Просмотр аналитического материала

20.02.2003  Место нахождения и почтовый адрес организации для целей налогового контроля
   Место нахождения и почтовый адрес организации для целей налогового контроля
   В настоящее время в налоговых отношениях весьма актуальны проблемы неоднозначности определения места нахождения юридических лиц, возможности использования жилого помещения в качестве места нахождения юридического лица, места хранения его документов и почтового адреса.
   
   
   В соответствии с действующим законодательством осуществление предпринимательской деятельности возможно только лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -- ГК РФ)). Такими лицами могут быть индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 23 ГК РФ) и юридические лица -- коммерческие организации в установленных ГК РФ организационно-правовых формах (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Действующий порядок регистрации юридических лиц и постановки их на учет в различных органах достаточно сложен и трудоемок. В связи с этим множество фирм рекламирует свои услуги по регистрации юридических лиц. Нередко заказчиками таких услуг становятся недобросовестные налогоплательщики, использующие зарегистрированные таким образом организации для уклонения от налогообложения. До настоящего времени не принят закон о регистрации юридических лиц, предусмотренный п. 1 ст. 51 ГК РФ. Это породило ряд вопросов (пока не решенных), но имеющих значение для регулирования налоговых правоотношений.
   
   Один из таких вопросов -- определение для целей налогообложения места нахождения организации, его соотношение с местом нахождения организации в учредительных документах. В последнее время нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в постановке юридического лица на налоговый учет по причине несовпадения места нахождения организации, указанного в учредительных документах, с местом нахождения ее органов управления. Важность этого вопроса определяется тем, что нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а также осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет являются налоговыми правонарушениями, предусмотренными статьями 116 и 117 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ). Кроме того, иногда в аналогичных случаях налоговые органы отказывают в совершении иных действий в процессе налогового контроля: выдаче свидетельства о постановке на учет или иного документа (в том числе какой-либо справки), принятии налоговых деклараций и отчетности от налогоплательщиков. Все это может повлечь серьезные негативные последствия для налогоплательщиков.
   
   Для ответа на вопрос, правомерны ли такие действия налоговых органов (в случае несовпадения места нахождения органов управления организации с ее местом нахождения в учредительных документах), необходим сравнительный анализ налогового и гражданского законодательства.
   
   Место нахождения организации по гражданскому законодательству
   В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ в учредительных документах организации указывается ее место нахождения. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в ее учредительных документах не установлено иное.
   
   Под законом, упомянутым в п. 2 ст. 54 ГК РФ, понимается закон о государственной регистрации юридических лиц, предусмотренный п. 1 ст. 51 ГК РФ, а также законы об отдельных видах юридических лиц (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и прочих).
   
   Поскольку закон о регистрации юридических лиц еще не принят, то действует ст. 8 Федерального закона от 30.11.94 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ", в соответствии с которой до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц. По аналогии с гражданским законодательством, действовавшим до 1 января 1995 г. (вступления в силу части первой ГК РФ)[1], в п. 21 постановления пленума ВС РФ и пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" (далее -- Постановление № 6/8) указано, что до принятия закона о регистрации юридических лиц при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов[2].
   
   Таким образом, в настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ в учредительных документах организации указывается ее место нахождения, совпадающее с местом нахождения ее органов[3], если в соответствии с законом в учредительных документах организации не установлено иное (то есть закон об отдельном виде юридических лиц не содержит специальных норм об их местах нахождения).
   
   В настоящее время указанные специальные нормы действуют для обществ с ограниченной ответственностью, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее -- Закон об ООО) учредительными документами ООО может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.
   
   Место нахождения организации по законодательству о налогах и сборах
   В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации. Согласно ст. 11 НК РФ местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации. Заметим, что НК РФ установил специальную норму по определению места нахождения российской организации. В связи с этим и в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в данной ситуации не применяются соответствующие нормы гражданского законодательства (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона об ООО), то есть место нахождения организации в рамках налоговых отношений нельзя определить иначе как место ее государственной регистрации.
   
   При этом в НК РФ не определено, что понимается под местом государственной регистрации. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин можно определить исходя из понятий и терминов гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемых в НК РФ.
   
   В пункте 3 письма ВАС РФ от 10.12.92 № С-13/ОП-357 "О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" (далее -- Письмо РФ № С-13/ОП-357) указано, что согласно п. 1 ст. 34 Закона РСФСР от 25.12.90 № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" регистрация предприятия осуществляется по месту его учреждения. Местом учреждения, в свою очередь, считается заявленный в учредительных документах юридический адрес предприятия.
   
   Следует отметить, что термины "юридический адрес организации" и "фактический адрес организации" нормативно не определены и устарели[4]. Поэтому в п. 1 информационного письма Московской регистрационной палаты от 10.09.98 № МРП/8-16862 прямо указано на недопустимость использования в учредительных документах иных терминов, определяющих место нахождения юридического лица, кроме как "место нахождения".
   
   На основании изложенного выше можно сделать следующий важный вывод: организация указывает свое место нахождения в учредительных документах, по которому затем осуществляется государственная регистрация. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и исходя из п. 21 Постановления № 6/8 можно утверждать, что в учредительных документах юридического лица указывается его место нахождения по месту нахождения его органов, если в соответствии с законом в учредительных документах этой организации не установлено иное.
   
   В вышеуказанном системно последовательном толковании необходимо отметить следующий аспект. В нем используются два ненормативных правовых акта: Постановление № 6/8 и Письмо № С-13/ОП-357. Формально выводы, изложенные в таких актах, не обязательны для применения судами и иными государственными органами Российской Федерации. Вместе с тем судебное рассмотрение спорных вопросов имеет приоритет перед административным рассмотрением в том смысле, что вступивший в законную силу судебный акт обязателен для исполнения всеми государственными органами, даже если они ранее приняли иное решение (статьи 13 и 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим судебная практика (в том числе информационные письма Президиума ВАС РФ, постановления ВС РФ, обобщающие и разъясняющие такую практику) должна учитываться (и учитывается) при принятии решений нижестоящими судами и органами исполнительной власти (в том числе налоговыми органами).
   
   Таким образом, местом нахождения российской организации для целей налогообложения признается место ее государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения, указанному в ее учредительных документах, которое, в свою очередь, должно соответствовать месту нахождения ее органов управления, если в соответствии с законом в учредительных документах организации не установлено иное.
   
   У налогового органа есть сомнения в отношении места нахождения организации …
   Как упоминалось выше, иногда организация получает отказ в постановке на учет в налоговом органе, если, по мнению последнего, место нахождения организации, указанное в ее учредительных документах, не соответствует месту нахождения ее органов (или месту ее основной деятельности -- для ООО). По мнению автора, в таких ситуациях налоговые органы не вправе отказывать в постановке на учет по следующим основаниям.
   Обязанность налогового органа осуществить постановку на учет налогоплательщика установлена ст. 84 НК РФ. Так, п. 2 ст. 84 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет (с выдачей соответствующего свидетельства) в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, перечень которых (включающий учредительные документы организации) установлен в п. 1 ст. 84 НК РФ.
   
   Вопросы постановки организаций на учет рассмотрены в приказе МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (далее -- Приказ № ГБ-3-12/309).
   
   Особенности постановки на учет иностранных организаций и крупнейших налогоплательщиков отражены соответственно в приказе МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" и приказе МНС России от 15.12.99 № АП-3-10/399 "Об утверждении положения об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков -- юридических лиц и форм документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков -- юридических лиц".
   
   В соответствии с приложением № 3 к Приказу № ГБ-3-12/309 в пунктах 3, 4 раздела I заявления российской организации о постановке на учет по месту своего нахождения приводится адрес, указанный в учредительных документах, а также адрес постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа), независимо от того, совпадает ли он с адресом, указанным в учредительных документах.
   
   Таким образом, в Приказе № ГБ-3-12/309 допускается несовпадение адреса, указанного в учредительных документах, и адреса исполнительного органа юридического лица. Это объясняется тем, что в настоящее время весьма часто адрес, указанный в учредительных документах (место нахождения организации), в нарушение законодательства не является ни местом нахождения органов юридического лица, ни местом его основной деятельности (для ООО). Такая формулировка данного приказа МНС России позволяет налоговому органу иметь сведения о месте нахождения постоянно действующих исполнительных органов налогоплательщика.
   
