РАТМ Холдинг

Просмотр аналитического материала

25.03.2003  Порядок заявления требования по банковской гарантии
   Требование бенефициара (лица, в пользу которого выдана банковская гарантия) об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту (лицу, выдавшему банковскую гарантию) в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
   
   Основной обязанностью гаранта по получении письменного требования бенефициара, предъявленного с соблюдением всех условий, указанных в гарантии, является удовлетворение соответствующего требования. Гражданский Кодекс РФ устанавливает также сопутствующие этой основной обязанности дополнительные обязанности гаранта, связанные с рассмотрением заявленного требования.
   
   Гарант обязан немедленно уведомить принципала о получении требования бенефициара и передать принципалу копию требования со всеми относящимися к ней документами. Невыполнение гарантом этой обязанности должно учитываться при рассмотрении взаимоотношений гаранта и принципала, в частности при предъявлении регрессных требований.
   
   Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии ( п. 2 ст. 375 ГК РФ).
   
   Срок, в течение которого гарант проводит проверку документов и должен дать ответ об их принятии или отказе в выплате в связи с отсутствием сложившихся обычаев, следует определять в гарантии. При отсутствии такого условия следует учитывать, что срок такой проверки должен быть ми минимальным ( от 2 до 5 дней), однако с учетом характера и объема проводимой гарантом проверки он может быть признан и более длительным.
   
   Оценка гарантом представленных документов производится по внешним признакам; от гаранта не требуется оценки правовой значимости документов и проверки их соответствия фактическим обстоятельствам. Закон возлагает на гаранта обязанность проявить “разумную заботливость” при проверке соблюдения условий гарантии, следовательно, гарант вправе отклонить документы, не содержащие требуемых гарантией сведений либо не соответствующие требованиям гарантии по оформлению. Гарант отказывает в выплате, если указанное бенефициаром в требовании нарушение принципалом основного обязательства не является тем нарушением, которое в соответствии с условиями гарантии дает право потребовать платежа от гаранта.
   
   В соответствии с п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если его требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
   
   Гарант обязан немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. Закон не возлагает на гаранта обязанности проинформировать бенефициара о причинах, вызвавших отклонение требования. Тем не менее надлежащее исполнение гарантом своих обязательств по гарантии включает в себя, учитывая характер совершаемых гарантом действий, его обязанность сообщить бенефициару, почему отклонено предъявленное требование. Отсутствие этих данных лишает бенефициара возможности оценить правомерность действий гаранта, а также возможности оперативно исправить допущенные упущения. В целях обеспечения интересов бенефициара в тексты гарантий следует включать соответствующие условия.
   
   Нельзя исключать возможности исправления бенефициаром недостатков в документах и повторного их предъявления гаранту. Если такое требование заявлено до окончания срока гарантии, гарант обязан рассмотреть его и при соответствии его условиям гарантии удовлетворить. Гарант не вправе отказаться от удовлетворения требования на том основании, что оно предъявлено повторно.
   
   Пунктом 2 ст. 376 ГК РФ на гаранта возлагается обязанность немедленно сообщить бенефициару и принципалу о ставших ему известными обстоятельствах, связанных с прекращением или недействительностью основного обязательства, если об этих обстоятельствах он узнал до удовлетворения требования бенефициара. Такими обстоятельствами являются полное или частичное исполнение обеспеченного гарантией обязательства, его прекращение по иным основаниям, недействительность основного обязательства. Наличие указанных обстоятельств в силу обособленного характера гарантийного обязательства не влияет на содержание и объем ответственности гаранта перед бенефициаром.
   
   Таким образом, Гражданский Кодекс РФ в противоположность Унифицированным правилам для гарантий по требованию Международной Торговой Палаты от 1992 года и Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995 года, послуживших основой для правового регулирования института банковской гарантии в российском праве, “не предусматривает обязанности гаранта платить по первому требованию. ГК РФ наделяет его правом совершить первый отказ от платежа”. “Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям, либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу”.
   
   Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование подлежит удовлетворению гарантом ( ст. 376 ГК РФ).
   
   Таким образом, ГК РФ предусмотрена банковская гарантия, которая подлежит оплате не по первому, а по второму требованию бенефициара.
   
   Для характеристики банковской гарантии весьма существенна ст. 370 ГК РФ, согласно которой предусмотренные банковской гарантией обязательства гаранта перед бенефициаром независимы в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
   
   Закон не устанавливает специальных последствий нарушения гарантом рассматриваемой обязанности. Представляется, что и бенефициар, и принципал вправе предъявить к гаранту требование о возмещении убытков, причиненных им вследствие этого нарушения.
   
   Если бенефициар после получения соответствующего уведомления повторно предъявит требование, гарант обязан его оплатить.
   
   Возможна ситуация, когда первое предъявление требования имело место в пределах установленного в гарантии срока, а с учетом сроков повторное требование будет заявлено бенефициаром за пределами срока. Поскольку закон не говорит, что первое предъявление было ненадлежащим, нет оснований принимать в качестве общего правила, что повторное требование должно быть обязательно предъявлено до истечения срока гарантии. Однако и признание за бенефициаром не ограниченного сроком права предъявлять повторное требование гаранту противоречит природе гарантии.
   
   В качестве возможного подхода можно предложить следующее. Если бенефициар направил повторное требование незамедлительно после получения уведомления, то гарант не вправе отказать ему в выплате по мотиву нарушения установленного срока, поскольку такое требование следует рассматривать не как новое требование, а как подтверждение ранее заявленного. Если же бенефициар допустит промедление при предъявлении повторного требования, то первое требование считается неподтвержденным и теряет силу.
   
   Следует отметить, что гарант, не производя выплату по первоначально заявленному требованию, должен действовать добросовестно. Если он в целях уклонения от выплаты направляет уведомление при отсутствии у него данных об исполнении или прекращении основного обязательства либо на основании данных, которые не могут быть признаны заслуживающими доверия, он допускает нарушение и не вправе ссылаться на пропуск бенефициаром срока при предъявлении повторного требования. Не может быть за ним признано и такое право в случаях, когда он задержал направление уведомления, с тем чтобы повторное требование не могла быть предъявлено в установленный срок.
   
   Кроме того, в отличие от поручительства, одним из оснований прекращения которого является непредъявление кредитором к поручителю иска в пределах срока, на который выдано поручительство, в отношениях по банковской гарантии бенефициар должен обратиться к гаранту с письменным требованием, каковым могут быть признаны претензия либо любое иное представление требования в письменной форме, которая соответствовала бы условиям выданной гарантии. В частности, к таким письменным требованиям должны быть приложены документы, указанные в гарантии, в требовании должно быть указано, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до истечения срока, определенного в гарантии ( ст. 374 ГК РФ).
   
   Обязанность бенефициара предъявить к гаранту не иск, а письменное требование подтверждается и практикой Высшего Арбитражного Суда РФ. К примеру, “по одному из дел Президиум ВАС РФ отменил решение арбитражного суда об отказе в иске, предъявленном бенефициаром к гаранту, по мотиву предъявления указанного иска за пределами срока, определенного в банковской гарантии, и вынес новое решение об удовлетворении исковых требований бенефициара. Основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что, несмотря на предъявление бенефициаром иска к гаранту по истечении срока, установленного гарантией, письменное требование бенефициара к гаранту было предъявлено в пределах этого срока. К указанному письменному требованию были приложены все документы, предусмотренные гарантией. Между тем гарант каких-либо возражений по поводу предъявленного бенефициаром требования не заявлял”.

Источник: Правоман