О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА. Постановление. Правительство Москвы. 14.06.05 439-ПП

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1.2. Современное состояние информационного
              представительства органов власти г. Москвы
                           в сети Интернет

     Разработка настоящей   Концепции   основывается   на  результатах
анализа  количественных  и   качественных   характеристик   официально
эксплуатируемых Интернет ресурсов различных структур власти г.  Москвы
и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на середину  2004  г.
Кроме  того,  используется  проектная  документация  и предварительные
результаты  разработок  городских  порталов,   проводимых   в   период
2003-2004  гг.  в  рамках  реализации  пп.  1.3.1  и  1.4.1.3  Перечня
мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа имеющегося зарубежного опыта
создания систем официальных государственных Интернет ресурсов (далее -
зарубежные функциональные аналоги СГП).  На этой  основе  определяются
общие  целевые  функции для формулирования принципов формирования СГП,
представленных в разделе 2 настоящей Концепции.

     1.2.1. Формальные количественные показатели

     По данным официального сервера Правительства  Москвы  www.mos.ru,
на 28.02.2005 г.  перечень городских Интернет ресурсов (см. Приложение
1 Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют функции
официального    информационного    представительства    общегородских,
отраслевых и территориальных органов власти и хозяйства  г.  Москвы  в
Интернете.  Т.е.  с формально количественной точки зрения,  московские
власть и хозяйство достаточно полно представлены  в  глобальной  сети.
Однако  с  точки  зрения  качества  информационного  представительства
положение едва ли можно признать удовлетворительным.

     1.2.2. Качественные показатели

     Наиболее критичными   представляются   три   ключевых   критерия,
определяющий   качественный  уровень  имеющихся  официальных  Интернет
ресурсов г. Москвы:
     - востребованность  пользователями  предоставляемых  информации и
сервисов;
     - уровень доступности городской информации для пользователей;
     - уровень системности информационного представительства.
     Ниже представлены   основные   результаты   анализа  официального
информационного представительства г.  Москвы с точки зрения каждого из
указанных выше качественных показателей.  Исходя из этого,  в качестве
основного целевого критерия  оптимальности  предлагаемых  в  Концепции
подходов  к  формированию  структуры  СГП рассматриваются существенное
улучшение  (относительно  достигнутых  к  середине  2004  г   уровней)
указанных характеристик.

     1.2.2.1. Востребованность городской информации

     Прежде чем   оценивать   уровень   востребованности   официальных
Интернет  ресурсов,  следует   зафиксировать,   какие   информационные
продукты   могут  быть  потенциально  предоставлены  пользователям  со
стороны города.  Как показывает  анализ  содержательных  характеристик
городских   Интернет  ресурсов,  а  также  уровня  технологического  и
организационного  развития  соответствующих  ИСИР  по   состоянию   на
середину  2004 г.,  указанный перечень продуктов может включать в себя
следующие основные позиции:
     - издаваемые  городской  властью всех уровней нормативно-правовые
документы;
     - официальная   (т.е.   наиболее   актуализированная   и  надежно
верифицированная)  справочная  информация  общего  назначения,  в  том
числе:
     - функциональная  атрибутика  органов  власти   и   хозяйственных
структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
     - коммуникационные  и  контактные  сведения  (адреса,   телефоны,
факсы, электронная почта, Web-представительство);
     - режимы работы учреждений и предприятий и т. п.;
     - актуализированная  статистическая и фактографическая информация
о текущей и перспективной деятельности  структур  городской  власти  и
хозяйства (отчеты,  бюллетени, статистические справки, планы и графики
мероприятий и т.д.);
     - актуализированные  в результате выполнения управленческих и/или
регистрационных функций  городских  структур  справочно-информационные
каталоги организаций и предприятий, сформированные по территориальному
или   отраслевому   принципу,   (например,   электронные   справочники
профильных   организаций,   связанных   с   деятельностью   отраслевой
структуры,  директории предприятий  и  организаций,  расположенных  на
территории        муниципального        образования,       виртуальные
территориально-отраслевые   торговые   площадки,   профильные    и/или
тематические форумы, "электронные доски объявлений" и т.п.);
     - открытые  для  публичного  доступа   адресно-географические   и
адресно-транспортные  данные  и  предоставляемые  с  их использованием
интерактивные  услуги  (электронные  схемы  и  карты),  основанные  на
официальных реестрах зданий и сооружений;
     - анонсы мероприятий и  событий,  связанных  с  функционированием
городских структур (например,  района, округа, департамента, комитета,
комплекса, правительства города);
     - общегородские, региональные или отраслевые новостные материалы,
эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских Интернет ресурсов;
     - подготовленные   редакциями  Интернет  ресурсов  аналитические,
обзорные  и  тематические  материалы,   связанные   с   общегородской,
территориальной или отраслевой проблематикой;
     - фактографические (в т.ч. исторические) информационно-справочные
материалы,   основанные   на  информации,  связанной  с  деятельностью
отраслевых или территориальных структур городской власти.
     Приведенный выше  перечень  практически исчерпывает все возможное
информационное наполнение, которое отдельные городские структуры могут
в настоящее время (т.е.  в середине 2004 г.) предоставить пользователю
Интернет на эксклюзивной основе.  Следует признать, что функциональный
дизайн отдельных городских Интернет ресурсов, исключительно основанный
на указанной выше информации, едва ли может обеспечить высокий уровень
их   информационной   конкурентоспособности  в  сети.  Это  объективно
подтверждают статистические данные  средней  посещаемости  официальных
городских   Интернет   ресурсов.   В   частности,   в  соответствии  с
показателями  основных   рейтинговых   систем   российского   сегмента
Интернет,  лишь  посещаемость  наиболее  развитых официальных Интернет
ресурсов (например,  www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru ) находится
на достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки). Однако
в целом средний суточный  "индекс  цитирования"  типичного  городского
Интернет  ресурса  находится  на  уровне  не  выше  300-400 уникальных
посетителей.  Причем в течение  последних  двух  лет  для  большинства
ресурсов  (за  исключением  нескольких упомянутых выше) не наблюдается
роста указанного показателя при общей  тенденции  быстрого  увеличения
количества  активных  Интернет  пользователей в г.  Москве,  которое в
настоящий момент уже насчитывает несколько миллионов. Т.е. любой такой
сайт,  взятый в отдельности,  в силу своей естественной содержательной
специфики явно  уступает  с  точки  зрения  востребованности  наиболее
популярным   публичным   ресурсам  российского  сегмента  Интернет  и,
следовательно,  в   нынешнем   своем   состоянии   (т.е.   без   учета
перспективного   развития   функциональности)   -  ресурс,  обладающий
относительно низкой посещаемостью.
     В этом  контексте  одним  из  ключевых  направлений качественного
повышения востребованности официальных городских Интернет ресурсов для
пользователей   признается   появление  в  перспективе  в  их  дизайне
интерактивных   сервисов   типа   "городская   структура-житель"   или
"городская   структура-бизнес".   Являясь,   по   сути,  "естественной
информационной  монополией"  городской  системы  власти  и  хозяйства,
персонифицированные   пользовательские   сервисы   потенциально  могут
поднять востребованность городских Интернет  ресурсов  на  качественно
новый   уровень.   Особо   следует   отметить   не   просто  сервисную
ориентированность развития функционального дизайна городских  Интернет
ресурсов,   а   именно   необходимость  внедрения  персонифицированных
Интернет услуг,  преимущественно основанных на  применении  технологий
электронно-цифровой   подписи   (ЭЦП).   Предполагается,  что  широкое
внедрение  подобных  сервисов  обеспечит  в  перспективе  формирование
системы  Интернет  взаимодействия столичной власти и жителей на основе
принципа  "электронного  правительства"  и   режима   "одного   окна".
Формирование   указанной  системы  Интернет  взаимодействия  городской
власти и жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ
(см.  Постановление  Правительства  N  526-ПМ  от  03.08.2004) и,  как
свидетельствует зарубежный опыт,  обеспечивает  исключительно  высокий
уровень востребованности государственных Интернет ресурсов.
     В этом смысле одним из наиболее показательных примеров  успешного
опыта   создания  зарубежных  аналогов  СГП  является  динамика  роста
пользовательских посещений Интернет ресурса www.direct.gov.uk (до  мая
2004   г.   -   www.ukonline.gov.uk),  выполняющего  функции  главного
поисково-навигационного  портала  системы   государственных   Интернет
ресурсов  Великобритании.  Запущенный  в  официальную  эксплуатацию  в
феврале 2002  г  как  чисто  информационно-справочный  государственный
ресурс  портал  на  начальном  этапе  эксплуатации обеспечивал уровень
пользовательской  востребованности  не   выше   1500-2000   уникальных
посетителей   в   сутки.   Однако  появление  в  середине  2002  г.  в
функциональном дизайне портала первых  ссылок  на  персонифицированные
интерактивные  сервисы  (предоставляемые  в  рамках различных ресурсов
системы ukonline.gov.uk) резко повысило этот уровень до примерно 10000
посещений  в сутки.  Дальнейшее приоритетное развитие функциональности
порталов   в   части   увеличения    количества    персонифицированных
Web-сервисов  и  качества  поиска  соответствующих  ссылок  обеспечило
достижение стабильно высокого суточного уровня посещаемости портала за
период 2003-2004 гг. не ниже 18000-20000 уникальных пользователей. При
этом важно,  что нынешнем своем состоянии указанный ресурс является не
только   эффективным   инструментом  проблемного  поиска  и  навигации
пользователя  по  комплексу  предоставляемых  интерактивных  услуг  со
стороны  правительственных структур,  но и обеспечивает общие для всей
системы    государственных    Интернет     ресурсов     Великобритании
персонифицирующие   функции,   такие   как  авторизация  и  сохранение
персональных настроек пользователя.

     1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернет

     Появление интерактивных сервисов в  качестве  ключевых  элементов
функционального  дизайна  отдельных  городских  сайтов  и  порталов г.
Москвы является абсолютно  необходимым,  но  не  достаточным  условием
повышения  их конкурентоспособности.  Причиной тому может стать другое
общее отрицательное  свойство,  характерное  для  нынешнего  состояния
московских  Интернет  ресурсов:  объективно низкий на сегодняшний день
уровень доступности городской информации в сети.
     В наименьшей   степени   сделанный  вывод  подразумевает  наличие
технических проблем по обнаружению пользователем необходимой ссылки на
стартовую  страницу официального Интернет ресурса конкретной городской
структуры или поиска  связанных  с  определенной  городской  тематикой
Интернет публикаций. Поисковые механизмы, основанные на индексировании
Интернет  ресурсов  и  предоставляемых  в  их  рамках   информационных
объектов по тематическим классификаторам (например, по основным сферам
жизнедеятельности  города   типа   "Власть",   "ЖКХ",   "Образование")
достаточно  хорошо  к  настоящему моменту развиты в специализированных
разделах ведущих российских поисковых порталов (в частности, Рамблер и
Яндекс).  Однако в результате подобного поиска пользователю может быть
предоставлен лишь формальный (и,  следовательно,  достаточно объемный)
перечень   ссылок   на   существующие  Интернет  ресурсы,  посвященные
определенному аспекту городской жизни  (Яндекс),  или  на  тематически
отсортированные  публикации в Интернет СМИ (Рамблер).  В обоих случаях
дальнейшая  детализация  поиска,  в  частности,  по  наличию  и   типу
предоставляемых  сервисов  или  по  наличию  информации,  связанной  с
конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.
     Применительно к городской информации подобный уровень доступности
нельзя считать приемлемым.  Это,  прежде всего, обусловлено спецификой
мотивации  обращения  пользователя  к  официальным московским Интернет
ресурсам:  в  подавляющем  большинстве  случаев  житель   Москвы   или
представитель  московского бизнеса взаимодействует с городской властью
не из праздного любопытства,  а в связи с решением реальных  жизненных
проблем  (экономических,  социальных,  юридических  и  т.п.).  Поэтому
отсутствие эффективных механизмов целевого (т.е.  узко предметного/или
проблемно-ориентированного) поиска необходимых данных или потенциально
предоставляемых сервисов,  относящихся  к  официальной  информационной
компетенции  конкретных городских структур,  является одной из весомых
причин низкого на сегодняшний день уровня востребованности официальной
городской информации в Интернет.
     В этой связи очевидным способом  качественного  повышения  уровня
доступности (и,  как следствие, востребованности) городской информации
является  создание  системы   специализированных   Интернет   порталов
общегородского  уровня.  При  этом предполагается,  что функциональный
дизайн  указанных  ресурсов  СГП,  должен  быть   не   только   сервис
ориентированным,  но  и приоритетно нацелен на обеспечение проблемного
поиска  информации  и   соответствующих   сервисов   в   рамках   всех
существующих   официальных  Интернет  ресурсов  Москвы.  Это,  в  свою
очередь, предполагает разработку, внедрение и сопровождение единой для
всех  ресурсов  СГП  системы  проблемной  и  предметной  классификации
городской информации.  В этой  связи,  разработка  и  централизованное
сопровождение указанной системы в качестве составной части создаваемой
в перспективе Метасистемы "Электронная  Москва"  (МЭМ)  представляется
одним   из   наиболее   актуальных  мероприятий  реализации  настоящей
Концепции.

     1.2.2.3. Системность представления городской информации

     Тесно связанной  с   проблемой   низкой   доступности   городской
информации  является  проблема  отсутствия системности (комплексности)
представления  официального  московского  контента  в  Интернет.   Под
комплексностью  представления понимается не только формальные полнота,
актуальность  и  целостность  информации,  публикуемой  на   различных
Интернет  ресурсах  (в том числе исключение фактов ее дублирования или
не легитимной актуализации).  Более важен другой  аспект  проблемы,  а
именно,   -   отсутствие   эффективных  возможностей  пользовательской
навигации по официальным Интернет ресурсам вне  зависимости  от  того,
какой  из  городских  Интернет  сайтов  или  порталов  был  изначально
использован в  качестве  "точки  входа".  Именно  в  данной  трактовке
свойство  системности  представления  официальной  информации является
одним  из  основных  аспектов  привлекательности  и   востребованности
зарубежных  функциональных  аналогов СГП,  в том числе систем Интернет
порталов ряда крупных  городов  мира  (например,  Нью-Йорка,  Лондона,
Сингапура).  Как показывает практика эксплуатации указанных портальных
структур, чем более взаимоувязаны пользовательские навигация и поиск в
рамках всех включенных в структуру составляющих, тем выше посещаемость
как отдельных государственных Интернет ресурсов,  так и  всей  системы
ресурсов в целом.
     Напротив, с точки зрения возможностей пользовательской  навигации
система официального Интернет представительства Москвы характеризуется
фактическим  отсутствием  какой-либо  взаимосвязи   между   отдельными
городскими Интернет ресурсами.  Как показывает проведенный анализ, это
обусловлено не столько техническими причинами, сколько организационной
спецификой   эксплуатации  официальных  Интернет  ресурсов  города.  В
настоящее время имеющиеся Интернет ресурсы Москвы,  по сути,  являются
внешними  интерфейсами  к  открытой  части  локальных  ИСИР  городских
структур,   которые   полностью   автономны   как   с   точки   зрения
информационного   взаимообмена   и   актуализации,   так   и  в  части
организационного взаимодействия операторов. В результате при обращении
к  любому  из  существующих  сегодня  городских  Интернет  ресурсов  у
пользователя     нет     возможности     реализовать     не     только
проблемно-ориентированный   поиск  информации,  но  и  воспользоваться
простейшими опциями  навигации  по  потенциально  соответствующим  его
конкретным информационным потребностям Интернет ссылкам. Кроме того, в
данной ситуации практически невозможно исключить факты дублирования  и
неадекватной актуализации информации,  а также эффективно использовать
многие общесистемные контентные элементы (далее - компоненты  базового
информационного обмена,  КБИО), широко применяемые в рамках зарубежных
функциональных  аналогов  (например,   общие   адресно-географические,
общегородские новостные блоки и т.п.).
     Следует признать,  что  сложившееся  положение   дел   достаточно
объективно,  прежде  всего,  ввиду отсутствия реальных организационных
механизмов,  стимулирующих   достаточно   многочисленных   фактических
владельцев  и операторов Интернет ресурсов и соответствующих городских
ИСИР  к  развитию  информационного  взаимодействия  между   отдельными
составляющими  официального  Интернет  представительства города.  Этой
негативной тенденции  также  способствуют  существующие  недостатки  в
городской  нормативно-правовой  базе  в  части  порядков  установления
правомочий и регламентов  эксплуатации  создаваемых  за  счет  средств
города ИСИР. В этой связи одним из эффективных путей решения указанной
проблемы должно стать эволюционное формирование  и  поэтапный  ввод  в
эксплуатацию  общегородских  и  межведомственных  ИСИР  -  Метасистемы
"Электронная  Москва"  (МЭМ).  В  контексте  развития  СГП  одними  из
ключевых   назначений   МЭМ   должны   стать   консолидация  городских
информационных ресурсов  общего  назначения  и  предоставление  на  их
основе информационных услуг как индивидуальным пользователям Интернет,
так и операторам локальных ИСИР отдельных городских структур. При этом
важнейшим аспектом формирования и развития МЭМ должна стать разработка
регламентов организационного взаимодействия  между  Оператором  МЭМ  и
операторами информационных систем, интегрированных с МЭМ.

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа