производство косметики москва . Обучение тактической медицине - где проходит курс тактическои медицины. . Заказать кандидатскую диссертацию помощь в написании кандидатских диссертации. . https://meva.ru сухофрукты купить в москве оптом купить сухофрукты оптом в москве.
17.12.2002 Гражданско-правовое регулирование банковской гарантии |
Заключая гражданско-правовые сделки, предприятия как субъекты гражданского оборота часто сталкиваются с проблемой надлежащего исполнения обязательств со стороны контрагентов. При этом особое внимание юридических лиц к проблеме обеспечения исполнения обязательств обусловлено, конечно, их заинтересованностью в том, чтобы избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в результате нарушения партнерами положений договоров. Кроме того, возможность предоставить своему партнеру тот или иной способ обеспечения обязательств зачастую является необходимым условием заключения гражданско-правовых сделок. Способы обеспечения обязательств - это предусмотренные законом или договором дополнительные меры воздействия на должника, обязанного совершить в пользу управомоченной стороны (кредитора) определенные действия: передать имущество, уплатить деньги, выполнить работу, оказать услугу и т.д. Их основное назначение заключается в том, чтобы стимулировать должника к исполнению возложенных на него обязанностей в точном соответствии с условиями заключенного договора и требованиями действующего законодательства. Однако воздействие на должника - это не единственная функция мер, обеспечивающих исполнение обязательств. В ряде случаев использование этих мер служит удовлетворению интересов кредитора, если обязательство по каким-либо причинам все же не будет исполнено или будет исполнено должником ненадлежащим образом (т.е. с нарушениями). Итак, способы обеспечения исполнения обязательств призваны обеспечить точное и неукоснительное исполнение должником своих обязательств, плюс к тому они уменьшают размер негативных последствий для кредитора в случае неисполнения таковых должником. Основные способы обеспечения обязательств - неустойка, удержание, залог, задаток, поручительство, банковская гарантия - урегулированы в главе 23 Гражданского кодекса РФ 1994 г. Однако этот перечень - не исчерпывающий. “Интересы кредитора в обязательстве могут быть обеспечены путем использования аккредитивной формы расчетов, валютной оговорки, резервирования права собственности”, а также любым другим способом, как предусмотренным, так и не предусмотренным законом. “Впервые банковская гарантия появилась в коммерческом обороте в США в середине 60-ых гг. нашего века, где она приняла вид так называемого “резервного аккредитива”, после чего с начала 70-ых банкиры быстро ввели ее в коммерческую практику в связи с расширением международных связей и увеличением количества и сумм международных платежей.” Действовавшие ранее Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, а затем и Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 года, рассматривали гарантию в качестве разновидности договора поручительства и предусматривали их единое правовое регулирование ( п.6 ст. 68 ОГЗ СССР). Гарантийное обязательство в том виде, в каком оно было регламентировано ранее действовавшим законодательством, отличалось от поручительства следующим: по субъектам обязательства (субъектами в отношениях по гарантии могли выступать только “социалистические организации”); по форме установления отношений ( поручительство устанавливалось путем заключения договора между поручителем и кредитором, а гарантия - путем направления бенефициару гарантом письма по установленной форме); по характеру ответственности (поручитель, как правило, нес солидарную ответственность за исполнение обязательства, а гарант всегда отвечал субсидиарно); по объему ответственности ( поручитель отвечал перед кредитором в полном объеме как должник или в части, если это было определено договором, а гарант - в объеме недостающих у должника оборотных средств для возврата долга); по последствиям исполнения обязанности за должника (при поручительстве поручитель приобретал право на регресс к должнику, а при гарантии гарант не имел права взыскать с должника уплаченные кредитору суммы). Поскольку ст. 196 ГК РСФСР определяла, что гарантия может использоваться как средство обеспечения надлежащего исполнения обязательств только между социалистическими организациями, а законодательство с 1991 года не предусматривало выделения таких организаций в качестве особого круга субъектов гражданского оборота, правила о договоре гарантии, установленные ст. 210 ГК РСФСР 1964 г., не могли применяться к отношениям с участием коммерческих организаций. Пункт 6 ст. 68 Основ гражданского законодательства рассматривал поручительство и гарантию как единое обязательство и не предусматривал особого правового регулирования отношений по договору гарантии. С учетом требований постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. “О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы” отношения по договору гарантии, заключенному после введения в действие Основ ГЗ ( с 3 августа 1992 г.), регулировались нормами ГК РСФСР 1964 г. о поручительстве в части, не противоречащей Основам ГЗ. С введением нового Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 г.), конкретизировавшего отношения, связанные с оформлением банковской гарантии, и в частности отделившего ее от поручительства, практика применения данного способа обеспечения исполнения обязательств и рассмотрения арбитражных споров, вытекающих из него, стала характеризоваться как более устойчивая и менее противоречивая по сравнению с предыдущем периодом, когда данные отношения находились в стадии становления. Так, до настоящего времени оставался неразрешенным вопрос о моменте возникновения гарантийного обязательства. В целях единообразного применения законодательства при разрешении столь неоднозначного вопроса Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимал ряд рекомендаций по судебно-арбитражной практике, касающихся порядка заключения договора гарантии (поручительства) и возникновения в этой связи обязательств гаранта (поручителя) перед кредитором (Письмо ВАС РФ от 20 мая 1993 г. № С-13/ОП-167). Принимая во внимание данное письмо, арбитражные суды при рассмотрении споров, возникавших до введения в действие нового ГК РФ, исходили из того, что свидетельством заключения договора гарантии (поручительства) являлось, в частности, сообщение в письменном виде (письмом, телеграммой, телетайпограммой и т.п.) кредитора гаранту о принятии полученного письма, либо наличие в кредитном договоре ссылки на соответствующее гарантийное письмо. При этом учитывалось, что при отсутствии письменного одобрения со стороны кредитора - гарантии, а также ссылки в кредитном договоре на гарантийное письмо, договорные отношения считались не установленными. Вместе с тем, из-за отсутствия конкретной нормы материального права, регулирующей отношения, связанные с возникновением гарантийных обязательств, которые вытекали в основном в результате выдачи гарантийного письма, практика применения норм материального права по данным спорам не всегда была однообразной. Присущая ранее действовавшему законодательству неточность материально-правовых норм приводила в ряде случаев к произвольному толкованию судами отношений, вытекающих из гарантий и договоров поручительства. В современном законодательстве (ст. 373 ГК РФ 1995 г.) вопрос о моменте возникновения гарантийного обязательства решается следующим образом : банковская гарантия вступает в силу во дня ее выдачи, если в тексте гарантии не предусмотрено иное. Таким образом, для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещение гаранта о принятии бенефициаром (кредитором) гарантии, если, конечно, гарант не поставил возникновение своих обязательств в зависимость от такого извещения. Представляется, что с введением в действие нового Гражданского кодекса нормы о банковской гарантии и поручительстве приобрели ряд новелл принципиального характера, выгодно отличающих их от ранее действовавшего законодательства, регулирующего данные отношения. А это должно уменьшить трудности кредиторов по взысканию средств с гарантов и поручителей в случае неисполнения должником своих обязательств. Так, например, важное значение имеет восстановленный принцип солидарной ответственности поручителя вместо ранее существовавшей субсидиарной, а также срок действия поручительства, о котором указывается в самом договоре. При его отсутствии поручительство прекращается, если кредитор в течение одного года со дня наступления срока исполнения обязательства не предъявит иск к поручителю (ранее 3 месяца). Кроме того, пунктом 2 статьи 363 ГК РФ конкретно определен объем ответственности поручителя при отсутствии таких условий в самом договоре. Установление солидарной ответственности поручителя и определение более длительных сроков для предъявления к нему требований, с одной стороны, повысило риск поручителя, что в целом представляется оправданным, поскольку поручитель в добровольном порядке при заключении соответствующего договора принимает на себя ответственность за неисполнение обязательств должником. С другой стороны, поручитель не может оставаться полностью незащищенным, в результате чего нормами нового Гражданского кодекса предусмотрено, что изменение без согласия поручителя основного обязательства в неблагоприятную для поручителя сторону дает повод последнему отказаться от договора и влечет прекращение поручительства. Таким образом, “в новых условиях договор поручительства приобрел все признаки договора, необходимые при оформлении данных отношений, в связи с чем практика рассмотрения споров, связанных с договором поручительства, банковской гарантией приобретает более ровный и устойчивый характер и опирается в основном на конкретные нормы нового Гражданского кодекса, а не на принцип произвольного толкования норм. Следует также отметить новизну материально-правовых норм, закрепленных законодателем в статьях 368-369 ГК РФ, в результате чего банковская гарантия находит все более широкое практическое применение при оформлении кредитных отношений в части обеспечения возвратности денежных средств, выданных заемщику. При этом учитывается независимость обязательства, а также ее безотзывность, если не предусмотрено иное”. В основу правового регулирования банковской гарантии, предусмотренного ГК РФ, был положен опыт использования гарантий по требованию в международной банковской практике, отраженный в Унифицированных правилах для гарантий по требованию 1992 г. (публикация МТП № 458). Их положения и учитывались при разработке ГК РФ. Вместе с тем, по отдельным вопросам ГК РФ отступил от этих правил. Так, например, в отличие от Унифицированных правил, согласно ГК РФ применение гарантии ограничено деятельностью банков, кредитных учреждений или страховых организаций ( ст. 368 ГК). Несмотря на то, что банковская гарантия как средство обеспечения исполнения обязательств наиболее тесно связана с договором поручительства, согласно новому гражданскому законодательству между ними можно выделить некоторые отличия: Ст. 368 ГК РФ определяет специальные требования к субъектному составу отношений по гарантии, что практически означает, что операции по выдаче гарантий вправе проводить только субъекты, имеющие соответствующие лицензии. Круг же субъектов, которые могут выступать как поручители, согласно ст. 361 ГК ничем не ограничен. По договору поручительства поручитель обязан перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или в части. Поручительство прекращается с прекращением обеспечиваемого обязательства ( ст. 367 ГК). Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник ( ст. 363 ГК). При уменьшении объема обязательств должника объем ответственности поручителя также пропорционально уменьшается. Все это говорит о том, что договор поручительства носит акцессорный характер по отношению к обеспечиваемому обязательству. Банковская гарантия - это самостоятельное соглашение между гарантом и бенефициаром, не зависящее от основного обязательства и носящее автономный характер. На это прямо указывает ст. 370 ГК РФ, которая предусматривает, что, если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно об исполнении, прекращении или недействительности основного обязательства, обеспеченного банковской гарантией, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению. Поручение выступает как самостоятельный гражданско-правовой договор, т.е. двусторонняя сделка, заключенная между поручителем и бенефициаром - кредитором основного должника. Что же касается банковской гарантии, то в юридической науке высказывается мысль о том, что гарантия - односторонняя сделка, и для ее совершения требуется волеизъявление только одной стороны - гаранта. “Существует мнение, что банковская гарантия также представляет собой договор, т.е. двустороннюю сделку, когда соглашение о гарантировании какого-либо обязательства заключено между гарантом и бенефициаром. Однако, такой договор носит односторонний характер, т.к. обязанность уплатить гарантийную сумму лежит исключительно на стороне гаранта. Можно привести два аргумента в обоснование этого утверждения. Во-первых, в коммерческой практике банк-гарант выдает гарантию в пользу бенефициара, получив инструкции от принципала. Фактически банк-гарант направляет текст гарантии бенефициару и, если по истечению указанного в ней срока от него не поступит возражений, считается, что соглашение достигнуто. Во-вторых, анализ п. 2 ст. 379 ГК РФ дает косвенное подтверждение договорного характера гарантии. Гарант вправе требовать подтверждение от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное ( п. 2 ст. 379)”. Текстовый анализ показывает, что при гарантийной операции существует как минимум 2 соглашения: первое - собственно гарантия - заключенная между гарантом и бенефициаром, а второе - содержащее инструкции о выдаче гарантии и порядок возмещения возможных расходов гаранта - между гарантом и принципалом. Таким образом, “банковская гарантия представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор одностороннего характера между двумя субъектами - гарантом и бенефициаром, который следует отличать от гарантийной операции по выдаче банковской гарантии”. В таких операциях участвуют как минимум три лица (банк-гарант, бенефициар и принципал), а в случае непрямой гарантии - четыре (банк-гарант, банк-эмитент, бенефициар и принципал). На основании изложенного можно сделать вывод о значительной трансформации и совершенствовании российского законодательства в области регулирования института банковской гарантии в последние десять лет. Это связано не только с общей тенденцией пересмотра и обновления норм гражданского права в Российской Федерации по мере развития системы рыночных отношений, но также и с важностью самого рассматриваемого явления. Банковская гарантия отличается от других способов обеспечения исполнения обязательств присущими только ей правовыми особенностями. |
Источник: Правоман |