.

Порядок размещения объектов торговли

Первая проблема, с которой придется столкнуться предпринимателю, – поиск участка для работы и получение права пользования им.

СМТ осуществляется в местах, специально отведенных для этого органами государственной власти или местного самоуправления (п. 4 указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65). Как правило, это территории муниципальных рынков. Предпринимателю необходимо обратиться в местную администрацию для получения соответствующего разрешения на торговлю. Получив его, коммерсант устанавливает объект торговли на отведенном ему участке, осуществляет торговлю и платит администрации «за место» в установленном порядке.

Разместить временный объект СМТ возможно и на иной территории. В этой ситуации в более выгодном положении находятся коммерсанты, кто уже имеет в собственности (аренде или временном пользовании) участки земли, целевое назначение которых позволяет использовать их для торговли.

Если земли нет, то следует обратиться к владельцу (собственнику) того участка, на котором бизнесмен планирует организовать СМТ. Такие участки могут находиться в государственной или муниципальной собственности (тогда придется земельные вопросы решать в городской или районной администрации) либо в частной собственности граждан или юридических лиц. Получив нужный участок в пользование, бизнесмену необходимо решить вопрос с той же местной администрацией о возможности размещения объекта торговли в выбранном месте. Дело в том, что согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ, именно представители местного самоуправления решают вопросы территориального планирования на местах.

Когда предприниматель решает торговать на участке, которые уже принадлежит ему, разрешение местной администрации понадобится, если по кадастровым документам целевое назначение участка не связано с осуществлением торговли. Кроме того, когда по условиям договора аренды (пользования) участок предоставляется коммерсанту для иных целей (например, для строительства), устанавливать объекты СМТ можно будет после того, как целевое назначение участка будет изменено. В противном случае, за допущенные нарушения коммерсант может быть привлечен к административной ответственности. За самовольное занятие участка или использование его без правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление деятельности, штраф для предпринимателя составит от 1 до 2 тыс. руб. (ст. 7.1 КоАП РФ). Такие же суммы установлены за нецелевое использование земли (ст. 8.8 КоАП РФ).

В остальном при размещении объектов СМТ предпринимателю надлежит руководствоваться требованиями действующего законодательства, в частности норм госстандартов и санитарных правил.

Оформление торговой деятельности

Предпринимателю, непосредственно занимающемуся торговой деятельностью, для организации летней торговли не требуется получать дополнительные разрешения. Сегодня торговая деятельность сама по себе лицензированию не подлежит (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). В данном случае положение пункта 2 Требований, предусматривающее наличие лицензии на право торговли, устарело и не применяется. Что касается отдельных видов товаров, для реализации которых лицензия обязательна (например, оружие, крепкая алкогольная продукция), через объекты СМТ их продавать запрещено.

Если основная деятельность бизнесмена не связана с торговлей, можно внести в перечень видов деятельности, заявленных при регистрации, дополнительный код ОКВЭД. Для этого в налоговую подается заявление по форме № Р24001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. При этом коммерсанту не выдается новое свидетельство о регистрации. Более того, если налоговую не извещать, никаких санкций не будет. ФНС России в письме от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ сообщает, что законодательство не обязывает предпринимателей подавать в инспекцию сведения в случае отсутствия в госреестре полной информации о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности). Таким образом, даже если какой-либо вид деятельности не заявлен при регистрации, это не лишает коммерсанта права работать в данной сфере.

Контрольно-кассовые машины

Денежные расчеты с населением должны осуществляться с обязательным применением ККМ. При этом продавец обязан выдавать покупателю вместе с покупкой чек. В то же время согласно статье 2 Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ кассовую технику в некоторых случаях можно не применять. К таковым, в частности, относится разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с лотков, защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом. Исключение – продажа технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи (например, определенной температуры хранения).

Отметим: согласно нормам ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под разносной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. Соответственно, если лоток установлен на улице, кассу можно не применять. В случае, когда лоток располагается, к примеру, в магазине или торговом центре, то есть в объекте стационарной торговой сети, ККМ необходима. Кроме того, кассовый аппарат не придется покупать при торговле мороженым и безалкогольными напитками в розлив, торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.

Актуальные вопросы розницы

При осуществлении торговли коммерсанту следует особое внимание уделить санитарным требованиям. Правила для торговли продовольственными товарами (СП 2.3.6.1066-01) устанавливают особенности размещения торговой точки, ее водоснабжения, порядок приема, хранения и реализации продукции, а также требования к организации СМТ (таблица 2). Проверки Роспотребнадзора торговых точек чаще всего обнаруживают нарушения именно санитарно-эпидемиологических правил.

Таблица 2. Гигиенические требования к мелкорозничной сети

п/п

Требование

1

Реализация скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается

2

Запрещено хранение тары на территории, прилегающей к месту торговли. Оборотная тара после завершения работы должна ежедневно вывозиться

3

В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации. Если продажа пищевых продуктов осуществляется одним продавцом, продукты (в том числе хлеб и хлебобулочные изделия) должны продаваться лишь в промышленной упаковке

4

Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек

5

Продажа яйца в мелкорозничной сети осуществляется при температуре воздуха не выше 20 градусов и не ниже 0 градусов

6

Передвижные средства мелкорозничной торговли по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке

7

Хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому у продавцов не осуществляется

8

В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции разрешается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и др., а также на открытых овощных базарах

9

Стационарные точки мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук

10

В летний период температура на рабочем месте продавца в стационарных точках не должна быть выше 26 градусов, в холодный период – ниже 18 градусов

11

Предприниматель обязан обеспечить:
а) содержание объекта СМТ (палатки, киоска, автофургона, тележки, лотка), а также окружающей территории в чистоте;
б) прием и реализацию пищевых продуктов с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность;
в) контроль за соблюдением сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и др.)

12

Продавец (сам предприниматель или работник) обязан строго соблюдать правила личной гигиены, должен быть опрятно одет, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак с Ф.И.О. предпринимателя, его адресом (местонахождением), ФИО продавца

13

Продавец (предприниматель или работник) должен при себе иметь и предъявлять должностным лицам государственной санитарно−эпидемиологической службы личную медицинскую книжку, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции

Общие Требования предусматривают необходимость вывески (или трафарета), где указывается наименование ИП, режим работы, адрес. При торговле продовольственными товарами прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами. Лотки должны обеспечиваться складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

Образцы товаров (на витрине или стенде) обязательно снабжаются ярлыками с указанием наименования товара, сорта и цены. Рекомендации по оформлению ценников содержатся в письме Роскомторга от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 (таблица 3). Торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора запрещается. Приемка, хранение и продажа товаров производятся с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники предпринимателя должны быть ознакомлены.

Таблица 3. Рекомендации по оформлению ценников на товары, реализуемые предприятиями торговли

Вид товара

Реквизиты ценника

Продовольственные товары:

 

- весовые товары

наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цена за килограмм или сто граммов

- товары, продаваемые в розлив

наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса

– штучные товары и напитки, расфасованные предприятиями−изготовителями в бутылки,
банки, коробки, пакеты и т. п.

наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку

– штучные товары, расфасованные непосредственно в предприятиях торговли

наименование товара, вес и цена за фасовку указываются во вкладыше или на упаковке

Непродовольственные товары

наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за килограмм, литр или штуку;
для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т. п.) указывается наименование товара и цена

Ценники должны заверяться подписью материально ответственного или другого должностного лица. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой

Примечание. Особенности реквизитов предусматриваются в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55

К СМТ в полном объеме применяются требования о наличии в торговой точке сертификатов на товары. Перечень товаров, подлежащих сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Кроме того, при осуществлении торговли должны строго соблюдаться правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные , постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Общие требования к услугам торговли, их безопасности приводятся в стандарте «Услуги розничной торговли (ГОСТ Р 51304-99), утвержденном постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 243-ст. Конечно же, нельзя забывать о требованиях Закона РФ о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

Хотя организация мелкорозничной торговли не так затратна, по сравнению с всесезонной торговлей, относиться к ней следует также тщательно, как и к любой другой торговой деятельности. Дело в том, что законодательство не разделяет ответственности предпринимателя за нарушение правил торговли по тому, относится ли его деятельность к СМТ или нет. Так, за продажу товаров с нарушением санитарных правил, без сертификатов соответствия штраф для предпринимателей составляет от 4 до 5 тыс. руб. либо применяется приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, возможна конфискация (ст. 14.4 КоАП РФ). Зачастую инспекторы, изучив ассортимент товаров, просмотрев ценники, продукцию, выставленную на прилавке в качестве образца, выявляют целый список недочетов. Тем не менее, санкции не увеличиваются пропорционально количеству ошибок.

 


Источник: Журнал "Современный предприниматель"