Фрагмент документа "Без названия".
Проверка правильности исчисления налоговой базы Для проверки правильности определения налоговой базы по ЕСН в качестве источника дополнительной информации может быть истребована сводная форма первичного учета по налогу, в которой налогоплательщик во исполнение пункта 4 статьи 243 Кодекса обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, налога, относящегося к ним, других показателей по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты. В необходимых случаях форма первичного учета может быть истребована по отдельным физическим лицам, например, инвалидам, по выплатам в пользу которых предоставляются льготы. Формы такого учета рекомендованы приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443. В силу пункта 3 статьи 238 Кодекса налоговая база по ЕСН в ФСС России меньше налоговой базы по ЕСН в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования на сумму вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам. Если разница в налоговых базах за счет выплат по указанным договорам превышает 20 и более процентов, рекомендуем данный факт проверить углубленно в ходе камеральной проверки. Если налогоплательщиком обоснованные объяснения не представлены, у него истребуются дополнительные документы о выплатах и вознаграждениях, начисленных в проверяемом периоде по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам. Если налогоплательщиком на основании трудовых и гражданско-правовых договоров производятся выплаты только в денежной форме в пользу физических лиц и эти выплаты включены в налоговую базу по ЕСН (при отсутствии льгот), то сумма налоговой базы сравнивается со строкой "Денежные средства, направленные на оплату труда" отчета о движении денежных средств (форма N 4). Если налоговая база по ЕСН меньше показателя данной строки более чем на 20 процентов, то могут быть истребованы дополнительные подтверждающие документы: по учету труда (например, формы N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-3 "Штатное расписание" и т.п.) и его оплаты по выплатам и вознаграждениям, начисленным в проверяемом периоде по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам в части рассматриваемого нарушения. Может быть истребована также унифицированная форма госстатнаблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", представляемая налогоплательщиком в органы Росстата. Если организацией в декларации по ЕСН указана незначительная сумма налоговой базы, то анализируются показатели деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетности, которые свидетельствуют о высоких объемах произведенной (реализованной) продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Если сумма по ЕСН не более 10 процентов суммы НДС, исчисленной также от стоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг, целесообразно проанализировать показатель "Материальные расходы, относящиеся к расходам текущего налогового периода, за исключением расходов, относящихся к прямым" (строка 030), а также показатель "Другие расходы" (строка 100) приложения 2 к листу 02 формы декларации по налогу на прибыль организаций. Указанные суммы косвенно могут свидетельствовать о том, что выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц оформляются в виде таких расходов и являются "конвертной" формой оплаты труда. Вместе с тем данные расходы могут быть не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и являются необоснованными. При назначении такого налогоплательщика на выездную налоговую проверку можно установить, что такие материальные ценности не числятся у налогоплательщика, в то же время можно выявить факты, свидетельствующие о перечислении денежных средств на расчетные (лицевые) счета физических лиц. Также для проверки правильности формирования налоговой базы по ЕСН может быть использована налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (далее - Налоговая карточка) в части раздела "Расчет налоговой базы и налога на доходы физических лиц по коду "Вознаграждение (заработная плата и другие выплаты во исполнение трудового договора, денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц, произведенные в денежной форме) за выполнение трудовых или иных обязанностей (включая выплаты по гражданско-правовым договорам, кроме авторских вознаграждений, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в Российской Федерации или за ее пределами; вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа)" (далее - по коду Вознаграждение). В отношении налогоплательщиков, представляющих "нулевую" декларацию по ЕСН, потребуются дополнительные документы, если устанавливается, что в форме N 4 годовой бухгалтерской отчетности "Отчет о движении денежных средств" по строке "Денежные средства, направленные на оплату труда" отражены показатели или в Налоговой карточке по коду Вознаграждение также отражены показатели, свидетельствующие о выплатах, произведенных в пользу физических лиц. В этих случаях у налогоплательщика могут истребоваться: - копии трудовых, гражданско-правовых, авторских договоров, копии актов о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору; - документы по учету труда (например, формы N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-3 "Штатное расписание" и т.п.) и его оплаты, включая табели учета рабочего времени и расчет оплаты труда, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, другие документы бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком при осуществлении им хозяйственной деятельности. Кроме того, может быть истребована унифицированная форма госстатнаблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", представляемая налогоплательщиком в органы Росстата. На основании пункта 2 статьи 86 Кодекса может быть направлен запрос в банк о представлении информации (справки банка) по операциям и счетам налогоплательщика, свидетельствующей о перечислении выплат и вознаграждений по указанным договорам на расчетные (лицевые) счета физическим лицам. Если по результатам камеральной проверки с истребованием указанных документов нулевые значения налоговой базы по налогу не подтверждаются, а информации для доначисления налога недостаточно или объем истребуемых документов значителен, то такой налогоплательщик подлежит включению в план проведения выездных налоговых проверок. Перечисленные документы также могут быть истребованы в том случае, если налогоплательщик все суммы выплат, производимых в пользу физических лиц, относит к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (п. 3 ст. 236 Кодекса), или включает их в строку 100 декларации как не подлежащие налогообложению на основании статьи 238 Кодекса. Также они истребуются, если в декларации по ЕСН по строке 1200 отражаются суммы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Кодекса, а налогоплательщик не относится к органам государственной власти, перечисленным в этом пункте, или есть основания полагать, что имеет место занижение налоговой базы за счет освобождения от налогообложения выплат, произведенных не в пользу лиц, перечисленных в указанном пункте. <...> При проверке отчетности за 2004 и 2005 годы необходимо учитывать, что имеются различия при применении норм статьи 238 Кодекса, так как утратили силу подпункты 8, 13, 14 пункта 1, пункт 2 этой статьи, а также введен в действие пункт 15. Поэтому при камеральной проверке отчетности по ЕСН за 2005 год следует уделить особое внимание таким налогоплательщикам, которые в предыдущие годы заявляли при освобождении от уплаты ЕСН суммы, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 238 Кодекса, здесь имеются резервы дополнительно начислить ЕСН. При необходимости рекомендуется также истребовать документы в вышеуказанном порядке. Камеральную проверку целесообразно проводить с использованием внешних источников информации. При проверке деклараций по ЕСН налогоплательщиков, которые не пользуются налоговыми льготами, необходимо использовать данные, представляемые ими в Пенсионный фонд, и провести сверку суммы ЕСН в федеральный бюджет с данными, отраженными в разделе "Справочно (в целом по организации) о начисленных взносах в ПФР (итого) отчетной формы N АДВ-10 "Сводная ведомость форм документов СЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР". В 2004 году при отсутствии льгот у работников, не являющихся застрахованными лицами в целях применения Федерального закона N 167-ФЗ, базы для исчисления ЕСН и страховых взносов должны быть равны, а сумма начисленного ЕСН - в 2 раза превышать сумму начисленных страховых взносов. |
Фрагмент документа "Без названия".