26.01.2005 "Печатный" вопрос |
Как известно печать - это один из атрибутов юридического лица. Однако гражданское законодательство уделяет ей не очень большое внимание. Восполнить этот пробел пытаются местные власти. Насколько это правомерно, читайте в данной статье. О применении печати организации в связи с необходимостью ее проставления на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ (статьи 160, 185, 338, 357, 913). При этом ГК РФ не содержит каких-либо правовых норм, которые регулировали бы вопросы изготовления, учета печатей и общие правила их использования. В отсутствие федерального законодательства органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные правовые акты по данным вопросам. О правомерности подобных действий и пойдет речь в данной статье. Печать представляет собой одно из средств индивидуализации организации. При этом гражданское законодательство Российской Федерации не содержит общей нормы, обязывающей все организации иметь печать. Такое требование содержится в законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Этими же законами определены и требования к печатям той или иной организации. Так, например, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществу необходимо иметь круглую печать, которая должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Никаких иных требований к печати общества с ограниченной ответственностью закон не предъявляет. Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Аналогичные положения содержит и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Общества с дополнительной ответственностью и товарищества (организации), по всей видимости, могут обходиться без печатей, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность этих организационно-правовых форм юридических лиц иметь печать. Что же касается некоммерческих организаций, то Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязывает их иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (ст. 3). Обратим внимание на то, что и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не содержит норм, обязывающих все организации иметь печать. При регистрации юридических лиц в соответствии с названным законом не требуется представлять в регистрирующие органы ни эскиз печати организации, ни иные сведения о ней. Таким образом, при оценке законодательства субъектов РФ и правотворчества органов местного самоуправления по вопросам использования печатей организации мы будем исходить из того, что федеральное законодательство: - не содержит общей нормы, обязывающей все организации иметь печать; - предусматривает обязанность некоторых юридических лиц иметь печать; - устанавливает некоторые требования относительно формы печати и информации, которую она должна содержать. Нормативные правовые акты о порядке учета и использования печатей приняты во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Обычно субъекты РФ и муниципальные образования обязывают организации получать разрешение на изготовление печатей или утверждать в соответствующих государственных органах или органах местного самоуправления эскиз печати организации. Например, в соответствии с п. 2.3 Временного положения о порядке изготовления, изъятия и ликвидации печатей, штампов предприятий всех форм собственности и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на территории г. Хабаровска (утверждено Постановлением мэра г. Хабаровска от 28.10.1997 N 3028) предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо утверждать эскизы печатей в регистрирующих органах администраций города и районов. Получение организациями разрешений на изготовление печатей в органах государственной регистрации юридических лиц предусмотрено Инструкцией по изготовлению печатей и штампов в Псковской области (утверждена Постановлением Администрации Псковской области от 19.03.1997 N 68). Регистрация печатей организаций администрациями районов (городов) предусмотрена Инструкцией о порядке выдачи разрешений на изготовление печатей, изготовления и выдачи печатей и штампов и их уничтожении (утверждена министром печати и информации Удмуртской Республики 24.08.1998). Согласно постановлению Администрации Брянской области от 23.06.1994 N 351 "О порядке оформления документов на изготовление гербовых и других печатей, штампов юридических и физических лиц на территории Брянской области" администрации городов и районов при регистрации предприятий любых форм собственности утверждают эскизы печатей и штампов этих организаций. Утвержденные эскизы печатей и штампов представляются в управление печати и информации Администрации Брянской области для получения разрешения на изготовление печатей и штампов. В некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях информация о печати организации вносится в специальный реестр, который ведет уполномоченный государственный или муниципальный орган. Так, постановлением мэра г. Астрахани от 04.08.2003 N 2180 "Об утверждении Временного положения о регистрации и реестре печатей" предусмотрена обязанность регистрационной палаты г. Астрахани вести реестр печатей. Реестр печатей на территории г. Москвы ведется на основании Закона г. Москвы от 30.06.2004 N 44 "Об учете печатей". В региональных и местных правовых актах об использовании печатей нередко устанавливаются и обязательные требования к ним. Чаще всего эти требования касаются размера и формы печатей, а также содержащейся в них информации. Так, согласно п. 3.2 Положения о порядке получения разрешения на изготовление печатей и штампов юридическим лицам (структурным подразделениям), утвержденного Приказом начальника Управления государственной регистрации г. Екатеринбурга от 27.01.2000 N 49, в эскизе печати должно быть отражено полное фирменное наименования юридического лица на русском языке и указание на место нахождения, регистрационный номер юридического лица. Изображение на эскизе печати фирменного знака, символа или рисунка допускается только в том случае, если они описаны в уставе организации. В соответствии с Инструкцией о порядке согласования эскизов печатей и штампов юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений и предпринимателей без образования юридического лица для их изготовления и о порядке сдачи печатей, штампов на уничтожение (утверждена решением 5-й сессии Совета депутатов г. Бердска первого созыва от 27.03.2003 N 50) печати должны иметь круглую форму; в эскизе печати указывается полностью организационно-правовая форма, полное наименование юридического лица и его место нахождения. На печати может быть изображен товарный знак, эмблема или логотип юридического лица. На основании письма Администрации г. Волгограда от 17.05.1994 N 5-10/364-2 "О выдаче разрешения на изготовление печатей и штампов" печати изготовляются по принятым стандартным размерам: печать круглой формы с текстом на одном языке - 38 - 40 мм; печать круглой формы с текстом на двух языках - 40 - 45 мм. Печати с эмблемами могут быть изготовлены только в том случае, если эмблема предусмотрена в уставе организации (положении об организации). Правомерно ли установление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления требований к размерам, форме печатей и информации, которую она должна отражать? На наш взгляд, нет. Так как в соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы. Ни органы государственной власти субъектов РФ, ни тем более органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование гражданских правоотношений. Это следует также из ст. 3 Гражданского кодекса РФ, согласно которой гражданские отношения регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Поэтому печать организации по форме, размерам и отражаемой в ней информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Требования иных нормативных правовых актов относительно формы, размеров печатей и отражаемой информации не могут считаться законными. Соответственно также неправомерно устанавливать на региональном или местном уровне обязанность организаций регистрировать печать (ее эскиз) в специальном государственном или муниципальном органе или подавать сведения о печати в специальный реестр печатей. Регистрация печати, занесение сведений о ней в специальный реестр могут производиться только на добровольных началах (т.е. с согласия самой организации). Недопустимо, по нашему мнению, и установление платы за регистрацию печатей организации, утверждение эскиза печати или внесение сведений о печати в специальный реестр. В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Закона г. Москвы "Об учете печатей" за учет печатей и предоставление информации об учтенных печатях взимается плата в размерах, установленных Правительством Москвы. Плата, установленная данным законом, подпадает под определение сбора (п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ), поскольку представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика государственными органами юридически значимых действий. Однако установление налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ и Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не допускается (п. 5 ст. 3 НК РФ, ст. 32 (1) Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") <*>. В некоторых случаях за нарушение требований нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере использования печатей устанавливается административная ответственность. ------------------------ <*> С 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах" установление региональных и местных сборов не допускается. Например, Закон г. Москвы "Об учете печатей" предусматривает административную ответственность только за представление недостоверных сведений, подлежащих включению в городской реестр печатей, но в нем нет ответственности за отказ организации зарегистрировать печать в реестре или за использование незарегистрированной печати. Согласно ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях субъекты РФ имеют право принимать законы об административных правонарушениях. При этом в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах предоставленных им полномочий, влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов РФ. То есть принятие закона субъекта РФ об ответственности (в том числе и административной) за нарушение нормативных правовых актов данного субъекта РФ возможно только в том случае, если нормативный правовой акт, за нарушение которого законом субъекта РФ устанавливается ответственность, принят в пределах полномочий субъекта РФ. Как уже говорилось выше, введение обязанности регистрировать печати в специальном реестре законами субъекта РФ неправомерно. Поэтому и установление административной ответственности за невыполнение данной обязанности также является неправомерным. По тем же причинам субъекты РФ не вправе устанавливать ответственность и за использование незарегистрированных печатей. На федеральном уровне такая ответственность не предусмотрена ни КоАП РФ, ни федеральными законами. Поэтому выполнение норм правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований о регистрации печатей на данный момент не обеспечено установлением соответствующей юридической ответственности. Итак, правовое регулирование использования печатей, осуществляемое субъектами РФ и муниципальными образованиями, может признаваться правомерным только в тех случаях, когда федеральным законодательством им будет предоставлено такое право. В настоящее время нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам регистрации и использования печатей носят исключительно рекомендательный характер. Невыполнение организациями данных нормативных правовых актов не влечет за собой юридическую ответственность. |
Источник: АКДИ и "Экономика и жизнь" |