Просмотр аналитического материала

03.04.2003  Обязательный ежегодный аудит акционерных обществ: правовой аспект
   Постановлением Правительства Российской Федерации № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (далее – Постановление) были утверждены Правила «Проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» (далее – Правила). Таким образом, начиная с 2003 года огромное количество хозяйствующих субъектов для проведения обязательного аудита будут привлекать исключительно аудиторов, прошедших соответствующий конкурс. При практической реализации данной процедуры возникает ряд вопросов, взгляд на возможные решения которых мне и хотелось бы осветить в данной статье. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о небанковских учреждениях. Итак, первый же возникающий вопрос – необходимо ли проведение конкурса во всех случаях проведения аудита. Так, например, один из случаев обязательного проведения аудита помимо ежегодного установлен ч.2 п.5 ст. 130 ГК РФ – «Аудиторская проверка деятельности акционерного общества … должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов». Однако, из смысла и содержания Правил (п.1.) следует что они регламентируют только обязательный ежегодный аудит. Таким образом, проведение конкурса во всех случаях не представляется целесообразным, если это специально не оговорено нормативными актами. То есть, на практике вполне допустимы ситуации, когда в одном и том же хозяйствующем субъекте проводится аудит различными аудиторами, в том числе, если один (или несколько) из аудиторов не избирались в результате конкурса. Например, хозяйствующий субъект проводит обязательный ежегодный аудит, и в то же время, в целях получения крупного кредита проводит аудит самостоятельно привлеченным аудитором или аудитором, привлеченным банком, причем периоды времени, за который проводится аудит, могут даже совпадать. Следующий возникающий вопрос – подлежит ли аудиторской проверке деятельность в 2002 году только лишь избранным в результате конкурса аудитором. При решении данного вопроса, по моему мнению, стоит исходить из следующего: Постановление было принято Правительством РФ 12 июня 2002 года, текст постановления был опубликован в "Российской газете" от 22 июня 2002 г., № 111. На практике сложилось так, что годовые общие собрания акционеров, на которых в соответствии с требованиями ч. 3 п.1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.). были утверждены аудиторы обществ на 2002 год проводились в 2002 году в разное время, поскольку в соответствии с ч. 2 п.1. названной статьи - «Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.» Таким образом, ежегодные общие собрания акционеров собрания проводились в период с 01 марта по 30 июня 2002 года.
   Итого возможно два варианта:
   1. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор состоялось до 22 июня – поскольку Постановление и Порядок обратной силы не имеют, то следует руководствоваться решением общего собрания и аудит по результатам 2002 года проводится аудитором, утвержденным общим собранием.
   2. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор состоялось в период с 22 по 30 июня – поскольку Постановление уже действовало и в своем тексте не содержит оговорок об ограничении своего действия на 2002 год, то, по логике вещей, необходимо проведение конкурса и по его результатам - внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня: утверждение аудитора общества для проведения обязательного аудита по результатам 2002 года.
   При проведении конкурса возникает также ряд технических вопросов. Один из них – формирование состава комиссии. Так нормативно установлены следующие требования: состав комиссии - не менее 6 человек (п.1 «Типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита» утвержденного Приказом Минфина от 31 октября 2002 года № 107н, далее - Положение); в состав конкурсной комиссии включаются:
   1. Представители организатора конкурса (представители общества);
   2. Министерства финансов Российской Федерации;
   3. Министерства имущественных отношений Российской Федерации или органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации;
   Данные лица включаются на основании требований п. 8 Правил.
   4. Представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей области (сфере) управления (п. 3 Положения);
   5. Представитель одного из аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединений (п. 3 Положения).
   Таким образом, состав комиссии определен только частично, 5 – «обязательных» (общество, Минфин, Минимущество, отраслевое министерство или ведомство, аудиторское объединение) тогда как минимальное количество членов комиссии – 6. Представляется, что недостающие члены комиссии могут выдвигаться любыми из перечисленных органов, поскольку ограничения в части того что, каждое из перечисленных лиц может быть представлено только одним членом в конкурсной комиссии законодательством не предусмотрено. На практике, для формирования комиссии организатору конкурса рекомендуется предложить перечисленным органам представить свои кандидатуры для утверждения в состав конкурсной комиссии и на основании соответствующих предложений утверждать персональный состав конкурсной комиссии.
   Возникают также трудности при даче информации о проведении конкурса, поскольку данная обязанность возложена на организатора конкурса (орган управления организации) пунктом 4 Правил. Исходя из обязательных требований к содержанию извещения, установленных в ч. 1 п. 4 Правил можно предположить что текст соответствующего объявления должен выглядеть примерно так:
   Информационное сообщение АО «***»
   о конкурсном отборе аудиторских организаций для
   осуществления обязательного ежегодного аудита
   
   В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 12.06.2002 г. АО «***» проводит конкурс по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.
   Условия участия в конкурсе:
   1. Аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, должна отвечать следующим критериям:
   а) наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке;
   б) наличие в штате аудиторской организации не менее _______ специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, срок действия которых не истек, на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, выданные Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке;
   в) срок деятельности аудиторской организации-претендента на рынке аудиторских услуг - не менее _______ лет;
   г) отсутствие в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доли, принадлежащей иностранным инвесторам.
   2. Для участия в конкурсном отборе аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, подает в конкурсную комиссию по отбору аудиторских организаций (далее - Комиссия) следующие документы:
   а) заявку аудиторской организации на участие в конкурсном отборе в произвольной форме;
   б) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов аудиторской организации;
   в) заверенную в установленном порядке копию лицензии аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выданной в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которой не истек, а также копии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выдававшихся аудиторской организации ранее;
   г) заверенные в установленном порядке копии квалификационных аттестатов аудиторов - штатных специалистов аудиторской организации на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;
   д) квалификационные данные о специалистах, которые предлагаются для проведения аудита, подтверждаемые соответствующими квалификационными аттестатами аудиторов, с учетом опыта проведения не менее ___ аудиторских проверок по типу деятельности организации;
   е) образец аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответствующие типовому техническому заданию на проведение обязательного аудита организаций, а также сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита;
   ж) методику осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;
   з) финансовые предложения по проведению аудита.
   Все вышеперечисленные документы подаются в Комиссию в одном экземпляре на русском языке. К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов.
   Заявки с прилагаемыми к ним документами направляются по почте по адресу: и принимаются с ________ по _______ 200___ г.
   3. Заявки с прилагаемыми к ним документами не принимаются, если:
   а) документы поступили после истечения срока приема заявок, все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.
   б) представлены не все документы, предусмотренные настоящим информационным сообщением;
   в) аудиторской организация не соответствует критериям, предусмотренным Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.02 г. № 409.
   Претенденты, не допущенные к участию, уведомляются об этом путем направления уведомления по почте в срок не позднее 3 (трех) дней с момента подписания протокола приема заявок.
   Конкурсный отбор состоится ________ 200__ г. по адресу:__________.
   Победитель конкурса будет определен в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.02 г. № 409.
   Договор с аудиторской организацией, выигравшей конкурс будет заключен в случае утверждения кандидатуры аудитора общим собранием акционеров общества до _________ (не ранее даты общего собрания акционеров – примечание автора).
   С дополнительной информацией, касающейся проведения конкурса, заинтересованным юридическим и физическим лицам можно ознакомиться по адресу: __________ АО «***».
   
   Обратим внимание на то, что требования к тому, чтобы данная информация публиковалась в каком-либо определенном издании (перечне изданий) не установлено, таким образом, данная информация может публиковаться в любом издании по усмотрению конкурсной комиссии.
   Действующим законодательством предусмотрена такая характеристика конкурса как его открытость (п. 2 Правил), таким образом, принять участие в конкурсе может любая аудиторская организация, удовлетворяющая нормативно установленным требованиям. Однако, на практике, часто случается что один или несколько из членов конкурсной комиссии настаивают на предъявлении дополнительных требований к аудитору, так например, автор сталкивался с ситуацией когда Министерство имущественных отношений РФ заявило требование о том чтобы аудитор в обязательном порядке был аккредитован последним, согласиться с такой позицией нельзя, поскольку она противоречит действующему законодательству (п. 2 Правил). Однако, при этом следует иметь ввиду что аудитор подлежит утверждению общим собранием акционеров и вряд ли имеет смысл настаивать на привлечении аудитора, против кандидатуры которого выступает лицо или группа лиц, владеющих контрольным пакетом акций, поскольку такое лицо или лица впоследствии могут просто не утвердить избранного в результате конкурса аудитора.
   В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.) аудитор Общества подлежит утверждению Общим собранием акционеров. На практике возможна ситуация, когда Общее собрание может не согласится с выводами конкурсной комиссии относительно кандидатуры аудитора и не утвердит его, в таком случае, представляется необходимым проведение повторного конкурса с последующим утверждением аудитора на Общем собрании, поскольку в данном случае аудиторское заключение без утверждения кандидатуры аудитора общим собранием не будет иметь правовой силы в силу того, что обязательность утверждения аудитора Общим собранием установлена законом, который в силу своей юридической природы, естественно, имеет приоритет, над любым из перечисленных нормативных актов.
   В законодательстве по данному поводу имеется явная недоработка, поскольку лицо, выигравшее конкурс может не быть утверждено общим собранием акционеров, однако при этом, как лицо выигравшее конкурс имеет право на заключение договора (п. 4 ст. 447 ГК РФ) и может доказывать свое право на заключение договора в судебном порядке.

Источник: "ЮрЦентр"