МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ). Письмо. Федеральная налоговая служба. 27.05.05 ЧД-6-09/439

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Ликвидация юридического лица
                по решению его учредителей либо органа
                  юридического лица, уполномоченного
                   на то учредительными документами

     1.1.  Пунктом  1  статьи  20  Закона  N  129-ФЗ  установлено, что
учредители  (участники) юридического лица или орган, принявшие решение
о   ликвидации   юридического  лица,  обязаны  в  трехдневный  срок  в
письменной  форме  уведомить  об  этом  регистрирующий  орган по месту
нахождения  ликвидируемого  юридического  лица с приложением решения о
ликвидации юридического лица.
     Принятие  учредителями  (участниками) юридического лица решения о
его  ликвидации  является  основанием для направления в регистрирующий
(налоговый)   орган   Уведомления  о  принятии  решения  о  ликвидации
юридического  лица  по  форме  N  Р15001,  утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении
форм   и   требований   к   оформлению  документов,  используемых  при
государственной  регистрации юридических лиц, а также физических лиц в
качестве  индивидуальных  предпринимателей"  (далее  - Постановление N
439), при этом расписка в получении уведомления не оформляется.
     Нарушение  вышеуказанного  срока  влечет  привлечение учредителей
юридического  лица к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного
штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
     Лицом,  уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения
о  ликвидации юридического лица по форме N Р15001, является учредитель
(участник)  юридического  лица,  принявший  решение о ликвидации, либо
орган, принявший решение о ликвидации.
     В   случае   представления   Уведомления  о  принятии  решения  о
ликвидации  юридического  лица  по  форме  N  Р15001,  удостоверенного
подписью  неуполномоченного  лица,  запись  в  Единый  государственный
реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не вносится, о чем уведомляется
учредитель   (участник)   юридического   лица,   принявший  решение  о
ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.
     На   основании   Уведомления  о  принятии  решения  о  ликвидации
юридического  лица по форме N Р15001, представленного в регистрирующий
(налоговый)  орган,  вносится  запись  в Единый государственный реестр
юридических  лиц  (далее  - ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического
лица   решения   о  ликвидации  и  выдаются  (направляются)  по  месту
нахождения  юридического  лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
по  форме  N  Р50003  и  выписка  из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что
юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
     С   момента   внесения   вышеуказанной   записи   не  допускается
государственная   регистрация   изменений,  вносимых  в  учредительные
документы  ликвидируемого  юридического  лица, а также государственная
регистрация  юридических  лиц, учредителем которых выступает указанное
юридическое  лицо,  или  государственная  регистрация юридических лиц,
которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона N
129-ФЗ).
     В  целях  установления  факта, находится ли в процессе ликвидации
юридическое  лицо, которое вносит изменения в учредительные документы,
выступает   учредителем  вновь  создаваемого  юридического  лица,  или
юридическое  лицо возникает в результате его реорганизации, необходимо
использовать   сведения,  содержащиеся  в  федеральном  информационном
ресурсе.
     При этом, если юридическое лицо обращается в регистрирующий орган
с  целью  совершения вышеупомянутых действий и факт принятия решения о
ликвидации    регистрирующим    органом   установлен,   регистрирующий
(налоговый) орган на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона
N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации.
     Обращаем  внимание, что с момента поступления в налоговые органы,
территориальные    отделения   государственных   внебюджетных   фондов
информации  о  принятии  решения о ликвидации юридического лица в виде
выписки из ЕГРЮЛ указанным выше органам целесообразно в пределах своей
компетенции  принимать меры по установлению размера задолженности и по
ее принудительному взысканию.
     1.2. Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического
лица  или  орган,  принявшие  решение  о ликвидации юридического лица,
назначают   ликвидационную   комиссию  (ликвидатора)  и  устанавливают
порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
     Согласно   пункту   3  статьи  62  ГК  РФ  с  момента  назначения
ликвидационной  комиссии  к  ней  переходят  полномочия  по управлению
делами   юридического   лица.   Ликвидационная   комиссия   от   имени
ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
     В  случае  принятия  учредителями (участниками) юридического лица
решения  о  формировании  ликвидационной  комиссии  или  о  назначении
ликвидатора  учредители  (участники)  юридического  лица  направляют в
регистрирующий    (налоговый)   орган   Уведомление   о   формировании
ликвидационной  комиссии  юридического лица, назначении ликвидатора по
форме  N  Р15002, утвержденной Постановлением N 439, при этом расписка
не оформляется.
     На  основании  указанного  уведомления  вносится запись в ЕГРЮЛ о
формировании  ликвидационной  комиссии  юридического  лица, назначении
ликвидатора,   содержащая   сведения   о  руководителе  ликвидационной
комиссии    (ликвидаторе),   и   выдаются   (направляются)   заявителю
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из
ЕГРЮЛ.
     Сведения  о  ликвидационной  комиссии  (ликвидаторе)  должны быть
указаны  в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно
действующего  исполнительного  органа  или  иного лица, имеющего право
действовать  от  имени  юридического  лица без доверенности, а именно:
должность  "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их
Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в приложении "А" к форме N
Р15002.
     1.3.  Ликвидационная  комиссия  в  целях  выявления кредиторов, а
также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица
в  соответствии  со  статьей  63  ГК  РФ  помещает в органах печати, в
которых  публикуются данные о государственной регистрации юридического
лица,  публикацию  о  его  ликвидации  и  о  порядке и сроке заявления
требований его кредиторами, содержащую следующие данные:
     полное наименование юридического лица;
     место нахождения юридического лица;
     наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
     ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;
     порядок и сроки заявления требований кредиторами;
     способ связи с ликвидационной комиссией.
     В   настоящее   время   во   исполнение  пункта  2  Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  19.06.2002  N  438 "О едином
государственном   реестре   юридических   лиц"   в  целях  обеспечения
публикации  сведений,  содержащихся  в  Едином государственном реестре
юридических  лиц,  Приказом  МНС  России  от 20.09.2004 N САЭ-3-09/508
учреждено    средство    массовой   информации   -   журнал   "Вестник
государственной   регистрации",   в  котором  публикуются  сведения  о
государственной регистрации юридических лиц.
     Согласно  статье  63  ГК  РФ  кредиторы  в течение двух месяцев с
момента  опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе
предъявить  свои  требования.  Требования  кредиторов,  заявивших свои
требования  после  истечения  установленного срока, удовлетворяются за
счет   имущества,  оставшегося  после  погашения  задолженности  перед
другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
     По  окончании  срока,  отведенного  для  предъявления  требований
кредиторами,    ликвидационная   комиссия   составляет   промежуточный
ликвидационный баланс.
     Согласно  пункту  2  статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный
баланс должен содержать:
     сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
     перечень предъявленных кредиторами требований;
     результаты их рассмотрения.
     Нормативные   акты   не   содержат   требований   по   оформлению
промежуточного ликвидационного баланса.
     На  основании  вышеизложенного  представляется, что промежуточный
ликвидационный баланс должен быть составлен в простой письменной форме
и утвержден учредителями (участниками).
     После   утверждения   учредителями  (участниками)  промежуточного
ликвидационного  баланса  ликвидационной  комиссией или ликвидатором в
регистрирующий   орган   представляется   Уведомление   о  составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  юридического лица по форме N
Р15003  и  промежуточный  ликвидационный  баланс.  При этом оформление
расписки в получении не требуется.
     При  представлении в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления
о  принятии  решения  о ликвидации юридического лица по форме N Р15003
регистрирующий   орган   вносит   запись   в   ЕГРЮЛ   о   составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  юридического  лица  и выдает
(направляет)  по  месту  нахождения  юридического лица Свидетельство о
внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.
     После  внесения  в  ЕГРЮЛ  записи  о  составлении  промежуточного
ликвидационного  баланса  регистрирующий  (налоговый) орган направляет
промежуточный  ликвидационный  баланс в отдел взыскания задолженности,
отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел
для проведения контрольных мероприятий.
     1.4.  Согласно  пункту  4  статьи  63 ГК РФ выплата денежных сумм
кредиторам     ликвидируемого     юридического    лица    производится
ликвидационной  комиссией в порядке очередности, установленной статьей
64  ГК  РФ,  в  соответствии  с  промежуточным ликвидационным балансом
начиная  со  дня  его  утверждения,  за  исключением  кредиторов пятой
очереди,  выплаты  которым  производятся  по  истечении  месяца со дня
утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
     Расчеты  с  кредиторами  пятой  очереди производятся по истечении
месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
     Необходимо   отметить,  что  в  случае,  если  при  осуществлении
расчетов  с  кредиторами  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица
(кроме  учреждения)  денежные средства недостаточны для удовлетворения
требований  кредиторов,  ликвидационная  комиссия осуществляет продажу
имущества   юридического   лица   с   публичных   торгов   в  порядке,
установленном  для  исполнения  судебных  решений,  а также производит
выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
     В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов,
не  удовлетворенные  из-за  недостаточности  имущества  ликвидируемого
юридического лица, считаются погашенными.
     Вместе  с  тем необходимо отметить, что, согласно пункту 4 статьи
61  ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо
действующее  в  форме потребительского кооператива, благотворительного
или  иного  фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК
РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
     Пункт  2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ расширяет круг юридических лиц,
на которых распространяется действие указанного Закона. Закон N 127-ФЗ
распространяется  на  все  юридические  лица,  за исключением казенных
предприятий,    учреждений,    политических   партий   и   религиозных
организаций.   Таким   образом,   с   03.12.2002   дела   о  признании
несостоятельными    (банкротами)   соответствующих   юридических   лиц
подведомственны арбитражным судам.
     В  соответствии  со  статьей  224  Закона N 127-ФЗ в случае, если
стоимость  имущества  должника  -  юридического  лица  (за исключением
казенных  предприятий,  учреждений,  политических  партий, религиозных
организаций),  в  отношении  которого  принято  решение  о ликвидации,
недостаточна  для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная
комиссия   (ликвидатор)   обязана   обратиться  в  арбитражный  суд  с
заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.
     На  основании  вышеизложенного регистрирующим (налоговым) органам
необходимо руководствоваться следующим.
     Ликвидация    юридического    лица,   за   исключением   казенных
предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций,
стоимость   имущества   которого   недостаточна   для   удовлетворения
требований  кредиторов,  осуществляется  в  порядке  статей  224 - 226
Закона N 127-ФЗ.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  224  Закона  N 127-ФЗ при
обнаружении   недостаточности   стоимости   имущества   ликвидационная
комиссия   (ликвидатор)   обязана   обратиться  в  арбитражный  суд  с
заявлением о признании должника банкротом.
     Арбитражный  суд  принимает  решение  о  признании ликвидируемого
должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает
конкурсного управляющего.
     Обращаем  внимание,  что  в  соответствии со статьей 226 Закона N
127-ФЗ   непредставление  в  арбитражный  суд  заявления  о  признании
ликвидируемого  юридического  лица  банкротом  является основанием для
отказа  во  внесении  в  Единый государственный реестр юридических лиц
записи о ликвидации юридического лица.
     Согласно   пункту   9  статьи  142  Закона  N  127-ФЗ  требования
кредиторов,  не  удовлетворенные  по причине недостаточности имущества
должника, считаются погашенными.
     В связи с тем что действие Закона N 127-ФЗ не распространяется на
казенные  предприятия,  учреждения,  политические партии и религиозные
организации,  применение  положений  параграфа 1 главы XI "Особенности
банкротства  ликвидируемого  должника" к указанным юридическим лицам в
случае  недостаточности  их  имущества  для  удовлетворения требований
кредиторов не представляется возможным.
     В  соответствии  с  пунктом  6  статьи  64  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  требования кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица, считаются
погашенными.
     Учитывая   вышеизложенное,   в  случае  представления  указанными
юридическими лицами документов для государственной регистрации в связи
с ликвидацией при наличии в ликвидационном балансе задолженности перед
кредиторами,   в   том   числе  по  обязательным  платежам  в  бюджет,
регистрирующий (налоговый) орган не вправе принимать решение об отказе
в  государственной регистрации юридического лица на основании пункта 1
статьи 226 Закона N 127-ФЗ.
     На  основании вышеизложенного ликвидация в случае недостаточности
имущества
     - юридического   лица,   за   исключением  казенных  предприятий,
учреждений,     политических    партий,    религиозных    организаций,
осуществляется  в  порядке  статей 224 - 226 Закона N 127-ФЗ. При этом
требования  кредиторов,  не погашенные в ходе конкурсного производства
по причине недостаточности имущества, считаются погашенными;
     - казенных    предприятий,   учреждений,   политических   партий,
религиозных  организаций  осуществляется  в  порядке  статей  62  - 64
Гражданского   кодекса   Российской  Федерации.  При  этом  требования
кредиторов,  не  погашенные  в  ходе  процедуры  ликвидации по причине
недостаточности имущества, считаются погашенными.
     1.5.  Согласно  пункту  8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического
лица   считается   завершенной,  а  юридическое  лицо  -  прекратившим
существование  после  внесения об этом записи в Единый государственный
реестр юридических лиц.
     В  соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной
регистрации  в  связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий
орган представляются следующие документы:
     подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по
форме N Р16001, утвержденной Постановлением N 439;
     ликвидационный баланс;
     документ об уплате государственной пошлины.
     Документы,   предусмотренные   статьей   21   Закона   N  129-ФЗ,
представляются  в  регистрирующий (налоговый) орган не ранее чем через
два  месяца  с  момента  помещения  в  органах  печати  ликвидационной
комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
     При   принятии   документов   для   государственной   регистрации
ликвидации  юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать
представления   каких-либо   документов,   подтверждающих   завершение
расчетов  с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности
из  налогового  органа,  справки  о  перечислении  в  Фонд социального
страхования   сумм   капитализированных   платежей   по  обязательному
социальному  страхованию  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний).
     Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи
с  его  ликвидацией  по  форме N Р16001, утвержденной Постановлением N
439,  представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной
комиссией или ликвидатором.
     На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый)
орган   вносит   запись   о   государственной  регистрации  ликвидации
юридического  лица  и  выдает  (направляет)  свидетельство  по форме N
Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
     Ликвидационный  баланс является одним из обязательных документов,
представляемых  в  регистрирующий  орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о
ликвидации юридического лица.
     Гражданское  законодательство не устанавливает перечень сведений,
которые  должны  содержаться  в  ликвидационном  балансе. Вместе с тем
анализ  положений  статьи  63  ГК  РФ показывает, что в ликвидационном
балансе  должны  быть  отражены  сведения  о составе оставшегося после
удовлетворения  требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс
юридического  лица (за исключением банков), так же как и промежуточный
ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
     На  основании  пункта  5  статьи  63  ГК РФ ликвидационный баланс
составляется   ликвидационной   комиссией   только   после  расчета  с
кредиторами   юридического   лица,   после  проведения  инвентаризации
оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
     В   связи  с  этим  при  направлении  уведомления  о  составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  или  заявления  о ликвидации
юридического  лица рекомендуется руководствоваться сроками составления
(утверждения)  промежуточного  ликвидационного баланса, установленными
Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Если   юридическим   лицом  подано  Заявление  о  государственной
регистрации  юридического  лица в связи с его ликвидацией с нарушением
срока,  установленного  пунктом  2  статьи  22  Закона  N  129-ФЗ  (до
истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации
о  ликвидации  юридического  лица),  то  регистрирующий  орган в целях
недопущения нарушения вышеуказанной статьи принимает решение об отказе
в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1
статьи   23   Закона   (непредставление  заявления  о  государственной
регистрации в связи с ликвидацией).
     Документы  представляются  в  регистрирующий  орган  по истечении
установленного законом срока.
     Необходимо   отметить,   что   в  заявлении  по  форме  N  Р16001
подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок
ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
     В   случае   представления  в  регистрирующий  (налоговый)  орган
документов  для  государственной  регистрации  ликвидации юридического
лица,   в   том   числе  подтверждающих  завершение  всех  расчетов  с
кредиторами  (ликвидационный  баланс),  и при наличии в регистрирующем
(налоговом)  органе  сведений  об отсутствии удовлетворения требований
кредиторов  (в  т.ч.  требований  по  обязательным  платежам) либо при
обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица
для  удовлетворения  требований  кредиторов регистрирующий (налоговый)
орган  принимает  решение  об  отказе  в  государственной  регистрации
юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с пунктом 1
статьи 23 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 226 Закона N 127-ФЗ.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа