Фрагмент документа "Без названия".
ИЗМЕНЕНИЯ В РАСЧЕТАХ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕСН И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В 2005 ГОДУ <...> Федеральным законом N 70-ФЗ статья 244 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 9, согласно которому урегулирован порядок представления индивидуальным предпринимателем отчетности по ЕСН и уплаты налога в случае прекращения деятельности до окончания календарного года (налогового периода). Индивидуальные предприниматели с 01.01.2005 в случае прекращения деятельности до окончания налогового периода обязаны не позднее 15 дней со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации по ЕСН, исчисленному за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности включительно, уплатить разницу между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с представленной налоговой декларацией, и суммой налога, уплаченной им в течение года. В пункт 6 статьи 244 Кодекса внесены изменения, устанавливающие обязанность для коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций представлять в налоговые органы данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период. Согласно разъяснению Минфина России такая форма будет разработана в 2005 году для представления за 2006 год. До утверждения этой формы следует руководствоваться письмом МНС России от 15.12.2002 N СА-6-05/1920 "О порядке представления коллегиями адвокатов (иными адвокатскими образованиями) данных о суммах исчисленного за адвокатов ЕСН в IV квартале". Таким образом, возможно представление данными налогоплательщиками сведений за 2005 год в произвольной форме или на бланке декларации, действующей на момент представления их в налоговый орган. Изменения, внесенные в статью 241 Кодекса, а именно изменения шкалы регрессии, повлекли внесение изменений в раздел 2.1 авансового расчета по ЕСН за 2005 год, в том числе для исчисления суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. При этом механизм расчета налога в федеральный бюджет, определенный абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса, остался без изменения. Таким образом, из начисленной суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20 процентов (15,8%), сумма страховых взносов, начисленных по максимальному тарифу 14 процентов (10,3%), может быть исключена в полном объеме. В аналогичном порядке производится расчет в случае применения регрессии. В связи с отменой пункта 2 статьи 241 Кодекса расчеты уменьшились на раздел, в котором производился расчет условия на право применения регрессивных ставок налога. Таким образом, с 2005 года все без исключения организации должны в обязательном порядке воспользоваться регрессивными ставками, если налоговая база на каждое физическое лицо превысит установленные шкалой регрессии пределы (письмо ФНС России от 01.02.2005 N ММ-6-05/72@). Соответственно изменения, внесенные в пункт 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ, учтены в авансовых расчетах по СВ на ОПС в разделах 2 и 2.2. Во-первых, физические лица (и мужчины, и женщины), в пользу которых производятся выплаты, облагаемые страховыми взносами, будут распределяться не на три возрастные группы, а на две: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. Во-вторых, страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 года рождения, будут целиком направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанных граждан не предусмотрено. В разделе 2 авансового расчета изменен порядок заполнения графы 6 (в декларации - графа 7, которая заполнялась страхователями, применяющими специальные налоговые режимы, в части застрахованных лиц, занятых в сферах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму). В 2005 году в авансовых расчетах данную графу должны заполнять страхователи, облагаемые по общему налоговому режиму, а также страхователи, облагаемые по общему налоговому режиму и одновременно применяющие специальные налоговые режимы, в части застрахованных лиц, занятых в сферах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму. Налогоплательщиками, применяющими только специальные налоговые режимы, графа 6 не заполняется. <...> Администрирование ЕСН включает в себя также судебную работу, проводимую налоговыми органами. Часто судами решения принимаются не в пользу налоговых органов. Теряются значительные суммы доначислений по налогу. Анализ представляемых на заключение материалов показывает следующее. Налоговыми органами подаются исковые заявления в судебные органы о взыскании сумм налога и налоговых санкций с плательщиков ЕСН при совершении последними налоговых правонарушений (предусмотренных, в частности, нормами п. 1 ст. 122 Кодекса), факты обнаружения которых отражаются в актах налоговых проверок, а также составляются отзывы на исковые заявления налогоплательщиков. Однако анализ материалов показал, что при проведении данной работы налоговыми органами не в полной мере используются права, предоставленные им арбитражно-процессуальным законодательством. Следует отметить, что налоговыми органами при подготовке отзывов на исковые заявления налогоплательщиков (или их представителей), апелляционных и кассационных жалоб в процессе судебного производства по тем или иным вопросам исчисления и уплаты ЕСН не всегда представляется судебным органам полная и достаточно аргументированная доказательная база и, как следствие, многие решения по делам судами принимаются в пользу налогоплательщиков. Кроме того, налоговые органы в ходе контрольной работы в части администрирования ЕСН путем участия в судебных разбирательствах, выступая как в качестве истцов, так и ответчиков, не всегда используют право апелляционного обжалования решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, предоставленное им нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Имеют место случаи, когда исковые заявления налогоплательщиков, рассмотренные в судах первой инстанции и удовлетворенные судами в их пользу, не получали дальнейшего хода, то есть ни апелляционные, ни кассационные жалобы налоговыми органами по таким делам не подавались. Также налоговыми органами не используются права, предоставленные главой 36 АПК РФ и наделяющие их правом на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями или представлениями о пересмотре в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последних судебных актов, принятых по делам, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанных актов. Таким образом, неиспользование в работе прав, данных налоговым органам нормами АПК, создает незавершенные судебные прецеденты по ЕСН, складывающиеся не в пользу налоговых органов. <...> 1. В соответствии со статьей 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по ЕСН в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа. За непредставление декларации по ЕСН штраф исчисляется от суммы налога за налоговый период, отраженный по строке 0600 в графах 3, 5, 6 и по строке 0900 в графе 4, так как за непредставление расчетов по авансовым платежам статья 119 не применяется. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса, и не имеют правовых оснований для применения ответственности, установленной статьей 119 Кодекса. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена статьей 27 названного Закона. Однако ответственности за несвоевременное представление декларации (а также и расчетов) по страховым взносам указанной статьей Закона также не установлено. В случае непредставления плательщиком страховых взносов расчетов по авансовым платежам (деклараций) по СВ налоговые органы вправе привлечь должностное лицо плательщика СВ к административной ответственности согласно статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. 2. В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР. Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. Пунктом 2 статьи 27 названного Закона установлена ответственность плательщиков страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий. Учитывая изложенное, ответственность за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется в соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ. Кроме того, статьей 26 названного Закона установлено, что исполнение обязанностей по уплате СВ обеспечивается пенями. Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов налоговым органам следует руководствоваться Федеральным законом N 167-ФЗ, причем в этой части положения Кодекса не применяются. 3. По вопросу привлечения к налоговой ответственности на основании статьи 122 Кодекса в случае выявления налоговыми органами факта занижения единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, на сумму неуплаченных (не полностью уплаченных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует иметь в виду следующее. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган. При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса. При применении статьи 122 Кодекса необходимо исходить из того, что ответственность, предусмотренная указанной статьей, наступает в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Согласно сложившейся судебной практике суды отказывают налоговым органам в удовлетворении их требований по взысканию штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, по фактам превышения в налоговом периоде примененного налогоплательщиком налогового вычета над суммой уплаченного страхового взноса за тот же период, основываясь на том, что сам по себе факт превышения суммы начисленных страховых взносов (налоговый вычет) над фактически уплаченной суммой страховых взносов в Пенсионный фонд не является документальным подтверждением факта неуплаты или неполной уплаты единого социального налога в федеральный бюджет по итогам налогового периода. Учитывая изложенное, применение ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса, должно основываться на установлении и документальном подтверждении факта неуплаты или неполной уплаты единого социального налога в федеральный бюджет в результате занижения налоговой базы по итогам налогового периода, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика и осуществляться с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики. 4. По вопросу привлечения к ответственности ликвидированной организации. На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса на основании сведений о ликвидации юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговый орган снимает указанную организацию с учета. На основании статьи 107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут налогоплательщики. Учитывая изложенное, применение ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса, после внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ и снятия организации с учета в налоговом органе невозможно в связи с отсутствием субъекта правонарушения. О привлечении к ответственности реорганизованной организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Кодекса. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков. На основании пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Учитывая изложенное, в случае неисполнения реорганизованным юридическим лицом обязанности по представлению декларации по ЕСН такая обязанность, а также ответственность за несвоевременное представление декларации возлагается на правопреемника указанной организации. Начальник отдела декларирования Управления единого социального налога Федеральной налоговой службы А.Л. Шилова |
Фрагмент документа "Без названия".