10.03.2003 "Малый бизнес в сфере добычи полезных ископаемых" |
В течение длительного времени в стране происходили процессы концентрации и специализации производства, укрупнения предприятий и централизации управления, в результате чего народное хозяйство оказалось одним из самых монополизированных в мире. Государственный монополизм в экономике явился одной из основных причин длительного научно-технического застоя, стабильной невосприимчивости многих производств к научно-техническим новшествам, социального иждивенчества и апатии, главным препятствием развитию предприимчивости и предпринимательства. В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства стало экономически необходимым для преодоления диспропорций в экономике, монополизма и диктата производителей (рынок продавцов), избавления от структурных перекосов, которые свойственны крупным предприятиям с их инерционностью, традиционными методами планирования и сбыта. Изучение мирового опыта показывает, что малые предприятия быстрее реагируют на изменение конъюнктуры рынка, содействуют решению задач перехода к рыночной экономике, способствуют формированию рыночной инфраструктуры, создают новые рабочие места, в значительных количествах поглощают высвобождающуюся рабочую силу, снижают остроту безработицы, смягчают социальную напряженность в обществе. Все эти социально-экономические факторы функционирования предпринимательства во всех его формах обусловили процесс формирования малых предприятий или выделения их из действующих производств. Рассмотрим этот процесс на примере предприятий, работающих в сфере недропользования. Падение уровня воспроизводства запасов минерального сырья, снижение качества и увеличение количества разрабатываемых месторождений с остаточными, трудноизвлекаемыми запасами, крайне низкий уровень инноваций в отрасли, несовершенная налоговая политика в ближайшем будущем могут существенно снизить энергетическую и сырьевую безопасность страны. Истощение минеральной сырьевой базы - естественное явление для всех ресурсодобывающих стран. Общая закономерность заключается в том, что в процессе разработки месторождений на смену компаниям гигантам (вертикально интегрированным компаниям - ВИК) приходят средние и малые предприятия. Невостребованный крупными компаниями ресурсный потенциал становится надежной сырьевой базой для малых и средних предприятий. Однако, анализ численности работников малых предприятий, работающих в сфере природопользования показывает, что в добывающих отраслях (за исключением нефтедобывающей промышленности) российской промышленности малый бизнес все еще не нашел достаточного уровня развития. Численность работников малых предприятий, работающих в природопользовании Наименование отрасли, подотрасли Количество работающих, человек Нефтедобывающая промышленность 3600 Добыча природного газа 300 Торфяная промышленность 800 Добыча и обогащение рудного и нерудного сырья для черной металлургии 600 Добыча и обогащение алюминий содержащего сырья 600 Добыча и обогащение медной руды 200 Добыча и обогащение свинцово-цинковой руды 100 Добыча и обогащение оловянной руды 200 Горнохимическая промышленность 600 Лесозаготовительная промышленность 55200 В то же время мировая практика развитых стран показывает, что малый и средний бизнес в недропользовании - это основной фактор, способствующий разработке небольших месторождений, трудноизвлекаемых и остаточных запасов, введению в действие простаивающих скважин, оперативному внедрению инновационных достижений. Опыт малого недропользовательского бизнеса в России и за рубежом свидетельствует о том, что при должном законодательном обеспечении, он является необходимым звеном экономической структуры развитого общества, обеспечивающим сбалансированное и всестороннее развитие производственных сил регионов и занятости населения. Его наличие и поддержка гарантирует многоукладность экономики, защиту от возможной монополизации, более полное и рациональное использование минерально-сырьевого потенциала. За последние годы малое и среднее предпринимательство в нефтегазодобыче сложилось в устойчивую институциональную структуру, играющую заметную роль в этом секторе. Например, в секторе нефтедобычи действует порядка 150 небольших предприятий, доля добычи которых составляет 10% от общероссийской. Уже накоплен определенный опыт деятельности этих организаций и можно указать их основные особенности и проблемы в их деятельности. Эти организации разрабатывают, как правило, малые и истощенные месторождения с низкодебитными скважинами. Такие месторождения не представляют интереса для ВИК, поскольку требуют повышенных эксплуатационных затрат и, соответственно, снижают общую рентабельность всей корпорации. В отличие от ВИК у малых и средних производителей нефти отсутствует собственная инфраструктура по транспортировке добытого сырья. Производство монопродукта (нефти или газа) и отсутствие мощностей по переработке добытого сырья делает одной из основных проблем деятельности этих организаций является то, что они лишены возможности минимизировать свои затраты и расходы путем диверсификации производства. В то же время, эти организации отличает высокая удельная налоговая эффективность