О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.03.2005). Постановление. Правительство Москвы. 16.07.02 548

Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.03.2005)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Прогноз рынка труда и политика занятости населения
                          в 2002-2005 годах

     В  соответствии  с  Программой  социально-экономического развития
Российской  Федерации  на  среднесрочную перспективу (2002-2004 годы),
прогнозом социально-экономического развития г. Москвы на 2002 год и до
2005  года  ожидается, что макроэкономические условия будут оставаться
благоприятными. Предстоит принять конкретные действия, направленные на
построение    динамично    развивающейся    рыночной   экономики,   ее
модернизацию,   обеспечение   устойчивого   повышения   уровня   жизни
населения.
     Макроэкономические  условия в столице, более развитый рынок труда
по  сравнению  с  другими  субъектами Российской Федерации позволяют в
ближайшей  перспективе  активизировать  в  сфере  занятости  процессы,
максимально   способствующие   экономическому   развитию,  дальнейшему
формированию  рыночных  отношений  в  сочетании  с адресной поддержкой
занятости  и  ростом  доходов  части  населения,  нуждающейся в особой
социальной защите.
     В   среднесрочной   перспективе   ожидается  некоторое  улучшение
демографической   ситуации   в   городе,   что   будет  способствовать
обеспечению  его  трудовыми ресурсами в необходимом количестве за счет
собственного  экономически  активного  населения,  а также привлечения
рабочей  силы  из Московской области и других территорий. Миграционный
приток сохранится достаточно высоким - на уровне 55-65 тысяч человек в
год.
     С  учетом складывающихся тенденций промышленное производство в г.
Москве  будет  увеличиваться  в  2002-2004 годах на 5-6% ежегодно, при
этом     сохранится     ведущая    роль    отраслей    машиностроения,
металлообработки, пищевой промышленности.
     Предполагается   принять  меры,  направленные  на  стимулирование
интенсивного  обновления  производственно-технологического  персонала.
Одновременно    будет    обеспечено    решение    таких   задач,   как
реструктуризация  убыточного  сектора  экономики,  включающая  в  себя
ликвидацию   или   перепрофилирование   неперспективных   и  убыточных
производств.
     Реструктуризация  производства,  ликвидация убыточных предприятий
приведет  к ежегодному сокращению 7-9 тыс. рабочих мест. Наряду с этим
реализация  программ  развития  отраслей экономики и социальной сферы,
другие  меры  поддержки  предприятий  позволят  за четыре года создать
более 100 тыс. новых рабочих мест, отвечающих современным требованиям.
Это  будет  способствовать  сокращению  дисбаланса  между предложением
рабочей  силы  и  спросом  на  нее и сохранению устойчивой ситуации на
рынке труда.
     Для  достижения среднесрочных целей потребуется решить ряд важных
социальных  задач,  одной  из  которых является проведение радикальной
реформы   трудовых  отношений,  направленной  на  рост  оплаты  труда,
формирование  равноправных  отношений  между работодателями и наемными
работниками, эффективное функционирование рынка труда.
     На   основе   городской  системы  социального  партнерства  будут
осуществляться  меры  по повышению эффективности использования рабочей
силы,  усилению  охраны  труда,  восстановлению  стимулирующих функций
заработной платы.
     Неотъемлемым   условием   обеспечения  модернизации  экономики  в
среднесрочной  перспективе  будет реформирование системы образования и
ее   адаптация   к   спросу   на   рынке   труда   в  целях  повышения
конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.
     Для проведения эффективной политики занятости наибольшее значение
имеет    ее    согласование    именно   с   указанными   направлениями
макроэкономического развития.
     Акценты  политики  занятости на 2002-2005 годы расставлены на тех
направлениях,  которые  ориентированы  на  рост  эффективности труда и
ускорение структурных сдвигов в занятости.
     Главной  целью  политики  в  области  занятости в 2002-2005 годах
является  создание  условий  для  развития  рынка  труда и эффективной
занятости  населения,  снижение  социальной  напряженности  в  городе,
предоставление   гражданам   работы,  позволяющей  обеспечивать  более
высокий  жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности
рабочей силы.
     Ожидается,   что   численность   занятых  в  экономике  города  в
среднесрочной  перспективе практически не изменится и составит от 5437
тыс.  человек  в  2002 году до 5469 тыс. человек в 2005 году. При этом
отраслевое    и   профессиональное   распределение   занятости   будет
претерпевать   значительные   изменения   в  соответствии  с  реальной
потребностью  экономики  в  рабочей силе. В этих целях основные усилия
Московской   службы   занятости   в  среднесрочной  перспективе  будут
сконцентрированы  на  содействии  ускорению  перераспределения рабочей
силы  по  отраслям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и
роста эффективности труда.
     Исходя   из   этого   в  перспективе  приобретает  исключительную
актуальность  согласование  целевых  установок  политики  занятости  с
кадровой  политикой,  что  найдет  свое отражение в участии Московской
службы   занятости   в  реализации  программ  "Кадры  промышленности",
"Модернизация   столичного   образования",   "Межотраслевая  программа
подготовки кадров для рыночной экономики".
     Позитивной  тенденцией  в рассматриваемом периоде будет повышение
степени  сбалансированного  спроса  и  предложения  рабочей  силы, что
приведет  к  дальнейшему  сокращению общей численности безработных, не
допуская уровня безработицы, рассчитанной по методологии Международной
организации труда, в 2002-2005 годах выше 1,7%.
     В   соответствии   с   прогнозом  численность  зарегистрированных
безработных  будет  колебаться  в  пределах  35,0-36,0 тыс. человек, а
уровень   регистрируемой  безработицы  составит  0,6%  от  численности
экономически    активного    населения,    рассчитанной    по   данным
Мосгоркомстата.
     Для  достижения  главной цели и обеспечения выполнения социальных
задач  политики  Правительства  Российской  Федерации  и Правительства
Москвы  предусмотрена  разработка  мероприятий  Программы по следующим
основным направлениям.
     Нормативно-правовое    обеспечение    государственной    политики
занятости:
     - совершенствование   законодательных   актов,   направленных  на
содействие занятости населения;
     - защита прав и интересов граждан, особо нуждающихся в социальной
защите;
     - формирование  политики  в  области  труда и занятости на основе
социального партнерства.
     Координация  деятельности  департаментов,  комитетов,  управлений
Правительства  Москвы,  московских объединений профсоюзов, объединений
работодателей по содействию занятости населения:
     - разработка  и корректировка разделов городских целевых программ
экономического и социального развития города, формирование Генеральной
схемы создания рабочих мест;
     - проведение    социальной   экспертизы   целевых,   комплексных,
отраслевых  программ  по  вопросам их влияния на создание и сохранение
рабочих мест в Москве.
     Обеспечение    функционирования    рынка   труда   и   содействие
трудоустройству:
     - обеспечение  гармонизации интересов работников, работодателей и
государства   при  соблюдении  основных  трудовых  и  социальных  прав
работников;
     - совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации
о  состоянии  рынка труда, организация проведения научных исследований
по проблемам занятости;
     - повышение  сбалансированности  спроса  и  предложения  на рынке
труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
     - совершенствование  форм  и  методов  работы  по трудоустройству
граждан,  в том числе содействие трудоустройству граждан и оперативное
комплектование  кадрами  организаций  г. Москвы при проведении ярмарок
вакансий и учебных рабочих мест;
     - внедрение  эффективных  механизмов  профилирования  безработных
граждан    и    разработка    соответствующих    мероприятий   по   их
трудоустройству;
     - защита     территориального    рынка    труда    (регулирование
использования иностранной рабочей силы).
     Специальные мероприятия содействия занятости населения:
     - временное    трудоустройство    безработных    граждан,   особо
нуждающихся  в социальной защите, путем частичной компенсации расходов
работодателям   на   организацию   их   труда  (организация  занятости
выпускников   образовательных   учреждений,   многодетных  и  одиноких
родителей,    инвалидов,   длительно   безработных   граждан   и   лиц
предпенсионного  возраста,  граждан,  уволенных  с  военной  службы, и
членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
     - совершенствование организации общественных и временных работ на
основе  повышения  их  социального  статуса с учетом ситуации на рынке
труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
     - содействие   предпринимательству   посредством   финансовой   и
организационно-методической  поддержки  безработных  граждан, решивших
создать  собственное  дело;  участие  в  разработке  целевых  программ
содействия  развитию предпринимательской инициативы населения города и
поддержки малого предпринимательства;
     - осуществление  социальной и психологической адаптации граждан в
рамках программ "Клуб ищущих работу", "Новый старт".
