Просмотр аналитического материала

20.01.2003  Проблема "юридических адресов"
   "Юридический адрес" и местонахождение - что это такое?
   "Юридический адрес" - термин, который широко применяют в своей деятельности, как предприниматели, так и работники государственных организаций. Однако здесь и далее мы этот термин будем брать в кавычки. Действительно понятие "юридический адрес" использовалось в ряде нормативно-правовых актов, в том числе и федерального уровня, однако большинство этих актов на сегодняшний день утратило силу. Гражданский кодекс, принятый в 1994 г. (ч.1) не предусматривает такого понятия, что, вне всякого сомнения, является положительным сдвигом в области развития гражданского законодательства. Ни один нормативный акт не давал и не дает определение понятию "юридический адрес" и это вносило неопределенность в правовое регулирование отношений по предоставлению и использованию "юридических адресов".
   ГК устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в учредительных документах юридического лица. В их числе сведения о местонахождении. Именно местонахождение, а не "юридический адрес" должно быть определено в уставе любого хозяйственного общества. В отличие от "юридического адреса" понятию местонахождения дано определение в федеральном законодательстве. Ст.54 п.2 ГК устанавливает, что "Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное". Федеральные законы об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах уточняют это определение, устанавливая, что "Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности" (ст.4 п.2 Закона об ООО). Таким образом, участники общества вправе выбрать один из трех вариантов определения местонахождения в уставе общества:
   
   Место государственной регистрации.
   Место постоянного нахождения органов управления.
   Основное место деятельности.
   Еще раз обратим внимание на то, что выбор конкретного варианта является исключительной прерогативой участников (акционеров) общества. По крайней мере, так должно быть. Однако в реальной жизни все обстоит несколько иначе. Порядок регистрации юридических лиц должен быть определен законом о регистрации. Однако этот закон до сих пор не принят. В связи с этим некоторые работники Московской регистрационной палаты затрудняются в толковании понятия "место государственной регистрации", а как сказано выше, это один из вариантов определения местонахождения. Для того чтобы выйти из затруднительного положения, работники МРП прилагают определенные усилия для того, чтобы юридические лица определяли свое местонахождение другими способами, то есть как место постоянного нахождения органов управления или как основное место деятельности. Благодаря используемым методам и полномочиям, которыми наделена МРП как регистрирующий орган, эти усилия оказываются весьма эффективными. В результате подавляющее большинство юридических лиц определяет свое местонахождение местом постоянного нахождения органов управления.
   У некоторых организаций, в особенности зарегистрированных значительное время назад, в учредительных документах не конкретизируется способ определения местонахождения. То есть в уставе содержится такая или похожая на нее фраза: "Местонахождение общества: конкретный адрес". В соответствии с ГК и законами об ООО и АО, это значит, что место нахождения общества определено местом его государственной регистрации, так как иное должно быть специально установлено учредительными документами. Тем не менее, и в этом случае МРП считает, что местонахождение юридического лица определяется местом постоянного нахождения его органов управления, ссылаясь на Постановление Пленума ВС и ВАС №6/8 от 1 июля 1996 г., где сказано, что "впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.". Между тем, следует иметь в виду, что указанное постановление было принято до принятия закона об ООО , и вследствие этого, по нашему мнению, не подлежит применению в целях определения местонахождения хозяйственного общества, созданного в соответствии с законом об ООО.
   
   Подтверждением этой позиции служит Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 90/14 от 9 декабря 1999 г., п.3 которого предписывает судам при разрешении споров, затрагивающих местонахождение ООО руководствоваться соответствующими статьями ГК и Закона об ООО. При этом в указанном постановлении отдельно обращено внимание на то, что определение местонахождения общества местом постоянного нахождения его органов управления или основным местом его деятельности допустимо лишь как изъятие из общего правила при условии, что именно так местонахождение определено в учредительных документах.
   
   Мы не случайно так подробно остановились на определении местонахождения юридического лица. Подведем промежуточный, но важный в контексте обсуждаемой проблемы итог: по мнению МРП местонахождение юридического лица есть ни что иное, как место постоянного нахождения его органов. А это в свою очередь значит, что должен существовать объект недвижимости (помещение), в отношении которого у юридического лица имеются определенные предусмотренные законодательством вещные права (право собственности, аренды, субаренды), и в этом помещении должен постоянно находиться орган управления юридического лица (например, генеральный директор).
   
   Политика Московской регистрационной палаты в отношении "закрытых адресов".
   Все вышесказанное имеет важное практическое следствие. А именно, Московская регистрационная палата зачастую отказывает в регистрации юридического лица, если у нее имеются сведения, дающие основание полагать, что орган управления юридического лица на самом деле не будет постоянно находиться в помещении, которое указано в качестве местонахождения. Источники получения таких сведений различны: информационные письма собственников и балансодержателей помещений, сообщения налоговых инспекций, акты Территориальных комиссий по инспекции нежилых помещений и т.п. Более того, МРП отказывает не только в регистрации вновь создаваемых юридических лиц, но также и в регистрации изменений к учредительным документам ранее зарегистрированных организаций, если, по мнению МРП, сведения о местонахождении, указанные в их учредительных документах, не соответствуют действительности. При этом не имеет значения, затрагивают ли эти изменения сведения о местонахождении организации.
   Проблема отказов в регистрации приобрела настолько острый характер, что в Москве появился и получил широкое распространение еще один термин - "закрытый адрес". Это означает, что помещение, располагающееся по определенному адресу, внесено в соответствующий список "закрытых адресов", что предопределяет отказ в регистрации любой организации с местонахождением, указанным по этому адресу.
   
   Позиция, занимаемая Московской регистрационной палатой по рассматриваемой проблеме, является весьма спорной. Московским арбитражным судом систематически рассматриваются иски о признании недействительными отказов в регистрации, связанных с местонахождением юридических лиц. На начало 2000 г. было рассмотрено несколько десятков таких исков, значительное большинство которых было удовлетворено.
   
   Тем не менее, на сегодняшний день позиция Московской регистрационной палаты и ее правоприменительная практика остаются неизменными. Наличие в учредительных документах достоверных сведений о местонахождении является лучшей гарантией того, что юридическому лицу не придется изменять соответствующие сведения по требованию государственных органов.
   
   Способы решения проблемы "юридического адреса".
   Способ 1.
   Вне всякого сомнения, лучше всего, если адрес, указанный в учредительных документах, совпадает с адресом, по которому располагается орган управления юридического лица. В этом случае никакие государственные органы не смогут предъявить вам претензий. Однако необходимо иметь в виду следующее.
   
   Во-первых, адрес вашего офиса может измениться.
   Во-вторых, при постановке на налоговый учет, а также при регистрации любых изменений к учредительным документам, соответственно налоговая инспекция или МРП потребуют от вас документального подтверждения местонахождения. Таким подтверждением, как правило, является договор аренды. Если срок договора превышает один год, он должен пройти государственную регистрацию в Москомрегистрации. Кроме того, от Вас потребуют нотариально заверенную копию свидетельства о праве собственности арендатора на помещение, предоставленное вам в аренду. Если вы можете предоставить все эти документы, вам повезло. Если нет, придется искать другие способы решения проблемы.
   Способ 2.
   Московское законодательство допускает определение местонахождения по домашнему адресу одного из участников коммерческой организации. Закон Москвы "Об основах малого предпринимательства" ст.5.6. Такая возможность рассматривается как льгота организациям, относящимся к категории субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы хозяйственное общество могло воспользоваться этой возможностью, оно должно соответствовать критериям субъекта малого предпринимательства (См. статью Понятие субъекта малого предпринимательства.). Участник (акционер), предоставляющий свой домашний адрес для указания в учредительных документах, должен иметь постоянную регистрацию (прописку) в Москве. Все лица, проживающие совместно с участником общества, должны дать письменное согласие на использование квартиры для местонахождения общества. Согласие дается на бланке, форма которого утверждена Московской регистрационной палатой.
   
   Способ 3.
   
   Если ни один из перечисленных выше способов вам недоступен, скорее всего, придется обращаться к услугам юридических фирм, торгующих документами, подтверждающими местонахождение. Эти фирмы в редчайших случаях реально предоставляют местонахождение, в подавляющем большинстве они именно торгуют документами, подтверждающими местонахождение. То есть на самом деле никакого местонахождения вам не предоставляется. Услуга же фирмы заключается в том, что вы указываете в учредительных документах фиктивное местонахождение, а фирма предоставляет вам документы, подтверждающие, что местонахождение вам якобы предоставлено.
   
   Это тот самый случай, когда вы имеете все шансы ощутить на себе политику московских властей в отношении "закрытых адресов", так как большинство, предоставляющихся лишь на бумаге адресов рано или поздно оказываются в закрытых списках.
   
   Увы, большинство предпринимателей вынуждено идти именно по этому пути и это не их вина. Фирм в Москве создается гораздо больше, чем имеется помещений, которые могут быть сданы в аренду с соблюдением всех существующих правил.
   
   Если вы решили приобрести "юридический адрес" у посреднической фирмы, постарайтесь получить ответы на следующие вопросы. Сколько организаций зарегистрировано по этому адресу? Имеются ли другие посреднические фирмы, продающие документы по этому адресу? От чьего лица предоставляется адрес: от лица юридической фирмы, имеющей договор с собственником (лучше), или от лица самого собственника помещения (хуже - в этом случае при возникновении претензий вам придется обращаться к собственнику, которого вы в глаза не видели). От ответов на эти вопросы зависит то, будет ли купленный вами адрес закрыт и как скоро.

Источник: Правоман