19.06.2003 Новая редакция Таможенного кодекса |
Президент РФ подписал одобренную на заседании 14 мая 2003 г. Советом Федерации новую редакцию Таможенного кодекса РФ. Напомним, что 25 апреля Таможенный кодекс РФ принят в третьем чтении, а 18 апреля - во втором. В первом чтении этот документ был принят в ноябре 1999 года. Потребность в подготовке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, отставанием законодательства в сфере таможенного дела как от федерального законодательства в целом, так и от международно-правового обеспечения таможенного регулирования. Действующий Таможенный кодекс был принят в 1993 г. В течение 1993-1998 годов в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, Гражданского и Уголовного кодексов, федеральных законов "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и других законодательных актов, существенно изменивших правовую ситуацию в стране. По поручению Правительства РФ ГТК России 25 сентября 1998 года представил первый вариант проекта новой редакции Таможенного кодекса. Уже в октябре, затем в декабре 1998 года и январе 1999 года состоялись "круглые столы" с участием разработчиков проекта и широким представительством деловых кругов. Были собраны, обобщены и проанализированы свыше 400 предложений и замечаний к законопроекту, которые частично были учтены во втором варианте Таможенного кодекса от 12 ноября 1998 года. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" был принят к рассмотрению протоколом заседания Совета Государственной Думы № 172-23 17 ноября 1998 г. С учетом замечаний, изложенных в Письме Правительства Российской Федерации от 3 марта 1999 г. № 997п-П2, были существенно переработаны нормы проекта Кодекса, определяющие законодательство по таможенному делу. Внесены коррективы в положения о таможенных режимах, о порядке декларирования товаров и транспортных средств и т.д. Решением Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 апреля 1999 г. № 3.7-925 законопроект был направлен на повторное заключение в Правительство Российской Федерации. В ноябре 1999 года проект с незначительными поправками прошел первое чтение в Госдуме (Постановление ГД № 4581-II ГД от 23 ноября 1999 г.). Государственный таможенный комитет России являлся головным ведомством по подготовке поправок к думскому варианту Кодекса. Еще 1 ноября 1999 года через механизм Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России была создана совместная комиссия ГТК России и ТПП РФ по доработке проекта Таможенного кодекса, в состав которой вошли 17 представителей союзов и ассоциаций предпринимателей, 15 руководителей главных управлений и управлений ГТК России. Работа над поправками велась два года. В ходе работы были учтены положения Венских конвенций «О праве международных договоров», «О дипломатических сношениях», Киотской конвенции «По упрощению и гармонизации таможенных процедур» и другие, а также положения Таможенного кодекса Европейского Сообщества. Проект Таможенного кодекса прошел согласование с 18 федеральными министерствами и ведомствами, учитывает пожелания 15 ассоциаций деловых кругов страны. В результате, после первого чтения Кодекс был серьезно доработан, была проведена экспертиза Всемирной таможенной организации на соответствие нового закона международным таможенным стандартам. По заключению зарубежных экспертов новая редакция таможенного кодекса полностью отвечает современным требованиям и нормам международного права. Новый вариант Таможенного кодекса был завизирован Главным правовым управлением администрации Президента (там внесли свою правку, вычеркнув из кодекса упоминание о свободных экономических зонах). Как заявил Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Дане на встрече с Председателем ГТК РФ Михаилом Ваниным, состоявшейся во время рабочего визита М. Дане в Москву, «проект Таможенного кодекса в полной мере отвечает нормам, заложенным в принципиальных документах Всемирной таможенной организации, и сопоставим с лучшими аналогичными образцами таможенного законодательства других стран - членов этой организации». Таким образом, в самом Кодексе заложены возможности для вхождения России во Всемирную торговую организацию и ее присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в 1999 г. На заседании Правительства 13 ноября 2001 года были одобрены поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации», принятому в первом чтении. С начала 2002 года работа над проектом Таможенного кодекса велась Экспертным советом при Подкомитете по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В результате в мае 2002 года депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателем Экспертного Совета Драгановым Валерием Гавриловичем был предложен целый ряд поправок к кодексу, оформленных в виде отдельного законопроекта. В поправках предлагается, чтобы правительство имело право регулировать таможенную деятельность не в 60 случаях, как в правительственном варианте, а в 20, а ГТК РФ - не в 80, а в 10. Варианты поправок, предложенные Драгановым, носят концептуальный характер. Предлагается минимальное участие правительства при установлении порядка взимания и взыскания таможенных пошлин, не предусмотрено лицензирования какого бы то ни было вида таможенной деятельности, владелец товара может самостоятельно определять таможенную стоимость товаров, правительство лишается возможности определять пункты пропуска товаров отдельных категорий, а ГТК РФ - права устанавливать специальные таможенные посты для оформления отдельных категорий товаров. Поправки к законопроекту Правительством РФ одобрены не были. Минэкономразвития РФ и Минфин РФ сочли нецелесообразным принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" в редакции, предложенной В.Г.Драгановым. В соответствии с этим Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации было принято решение о переносе рассмотрения проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" для внесения его на второе чтение на осеннюю сессию 2002 года. 14 октября 2002 года расширенный подкомитет по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания России провел первое заседание по рассмотрению поправок, внесенных субъектами законодательной инициативы в проект Таможенного кодекса. В результате длительной совместной работы таможенного комитета и подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Комитета по бюджету и налогам ГД по выработке совместного варианта проекта таможенного кодекса из более чем 460 статей старого проекта кодекса изменению подверглись около 400. Новый Таможенный кодекс приводит таможенные процедуры в соответствие с нормами ВТО и создает более удобные и понятные условия для ведения внешнеэкономической деятельности, тем самым повышая ее эффективность. Российское таможенное право в нынешнем виде представляет собой запутанный механизм и включает 2300 нормативных актов. Таким образом, задача по упорядочиванию нормативной базы является приоритетной. В новой редакции Кодекса вводятся нормы, подробно регулирующие основания, порядок и формы проведения проверок таможенными органами, совершенствуется правовой механизм, позволяющий участникам ВЭД реально отстаивать свои законные права и интересы. Нормы, положения и термины, используемые в Таможенном кодексе, приводятся в соответствие с действующими законодательными актами России, принятыми в 1994-2002 годах. Основной целью нового Таможенного кодекса является регулирование таможенного дела в РФ, в связи с этим из проекта кодекса исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил. Административные правонарушения регулируются теперь только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а преступления в сфере таможенного дела - Уголовным кодексом. Из новой редакции исключены нормы, относящиеся к службе в таможенных органах, нашедшие отражение в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В настоящее время эффективной работе транспортников, обеспечивающих международные перевозки, мешает громоздкая система таможенных процедур. В соответствии с Киотской конвенцией в проекте Таможенного кодекса пересмотрено экономическое содержание ряда таможенных режимов, в частности, переработки, свободного склада, реэкспорта и реимпорта. Документом определены виды таможенных платежей, а также лица, ответственные за уплату сборов. Подробно раскрывается порядок взыскания платежей, процентов, пеней и штрафов. В новом варианте Таможенного кодекса пересмотрены в сторону сокращения сроки проведения таможенных формальностей и предлагаются процедуры, позволяющие упростить и ускорить таможенное оформление. Скорость прохождения товара через таможню увеличивается в три раза. В частности, срок оформления грузовой таможенной декларации может быть сокращен с десяти дней до трех. Согласно кодексу, изменения, которые намерен принять ГТК в части предоставления документов для таможенного декларирования товара, будут вступать в силу не менее чем через 90 дней после опубликования, чтобы участники внешнеэкономической успели подготовиться к ним. Кроме того, предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов. Несомненную выгоду для участников ВЭД принесет установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации, предполагается, что таможенные платежи будут уплачиваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях, - и после выпуска при представлении необходимых гарантий. Вследствие этого будет исключено существующее в настоящее время кредитование бюджета за счет участников ВЭД. Количество норм, отсылающих к инструкциям ГТК, в новом кодексе сокращается на порядок. Из кодекса исчезли многочисленные отсылки на ведомственные нормы ГТК РФ, которые позволяли таможеннику принимать решение по своему усмотрению. Проект Таможенного кодекса РФ включает максимальное число статей прямого действия. Это является наиболее весомым изменением. Отменено лицензирование околотаможенной деятельности - создания магазинов беспошлинной торговли или открытия складов временного хранения товаров, - сейчас этим занимается ГТК. В кодексе подробно описаны отношения ГТК РФ с компаниями, занимающимися таможенной деятельностью, т. е. с таможенными брокерами или, например, с экспертными организациями. У таможенников изъят контроль за посредниками - таможенными брокерами и перевозчиками. Кодекс провозглашает конкуренцию на рынке околотаможенных услуг: после его вступления в силу право оказывать их получат независимые от таможенных органов компании, но за ГТК остается функция регулятора этого рынка. При этом чем-либо недовольные бизнесмены могут в устной форме потребовать объяснения действий таможенников, и те обязаны их предоставить в течение одного дня. Гражданам, выезжающим за границу, новый кодекс даст возможность беспошлинно ввозить товары на сумму до 2 тыс. долларов. В документе усилены положения о доступности и открытости информации, правовых актах в рамках таможенного дела и об ответственности таможенной службы за информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности. В новой редакции Таможенного кодекса упрощен ряд таможенных процедур, статьи законопроекта обеспечивают защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчают деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров. |
Источник: АКДИ "Экономика и Жизнь" |