09.11.2009 Письма правовых норм не содержат, но в споре бывают нужны |
Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался
письменными разъяснениями Минфина России. В подобной ситуации отсутствуют
основания для начисления пени и привлечения к ответственности, – говорится в
Определении Высшего арбитражного суда РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7502/09
(далее – Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше. Безусловно,
они на руку бизнесмену. Защита от пени и штрафа Основной документ, которым следует руководствоваться при решении всех
налоговых вопросов – Налоговый кодекс. Но содержание многих
норм, порою, не дает ясности, а наоборот, еще больше запутывает
ситуацию. Тогда можно воспользоваться официальными разъяснениями. Одним из
обстоятельств, исключающих вину предпринимателя в совершении налогового
правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных
ведомств. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 111 Налогового кодекса. То
есть, если недоимка по налогу возникла из-за того, что вы выполняли письменные
рекомендации чиновников, то названная статья позволяет избежать штрафа.
Аналогичная норма существует в отношении пеней, начисленных на недоимку,
возникшую из-за письменных разъяснений – пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса.
А вот саму недоимку придется перечислить. Не каждое письмо чиновников станет аргументом против пеней и штрафа.
Ссылаться можно на разъяснения, которые даны компетентным ведомством,
адресованы самому бизнесмену или неопределенному кругу лиц, не имеют явно
противоречащих закону выводов, по смыслу относятся к периоду, в котором
образовалась недоимка. Рассмотрим эти условия. Компетентное ведомство Давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства могут
Минфин, ФНС, ФТС (Таможенная служба). Каждое из ведомств действует в пределах
своих полномочий. Налоговая и таможенная службы обязаны информировать коммерсантов в устной и
письменной форме о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и
обязанностях бизнесменов. В компетенции ФНС все, что связано с действующими
налогами и сборами (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ), ФТС –
налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (п. 2 ст.
34 НК РФ). Эти службы могут браться за вопросы, не требующие толкования
законодательства, к примеру, в какой срок нужно уплачивать налоги, какими
документами руководствоваться при заполнении какого-либо бланка, можно ли
включить в расходы те или иные суммы. Прерогатива Минфина – анализировать нормы
законов, давать им правовую оценку и предоставлять налогоплательщикам
письменные разъяснения по вопросам применения законодательства (ст. 34.2 НК
РФ). То есть не просто информировать, а разрешать спорные, противоречивые
ситуации. Форма и содержание Поправки в Налоговый кодекс вносятся постоянно. Иногда изменения уточняют
нормы, в других случаях кардинально их меняют. Обращаясь к официальным письмам,
не забывайте посмотреть на дату. Возможно, сейчас документ уже неактуален.
Разъяснение по смыслу должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка.
Не обязательно документ должен быть датирован прошедшим периодом. Иногда в
своих новых письмах Минфин поясняет вопросы, возникающие до внесения изменений
в кодекс. Бывает, что разъяснения финансистами одной и той же ситуации прямо
противоположно. В этом случае логичнее опираться на
последнее по времени письмо. Хотя коммерсант может выбрать разъяснение, которое
ему больше подходит, тем более если предыдущее письмо
не отменено. Важно, чтобы разъяснение давалось в письменном виде. Если ответ давался на
запрос коммерсанта, то в качестве доказательства у ИП должен быть подлинник
письма с исходящим номером и датой. Когда вы основываетесь на письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, понадобится
распечатка письма, опубликованного на официальном сайте ведомства (письмо
Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138) либо в СМИ, правовой
базе. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма с датой и
номером (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций по статьям
111 и 75 Налогового кодекса вряд ли освободят. Адресат разъяснений Ссылаться можно на письменные разъяснения, адресованные либо самому
предпринимателю, либо неопределенному кругу лиц. С первым вариантом все просто:
направив запрос с описанием своей ситуации, коммерсант получает ответ –
официальное разъяснение ведомства по конкретному вопросу. Если в дальнейшем
возникнет спор относительно уплаты налогов, бизнесмен вполне может в качестве
аргумента использовать полученное разъяснение. Заметим, что письма любого
ведомства, в том числе Минфина, не являются нормативными правовыми актами, а
носят лишь информационно-разъяснительный характер. Это значит, что документы не
являются обязательными для исполнения. Даже если вы получили ответ на запрос,
вы не обязаны следовать рекомендациям, данным в ответе. Остальные предприниматели могут ссылаться на письма, размещаемые в СМИ и
правовых базах, адресованные неопределенному кругу лиц. Четкого определения,
какие именно документы считаются таковыми, нет. Ориентироваться придется на
содержание. К примеру, фразы «Доведите изложенное разъяснение до сведения
налогоплательщиков/территориальных налоговых органов», «В связи с поступающими
запросами налогоплательщиков сообщаем» явно указывают на широкую аудиторию. В
последнее время письма ведомства часто начинаются со слов «Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу...» и далее без указаний на конкретную ситуацию «...по
вопросу применения положений гл. 26.2» или «по вопросам применения налога на
добавленную стоимость». Подобные письма тоже можно расценить, как адресованные
неопределенному кругу лиц. Но когда разъяснение дано «исходя из содержащейся в
письме/запросе информации» использовать его в качестве аргумента довольно
рискованно. Описанная «методика», конечно, субъективна, но иного метода
классифицировать разъяснения не существует. Отдельно следует указать на письма, размещенные на официальных сайтах ведомств. Их вполне можно отнести к документам,
адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того письма, которые направляются
ФНС своим региональным управлениям с требованием довести до нижестоящих
инспекций и налогоплательщиков. То есть, когда ФНС в своем письме приводит
текст письма Минфина и направляет его своим управлениям для работы. Именно
такими разъяснениями станут руководствоваться контролеры. Такие разъяснения
тоже адресованы неопределенному кругу лиц. Минфин не возражает, чтобы налогоплательщики распространяли выводы,
содержащиеся в письмах, на свои ситуации, но только под собственную
ответственность. Разъяснения, размещенные в правовых базах, не содержат всей
необходимой информации и публикуются в неофициальном порядке. Так, зачастую сам
вопрос отсутствует, а из текста ответа понять изначальный вопрос бывает
невозможно. Выполнение разъяснений, которые ИП не адресованы, не освобождает от
возможных последствий неправильного толкования законодательства, то есть
взыскания пеней и штрафов (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. №
03-02-07/2-138). С другой стороны, в вышеупомянутом Определении судьи указали, что
хотя письма и являются ответом на частный запрос, они считаются адресованными
неопределенному кругу лиц, так как опубликованы в общедоступной справочной
системе. Так что отбрасывать все опубликованные разъяснения не стоит. В
судебной практике есть примеры решений, когда письма Минфина России,
подготовленные по запросам конкретных лиц, признавали освобождающими от
ответственности (например, постановление Федерального арбитражного суда
Московского округа от 19 мая 2008 г. № КА-А40/4057-08). Таким образом, если ИП
привлечен к налоговой ответственности, но в правовых базах есть разъяснения в
пользу его позиции, можно попытаться защитить свою точку зрения, ссылаясь на
то, что публикация письма, а также содержащийся в нем вывод, актуальный для
неопределенного круга лиц, позволяют рассматривать его как адресованное
неопределенному кругу лиц. На практике... Так нужно ли руководствоваться письменными разъяснениями ведомств? Как и в
отношении многих налоговых вопросов, однозначно ответить на этот вопрос сложно.
Существуют нормы Налогового кодекса, опираясь на которые можно попытаться
доказать свою правоту. Есть определенные признаки в отношении официальных
разъяснений, которые позволяют считать их адресованными неопределенному кругу
лиц и, соответственно, ссылаться на них в споре. Статьи 75 и 111 Налогового
кодекса могут помочь только в судебном разбирательстве. Когда норма допускает двоякое толкование, нередко свою позицию высказывают
одновременно и Минфин, и ФНС, причем точки зрения бывают прямо
противоположными. В этом случае руководствоваться
стоит разъяснениями Минфина. Дело в том, что обязанность инспекторов
руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения
законодательства о налогах и сборах установлена Налоговым кодексом (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). В то же время налоговая служба
рекомендует своим региональным управлениям учитывать позицию Минфина, но также
помнить, что письма не обязательны для исполнения и не препятствуют инспекторам
и предпринимателям руководствоваться нормами законодательства в собственном
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином (письмо ФНС России от
14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@). На это указывает и сам Минфин России в
письме от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138. Если в письмах Минфина и ФНС содержатся
противоположные мнения, что не редкость, то, скорее всего, проверяющие будут
следовать позиции своего ведомства и указаний своего руководства, даже если оно
неверно. Коммерсант в этом случае оказывается перед выбором: позиция
инспекторов либо защита собственной точки зрения, возможно, со ссылкой на
письма финансового ведомства. Безусловно, о существующих разъяснениях стоит
знать, чтобы представлять позицию ведомства по тому или иному вопросу. И
действуя определенным образом (учитывая расходы, рассчитывая налоги),
представлять возможные последствия, вероятность претензий со стороны
контролеров. Не забывайте, что в первую очередь нужно основываться на положениях Налогового кодекса. |
Источник: Журнал "Современный предприниматель" |