Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".
3.1.1. Общие положения Базовый природоохранный Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" впервые был принят в 1991 году. С момента принятия Закона существенно изменились законодательная база и экономическая обстановка. Многие принятые ранее правила и нормативы в области охраны окружающей среды подлежат корректировке и актуализации в соответствии с современными условиями. В новой редакции Закона "Об охране окружающей среды", вступившей в силу в 2002 году, существенным образом расширены полномочия субъектов Федерации в сфере охраны окружающей среды. В частности, субъекты получили право вводить более жесткие, чем принятые на федеральном уровне, региональные природоохранные нормы; использовать экономические механизмы возмещения ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды, шире применять административные инструменты, штрафы. В последние годы природоохранная нормативная правовая база г. Москвы существенно расширилась. Принято более 100 федеральных и городских документов природоохранного направления, в том числе: постановление Правительства Российской Федерации по национальному парку "Лосиный остров"; 4 законодательных акта города Москвы (из них - 2 закона города Москвы и 2 постановления Московской городской Думы); 25 постановлений Правительства Москвы; 19 распоряжений Мэра Москвы, Премьера Правительства Москвы и др. Принят Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" от 26.09.2001 N 48, регулирующий отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Разработан Закон города Москвы "Об экологическом мониторинге", который призван регулировать взаимоотношения между субъектами экологического мониторинга и способствовать обеспечению органов управления и населения своевременной и достоверной информацией об экологической ситуации в городе. Правительством Москвы одобрены Концепции Законов города Москвы "Об экологическом контроле", "О комплексном природопользовании". Постановлением Правительства Москвы от 27.02.2001 N 210-ПП исключена практика предоставления земельных участков в пределах территорий Природного комплекса до утверждения в установленном порядке градостроительной и предпроектной документации, устанавливающей их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности. Ограничение градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территориях родников для их сохранения и реабилитации определяет Положение о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.05.2000 N 399. Одним из приоритетных направлений правового регулирования охраны окружающей среды в городе Москве является сохранение природных биоценозов. В связи с этим постановлением Правительства Москвы от 10.07.2001 N 634-ПП утвержден Список редких, находящихся под угрозой исчезновения в условиях Москвы видов животных и растений, занесенных в Красную книгу города Москвы. Утверждено Положение о Красной книге города Москвы, установлены порядок ведения Красной книги города Москвы, требования по сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы, при осуществлении градостроительной, хозяйственной, рекреационной и иной деятельности в местах их обитания и на сопредельных территориях. Законом города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" установлен экономический механизм защиты зеленых насаждений, предусматривающий компенсацию вырубаемых в результате строительства зеленых насаждений, деревьев и кустарников, а также ужесточены контроль за вырубкой зеленых насаждений и порядок проведения компенсационного озеленения на территории города Москвы (постановление Правительства Москвы от 20.02.2001 N 159-ПП). В целях усиления борьбы с экологическими правонарушениями, повышения эффективности контроля за состоянием окружающей среды на территории г. Москвы по инициативе Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 N 849-ПП) восстановлено специализированное подразделение ГУВД г. Москвы - Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Однако, несмотря на серьезные нормотворческие результаты, развитие нормативно-правовой базы до 2005 г. остается одним из основных приоритетов природоохранной деятельности. В частности, должны быть приняты закон о почвах, закон о водных объектах, закон о комплексном природопользовании, закон об отходах, закон об экологической безопасности продуктов питания. Программа предусматривает дальнейшее развитие городской нормативно-правовой базы. Этому способствует и принятие в новой редакции Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды". Учитывая вышесказанное, наиболее приоритетными направлениями в области нормативно-правового обеспечения городской политики в области охраны окружающей среды являются: 1. Разработка городских законов, предусматривающих установление ответственности природопользователя за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с федеральным законодательством. 2. Разработка региональных природоохранных нормативов качества окружающей среды и допустимых уровней антропогенного воздействия, отвечающих требованиям сохранения здоровья населения. 3. Разработка научно обоснованных экологических ограничений и требований в области градостроительства, озеленения и лесопаркового хозяйства. 4. Внедрение экономических механизмов природоохранной деятельности, в т.ч. разработка методов расчета ущерба от экологических правонарушений по всем компонентам природной среды: вода, воздух, почвы. 5. Разработка проектов и внедрение высокоэффективных, малоотходных технологий, направленных на снижение загрязнения природной среды (атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, озелененных территорий и территорий Природного комплекса). 6. Разработка нормативно-правовой базы привлечения инвестиций в решение экологических проблем города. Кроме того, необходимо проводить инициативную проработку изменений в федеральное законодательство, направленную на усиление природоохранной функции субъектов Федерации. В том числе планируются: - подготовка изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ужесточения ответственности за нарушение правил парковки автотранспортных средств; предоставления права эвакуировать неправильно припаркованные автомобили; - подготовка предложений о разграничении функций в области охраны окружающей среды между городскими органами власти и федеральным центром; - подготовка предложений в законодательство о плате за загрязнение окружающей среды, учитывающих специфику воздействия загрязнений в условиях мегаполиса. |
Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2003-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.07.2004)".