Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "СИСТЕМА НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ НА 2003-2005 ГОДЫ" (РЕДАКЦИЯ НА 26.10.2004)".
4.1. Городской наземный пассажирский автотранспорт ГУП "Мосгортранс" и входящее в его состав 31 эксплуатационное предприятие (18 автобусных, 8 троллейбусных парков и 5 трамвайных депо) является крупнейшим городским пассажирским перевозчиком постоянного и временного населения г. Москвы в наземном транспорте маршрутизированного сообщения. Количество транспортных средств - объектов диспетчерского управления составляет в целом по ГУП 7600 единиц, в том числе автобусов - 5165; троллейбусов - 1545; трамваев - 850. Общая численность парка транспортных средств (средний инвентарь) за последнее десятилетие сократилась на 17%, в том числе автобусов - на 15%; троллейбусов - на 19%; трамваев - на 22%. Тенденция сокращения численности парка транспортных средств предприятий ГУП "Мосгортранс" имеет различные причины, в их числе: - недостаточное воспроизводство парка по износу из-за прекращения его финансирования за счет федерального бюджета; - снижение спроса платежеспособных групп постоянного и временного населения на услуги предприятий ГУП вследствие использования ими альтернативных видов наземного городского транспорта (легковых автомобилей, обычных и маршрутных такси); - отсутствие достаточного по условиям текущего финансирования городского муниципального заказа, обусловившее нехватку денежных средств на техническую эксплуатацию подвижного состава и стимулирующее его реализацию или списание. Уменьшение количества единиц транспортных средств ГУП "Мосгортранс" привело к снижению уровня транспортного обслуживания населения города: - общему сокращению числа маршрутов, также плотности маршрутной сети; - росту интервала движения на маршрутной сети, особенно в "межпиковые" периоды суток. В настоящее время до 20% городских автобусных маршрутов в "межпиковые" периоды функционирует по объявленному графику движения, т.е. с интервалом, превышающим 30 мин./час. Основные проблемы нормализации уровня транспортного обслуживания пассажиров предприятиями ГУП "Мосгортранс" могут быть решены только в рамках реализации комплексной программы оздоровления их финансового состояния. Вместе с тем результаты функционального диагностирования ГУП "Мосгортранс" как объекта управления показали, что ряд задач диспетчерского управления перевозчиками пассажиров решается со значительной задержкой во времени или не решается вообще из-за отсутствия оперативного информационного обмена. В результате вышеуказанных проблем в системе эффективного управления движения на маршрутах на остановочных пунктах нередко происходят значительные скопления пассажиров, не имеющих объективной информации о графике движения транспорта. Своевременное оперативное доведение реальной информации о времени прибытия рейсовых транспортных единиц (ТЕ) на каждый остановочный пункт позволит снизить загруженность транспорта за счет перераспределения пассажиропотока в критических ситуациях на другие виды транспорта (маршрутные такси, таксомоторы и т.д.). Диспетчерская служба ГУП "Мосгортранс" функционирует в режиме острого дефицита времени, необходимого для анализа транспортной обстановки, принятия решений по управлению движением и реализации этих решений. В течение суток в системе оперативного диспетчерского управления формируются и оформляются документы около 30 наименований, причем большинство из них - в нескольких экземплярах. Эффективность функционирования системы оперативного диспетчерского управления в ГУП "Мосгортранс" в значительной степени снижает дефицит объективной информации о процессе движения на маршрутах городского пассажирского транспорта. Для диспетчеров конечных станций среднее время запаздывания информации составляет около 0,5 часа. Диспетчерам отдела оперативного управления движением для принятия соответствующих решений необходимо иметь информацию об оперативной обстановке одновременно по целому ряду маршрутов, особенно в тех случаях, когда реализуется управление при решении задач межведомственного взаимодействия, в первую очередь с ГУП "Московский метрополитен". Такая информация предоставляется диспетчерами дискретно за определенные периоды 7 раз в сутки. Проведенный анализ показал, что обеспеченность подвижным составом маршрутов подвержена значительным колебаниям в течение достаточно коротких промежутков времени. Поэтому при возникновении ситуаций, требующих вмешательства диспетчеров, принятие решений и их реализация задерживаются на время получения информации о текущем состоянии движения на маршрутах. Существующая система управления движением из одной точки маршрута не обеспечивает достаточный контроль соблюдения плановых режимов, в результате фактическая регулярность движения (количество своевременных прибытий в пределах установленного допуска к общему количеству) находится на уровне 0,55 при отчетной регулярности на конечной станции 0,92 и выше. Такая система не обеспечивает условия, при которых невозможны грубые, преднамеренные нарушения линейной дисциплины водителями, такие как отстой в неположенное время, неплановые заправки, сокращение маршрута и т.п. По результатам ревизорских проверок можно предположить, что минимум 2-3% рейсов не совершаются по приведенным выше причинам. Фактические потери гораздо выше из-за того, что водители достаточно быстро узнают о ревизорском контроле и предупреждают нарушителей. Одним из наиболее узких мест механизма контроля и учета в системе управления движением является информация о сходах транспортных средств с маршрутной сети по технической неисправности (отказам). В зависимости от дальности нахождения пункта схода от начально-конечного диспетчерского пункта информация о сходе поступает в систему управления движением не ранее чем через 20 минут с момента схода. При этом в целом на принятие решения о возможности восстановления движения сошедшего транспортного средства или необходимости его эвакуации в среднем требуется не менее 2-2,5 часов начиная с момента схода (за исключением трамвая). В целом по экспертным данным, число единиц транспортных средств, сходящих с маршрутной сети по технической неисправности (отказам), ежесуточно составляет до 3-5% общей численности парка подвижного состава, выпускаемого на линию, без учета систематического простоя транспортных средств из-за временного закрытия движения, отказов контактно-кабельной сети, прекращения подачи электроэнергии и других причин. Решение большинства рассмотренных выше проблем неэффективного диспетчерского управления в ГУП "Мосгортранс" возможно в рамках реализации комплексной городской программы "Система навигации и телематики для городского управления и населения". |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "СИСТЕМА НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ НА 2003-2005 ГОДЫ" (РЕДАКЦИЯ НА 26.10.2004)".