     Повышение качества рабочей силы:
     - совершенствование    системы   профессионального   обучения   и
профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан
и  незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на
рынке труда;
     - повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и
формирование  их  активной позиции, ориентированной на самостоятельный
поиск работы;
     - усиление   влияния   на   сохранение   и  укрепление  кадрового
потенциала   организаций   города   в  условиях  их  реформирования  и
реструктуризации;  применение  как  традиционных,  так  и  новых  форм
работы,  повышающих  статус  профессионального  обучения как одного из
основных направлений активной политики занятости;
     - обеспечение   взаимодействия   Московской  службы  занятости  с
органами    исполнительной    власти,   работодателями,   научными   и
образовательными  учреждениями  с  целью  определения стратегий и форм
обучения граждан (в том числе внутрипроизводственного) для обеспечения
единства  и  сопоставимости  требований,  предъявляемых к квалификации
работников на рынке труда.
     Социальная поддержка граждан при безработице:
     - своевременное начисление пособий по безработице;
     - оказание  материальной  и  иной  помощи безработным и членам их
семей;
     - обеспечение  оформления  и выплаты досрочных пенсий безработным
гражданам   предпенсионного   возраста,  получившим  право  выхода  на
досрочную пенсию, при отсутствии возможности их трудоустройства;
     - обеспечение   выплаты   стипендий   гражданам,  обучающимся  по
направлению службы занятости.
     Информационное обеспечение Программы:
     - информирование  населения  и работодателей о положении на рынке
труда г. Москвы и услугах службы занятости;
     - предоставление    предувольнительных   консультационных   услуг
высвобождаемым работникам;
     - организация          и         проведение         общегородских
информационно-разъяснительных кампаний.
     Обеспечение функционирования службы занятости:
     - совершенствование    структуры    службы   занятости,   методов
управления, повышение профессионального уровня ее персонала;
     - обеспечение  функционирования  программно-технических  средств,
каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.
     В приложении 1 приводятся основные показатели Программы.
     В   течение   2002-2005  годов  будет  совершенствоваться  работа
Московской   службы   занятости  по  расширению  информационного  поля
вакансий  и  улучшению их качества, взаимодействию с работодателями по
изысканию   вакансий   и   подбору   кадров,  оценке  профессиональной
пригодности  граждан  и  их  трудоустройству.  Качественное обновление
банка   вакансий  Московской  службы  занятости  будет  способствовать
изменению  состава граждан, обращающихся в службу, повышению доли лиц,
для  которых  главная  цель  состоит  в  получении достойного рабочего
места, а не пособия по безработице.
     Ожидается,  что  в течение предстоящих четырех лет городской банк
данных ежегодно будет пополняться 250,0 тыс. вакансий.
     Одновременно предусматривается, что в Московскую службу занятости
в течение 2002-2005 годов обратятся и будут зарегистрированы впервые в
качестве граждан, ищущих работу или желающих получить консультационные
услуги по вопросам занятости, трудовых и социальных гарантий, не менее
4,0 млн. человек, в том числе в 2002 г. - 1,0 млн. человек.
     В   рассматриваемом  периоде  в  результате  реализации  активной
политики  занятости,  помощи  населению  в подборе вариантов работы, а
работодателям - в подборе персонала Московская служба занятости окажет
содействие в трудоустройстве около 1,1 млн. человек.
     Важнейшей  мерой,  направленной  на  повышение  занятости,  будет
реализация отраслевых и территориальных инвестиционных, других целевых
и  комплексных  программ. При формировании этих программ целесообразно
учитывать  прогнозные показатели Московского раздела Генеральной схемы
создания  рабочих  мест.  В  приоритетных  отраслях экономики города в
2002-2005  годах  ожидается  создание  и  сохранение  около 100,0 тыс.
рабочих мест, в том числе в 2002 г. - 36,4 тыс. рабочих мест.
     Улучшению  функционирования рынка труда способствует обоснованный
выбор  гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с
личными наклонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при
выборе   и   планировании   карьеры.   В  2002-2005  годах  услуги  по
профессиональной  ориентации  получат  около 400,0 тыс. человек, в том
числе в 2002 году - 100,0 тыс. человек.
     Особое   внимание   по-прежнему  будет  уделяться  профориентации
учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ.
     Основная  задача профессионального обучения безработных граждан и
незанятого   населения   -   повышение   их   конкурентоспособности  и
профессиональной мобильности на рынке труда.
     В  течение  четырех  лет  Московская  служба  занятости  ежегодно
предусматривает   профобучение   12,0   тыс.  безработных  граждан  по
востребованным   экономикой   города  профессиям  и  специальностям  и
содействие    организациям   города   в   профессиональном   обучении,
переобучении  и  повышении квалификации за счет их собственных средств
16,0 тыс. работников.
     В  целях  содействия  занятости  населения, оказания материальной
поддержки,   приобретения   трудовых   навыков  молодежью,  сохранения
мотивации   к   труду   безработными   и   ищущими  работу  гражданами
предусмотрено  совершенствование  механизма  организации  общественных
работ на основе повышения их социального статуса, расширения перечня с
учетом потребности города в развитии социальной инфраструктуры. Список
организаций,   реализующих   эти  мероприятия,  определяется  органами
исполнительной власти административных округов города.
     В 2002-2005 годах предполагается предоставить возможность участия
в  оплачиваемых  общественных работах 73,1 тыс. человек (в том числе в
2002  году  -  8,6  тыс.  человек),  обеспечить временную занятость на
основе  договоров 132,3 тыс. несовершеннолетних граждан (в том числе в
2002 году - 15,8 тыс. человек).
     Для  повышения  эффективности государственных программ содействия
занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий
по   внедрению   эффективных   механизмов  профилирования  безработных
граждан, ориентация на наиболее уязвимые категории безработных.
     Важнейшим  приоритетом политики занятости в 2002-2005 годах будет
содействие  занятости  и  материальная  поддержка безработных граждан,
особо  нуждающихся  в  социальной  защите:  подростков  и  молодежи  -
выпускников  образовательных учреждений начального, среднего и высшего
профессионального  образования  в возрасте от 16 до 26 лет, одиноких и
многодетных   родителей,  инвалидов,  имеющих  трудовые  рекомендации,
военнослужащих,  уволенных  в запас из Вооруженных сил РФ, и членов их
семей,   лиц,   освобожденных   из  мест  лишения  свободы,  длительно
безработных граждан (6 месяцев и более) и других.
     В целях содействия занятости безработным, испытывающим наибольшие
трудности  на  рынке  труда,  в 2002-2005 годах планируется реализация
специальных   программ,   совершенствование  механизма  субсидирования
временного  трудоустройства  граждан,  особо  нуждающихся в социальной
защите,  развитие  деятельности "Клубов ищущих работу", "Новый старт",
содействие предпринимательской инициативе и другие меры.
     В   среднесрочной   перспективе  предполагается  внедрение  новых
методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной
увязки  выплаты  пособий  по безработице с результатами профилирования
безработных.
     Социальной  поддержкой  при  безработице  будут обеспечены в виде
пособий  по  безработице,  материальной помощи, дотаций и компенсаций,
досрочных  пенсий  в  2002-2005  годах  около  400,0  тыс. безработных
граждан  и  членов их семей (иждивенцев), в том числе в 2002 году 99,3
тыс. человек; ежегодно будет обеспечена выплата стипендий 15,6 тысячам
граждан, обучающихся по направлению службы занятости.
     Эффективной   реализации   Программы   в  2002-2005  годах  будет
способствовать      совершенствование     системы     телекоммуникаций
(автоматизированная  информационная  система  "Занятость"),  с помощью
которой  предполагается  улучшить  условия  работы  службы  занятости,
информированность  граждан  и  работодателей  о  спросе  и предложении
рабочей силы и возможностях службы занятости.
     Для  более  полной  реализации  активной  политики  занятости  на
территории  г. Москвы, в том числе специальных программных мероприятий
по   трудоустройству  молодежи,  женщин  и  инвалидов,  необходимо  их
софинансирование из средств бюджета города и работодателей.
     Реализация Программы позволит создать условия:
     - для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в
себе  экономические  и  социальные  интересы работника, работодателя и
потребности   развития   экономики  на  основе  повышения  качества  и
конкурентоспособности  рабочей  силы на рынке труда, сбалансированного
спроса и предложения рабочей силы;
     - снижения   социальной   напряженности  в  обществе  посредством
эффективной   целевой  поддержки  лиц,  потерявших  работу,  смягчения
последствий долговременной безработицы.


Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.03.2005)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа