30.01.2003 Поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" |
Поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении 18 декабря 2002 года. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" был внесен в связи с необходимостью совершенствования правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций депутатами Государственной Думы В.А.Тарачевым, И.Ю.Артемьевым, Н.Ю.Брусникиным, Н.П.Залепухиным, В.И.Зоркальцевым, В.М.Зубовым, Г.В.Куликом, П.А.Медведевым, Ю.Г.Медведевым, А.В.Митрофановым, А.Г.Чершинцевым, М.Л.Шаккумом, А.Н.Шохиным. Комиссия по проблемам реструктуризации, банкротства и ликвидации кредитных организаций Госдумы рекомендовала профильному комитету принять в первом чтении законопроект. Вместе с тем, Правительство РФ, не имея принципиальных расхождений, дает отрицательную оценку депутатской инициативе. В связи с этим в ближайшее время возможно внесение в Госдуму правительственного варианта законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Согласно депутатскому законопроекту, время между лишением банка лицензии и началом процедуры его ликвидации сокращается до трех-шести месяцев (сейчас 9-12 месяцев). Вводятся также дополнительные требования, касающиеся расчетов банка с кредиторами и вкладчиками. Максимальный срок выплаты банком долгов с момента наступления долгового обязательства, по окончании которого ЦБ может отозвать у него лицензию, уменьшается с 30 до 14 дней. Ограничения вводятся с целью предотвращения вывода активов из банков-банкротов, что сейчас практикуется достаточно часто. Главная идея законопроекта - передача ответственности за конкурсное управление проблемными банками от физических лиц к юридическим. Новая редакция закона о банкротстве кредитных организаций вводит понятие «корпоративного ликвидатора». Законопроект предусматривает, что банки, привлекающие вклады физических лиц, будет банкротить Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), а остальные кредитные организации - специализированные фирмы, аккредитованные при ЦБ. В соответствии с новой редакцией статьи 6 проекта условия аккредитации юридического лица в качестве арбитражного управляющего при банкротстве кредитных организаций определяются Банком России. Обязательными требованиями к юридическому лицу, аккредитованному при Банке России в качестве арбитражного управляющего при банкротстве кредитных организаций, является наличие в штате не менее трех сотрудников, сдавших экзамен по программе обучения арбитражных управляющих, запрет в уставе юридического лица на отчуждение акций в пользу юридических и физических лиц, не являющихся учредителями юридического лица; запрет на осуществление банковской, страховой, производственной, торговой деятельности, деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг; незаинтересованность арбитражного управляющего в отношении кредитной организации и ее кредиторов. Юридическое лицо, аккредитованное при Банке России в качестве арбитражного управляющего при банкротстве кредитных организаций, должно подать в арбитражный суд заявление о назначении в качестве арбитражного (конкурсного) управляющего кредитной организации, а также представить в арбитражный суд сведения о наличии обеспечения исполнения обязательств, возникающих из причинения ущерба арбитражным управляющим. Согласно документу, арбитражного управляющего (если функции арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации не осуществляются АРКО) назначает арбитражный суд из числа юридических лиц, аккредитованных при Банке России, подавших в арбитражный суд заявление о назначении в качестве арбитражного управляющего кредитной организации, в зависимости от размера и вида представленного юридическим лицом обеспечения исполнения обязательств, возникающих из причинения ущерба арбитражным управляющим. Контроль за деятельностью арбитражного управляющего кредитной организации осуществляется арбитражным судом, Банком России и комитетом кредиторов. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей арбитражный управляющий отстраняется судом. Обеспечением исполнения обязательств, возникающих из причинения ущерба арбитражным управляющим, является имущество арбитражного управляющего, страхование его гражданской ответственности, банковская гарантия или иное финансовое обеспечение. Кроме того, субсидиарная ответственность по возмещению ущерба может быть возложена судом на учредителей (участников), руководителей, членов исполнительного органа арбитражного управляющего. Законопроектом устанавливается 7-дневный срок после начала конкурсного производства на открытие одного корреспондентского счета кредитной организации в ходе конкурсного производства в валюте Российской Федерации, а также необходимого количества счетов для средств в иностранной валюте. На этот счет Банк России в 3-дневный срок с момента получения копии судебного решения о назначении управляющего перечисляет средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, а также иные средства кредитной организации, размещенные в Банке России. Поправки устанавливают обязанность Банка России обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации кредитной организации в случае непринятия организацией в течение трех месяцев с момента окончания финансового года решения о своей ликвидации. Если по истечении трех месяцев со дня возникновения предусмотренных оснований не было принято решение о ликвидации, учредители (участники) данной кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам, возникшим после указанной даты. Дополнительными основаниями назначения временной администрации в кредитной организации является - воспрепятствование проведению проверки, назначенной Банком России, или участию наблюдателя (наблюдателей), направленного Банком России, в общем собрании акционеров (участников) или заседании Совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии с поправками применяется процедура конкурсного производства. Процедура наблюдения при банкротстве кредитной организации больше не применяется. Проект существенно дополняет и изменяет положения закона, непосредственно регулирующие процедуру банкротства банков. Продажа имущества кредитной организации, не относящегося к ограниченно оборотоспособному, осуществляется арбитражным управляющим на открытых торгах с начальной ценой, определяемой оценщиком. Документом устанавливаются ограничения на распределение прибыли, выделение (выплату) доли и выкуп акций учредителей (участников) кредитной организации с момента получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до момента получения соответствующего разрешения Банка России. Законопроект определяет правила публикации сведений о ходе конкурсного производства, порядок завершения ликвидации кредитной организации, а также покрытия расходов АРКО при осуществлении полномочий арбитражного управляющего кредитной организации. Согласно документу, в течение 10 дней со дня вынесения в ходе рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации решений и определений арбитражного суда, они могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции. Банк России вправе потребовать проведения кредитной организацией заседания Совета директоров либо общего собрания учредителей кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, направить для участия в общем собрании акционеров или заседании Совета директоров наблюдателя, а также потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению. Кроме того, Банк России в срок не позднее 10 дней до даты рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации направляет в арбитражный суд заключение о наличии оснований для признания кредитной организации банкротом. Поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении 18 декабря 2002 года. На заседании 21 января 2003 года Рабочая группа банковского Комитета Госдумы по подготовке ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" одобрила подготовленные поправки, касающиеся процедуры банкротства кредитной организации. Кроме того, в ходе подготовки законопроекта в нем появились две новые главы, которые приводят документ в соответствие с новой редакцией базового закона "О несостоятельности (банкротстве)". Одновременно с проектом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" депутатами был внесен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Законопроект излагает в новой редакции статью 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», устанавливая более подробные правила принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России. Кроме того, документ дополняет Закон «О банках и банковской деятельности» статьями, устанавливающими последствия принятия арбитражным судом решения о принудительной ликвидации кредитной организации, компетенцию собрания кредиторов и комитета кредиторов, правила публикации сведений о ходе принудительной ликвидации кредитной организации, порядок удовлетворения требований кредиторов, ответственность ликвидатора кредитной организации. В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» изменения вносятся также в Федеральный закон от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». |
Источник: АКДИ "Экономика и Жизнь" |