   Таким образом, в соответствии со ст. 84 НК РФ и Приказом № ГБ-3-12/309 при представлении юридическим лицом всех необходимых документов налоговый орган обязан осуществить его постановку на учет, поскольку нормами указанных актов налоговому органу не предоставлено право отказывать в постановке на учет по причине несоответствия места нахождения организации по учредительным документам месту нахождения ее органов или месту ее основной деятельности (для ООО).
   
   Это объясняется следующим. При регистрации юридического лица регистрирующие органы проверяют учредительные документы на их соответствие нормативным правовым актам. Сам факт регистрации формально означает, что эти документы полностью соответствуют правовым нормам. Хотя необходимо отметить, что при существующем на сегодня порядке регистрации проверка представляемых на регистрацию документов сводится лишь к проверке наличия всех необходимых реквизитов, а сама информация на предмет достоверности не проверяется. Относительно указания места нахождения организации в п. 4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее -- Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности), прямо указано на недопустимость требования при регистрации организации гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в его учредительных документах. Это правило не распространяется на религиозные организации, поскольку пунктами 5, 7 ст. 11 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрено представление документов, подтверждающих место нахождения создаваемой религиозной организации. В иных случаях (не предусмотренных законами) регистрирующие органы не имеют права требовать доказательства, подтверждающие место нахождения организации. Однако, несмотря на недостатки порядка регистрации, зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы формально считаются соответствующими нормативным правовым актам, в том числе в части указанной в них информации о месте нахождения организации. Из этого следует исходить налоговым органам при постановке организаций на налоговый учет.
   
   Иногда налоговые органы, отказывая в постановке на учет организации, ссылаются также на п. 2 ст. 23 НК РФ, где указано, что налогоплательщики-организации обязаны в течение 10 дней письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении своего места нахождения. Однако использовать понятие "место нахождения организации" при толковании п. 2 ст. 23 НК РФ необходимо с учетом определения этого понятия в п. 2 ст. 11 НК РФ. В связи с этим п. 2 ст. 23 НК РФ можно толковать следующим образом: налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении места своей государственной регистрации: в случае регистрации регистрирующими органами изменений в учредительных документах, касающихся изменения места нахождения организации. Толковать указанную норму в ином (расширительном) аспекте недопустимо.
   
   Однако изложенное не означает, что налоговые органы лишены каких-либо возможностей изменить ситуацию. Налоговый орган, у которого имеются сомнения в соответствии содержания учредительных документов фактическим обстоятельствам, может направить соответствующую информацию в органы регистрации. Кроме того, налоговый орган в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительной регистрации юридического лица.
   
   Судебная практика
   Судебная практика по указанным искам только складывается, но уже можно рассмотреть основные моменты, на которые обращает внимание суд. Для этого разделим все дела на три категории:
   дела по искам учредителей юридических лиц о признании недействительным отказа регистрационных органов в регистрации этих юридических лиц (или регистрации изменений в их учредительных документах);
   дела по искам налоговых органов о признании недействительной регистрации юридических лиц;
   дела по искам юридических лиц о признании недействительным отказа налоговых органов в постановке их на налоговый учет (или выдаче свидетельства о постановке на учет в случае постановки на учет до 1 января 1999 г.).
   В отношении первой категории дел следует отметить, что в большинстве случаев суды подтверждают правомерность отказа регистрационных органов в регистрации юридического лица, если есть основания утверждать, что место нахождения, указанное в учредительных документах, недостоверно. В частности, суды разъясняют, что в соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, п. 1 ст. 35 Закона РСФСР от 25.12.90 № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" заявителю отказывается в государственной регистрации юридического лица в случае нарушения установленного законом порядка образования этого лица либо несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Указание в учредительных документах недостоверных сведений о месте нахождения организации означает нарушение требований, предусмотренных законом при регистрации юридических лиц.
   
   Если факт недостоверности сведений в представленных на регистрацию учредительных документах будет выявлен до регистрации, то на основании пунктов 10, 11, 12 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрирующий орган вправе отказать в регистрации юридического лица.
   
   В таких делах существует сложность в доказывании того, что место нахождения органа юридического лица либо основное место деятельности организации (для ООО) на самом деле таковыми не являются. В подтверждение достоверности местонахождения заявители представляют договоры аренды, субаренды, совместной деятельности по использованию нежилого помещения и другие. Чаще всего такие договоры фактически не исполняются (реально помещение никому не предоставляется), однако проверить и тем более доказать это практически очень сложно. Кроме того, п. 4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что при государственной регистрации организации не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах (уставе) предприятия. Следовательно, при наличии каких-либо сомнений требовать доказательств от самих заявителей нельзя и доказательства необходимо искать из других источников. На сегодняшний день суды признают в качестве такого доказательства тот факт, что указанное в учредительных документах место нахождения организации является местом нахождения других юридических лиц (число которых иногда измеряется тысячами). В связи с этим указанный адрес не может служить местом нахождения органов данного лица или местом осуществления им своей деятельности. При таком подходе могут пострадать вполне добросовестные заявители, которые действительно собираются по этому адресу осуществлять свою деятельность или размещать органы управления. В связи с этим такие заявители должны быть готовы представить документальные доказательства, подтверждающие обоснованность использования указанного адреса в качестве места нахождения организации.
   
   В отношении второй категории дел можно сказать следующее. Дела о признании недействительной уже произведенной государственной регистрации организации сложнее в процессуальном аспекте. Помимо прочего, процесс государственной регистрации направлен на проверку соответствия учредительных документов законам и иным правовым актам, поэтому сам факт регистрации организации свидетельствует о соответствии учредительных документов организации этим актам.
   
   Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иного правового акта, если эти нарушения носят неустранимый характер[5].
   
   Юридическое лицо вправе изменять в процессе своей деятельности место своего нахождения, внося в учредительные документы соответствующие изменения. В связи с этим временное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения организации не может являться неустранимым нарушением закона или иного правового акта. Также сложно доказать, что место нахождения организации, указанное в ее учредительных документах, таковым не является.
   
   По третьей категории дел суды, как правило, признают неправомерным отказ налогового органа поставить организацию на учет (или выдать ей свидетельство о постановке на учет) в связи с несоответствием места нахождения, указанного в учредительных документах, месту нахождения ее органов или месту осуществления основной деятельности (для ООО). При этом суды принимают во внимание ст. 84 НК РФ, предусматривающую обязанность налогового органа поставить организацию на учет при представлении всех необходимых документов (подробнее см. вставку на с…).
   
   Иные адреса организации
   Сведения о месте нахождения организации, месте нахождения ее органов управления необходимы налоговому органу для осуществления им функций налогового контроля. В то же время место нахождения организации и место нахождения ее органов управления могут отличаться от почтового адреса организации и места хранения ее документов.
   
   Место хранения документов организации
   Законодательством предусматривается обязанность организаций хранить некоторые виды документов. Так, ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.07.98) установлена обязанность организаций хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела[6], но не менее пяти лет.
   
   Также пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность для налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций -- также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
   
   В ст. 50 Закона "Об ООО", в ст. 89 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее -- Закон "Об АО"), в ст. 28 Федерального закона от 11.07.97 № 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"" (с изм. от 28.04.2000) также указаны перечни документов, которые обязаны хранить юридические лица соответствующих организационно-правовых форм.
   
   Для некоторых видов юридических лиц место хранения документов, подлежащих обязательному сохранению, определяется законом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 50 Закона "Об ООО" общество хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Порядок хранения документов должен быть отражен в уставе общества (п. 2 ст. 12 Закона "Об ООО"). Место хранения документов определено также для акционерных и потребительских обществ.
   
   Почтовый адрес
   Пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" содержат следующую норму: "Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса". Законом не требуется совпадение почтового адреса с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица не обязательно.
   Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать "До востребования" или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.99 № 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы "До востребования" или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 № 725) почтовый адрес -- это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Так как согласно указанным выше законам юридические лица обязаны иметь именно почтовый адрес, то указание в качестве такового "До востребования" или номера абонементного ящика не правомерно. Вместе с тем буквальное толкование норм не всегда соответствует их смыслу и содержанию регулируемых ими отношений, особенно когда речь идет о толковании норм, применяемых в разных отраслях права. Указанные выше законы ввели обязанность юридических лиц иметь почтовый адрес для осуществления с ними связи, чтобы все заинтересованные лица имели возможность направить организации почтовые сообщения по ее адресу. В принципе эта задача достигается и при указании в адресе "До востребования" или номера ячейки абонементного ящика. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
   
   В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Это особенно важно в случае направления налоговыми органами документов заказными письмами. В налоговом кодексе указано несколько таких случаев: таким образом направляется уведомление об уплате налога (ст. 52), требование об уплате налога и сбора (ст. 69), акт налоговой проверки (ст. 100) и решение о привлечении к налоговой ответственности (ст. 101). Во всех этих случаях важна своевременность получения документов, поскольку это влияет на права и интересы налогоплательщиков (например, с даты получения акта проверки исчисляется двухнедельный период, в который налогоплательщик вправе представить возражения по акту). Поэтому практически во всех этих случаях направление документов по почте допускается при невозможности вручить их лично представителям налогоплательщика.
   
   Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например генерального директора).
   
   Ограничения по использованию жилых помещений
   Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые дома и жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Согласно ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение по договору аренды только для проживания граждан.
   Таким образом, если организация имеет жилое помещение в собственности или пользуется им по договору аренды, оно не может быть местом нахождения ее органов или местом осуществления ею своей деятельности. Кроме того, исходя из смысла указанных ограничений использования жилого помещения, оно не может быть использовано для исполнения такой обязанности, как хранение документов, так как это одна из функций организации, связанная с ее деятельностью и не связанная с проживанием граждан.
   
   Вместе с тем с практической точки зрения можно сказать, что запрет на регистрацию юридического лица по адресу жилого помещения, особенно в сфере малого бизнеса, не всегда оправдан. Законодатель фактически вынуждает учредителя малого предприятия искать нежилое помещение, хотя указанный им в качестве местонахождения юридического лица адрес своего жилья не нарушает прав иных жильцов, проживающих в этом же или соседнем жилом помещении, и не исключает возможности осуществления контроля со стороны различных государственных органов. При этом нельзя забывать, что стоимость нежилых помещений в крупных городах достаточно высока и их приобретение или аренда при относительно небольших доходах малого бизнеса весьма обременительна.
   
   По-видимому, исходя из такой точки зрения, московское законодательство (п. 5.6 ст. 5 Закона г. Москвы от 28.06.95 № 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", приказ Московской регистрационной палаты от 30.11.98 № 224 "О регистрации малых предприятий") допускает регистрацию в г. Москве субъектов малого предпринимательства, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, которые указывают в качестве своего местонахождения жилые помещения (для индивидуальных предпринимателей -- место жительства; для юридических лиц -- место жительства учредителей). При этом не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства (за исключением установленных форм надомного труда).
   
   Необходимо отметить, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), поэтому вышеуказанные нормы законодательства г. Москвы (а также нормативные акты других регионов по этому вопросу) не должны противоречить ст. 288 ГК РФ. Однако на сегодняшний день указанные нормы московского законодательства действуют и используются в правоприменительной практике государственных органов.
   
   [1]В соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РСФСР (утвержденного Законом РСФСР от 11 июня 1964 г.) под местом нахождения юридического лица признавалось место нахождения его постоянно действующего органа.
   
   [2]Заметим, что высшие судебные инстанции не изменяют нормы п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 51 ГК РФ, но разъясняя порядок их применения, указывают на то, что место государственной регистрации организации согласно действующему порядку регистрации соответствует месту нахождения ее органов.
   
   [3]В данном случае под органами организации понимаются те органы, место нахождения которых можно определить: исполнительные органы, совет директоров (если возможность его создания предусмотрена законами и учредительными документами). Общее собрание акционеров акционерного общества и общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью не имеют определенного места нахождения (можно лишь говорить о месте проведения конкретного собрания).
   
   [4]Практика показывает, что под "юридическим адресом" понимают место нахождения организации согласно учредительным документам, под "фактическим адресом" -- место нахождения органов управления организации. Это толкование достаточно условно, поскольку в учредительных документах иногда можно встретить указание и фактического, и юридического адреса.
   
   [5]Отметим, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 № 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной").
   
   [6]Такие правила содержатся в утвержденном 15 августа 1988 г. Главархивом СССР Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения (в ред. решения Госналогслужбы России, Росархива от 27 июня 1996 г.)

Источник: Http://pravoman.ru