О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004). Постановление. Правительство Москвы. 25.02.03 102-ПП

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.3.1. Общие положения

     Комплекс  водных  объектов  г. Москвы - это система, состоящая из
более  чем  140  рек  и  ручьев,  170  расположенных на них (русловых)
водоемов, 4 озер и более 400 прудов различного происхождения. Наиболее
крупными  из  этих  рек  являются  реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые
начинаются  на  территории  Московской области и являются притоками р.
Москвы,  39  рек и ручьев имеют полностью открытые русла, 40 водотоков
полностью  забраны  в  коллекторы.  Остальные  имеют частично открытые
русла  и  частично  заключены  в коллекторы. Эта сеть водоемов, сильно
измененная   в   процессе   градостроительной   и  иной  хозяйственной
деятельности,  обеспечивает  регулирование поверхностного и грунтового
стока,     несет     рекреационные    нагрузки,    используется    для
хозяйственно-питьевого   и   технического   водоснабжения,   а   также
судоходства.
     Системными водопользователями Москвы являются МГП "Мосводоканал",
осуществляющее   водоснабжение   и   канализование   города,   и  МГУП
"Мосводосток",   осуществляющее   сбор,   транспортировку,  очистку  и
отведение  поверхностного стока с территории г. Москвы. Система водных
объектов  г.  Москвы является частью природной среды города, выполняет
градообразующие,   инженерные   и   экологические  функции,  формирует
ландшафтный   облик   города,   осуществляет  отвод  поверхностного  и
дренажного  стоков.  Сброс  сточных  и  поверхностных  вод  составляет
основную  часть  водопользования  на  территории  города и существенно
отражается  на  состоянии  водных экосистем и водных ресурсов бассейна
реки Москвы.
     Необходимо   отметить   крайне   высокую   степень  антропогенной
нагрузки,    превышающую    природные    возможности    биологического
самоочищения   водных   экосистем.  Вместе  с  тем  в  последние  годы
отмечается    некоторая   стабилизация   основных   количественных   и
качественных  показателей  состояния  водоемов  на  территории города.
Реализуются  мероприятия  по  снижению объемов сбросов загрязнителей в
водоемы как за счет уменьшения объемов стоков, так и за счет повышения
степени   их   очистки.   Например,   осуществлено   строительство   2
канализационных  насосных  станций  общей производительностью 160 тыс.
куб.  м/сутки  (Братеевской  и  Новокунцевской), выведены на проектные
показатели  очистные  сооружения  в Южном Бутово и в Зеленограде общей
производительностью  220  тыс.  куб.  м/сутки, завершена реконструкция
сооружений  биотермической  стабилизации пескового осадка Курьяновской
станции   аэрации  70  куб.  м/сутки,  продолжается  реализация  схемы
удаления   азота  и  фосфора  на  очистных  сооружениях  Люберецкой  и
Курьяновской   станций   аэрации  и  т.д.  Разработаны  и  применяются
инженерно-технические мероприятия по санации самих водоемов. Например,
проведена  прочистка  русла  р.  Яузы (район проспекта Мира, Сухонская
набережная,  Потешная  набережная),  расчищены  русла  рек Лихоборка и
Каменка  в  месте впадения в р. Яузу с частичным габионным укреплением
берегов  и  зарегулированием стока с целью исключения сброса в р. Яузу
бытового мусора и взвешенных веществ и т.д.
     В качестве приоритетного направления совершенствования технологий
очистки  сточных  вод  на ближайшие годы обозначено удаление биогенных
элементов  (азота  и  фосфора).  В настоящее время завершены работы по
реконструкции  3-й  очереди  старого блока Люберецкой станции аэрации,
создан  промышленный  полигон  по  отработке новых технологий удаления
биогенных   элементов,   проведены  другие  организационно-технические
мероприятия  по  оптимизации процессов очистки сточных вод и внедрению
переносных  и  стационарных  приборов  контроля, лабораторных приборов
экспресс-анализа.
     В  целом  все  мероприятия подпрограммы являются переходными и их
продолжение  регламентируется различными постановлениями Правительства
Москвы   и   Московской   области,   что   во   многом  предопределяет
приоритетность мероприятий, а именно:
     - очистка   сточных   вод  московских  станций  аэрации,  которая
приведет  к  сокращению  сброса  соединений  азота и фосфора в водоемы
Москвы;
     - очистка  поверхностных  сточных вод, основным элементом которой
является  строительство городских очистных сооружений в соответствии с
постановлением  Правительства  Москвы  от  17.04.2001  N  355-ПП,  при
условии  достаточного  финансирования этих работ. Однако до настоящего
времени эти средства не выделены;
     - совершенствование технологий очистки загрязненных сточных вод.
     Для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход.
С этой целью планируются:
     - подготовка   проекта  закона  "Об  охране  водных  объектов  на
территории г. Москвы";
     - совершенствование    нормативной    базы,   определяющей   виды
водопользования,  требования  к  спецводопользователям, функциональное
назначение водоемов;
     - создание  координирующего  органа  управления  и  охраны водных
ресурсов в г. Москве;
     - подготовка  и  подписание  договора  о  разграничении предметов
ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и г. Москвы;
     - разработка  и  утверждение в установленном порядке реестра всех
водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлежности,
основных  гидрологических  характеристик,  оценки качества воды, видов
водопользования  и  ответственных  за  содержание  водного  объекта  и
прилегающих территорий;
     - разработка  проектов  водоохранных  зон  по всем малым рекам на
территории г. Москвы и вынос границ в натуру;
     - разработка  и  утверждение  новых  Правил  приема сточных вод в
городскую  водосточную  сеть,  в  том  числе  с  селитебной территории
города;
     - разработка  модели  баланса формирования стока по каждой реке и
выявление источников загрязнения;
     - исключение  сброса  загрязненных производственных сточных вод в
водные  объекты  и  в  городскую  водосточную сеть без предварительной
очистки;
     - максимальное    стимулирование    естественных    самоочищающих
процессов,  в  том  числе  за  счет устройства дополнительных русловых
прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.п.;
     - инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий;
     - охрана  и  восстановление  природных  сообществ и биологических
ресурсов водных и околоводных систем;
     - разработка   механизма   для   вывода   из   водоохранных   зон
экологически опасных и самовольно размещенных объектов;
     - определение  участков заключенных в коллекторы водных объектов,
по  которым  возможно  восстановление  открытых  русел  малых  рек,  и
разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние;
     - разработка   системы   стимулирования  предприятий,  внедряющих
водосберегающие и водоохранные технологии;
     - утверждение  Методики расчета ущерба, причиненного в результате
сверхнормативного  сброса  загрязняющих  веществ  в водные объекты, на
рельеф местности, в городские сети канализации и водостока;
     - организация  и  обеспечение  постоянной работы единой городской
системы мониторинга водных объектов;
     - оснащение   наиболее   крупных   водовыпусков  приборами  учета
количества и качества сбрасываемых сточных вод.
     Одним   из   приоритетных   направлений   является  экологическая
реабилитация  долин  малых  рек, ручьев и прудов с учетом бассейнового
подхода,   комплексного   благоустройства   с   формированием  системы
городских  ландшафтов  на  основе Схемы размещения по административным
округам объектов нового озеленения на территориях Природного комплекса
города  Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от
04.06.2002  N  413 с привлечением средств инвесторов. Внедрение такого
подхода   к   решению   проблем  в  этой  области  создаст  финансовые
возможности  для  реализации  комплексной  экологической  реабилитации
долин малых рек, ручьев и прудов с проведением работ по дноуглублению,
берегоукреплению,  новому (компенсационному) озеленению, рекультивации
почвы и благоустройству прибрежных территорий.
     Важной  проблемой  остается отсутствие единой системы по контролю
за  состоянием  прудов,  четкой  программы  мер  по  их  экологической
реставрации.   Необходимо,   чтобы   городские  водные  объекты  стали
"экологическими  островками",  разделяющими и дополняющими застроенные
территории города.
     Выполнение планируемых мероприятий позволит:
     - сократить  сброс  загрязняющих веществ в водные объекты на 5000
тонн  в  год, в том числе на 4000 тонн в год соединений азота и на 875
тонн в год соединений фосфора;
     - увеличить   долю  очистки  поверхностного  стока  на  15%,  что
составит 60% от всего поверхностного стока;
     - создать дополнительные зоны рекреации для городского населения;
     - увеличить территорию Природного комплекса г. Москвы;
     - улучшить  качество воды и условий обитания водных биологических
видов;
     - создать условия по сохранению и восстановлению биоразнообразия.

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа