О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004). Постановление. Правительство Москвы. 25.02.03 102-ПП

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.4.1. Общие положения

     Исходя  из  численности  постоянно  проживающего  в городе Москве
населения 8500 тыс. чел., утвержденной нормы накопления 1,68 куб. м на
1  жителя  (твердые  бытовые  отходы  - 1,31 куб. м и крупногабаритный
мусор  -  0,37  куб.  м)  нормативный объем накопления твердых бытовых
отходов  (ТБО)  и крупногабаритного мусора (КГМ) составляет 14280 тыс.
куб. м (соответственно 11138 и 3145 тыс. куб. м), или 3100 тыс. тонн.
     Объемы  образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от
жилого   фонда   и   от  общественных  и  коммерческих  организаций  и
учреждений.  В  количественном  отношении потоки составляют: из жилого
фонда - 1,9 млн. т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и
коммерческих  организаций  и  учреждений - 1,2 млн. т/год (40% от всех
собираемых ТБО).
     На  долю  мусоросжигания  приходится  285,5 тысячи тонн в год, на
полигоны  -  более  2,8 млн. тонн в год, причем через мусороперегрузку
проходит  544 тыс. тонн в год, мусоросортировку - 100 тыс. тонн в год,
т.е.   менее   3%   от  всего  объема  ТБО.  Таким  образом,  на  долю
мусоросжигательных   заводов   приходится   только  7%  утилизации  от
нормативного объема накопления ТБО и КГМ.
     Реально  в городе работают два мусоросжигательных завода N 2 и 3,
а  МСЗ  N  4  находится  в  стадии  подготовки  к  пуску.  При условии
своевременного финансирования только к 2006 г. производительность трех
МСЗ  может  достигать  суммарно  680  тыс.  тонн  в  год ТБО. Основным
способом  утилизации  отходов  является их захоронение на 3 арендуемых
муниципальных  и  некоторых  других  полигонах Московской области. Для
уменьшения объемов захоронения отходов на полигонах, как промышленных,
так  и  ТБО,  в  Москве создается система их сортировки и переработки.
Смонтирована  и  принята  в эксплуатацию мусоросортировочная станция в
Южном  Бутово, московским заводом "Станкоагрегат" изготовлен и передан
для  монтажа  ГУП  "Промотходы"  комплект  оборудования  для еще одной
сортировочной  линии.  Размещение  отходов на полигонах становится все
более  проблематичным  из-за  высокой  стоимости  размещения и позиции
властных   структур   Московской   области,   на   территории  которой
расположены полигоны. Выходом из создавшегося положения представляется
создание новых производств и увеличение доли перерабатываемых отходов.
     В  городе  не  создано  единой  централизованной  системы сбора и
переработки таких опасных отходов, как свинцово-кислотные аккумуляторы
и   электролиты,   шины,   масла   и   другие   отходы   автомобильной
промышленности.  Не решена проблема переработки полимерных материалов,
которых ежегодно образуется десятки тысяч тонн.
     Следует  отметить,  что  принятая в 1992 г. Правительством Москвы
Концепция  откорректированной  схемы  санитарной  очистки г. Москвы от
вредных бытовых отходов до 2010 г. исчерпала свой ресурс. Намеченный в
ней  переход  к  2010 г. на 100% промышленную переработку ТБО не будет
реализован. В обозримом будущем строительства новых мусоросжигательных
заводов на большую производительность ожидать не приходится (стоимость
одного   такого   завода   составит   не  менее  100  млн.  долларов).
Мусоропрессование  позволит  сократить  затраты  на  перевозку  ТБО  и
сэкономить место на полигоне.
     Одним  их  основных путей позитивного изменения ситуации является
снижение  потоков  отходов за счет селективного сбора утильных фракций
муниципальных  отходов  с  последующей  их переработкой (рециклингом).
Сбор  и  переработка  вторичного  сырья  жилого фонда требуют создания
соответствующей  инфраструктуры  (наличия  контейнеров для раздельного
сбора   на   придомовых   площадках,  пунктов  приема,  установок  для
переработки).  Без  этой  инфраструктуры  сбор  и переработка утильной
фракции  ТБО  из жилого фонда экономически не оправданы. Целесообразно
развивать   систему  сбора  и  переработки  вторичного  сырья  из  ТБО
коммерческих   и   общественных  зданий  и  учреждений,  что  позволит
сократить  поток  отходов  на  полигоны  и  заводы, затраты на вывоз и
обезвреживание  и  получить  доход  от  реализации вторичных ресурсов.
Внедрение  системы  селективного  сбора отходов торговых предприятий и
предприятий  непромышленной  сферы  позволит без дополнительных затрат
увеличить  долю  промышленной переработки ТБО с 25 до 65% отходов этих
хозяйств, что отвечает среднему европейскому показателю.
     Основными  приоритетными видами отходов, подлежащими переработке,
являются  особо  токсичные  промышленные  отходы,  уничтожение которых
осуществляется   либо   методами   термического  обезвреживания,  либо
химической нейтрализацией. Для этих видов отходов создание производств
по уничтожению безотлагательно.
     В   городе   отсутствует   сквозная   схема   информационного   и
финансово-экономического  обеспечения  процесса  обращения  с отходами
производства   и   потребления   в   Московском   регионе.   В  случае
несанкционированного  размещения  отходов в соответствии с действующим
законодательством  применяются  низкие  штрафные  санкции,  которые не
стимулируют   выполнение  природоохранных  требований  в  обращении  с
отходами.
     Формирующийся  городской  банк  данных по отходам по состоянию на
01.01.2003  содержит  данные  объемов  образования отходов по основным
крупным  и  средним  предприятиям  города.  Этими  предприятиями в год
образуется  более  6,0  млн.  тонн  отходов.  Программой предусмотрено
продолжение  создания  этого  банка  данных и ведение кадастра отходов
производства и потребления на региональном уровне.
     Одним   из  приоритетных  направлений  в  этой  области  является
разработка   городского   закона   "Об   отходах",  предусматривающего
экономические  и  правовые  механизмы,  стимулирующие  создание  новых
производств  по утилизации, переработке и уничтожению отходов, а также
Концепции управления муниципальными отходами Москвы.
     Для   успешного  решения  проблем  муниципальных  отходов  города
необходимо   создать   конкурентную   среду,   в   том  числе  следует
предусмотреть   участие   малого  и  среднего  бизнеса,  представители
которого, работая непосредственно с населением, могли бы взять на себя
функции  раздельного  сбора.  При  этом в Москве необходимо по примеру
практически   всех  столиц  стран  ЕС  ввести  тендерные  условия  при
заключении  контрактов  на проведение работ по сбору, транспортировке,
переработке  и  захоронению ТБО. Но цепочка должна быть замкнута таким
образом,  чтобы  в  городе  была  бы  организована  инфраструктура  по
переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов.
     Основные мероприятия подпрограммы направлены на:
     - создание        информационной,        организационной        и
финансово-экономической схемы управления потоками отходов в городе;
     - развитие новых технологий в области утилизации отходов;
     - реконструкцию  действующих  и  создание  новых  производств  по
переработке отходов;
     - создание   системы   селективного   сбора  отходов,  подлежащих
переработке;
     - сокращение площадей, занятых под размещение (хранение) отходов.
     Выполнение  планируемых мероприятий подпрограммы позволит довести
уровень переработки отходов до 65%, что составит 9,75 млн. тонн в год.

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа