Просмотр аналитического материала

10.03.2003  "Малый бизнес в сфере добычи полезных ископаемых"
   В течение длительного времени в стране происходили процессы концентрации и специализации производства, укрупнения предприятий и централизации управления, в результате чего народное хозяйство оказалось одним из самых монополизированных в мире. Государственный монополизм в экономике явился одной из основных причин длительного научно-технического застоя, стабильной невосприимчивости многих производств к научно-техническим новшествам, социального иждивенчества и апатии, главным препятствием развитию предприимчивости и предпринимательства.
   
   
   В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства стало экономически необходимым для преодоления диспропорций в экономике, монополизма и диктата производителей (рынок продавцов), избавления от структурных перекосов, которые свойственны крупным предприятиям с их инерционностью, традиционными методами планирования и сбыта. Изучение мирового опыта показывает, что малые предприятия быстрее реагируют на изменение конъюнктуры рынка, содействуют решению задач перехода к рыночной экономике, способствуют формированию рыночной инфраструктуры, создают новые рабочие места, в значительных количествах поглощают высвобождающуюся рабочую силу, снижают остроту безработицы, смягчают социальную напряженность в обществе.
   
   
   Все эти социально-экономические факторы функционирования предпринимательства во всех его формах обусловили процесс формирования малых предприятий или выделения их из действующих производств. Рассмотрим этот процесс на примере предприятий, работающих в сфере недропользования.
   
   
   Падение уровня воспроизводства запасов минерального сырья, снижение качества и увеличение количества разрабатываемых месторождений с остаточными, трудноизвлекаемыми запасами, крайне низкий уровень инноваций в отрасли, несовершенная налоговая политика в ближайшем
   будущем могут существенно снизить энергетическую и сырьевую безопасность страны.
   
   
   Истощение минеральной сырьевой базы - естественное явление для всех ресурсодобывающих стран. Общая закономерность заключается в том, что в процессе разработки месторождений на смену компаниям гигантам (вертикально интегрированным компаниям - ВИК) приходят средние и малые предприятия. Невостребованный крупными компаниями ресурсный потенциал становится надежной сырьевой базой для малых и средних предприятий.
   
   
   Однако, анализ численности работников малых предприятий, работающих в сфере природопользования показывает, что в добывающих отраслях (за исключением нефтедобывающей промышленности) российской промышленности малый бизнес все еще не нашел достаточного уровня развития.
   
   
   Численность работников малых предприятий, работающих в природопользовании
   
   Наименование отрасли, подотрасли Количество работающих,
   человек
   Нефтедобывающая промышленность 3600
   Добыча природного газа 300
   Торфяная промышленность 800
   Добыча и обогащение рудного и нерудного сырья для черной металлургии 600
   Добыча и обогащение алюминий содержащего сырья 600
   Добыча и обогащение медной руды 200
   Добыча и обогащение свинцово-цинковой руды 100
   Добыча и обогащение оловянной руды 200
   Горнохимическая промышленность 600
   Лесозаготовительная промышленность 55200
   
   В то же время мировая практика развитых стран показывает, что малый и средний бизнес в недропользовании - это основной фактор, способствующий разработке небольших месторождений, трудноизвлекаемых и остаточных запасов, введению в действие простаивающих скважин, оперативному внедрению инновационных достижений.
   
   
   Опыт малого недропользовательского бизнеса в России и за рубежом свидетельствует о том, что при должном законодательном обеспечении, он является необходимым звеном экономической структуры развитого общества, обеспечивающим сбалансированное и всестороннее развитие производственных сил регионов и занятости населения. Его наличие и поддержка гарантирует многоукладность экономики, защиту от возможной монополизации, более полное и рациональное использование минерально-сырьевого потенциала.
   
   
   За последние годы малое и среднее предпринимательство в нефтегазодобыче сложилось в устойчивую институциональную структуру, играющую заметную роль в этом секторе. Например, в секторе нефтедобычи действует порядка 150 небольших предприятий, доля добычи которых составляет 10% от общероссийской.
   
   Уже накоплен определенный опыт деятельности этих организаций и можно указать их основные особенности и проблемы в их деятельности.
   
   
   Эти организации разрабатывают, как правило, малые и истощенные месторождения с низкодебитными скважинами. Такие месторождения не представляют интереса для ВИК, поскольку требуют повышенных эксплуатационных затрат и, соответственно, снижают общую рентабельность всей корпорации.
   
   
   В отличие от ВИК у малых и средних производителей нефти отсутствует собственная инфраструктура по транспортировке добытого сырья. Производство монопродукта (нефти или газа) и отсутствие мощностей по переработке добытого сырья делает одной из основных проблем деятельности этих организаций является то, что они лишены возможности минимизировать свои затраты и расходы путем диверсификации производства. В то же время, эти организации отличает высокая удельная налоговая эффективность и финансовая прозрачность.
   
   
   В то же время, мировой опыт свидетельствует о возможности эффективной работы малых и средних недропользователей. Например, в нефтегазовой отрасли США и Канады, где уже давно существует статус независимой (не интегрированной) компании, такие компании обеспечивают добычу около 40% добываемой в этих странах нефти.
   
   
   Получают распространение и малые независимые от ОАО "Газпром" производители газа. Геологические запасы этих предприятий по предварительной оценке составляют 3-4,5 трлн. куб. м природного газа и сотни миллионов тонн нефти и конденсата. Главной проблемой для таких предприятий является возможность свободного доступа к газотранспортным системам, установления разумных тарифов за перекачку газа, предоставления налоговых льгот.
   
   
   В настоящее время в отрасли добычи драгоценных металлов действуют сотни мелких и средних предприятий.
   
   Получили полную юридическую и хозяйственную самостоятельность артели старателей, ранее входившие в состав крупных горнообогатительных объединений. Большинство артелей старателей в 1997 году приобрели статус производственных кооперативов, т.е. в отрасли по добыче драгоценных металлов на вполне законной основе нашел широкое применение мелкий и средний бизнес. В этом бизнесе на сегодняшний день занято более 30 тысяч человек, объединенных в 300-350 артелей. недропользователи старатели добывают ежегодно порядка 70 тысяч тонн золота и около 3 тонн россыпной платины, обеспечивая поступление не менее 5,5 млрд. руб. в виде налогов, обязательных платежей и сборов в бюджеты всех уровней. Один старатель обеспечивает занятость не менее 2-3 работников в смежных отраслях экономики.
   
   
   В различных регионах России сложилась своя практика развития малого бизнеса. Так, в Республике Карелия почти 60% добывающих предприятий можно отнести к малому бизнесу. Однако, кроме признаков, относящих их к субъектам малого предпринимательства, практически ничто не отличает их от крупных добывающих предприятий. Развитию этих предприятий препятствует наличие большого количества административных ограничений и преград, преодоление которых требует от персонала управления малых предприятий значительных временных и финансовых затрат.
   
   
   В Республике Татарстан другая практика. Там с 1997 года создано 28 частных малых предприятий, которые начали разработку 56 мелких месторождений с трудно извлекаемой нефтью и расположенных вдали от нефтедобывающей инфраструктуры. Так, например, ЗАО "Алойл" в настоящее время эксплуатирует 81 скважину (в том числе введены в эксплуатацию 24 законсервированных скважины и построены 39 новых скважин), добывая 8 тыс. т нефти в год. Успешной работе предприятия способствовала планомерная и экономическая поддержка Правительства Республики Татарстан посредством создания благоприятного налогового климата.
   
   
   Обобщая опыт работы малых предприятий в различных добывающих отраслях и регионах России, можно констатировать следующее.
   
   
   Существуют проблемы не дискриминационного доступа малых и средних нефтегазодобывающих организаций к магистральным трубопроводам.
   
   
   Развитие малых и средних недропользователей сдерживается отсутствием понимания изменений в общей структуре минерально-сырьевой базы России, недостаточным развитием системы кредитования и лизинга оборудования, административными барьерами.
   
   
   Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в недропользовании требует от государства содействия в решении накопившихся проблем, в том числе и на законодательном уровне, что будет отвечать как частному, так и государственному интересам, которые в данном случае совпадают.
   
   
   Однако до настоящего времени действующее законодательство не до конца учитывает особенности недропользования для малого и среднего бизнеса в отрасли. В частности к ним можно отнести постоянное ухудшение минерально-сырьевой базы россыпной золотодобычи, повышение размеров разовых платежей за участки недр с прогнозными ресурсами, необоснованная необходимость авансовых платежей по налогам, связанным с реализацией добываемых драгоценных металлов, проблема ведения горных работ на лесных землях.
   
   
   Назрела необходимость подготовки пакета антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций, в частности, обеспечивающих недискриминационные условия доступа этих организаций к магистральным трубопроводам и регламентирующих порядок доступа мелких и средних нефтегазодобывающих организаций к элементам производственной инфраструктуры крупных компаний и мощностям по переработке добываемого сырья.
   
   
   Следовало бы внести дополнения в налоговое законодательство, предусматривающие для месторождений, находящихся на завершающей стадии освоения, специальные налоговые режимы, позволяющие обеспечивать наиболее полную доразработку этих месторождений в режиме самоокупаемости при уменьшении ставок соответствующих налогов вплоть до нулевых.
   
   
   Доминирование в российской экономической политике интересов олигархий и монополий, опирающиеся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова - чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий и промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темны экономического роста.
   

Источник: Комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию