Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВИАТАКСИ (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.2004)".
6.6. Прогнозируемые показатели экономической эффективности предложенной бизнес-модели 6.6.1. Объем начальных инвестиций. Результаты проведенного исследования показали, что объемы начальных инвестиций, необходимых для формирования рынка услуг авиатакси в Московском регионе, должны составлять от 630,5 млн. до 730,5 млн. евро (в зависимости от формы финансирования проекта). В том числе должно предусматриваться выделение денежных средств на следующие цели: а) капитальные вложения на сумму 430,5 млн. евро: - 380,5 млн. евро - на приобретение воздушных судов; - 20,0 млн. евро - на строительство десяти вертодромов на основных выездных трассах в районе МКАД; - 25,0 млн. евро - на создание терминала в аэропорту базирования; - 5,0 млн. евро - в основные фонды управляющей компании и турагентства (в том числе на приобретение операционных систем управления, оргтехники, транспортных средств, мебели, систем связи и т.д.); б) оборотный капитал в размере 200-300 млн. евро в зависимости от формы финансирования закупок парка ВС (банковский кредит или лизинг). Значительные оборотные средства в начальном капитале должны предусматриваться в связи со следующими основными причинами: А) предприятия будут создаваться с нуля и до выхода системы из т.н. зоны убыточности пройдет 2-3 года, во время которых потребуются значительные ресурсы для компенсации аккумулируемых убытков и покрытия кассовых разрывов; Б) в первые годы работы компаниям предстоит создать/накопить большие запасы расходных, горюче-смазочных материалов, специального авиатоплива, запчастей и т.п., что также потребует значительной иммобилизации оборотных средств. 6.6.2. Возможные варианты финансового обеспечения предложенной бизнес-модели. В рамках предлагаемой бизнес-модели для формирования парка воздушных судов, необходимых для эффективного функционирования создаваемого рынка услуг авиатакси в Московском регионе, предполагается закупить соответствующие самолеты и вертолеты непосредственно у производителей, профинансировав их приобретение тремя возможными способами: а) из собственных или привлеченных средств акционеров; б) за счет банковского кредита; в) через лизинговую операцию. Первый вариант - самый простой, для реализации которого необходимо привлечь стратегического инвестора (зарубежного или отечественного), который, как правило, готов участвовать в инвестиционном проекте такого плана на условиях получения контрольного пакета акций создаваемого предприятия. В этом случае, имея полный контроль над основными финансовыми потоками, стратегический инвестор привлекает необходимые средства в форме инвестиционного или товарного (т.е. в форме поставок ВС) кредита, предоставляя для этого свое собственное обеспечение. Второй, более сложный в реализации вариант, предполагает привлечение банковского финансирования на базе использования уставного капитала управляющей компании, составляющего 35-40% общего объема начальных инвестиций. При этом остальные средства привлекаются в форме банковского кредита с использованием механизма залога закупаемой техники по линии проектного финансирования крупного банка. В таком варианте в качестве обеспечения кредита предполагается использование залога приобретаемых воздушных судов, строящихся объектов вертодромной инфраструктуры и/или крупного пакета акций управляющей компании. Недостатком этого варианта являются трудности согласования такого кредита в банке, который, как правило, неохотно финансирует крупные инвестиционные проекты на вновь создаваемых предприятиях из-за высоких инвестиционных рисков, а также требует дополнительного обеспечения предоставляемых средств. Третий вариант финансирования - наиболее выгодный с экономической точки зрения, но самый сложный с организационной - это закупка ВС по лизингу, так как это требует участия в операции крупной лизинговой компании. 6.6.3. Сроки окупаемости начальных инвестиций. Произведенные в процессе исследования расчеты показали, что при всех трех указанных вариантах финансирования рекомендуемая бизнес-модель демонстрирует высокие показатели рентабельности. При этом первый и второй варианты финансирования, предполагающие использование кредитных ресурсов, оказывают более мягкий эффект на функционирование экономической модели главным образом за счет того, что в течение первых двух лет можно договориться с банком не выплачивать проценты по кредиту и амортизации основного долга. При таком варианте финансирования предприятие практически в течение всего начального периода будет находиться в "зоне безубыточности" и к концу пятого года будет иметь возможность полностью вернуть привлеченные средства, накопить резервный и амортизационный фонды для обновления парка ВС (уже начиная с шестого года эксплуатации), а также аккумулировать прибыль к распределению в размере 143,6 млн. евро. Таким образом, полная окупаемость инвестиционного проекта по первому и второму вариантам финансирования наступает на шестом году с момента начала. Третий вариант, предполагающий финансирование закупки ВС через лизинг, требует большего объема оборотных средств, так как предполагает обязательные ежемесячные лизинговые платежи с момента оформления контракта на поставку ВС. Поэтому в течение первых трех лет создаваемое предприятие имеет отрицательный "кэш-флоу" и аккумулирует значительные убытки, которые на пике (в конце второго года) достигают 179,4 млн. евро. При этом варианте предприятие входит в "зону безубыточности" только на третьем году работы. Принимая во внимание больший объем аккумулируемых убытков в течение первых трех лет работы, на втором году работы предприятию дополнительно требуется привлечение кредита в сумме 100 млн. евро на 3 года для пополнения оборотных средств. Однако предварительные расчеты показывают, что, несмотря на отрицательный "кэш-флоу" предприятия в течение первых трех лет в условиях лизинга, по окончании пятого года предприятие будет иметь более высокие экономические показатели, чем в первом и во втором вариантах финансирования, и полная окупаемость инвестиционного проекта в третьем варианте (при лизинговом финансировании закупки ВС) возможна уже в конце пятого года работы. Для справки: более короткий срок окупаемости инвестиционного проекта в случае закупки ВС по лизингу связан с оптимизацией налогообложения и меньшими объемами уплачиваемых налогов. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВИАТАКСИ (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.2004)".