О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.05.2004). Постановление. Правительство Москвы. 16.07.02 548

Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.05.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Анализ ситуации и основные проблемы
                      на рынке труда в 2001 году

     В     2001     году     сохранилась     положительная    динамика
социально-экономического  развития  города,  темп  роста промышленного
производства  по  отношению  к  соответствующему периоду прошлого года
составил  107,5%.  Заметно  улучшились  финансовые  результаты  работы
организаций,  устойчиво  повышались  реальные доходы населения города,
которые  за  2001  год  увеличились  по  сравнению  с  тем же периодом
прошлого года на 4,7%.
     Трудовые ресурсы города в 2001 году составили 6609,0 тыс. человек
(в   2000  году  -  6497,4  тыс.  человек),  численность  экономически
активного  населения  -  5516  тыс. человек, из них в экономике города
было занято 5420,7 тыс. человек, что примерно соответствует показателю
2000 года.
     Динамика  численности занятых в различных отраслях экономики была
неоднозначной. В отраслях, способствующих развитию и совершенствованию
рыночных  отношений,  наблюдался  значительный  рост  занятых. Большая
часть занятых трудилась в крупных и средних организациях города (более
50%  занятых),  их  численность в 2001 году увеличилась по сравнению с
тем  же  периодом  2000  года  на 0,4%. В организациях, осуществляющих
общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка,
численность   работающих   (с   учетом   совместителей  и  работников,
выполнявших   работы  по  договорам  подряда)  увеличилась  на  64,3%,
обеспечивающих  информационно-вычислительное  обслуживание - на 24,8%,
кредитование,  финансирование и страхование - на 10,0%. Одновременно в
организациях   промышленности   и   органов   управления   численность
работающих сократилась соответственно на 3,7% и 2,8%.
     В  целом  ситуация  в  сфере  занятости в рассматриваемом периоде
характеризуется  как  стабильная.  Выбытие  рабочей  силы  практически
полностью  компенсировалось  ее  приемом.  При  этом 75,8% выбывших по
различным причинам работников увольнялись по собственному желанию.
     В  результате  реализации  инвестиционной  политики, определенной
Программой   Правительства   Москвы,   а   также   превентивных   мер,
предпринятых   Московской   службой   занятости,   замедлились   темпы
высвобождения  работников  и их численность за 2001 год сократилась по
сравнению с 2000 годом на 24,9% и составила 21,1 тыс. человек (2000 г.
- 28,1 тыс. человек).
     Одновременно  в  условиях  позитивных  экономических и финансовых
изменений,  относительной  стабилизации в сфере занятости населения г.
Москвы  на  рынке  труда  продолжали  сохраняться  негативные явления.
По-прежнему   остаются  значительными  масштабы  скрытой  безработицы.
Ситуация  в  2001  г. в крупных и средних организациях города выглядит
следующим образом.
     Численность  работников,  работавших  неполное  рабочее  время по
инициативе  администрации,  составила в 2001 году 30,8 тыс. человек, а
численность  работников,  находившихся в отпусках без сохранения или с
частичным  сохранением заработной платы, - 55,2 тыс. человек, или 2,0%
от среднесписочной численности работников (в 2000 году - 1,8%).
     В  течение  2001  года  уменьшилась просроченная задолженность по
выдаче средств на заработную плату работникам организаций с 408,8 млн.
рублей  на 01.01.2001 до 327,0 млн. рублей на 01.01.2002, а количество
московских  организаций,  имеющих  задолженность,  - с 95 единиц до 80
единиц.
     В  конце  2001  года  в  городе  среди  обследуемых хозяйствующих
субъектов  функционировало  1095  убыточных  организаций, или 17,7% от
общего  числа  обследованных;  при  этом  доля убыточных организаций в
различных отраслях экономики города составила: транспорт - 28,8% связь
-  22,8%,  жилищно-коммунальное  хозяйство  -  22,0%, промышленность -
18,2%.
     Недостаточная   реформированность   трудовой   сферы   (медленное
обновление    рабочих    мест,    сохранение    большого    количества
малоэффективных    и    низкооплачиваемых   рабочих   мест   на   фоне
продолжающегося  роста  численности  занятых,  ориентация значительной
части  трудоспособных  граждан  на  стабильное  рабочее место даже при
низкой  и  не  вовремя  выплачиваемой  зарплате  и  т.д.) ограничивает
возможность   службы   занятости   более  радикально  решать  проблемы
трудоустройства граждан и проводить активную политику на рынке труда.
     В  течение  2001  года  продолжался  рост спроса на рабочую силу,
заявленный   организациями   города,  -  со  159,3  тыс.  вакансий  на
01.01.2001 до 174,6 тыс. вакансий на 01.01.2002.
     Хотя  в  банке  данных  имеется значительное количество вакансий,
число  реально  доступных  и  подходящих для трудоустройства свободных
рабочих  мест  и  вакантных  должностей  существенно  ниже заявленного
количества.  Это  обусловлено  как  дисбалансом  спроса  и предложения
рабочей  силы,  так  и  низким  уровнем  заработной платы предлагаемых
вакансий.  Из  общего  массива более 30% составляют вакансии с уровнем
заработной   платы   ниже   прожиточного   минимума,  рассчитанного  в
соответствии   с   Федеральным   законом  "О  прожиточном  минимуме  в
Российской  Федерации",  который в конце 2001 года для трудоспособного
населения  г.  Москвы  оценивался  в  2600  рублей.  Только  около 15%
заявленных  вакансий  обеспечивают  заработок  выше среднего по городу
размера заработной платы.
     Несмотря на сравнительно благоприятное развитие ситуации на рынке
труда  г. Москвы численность впервые обратившихся к услугам Московской
службы  занятости граждан осталась значительной. В течение 2001 года в
территориальных  отделах  были  зарегистрированы  673,9  тыс. граждан,
ищущих  работу,  а  также  желающих  получить консультации по вопросам
обеспечения  занятости населения, трудовых и социальных гарантий, а во
всех подразделениях службы занятости - 1234,9 тыс. человек. Уменьшение
по  сравнению  с 2000 годом численности граждан, обращающихся в службу
занятости,  обусловливается  не  только  относительной стабилизацией в
сфере  занятости,  но  и  реорганизацией  Московской службы занятости,
повлекшей  за  собой  сокращение числа территориальных отделов, потерю
примерно 50% высококвалифицированных кадров.
     Сокращению  численности  граждан, зарегистрированных в Московской
службе  занятости, также способствовала активизация ее деятельности по
совершенствованию   форм  и  методов  профилактики  безработицы.  Были
обеспечены    формирование   и   корректировка   Московского   раздела
Генеральной  схемы  создания рабочих мест как единого унифицированного
аналитического      инструмента,      позволяющего      прогнозировать
социально-трудовой  эффект  от  планируемых  мероприятий по увеличению
занятости  и  снижению  безработицы.  Постоянно  проводится социальная
экспертиза  проектов  отраслевых  программ  по  вопросам их влияния на
занятость   населения   города.   В  результате  реализации  городских
инвестиционных  программ  в  рамках Генеральной схемы создания рабочих
мест  в  экономике  города  в  2001 году, по оценке, создано 75,7 тыс.
новых рабочих мест.
     Оказание предувольнительных консультационных услуг и содействие в
трудоустройстве  высвобождаемым работникам позволит найти работу более
5,0 тыс. человек до момента их увольнения.
     Предупреждению   роста   безработицы,  особенно  среди  молодежи,
способствовала также сложившаяся в Московской службе занятости система
профориентационной   работы.   В   2001   году   165,6   тыс.  человек
воспользовались   услугами   службы   занятости  по  профессиональному
консультированию,  профессиональному  информированию,  психологической
поддержке.
     Дополнительная   возможность   найти  работу  активно  ищущим  ее
гражданам  была  предоставлена 105,4 тыс. человек, участвовавшим в 154
городских и специализированных ярмарках, мини-ярмарках вакансий.
     В  результате  реализации  комплекса  мероприятий по профилактике
безработицы в условиях положительной динамики социально-экономического
развития  города сократилась общая численность безработных, которыми в
соответствии  с  методологией  Международной  организации  труда (МОТ)
являются  граждане,  не  имеющие занятия, но активно ищущие работу. За
2001  год  общая численность безработных уменьшилась со 185 до 93 тыс.
человек, или на 50,3%. Уровень общей безработицы в Москве в конце 2001
года  составил  1,7%  от  численности экономически активного населения
города.
     В  течение  2001  года  в  городе  Москве продолжалось снижение и
регистрируемой  безработицы.  По  состоянию  на 01.01.2002 численность
официально зарегистрированных безработных составила 34,7 тыс. человек.
С  начала года списочная численность безработных снизилась на 1,4 тыс.
человек, или на 3,9%.
     Уровень  регистрируемой  безработицы  по  состоянию на 01.01.2002
составил 0,6% от численности экономически активного населения города.
     На  фоне  позитивных тенденций в динамике безработицы в структуре
безработных   продолжали   оставаться   значительными  доли  категорий
граждан, менее конкурентоспособных на рынке труда.
     Так,  доля  женщин  в  численности зарегистрированных безработных
составила  74,3%,  молодежи - 19,3%, лиц, имеющих длительный перерыв в
работе,   -   14,2%,   инвалидов  -  2,4%.  Средняя  продолжительность
безработицы  в  конце  2001  года была равна 6,4 месяца, как и в конце
2000 года.
     В  течение  2001  года  Московской  службой занятости в различные
отрасли  экономики  были  направлены 417,9 тыс. человек, нуждавшихся в
трудоустройстве,  в  том числе 90,7 тыс. безработных граждан (с учетом
граждан, зарегистрированных в службе занятости на 01.01.2001), которые
заполнили 201,2 тыс. вакансий городского банка данных.
     В  целях  повышения  конкурентоспособности  на  рынке  труда  при
содействии  службы занятости было обеспечено профессиональное обучение
35,1  тыс.  человек,  в  том  числе  на  профессиональную  подготовку,
переподготовку  и  повышение  квалификации  будут направлены 11,8 тыс.
безработных граждан.
     Снижению   напряженности  на  рынке  труда  Москвы  в  2001  году
способствовали  значительные  масштабы  общественных и временных работ
для  безработных  граждан, незанятого населения и учащейся молодежи. В
общественных  работах  приняли  участие  45,7  тыс. человек. На основе
договоров  было  также  обеспечено  участие  во  временных  работах  в
свободное от учебы время 41,9 тыс. несовершеннолетних москвичей, в том
числе из семей безработных граждан, одиноких и многодетных родителей.
     В целях содействия занятости групп населения, особо нуждающихся в
социальной  защите,  осуществлялась реализация программных мероприятий
по  содействию  занятости  и социальной защите: подростков и молодежи,
выпускников  образовательных  учреждений,  включая  детей-инвалидов  и
детей-сирот;   одиноких   и   многодетных   родителей,   воспитывающих
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; инвалидов, имеющих трудовые
рекомендации; военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил РФ,
и членов их семей; лиц без определенного места жительства и других.
     Реализация  Программы  позволила создать условия для стабилизации
занятости,  повышения  сбалансированности спроса и предложения рабочей
силы,  повышения  ее конкурентоспособности на рынке труда, сдерживания
роста массового высвобождения работников и регистрируемой безработицы,
позволила смягчить социально-экономическую ситуацию в г. Москве.

Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.05.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа