О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004). Постановление. Правительство Москвы. 25.02.03 102-ПП

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
             РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДО 2020 ГОДА

     Концепция  перехода  к устойчивому развитию Российской Федерации,
Концепция  национальной  безопасности,  принятая  недавно Национальная
экологическая  доктрина Российской Федерации предполагают стабилизацию
и сокращение уровня воздействия хозяйственной деятельности человека на
окружающую  среду,  а  также планомерное, целенаправленное и поэтапное
достижение сбалансированного эколого-экономического развития страны. С
учетом    этого    разработка    долгосрочных    программ   реализации
природоохранной   политики   является   актуальным   и   перспективным
направлением.  Представленные  ниже  направления  призваны  обозначить
основные  приоритеты  деятельности Правительства Москвы до 2020 года в
области  охраны  окружающей  среды и являются основой для долгосрочной
экологической программы г. Москвы.
     Основные  направления  долгосрочных  мер  по нормативно-правовому
обеспечению Программы:
     - принятие   городских   законов  об  экологическом  страховании,
экологическом  аудите,  об  охране  атмосферного  воздуха,  о плате за
негативное   воздействие   на   окружающую   среду,  об  экологической
безопасности автотранспорта, о нормировании качества городской среды;
     - создание   договорно-правовой   базы   и  системы  эффективного
взаимодействия  в  сфере  природопользования и защиты окружающей среды
между  Правительством  Москвы  и федеральными органами власти, с одной
стороны,  и  органами  власти  Московской  области  - с другой. Четкое
разграничение полномочий и функций в области охраны окружающей среды в
городе Москве между всеми государственными органами;
     - расширение   и   повышение   эффективности  правоприменительной
практики  по  экологическим  правонарушениям путем внесения поправок в
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в порядке законодательной инициативы,
ужесточение    существующих    санкций    и   усиление   уголовной   и
административной  ответственности в целях предупреждения экологических
нарушений;
     - разработка  и  внедрение в практику государственного управления
региональных  эколого-экономических  макропоказателей, характеризующих
экологическое  развитие  с  учетом  экономических  факторов.  Создание
системы региональных природоохранных нормативов;
     - создание  концепции  и  разработка  программы по инвестированию
комплексного  благоустройства  и экологической реабилитации территорий
города    Москвы,    включая    такие    аспекты,    как    разработка
нормативно-правовой    базы    инвестирования,    перечень    объектов
инвестиционной  программы, регламент формирования и порядок проведения
конкурса  на  лучший реализованный проект года в области экологических
инвестиций;
     - разработка   нормативов,   введение   в  действие  методических
документов  по  оценке  и возмещению ущерба от таких видов негативного
воздействия, как шумовое, электромагнитное, тепловое, а также усиление
контроля за соблюдением норм в этой области.
     В  целом  необходим  полномасштабный  анализ  правоприменительной
практики  и  кодификация  законодательных  актов  в области экологии и
природопользования,  а  также оптимизация московского законодательства
путем  формирования сводов экологических законодательных и нормативных
актов  города Москвы с учетом норм международного права и региональной
специфики Москвы.
     Основные   направления  долгосрочных  мер  по  охране  воздушного
бассейна:
     - переход  на  принципиально  новую оценку и контроль загрязнения
атмосферного  воздуха  и  установление  природоохранных  нормативов на
основе  региональной  автоматизированной системы динамического анализа
состояния воздушной среды и нормирования;
     - снижение вредного воздействия АТС на атмосферный воздух за счет
ужесточения  требований  к  экологическим характеристикам АТС в городе
Москве;
     - оптимизация  и повышение эффективности управления транспортными
потоками   на   территории   города   Москвы,   увеличение  пропускной
способности   автомагистралей:  упорядочение  парковок,  реконструкция
дорожно-транспортной системы;
     - внедрение  экологически безопасных видов транспорта и моторного
топлива;
     - повышение  экологических  требований  к  техническому состоянию
автотранспортной   техники,   выпускаемой   отечественными,  в  первую
очередь, московскими заводами, а также ввозимой на территорию России и
эксплуатируемой в Москве;
     - внедрение  в  городском хозяйстве энергосберегающих технологий,
повышение эффективности системы топливно-энергетического хозяйства;
     - замена  в  течение  10-15  лет  существующего  парка столицы на
автомобили с улучшенными экологическими характеристиками, что позволит
сократить  выбросы  загрязняющих  веществ  на  30-50%, или до 400 тыс.
т/год;
     - исследование,  разработка  и  внедрение  транспортных средств с
альтернативными  источниками  энергии. В первую очередь это могут быть
транспортные  средства  с электрическими или комбинированными тяговыми
устройствами;
     - размещение  крупных  энергетических объектов с учетом предельно
допустимых  экологических  нагрузок  для каждого района, в особенности
для    природных    ландшафтов,    используемых    для   рекреации   и
здравоохранения.  Уменьшение  валовых  выбросов  загрязняющих  веществ
объектов теплоэнергетики на 30-50%, или до 15-17 тыс. т/год.
     Основные  направления долгосрочных мер по охране водного бассейна
и очистке сточных вод:
     - переход   на   водосберегающие   технологии  и  полная  очистка
хозяйственно-бытовых и промышленных стоков;
     - ужесточение  контроля за соблюдением природоохранных нормативов
сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
     - поэтапное  достижение  нормативных показателей качества очистки
сточных   вод   дождевой   канализации  с  использованием  современных
технологий  очистки  стока  и  проведением  комплекса  мероприятий  по
водоохранному благоустройству территории водосборных площадей:
     к  2010  году - соответствие показателей качества нормам сброса в
водоемы культурно-бытового назначения;
     к   2020   году   -   соответствие   нормам   сброса   в  водоемы
рыбохозяйственного назначения;
     - обеспечение к 2010 году 86% охвата застроенной части территории
города  системами  сбора,  отвода  и очистки городского стока дождевой
канализации;
     - установление  водоохранных  зон  для  всех  водных  объектов  и
обеспечение соблюдения особого режима в градостроительном регламенте;
     - организация   единой   системы  управления  всей  сетью  водных
объектов на территории города Москвы;
     - закрепление  каждого  объекта  за  конкретным  пользователем  и
обеспечение надлежащей сохранности и предотвращения загрязнения;
     - введение платы за сброс сточных вод с селитебных территорий;
     - повышение    надежности   водоснабжения   Москвы   и   снижение
экологического   риска   требуют  принятия  межрегиональной  программы
совместного  управления  ресурсами  поверхностных и подземных вод, что
позволит  повысить  отдачу  Москворецко-Вазузской  и  Волжской  систем
водоснабжения Москвы и обеспечить снабжение города из двух независимых
источников водоснабжения - поверхностного и подземного.
     Необходимо   ускорить   проведение   научно-исследовательских   и
опытно-конструкторских   работ,   направленных   на  совершенствование
системы очистки канализационных вод и внедрение новых технологий:
     - по  переработке  сточных  вод  и отходов птицефабрик Московской
области;
     - по  утилизации  активных  илов станций водоочистки с получением
экологически чистого удобрения (внедрение технологий рециклинга);
     - по  сбору, очистке и использованию ливневых и талых сточных вод
на территории предприятий на 100%.
     Основные  направления  долгосрочных  мер  по  организации системы
управления и утилизации промышленных и бытовых отходов.
     Принимаемые  хозяйственные решения в области обращения с отходами
производства и потребления должны быть прежде всего направлены на:
     - минимизацию образования отходов в источнике;
     - превращение  отходов во вторичные материальные и энергетические
ресурсы - рециклинг;
     - предотвращение деградации окружающей среды;
     - обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города.
     Современное  обращение с отходами включает процессы рециклинга (в
среднем  это  10-20%), размещения на полигонах и уничтожения (до 80%).
Поэтому   основными  приоритетными  направлениями  сбора,  утилизации,
уничтожения промышленных и твердых бытовых отходов являются:
     - совершенствование городской системы сбора и утилизации отходов;
     - создание  единой  для Москвы и Московской области системы учета
образования,   перемещения,   сортировки,   размещения,  утилизации  и
переработки отходов производства и потребления;
     - развитие  мощностей  индустриальной  переработки промышленных и
бытовых  отходов  на  основе новейших технических решений, в том числе
мусоросжигательных   и   мусороперерабатывающих   заводов,  полигонов,
мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций;
     - расширение      номенклатуры      перерабатываемых     отходов,
стимулирование развития рынка вторичных материалов и изделий из них;
     - создание  системы  селективного сбора отдельных видов отходов у
населения, включая элементы авторециклинга;
     - совершенствование    экономических    методов    стимулирования
деятельности в области обращения с отходами.
     В  целом  реализация  долгосрочных  мер  направлена  на доведение
уровня   переработки   и   вовлечение   во  вторичный  оборот  до  90%
промышленных и твердых бытовых отходов.
     Основные  направления  долгосрочных  мер  по  развитию Природного
комплекса, охране и восстановлению зеленых насаждений и биологического
разнообразия.
     Первостепенная  задача сохранения и развития Природного комплекса
требует   восстановления  и  повышения  экологической  (средозащитной,
средоформирующей,   средообразующей,   оздоровительной)  эффективности
входящих в его состав территорий.
     Стратегия  развития  Природного  комплекса должна базироваться на
организации  системы природных территорий города с приданием им четких
функциональных  назначений и привлечением инвестиций для экологической
реабилитации  территорий  (от скверов и бульваров до долин малых рек).
При  этом  приоритет  должен  отдаваться сохранению и развитию зеленых
клиньев,   пронизывающих   и   разъединяющих   городскую  застройку  и
существенно  улучшающих  потенциал самоочищения атмосферы. Кроме того,
необходимо   создание   единой   системы  особо  охраняемых  природных
территорий   (ООПТ)   с  централизованным  управлением  и  достаточным
финансированием на содержание и развитие этих территорий.
     Результатом    этих    мероприятий    должно    стать   доведение
обеспеченности  зелеными  насаждениями общего пользования до 23,0-25,0
кв. метра на человека.
     Необходимым   условием  сохранения  зеленых  насаждений  является
создание  общегородской  системы  мониторинга за их состоянием, прежде
всего  вдоль  МКАД  и других общегородских магистралей, а также вблизи
промышленных зон и крупных промышленных объектов.
     Кроме  того,  для разработки и реализации инвестиционных программ
экологической   реабилитации  долин  малых  рек  и  других  территорий
Природного комплекса необходимо провести следующие мероприятия:
     - разработку   и   внедрение   нормативных  документов  по  учету
особенностей    геологического    строения,    гидрогеологических    и
геохимических  условий  для  принятия  решений  по  градостроительному
развитию   Москвы,   включающему  новое  строительство,  реконструкцию
транспортных  магистралей  и  инженерной  инфраструктуры, озеленение и
создание рекреационных зон;
     - создание   схемы  освоения  подземного  пространства  города  с
определением перспективных участков и глубины внедрения.
     Одним  из  основных  направлений должно стать восстановление мест
обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы.
     Основные   направления   долгосрочных   мер   по   экологическому
образованию и просвещению, пропаганде охраны окружающей среды.
     Основные   мероприятия   Программы,  как  первоочередные,  так  и
долгосрочные,    не    могут   быть   эффективно   реализованы,   если
природоохранные  принципы  не будут внедрены в сознание общества путем
профессионального   образования,  массового  воспитания  и  пропаганды
охраны окружающей среды.
     Долгосрочные  меры  предусматривают  реализацию  таких принципов,
как:
     - ориентированность  обучающих  программ  на различные социальные
группы с целью обеспечить охват самых широких слоев населения;
     - непрерывность  процесса  обучения,  основанную  на  целостности
системы  внедрения  в  сознание  человека экологических знаний на всех
стадиях образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста;
     - интеграцию    знаний,    достигающуюся    путем   включения   в
образовательную      программу     профессионально     ориентированных
экологических  курсов  и  внедрения экологического аспекта в отдельные
дисциплины, а также в различные формы средств массовой информации.
     Экологическое  образование и пропаганда должны рассматриваться не
изолированно,  а как важная составляющая часть усилий, предпринимаемых
городскими властями с целью повышения эффективности мер по обеспечению
экологической  безопасности  города во всех ее аспектах. Экологическая
"компонента"   должна   стать   обязательной   в   системе   повышения
профессиональной квалификации, в том числе для всех органов городского
управления, включая членов Правительства Москвы.
     Основные   направления   долгосрочных   мер   по   мониторингу  и
нормированию качества окружающей среды.
     В  целом  развитие  системы  сети  наблюдений требует перехода от
децентрализованной  системы  заказов  на  экологическую  информацию  к
централизованной,   при   которой   обеспечивает  и  оплачивает  заказ
пользователь информации.
     Основным  направлением будет завершение и введение в эксплуатацию
информационно-аналитической  системы Департамента природопользования и
охраны  окружающей  среды  города  Москвы,  организация каналов обмена
информацией   с   ресурсами   различных  организаций.  Проектирование,
изготовление  и  поставка  оборудования  и  программных  продуктов для
создания  Комплексной  автоматизированной  системы  обработки  сводных
экологических данных г. Москвы и оперативного управления Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
     Кроме  того,  в  Москве  получит развитие сеть Интернет, и в этой
связи  будут  созданы  региональные,  городские,  окружные  и районные
Интернет-страницы,  посвященные  состоянию окружающей среды, проблемам
градостроительства и природопользования.


Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа