Фрагмент документа "Без названия".
Проверка правильности применения налогового вычета Пунктом 2 статьи 243 Кодекса дано понятие налогового вычета как суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую уменьшается ЕСН (авансовый платеж по налогу), подлежащий зачислению в федеральный бюджет. Судебная арбитражная практика также подтверждает, что налоговый вычет при исчислении ЕСН в федеральный бюджет должен применяться именно в сумме начисленных страховых взносов, что следует из буквального прочтения абзаца второго пункта 2 статьи 243 Кодекса. В ходе камеральной проверки деклараций по ЕСН и страховым взносам за 2004 год налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой налогоплательщиками ЕСН и страховых взносов путем определения разницы между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов. Если по результатам камеральной проверки установлено, что налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме меньшей, чем начислено страховых взносов, то налоговым органом: - устанавливается факт занижения налогоплательщиком суммы налогового вычета при расчете ЕСН в федеральный бюджет; - в информационном ресурсе по камеральным налоговым проверкам в графе "по данным налогового органа" в разделе 2 по строке 0300 графы 3 декларации по ЕСН отражается сумма налогового вычета в размере суммы страховых взносов, начисленной в разделе 2 по строке 0200 графы 6 (при отсутствии спецрежимов) или графы 7 (при наличии спецрежимов и общего налогового режима) декларации по страховым взносам; - устанавливается факт завышения налогоплательщиком суммы ЕСН в федеральный бюджет за счет занижения налогового вычета; - в информационном ресурсе по камеральным налоговым проверкам в графе "по данным налогового органа" производится перерасчет суммы ЕСН в федеральный бюджет к уменьшению в связи с применением налогового вычета в размере начисленных страховых взносов. В докладной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа отражается факт завышения ЕСН в федеральный бюджет в связи с занижением суммы примененного налогового вычета и даются предложения о принятии соответствующего решения согласно пункту 2 статьи 101 Кодекса. Если по результатам камеральной налоговой проверки кроме того устанавливается положительная разница между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами, то помимо вышеуказанных действий налоговыми органами доначисляется ЕСН в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов и вносятся предложения о принятии соответствующего решения согласно пункту 2 статьи 101 Кодекса. В случае если налогоплательщик уплачивает сумму недоимки по страховым взносам, налоговые органы в рамках контрольной работы уменьшают соответствующую сумму доначислений по ЕСН. В целях определения разницы: - отдельно по каждому коду Классификации доходов бюджетов Российской Федерации по карточкам лицевых счетов (далее - КЛС) уточняются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за год и сравниваются с показателями, отраженными в декларации по страховым взносам. Если суммы начисленных, а также фактически уплаченных страховых взносов за налоговый период, отраженные в карточках лицевых счетов, отличаются от показателей, заявленных плательщиком в декларации по страховым взносам, то плательщиком проводится сверка расчетов в порядке, предусмотренном Рекомендациями по порядку ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков, утвержденными приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411. Приказом МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@ утверждены формы по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и методические указания по их заполнению. В настоящее время в этот приказ вносятся дополнения в части страховых взносов. Начисление пеней на возникшую недоимку по ЕСН, доначисленную в виде разницы между начисленными и уплаченными страховыми взносами по итогам налогового периода, производится с 15 апреля 2005 года по ЕСН в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что в случае неуплаты страховых взносов в КЛС налогоплательщика наряду с недоимкой, доначисленной по ЕСН по указанному основанию, числится сумма недоимки по страховым взносам до полного ее погашения (включая погашение при взыскании в судебном порядке органами ПФР). На нее начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ, также по каждому коду Классификации доходов бюджетов Российской Федерации на страховую и накопительную части трудовой пенсии. До 2005 года налоговые органы в ходе контрольной работы доначисляли ЕСН в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и разницу согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Кодекса. Страховые взносы не доначислялись. С 2005 года доначислению подлежат три суммы: ЕСН, страховые взносы и сумма разницы между начисленными и неуплаченными страховыми взносами, признаваемая занижением ЕСН в федеральный бюджет. Если налогоплательщики применяют только специальные налоговые режимы, то расчет положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами не производится, поскольку данные налогоплательщики не являются плательщиками ЕСН. Если налогоплательщики применяют специальные налоговые режимы и одновременно осуществляют виды деятельности, облагаемые по общему налоговому режиму, то расчет положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период страховыми взносами производится только в части страховых взносов, начисленных на выплаты и вознаграждения в пользу застрахованных лиц, занятых в видах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму: - в декларации по страховым взносам за 2004 год эти суммы отражаются в разделе 2.1, строка 015 графы 4. В отношении налогоплательщиков, применяющих общий налоговый режим и использующих при исчислении ЕСН налоговые льготы по статье 239 Кодекса, следует иметь в виду, что налоговый вычет применяется ими в полной сумме начисленных страховых взносов. Особенности при расчете положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период страховыми взносами отсутствуют. По результатам камеральной проверки разница подлежит доначислению по ЕСН также и в том случае, если в связи с применением налоговых льгот у налогоплательщика отсутствует сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет. При проверке правильности отражения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, используется форма N 4-ФСС. При камеральной проверке деклараций по ЕСН следует провести сверку произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования с данными раздела I формы N 4-ФСС. Также необходимо использовать решения отделений ФСС о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, которые ими направляются в налоговые органы в порядке взаимодействия в ходе проведения контрольной работы. Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом Фонда, отражается налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 раздела I формы N 4-ФСС. Если налогоплательщиком не представлена уточненная декларация по налогу в связи с непринятием ФСС части сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, то он подлежит включению в план проведения выездных налоговых проверок. Непосредственно решения ФСС не являются документом, на основании которого можно доначислять ЕСН. В случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой исчисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС, средства на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию налогоплательщику выделяются отделением ФСС в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС России от 09.03.2004 N 22. Налоговыми органами возврат (зачет) ЕСН производится только в случае наличия переплаты по налогу в ФСС в денежном выражении. |
Фрагмент документа "Без названия".