Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".
3.3.1. Общие положения Комплекс водных объектов г. Москвы - это система, состоящая из более чем 140 рек и ручьев, 170 расположенных на них (русловых) водоемов, 4 озер и более 400 прудов различного происхождения. Наиболее крупными из этих рек являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р. Москвы, 39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы. Эта сеть водоемов, сильно измененная в процессе градостроительной и иной хозяйственной деятельности, обеспечивает регулирование поверхностного и грунтового стока, несет рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также судоходства. Системными водопользователями Москвы являются МГП "Мосводоканал", осуществляющее водоснабжение и канализование города, и МГУП "Мосводосток", осуществляющее сбор, транспортировку, очистку и отведение поверхностного стока с территории г. Москвы. Система водных объектов г. Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стоков. Сброс сточных и поверхностных вод составляет основную часть водопользования на территории города и существенно отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов бассейна реки Москвы. Необходимо отметить крайне высокую степень антропогенной нагрузки, превышающую природные возможности биологического самоочищения водных экосистем. Вместе с тем в последние годы отмечается некоторая стабилизация основных количественных и качественных показателей состояния водоемов на территории города. Реализуются мероприятия по снижению объемов сбросов загрязнителей в водоемы как за счет уменьшения объемов стоков, так и за счет повышения степени их очистки. Например, осуществлено строительство 2 канализационных насосных станций общей производительностью 160 тыс. куб. м/сутки (Братеевской и Новокунцевской), выведены на проектные показатели очистные сооружения в Южном Бутово и в Зеленограде общей производительностью 220 тыс. куб. м/сутки, завершена реконструкция сооружений биотермической стабилизации пескового осадка Курьяновской станции аэрации 70 куб. м/сутки, продолжается реализация схемы удаления азота и фосфора на очистных сооружениях Люберецкой и Курьяновской станций аэрации и т.д. Разработаны и применяются инженерно-технические мероприятия по санации самих водоемов. Например, проведена прочистка русла р. Яузы (район проспекта Мира, Сухонская набережная, Потешная набережная), расчищены русла рек Лихоборка и Каменка в месте впадения в р. Яузу с частичным габионным укреплением берегов и зарегулированием стока с целью исключения сброса в р. Яузу бытового мусора и взвешенных веществ и т.д. В качестве приоритетного направления совершенствования технологий очистки сточных вод на ближайшие годы обозначено удаление биогенных элементов (азота и фосфора). В настоящее время завершены работы по реконструкции 3-й очереди старого блока Люберецкой станции аэрации, создан промышленный полигон по отработке новых технологий удаления биогенных элементов, проведены другие организационно-технические мероприятия по оптимизации процессов очистки сточных вод и внедрению переносных и стационарных приборов контроля, лабораторных приборов экспресс-анализа. В целом все мероприятия подпрограммы являются переходными и их продолжение регламентируется различными постановлениями Правительства Москвы и Московской области, что во многом предопределяет приоритетность мероприятий, а именно: - очистка сточных вод московских станций аэрации, которая приведет к сокращению сброса соединений азота и фосфора в водоемы Москвы; - очистка поверхностных сточных вод, основным элементом которой является строительство городских очистных сооружений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, при условии достаточного финансирования этих работ. Однако до настоящего времени эти средства не выделены; - совершенствование технологий очистки загрязненных сточных вод. Для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход. С этой целью планируются: - подготовка проекта закона "Об охране водных объектов на территории г. Москвы"; - совершенствование нормативной базы, определяющей виды водопользования, требования к спецводопользователям, функциональное назначение водоемов; - создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г. Москве; - подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и г. Москвы; - разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прилегающих территорий; - разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории г. Москвы и вынос границ в натуру; - разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории города; - разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения; - исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть без предварительной очистки; - максимальное стимулирование естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.п.; - инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий; - охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных систем; - разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов; - определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек, и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние; - разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих водосберегающие и водоохранные технологии; - утверждение Методики расчета ущерба, причиненного в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока; - организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов; - оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета количества и качества сбрасываемых сточных вод. Одним из приоритетных направлений является экологическая реабилитация долин малых рек, ручьев и прудов с учетом бассейнового подхода, комплексного благоустройства с формированием системы городских ландшафтов на основе Схемы размещения по административным округам объектов нового озеленения на территориях Природного комплекса города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 413 с привлечением средств инвесторов. Внедрение такого подхода к решению проблем в этой области создаст финансовые возможности для реализации комплексной экологической реабилитации долин малых рек, ручьев и прудов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению, новому (компенсационному) озеленению, рекультивации почвы и благоустройству прибрежных территорий. Важной проблемой остается отсутствие единой системы по контролю за состоянием прудов, четкой программы мер по их экологической реставрации. Необходимо, чтобы городские водные объекты стали "экологическими островками", разделяющими и дополняющими застроенные территории города. Выполнение планируемых мероприятий позволит: - сократить сброс загрязняющих веществ в водные объекты на 5000 тонн в год, в том числе на 4000 тонн в год соединений азота и на 875 тонн в год соединений фосфора; - увеличить долю очистки поверхностного стока на 15%, что составит 60% от всего поверхностного стока; - создать дополнительные зоны рекреации для городского населения; - увеличить территорию Природного комплекса г. Москвы; - улучшить качество воды и условий обитания водных биологических видов; - создать условия по сохранению и восстановлению биоразнообразия. |
Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".