и финансовая прозрачность. В то же время, мировой опыт свидетельствует о возможности эффективной работы малых и средних недропользователей. Например, в нефтегазовой отрасли США и Канады, где уже давно существует статус независимой (не интегрированной) компании, такие компании обеспечивают добычу около 40% добываемой в этих странах нефти. Получают распространение и малые независимые от ОАО "Газпром" производители газа. Геологические запасы этих предприятий по предварительной оценке составляют 3-4,5 трлн. куб. м природного газа и сотни миллионов тонн нефти и конденсата. Главной проблемой для таких предприятий является возможность свободного доступа к газотранспортным системам, установления разумных тарифов за перекачку газа, предоставления налоговых льгот. В настоящее время в отрасли добычи драгоценных металлов действуют сотни мелких и средних предприятий. Получили полную юридическую и хозяйственную самостоятельность артели старателей, ранее входившие в состав крупных горнообогатительных объединений. Большинство артелей старателей в 1997 году приобрели статус производственных кооперативов, т.е. в отрасли по добыче драгоценных металлов на вполне законной основе нашел широкое применение мелкий и средний бизнес. В этом бизнесе на сегодняшний день занято более 30 тысяч человек, объединенных в 300-350 артелей. недропользователи старатели добывают ежегодно порядка 70 тысяч тонн золота и около 3 тонн россыпной платины, обеспечивая поступление не менее 5,5 млрд. руб. в виде налогов, обязательных платежей и сборов в бюджеты всех уровней. Один старатель обеспечивает занятость не менее 2-3 работников в смежных отраслях экономики. В различных регионах России сложилась своя практика развития малого бизнеса. Так, в Республике Карелия почти 60% добывающих предприятий можно отнести к малому бизнесу. Однако, кроме признаков, относящих их к субъектам малого предпринимательства, практически ничто не отличает их от крупных добывающих предприятий. Развитию этих предприятий препятствует наличие большого количества административных ограничений и преград, преодоление которых требует от персонала управления малых предприятий значительных временных и финансовых затрат. В Республике Татарстан другая практика. Там с 1997 года создано 28 частных малых предприятий, которые начали разработку 56 мелких месторождений с трудно извлекаемой нефтью и расположенных вдали от нефтедобывающей инфраструктуры. Так, например, ЗАО "Алойл" в настоящее время эксплуатирует 81 скважину (в том числе введены в эксплуатацию 24 законсервированных скважины и построены 39 новых скважин), добывая 8 тыс. т нефти в год. Успешной работе предприятия способствовала планомерная и экономическая поддержка Правительства Республики Татарстан посредством создания благоприятного налогового климата. Обобщая опыт работы малых предприятий в различных добывающих отраслях и регионах России, можно констатировать следующее. Существуют проблемы не дискриминационного доступа малых и средних нефтегазодобывающих организаций к магистральным трубопроводам. Развитие малых и средних недропользователей сдерживается отсутствием понимания изменений в общей структуре минерально-сырьевой базы России, недостаточным развитием системы кредитования и лизинга оборудования, административными барьерами. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в недропользовании требует от государства содействия в решении накопившихся проблем, в том числе и на законодательном уровне, что будет отвечать как частному, так и государственному интересам, которые в данном случае совпадают. Однако до настоящего времени действующее законодательство не до конца учитывает особенности недропользования для малого и среднего бизнеса в отрасли. В частности к ним можно отнести постоянное ухудшение минерально-сырьевой базы россыпной золотодобычи, повышение размеров разовых платежей за участки недр с прогнозными ресурсами, необоснованная необходимость авансовых платежей по налогам, связанным с реализацией добываемых драгоценных металлов, проблема ведения горных работ на лесных землях. Назрела необходимость подготовки пакета антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций, в частности, обеспечивающих недискриминационные условия доступа этих организаций к магистральным трубопроводам и регламентирующих порядок доступа мелких и средних нефтегазодобывающих организаций к элементам производственной инфраструктуры крупных компаний и мощностям по переработке добываемого сырья. Следовало бы внести дополнения в налоговое законодательство, предусматривающие для месторождений, находящихся на завершающей стадии освоения, специальные налоговые режимы, позволяющие обеспечивать наиболее полную доразработку этих месторождений в режиме самоокупаемости при уменьшении ставок соответствующих налогов вплоть до нулевых. Доминирование в российской экономической политике интересов олигархий и монополий, опирающиеся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова - чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий и промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темны экономического роста. |
Источник: Комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию |