МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ). Письмо. Федеральная налоговая служба. 27.05.05 ЧД-6-09/439

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Ликвидация юридического лица
        на основании требования органа государственной власти

     2.1.  В  соответствии  с  частью  2  статьи 61 ГК РФ, с пунктом 2
статьи 25 Закона N 129-ФЗ решение о ликвидации юридического лица может
быть  принято  на основании требования органа государственной власти в
случае  осуществления  юридическим  лицом деятельности без надлежащего
разрешения  (лицензии)  либо деятельности, запрещенной законом, либо в
случае   допущенных  при  создании  такого  юридического  лица  грубых
нарушений  закона  или  иных  правовых актов, если эти нарушения носят
неустранимый   характер,  либо  с  иными  неоднократными  или  грубыми
нарушениями закона или иных нормативных правовых актов, а также в иных
случаях, предусмотренных ГК РФ.
     Уполномоченными   органами   по   обращению   в  суд  с  исковыми
заявлениями о ликвидации юридического лица могут быть, в частности:
     - регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным:
     пунктом 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ;
     пунктом 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ;
     пунктом  2 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О
государственной  регистрации выпусков акций, размещенных до вступления
в  силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной
регистрации";
     - антимонопольный  орган по основаниям, предусмотренным пунктом 9
статьи   17  Закона  РСФСР  от  22.03.91  N  948-1  "О  конкуренции  и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
     Согласно  информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного
Суда  от  13.08.2004  N  84  при  рассмотрении  заявлений о ликвидации
юридических   лиц   по   мотиву   осуществления   ими  деятельности  с
неоднократными  нарушениями  закона,  иных  правовых  актов необходимо
исследовать  характер  нарушений,  их  продолжительность и последующую
после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое
лицо  не  может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят
малозначительный  характер  или  вредные  последствия  таких нарушений
устранены.
     Например,    не    может   быть   ликвидировано   по   основанию,
предусмотренному  пунктом  3  статьи  26  Закона N 129-ФЗ, юридическое
лицо,  которое  хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до
вынесения  решения  судом  первой  инстанции  сообщило регистрирующему
органу  сведения,  предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1
статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
     По  основаниям,  указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть
ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.
     Если  в  судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации
юридического   лица   по  данным  основаниям  будет  установлено,  что
организация  фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае
по  заявлению  уполномоченного  органа  может  быть  возбуждено дело о
несостоятельности отсутствующего должника.
     О  том,  что организация фактически прекратила свою деятельность,
могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места
пребывания  ее  органов  управления, отсутствие операций по банковским
счетам  юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей
заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
     В  соответствии  со статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 N
174-ФЗ  "О  государственной регистрации выпусков акций, размещенных до
вступления  в  силу  Федерального  закона  "О  рынке ценных бумаг" без
государственной   регистрации"   незарегистрированные  выпуски  акций,
размещенные  до  вступления  в  силу Федерального закона от 22.04.96 N
39-ФЗ  "О  рынке  ценных  бумаг",  то  есть  до  22.04.96, должны быть
зарегистрированы.
     Порядок  регистрации выпуска акций и отчетов об итоговых выпусках
акций  определен  Федеральным  законом  от  22.04.96  N 39-ФЗ "О рынке
ценных  бумаг",  а  также  Постановлением  ФКЦБ России от 18.06.2003 N
03-30пс  "О  Стандартах  эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов
ценных бумаг".
     Для  подачи документов на регистрацию акционерное общество должно
обратиться   в   Федеральную   службу  по  финансовым  рынкам  или  ее
территориальное отделение.
     Согласно  пункту 2 статьи 2 Закона N 174-ФЗ акционерные общества,
не  представившие  в  срок, указанный в абзаце втором части 1 статьи 1
Закона  N  174-ФЗ,  документы для государственной регистрации выпусков
акций,   подлежат   ликвидации   по   искам   органов,  осуществляющих
государственную регистрацию юридических лиц.
     На   основании   изложенного  регистрирующие  (налоговые)  органы
осуществляют   мероприятия   по   ликвидации   акционерных  обществ  в
соответствии  со  статьей  2  Закона  N  174-ФЗ в случае наличия у них
информации   из   Федеральной  службы  по  финансовым  рынкам  или  ее
территориальных  отделений  об  отсутствии государственной регистрации
выпусков акций.
     Необходимо  отметить,  что решение арбитражного суда о ликвидации
юридического  лица  не  может  служить  основанием для государственной
регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
     Решение  суда  о ликвидации юридического лица является основанием
для  внесения  регистрирующим  (налоговым)  органом  записи о принятии
решения о ликвидации юридического лица.
     Согласно  информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 с целью соблюдения прав и
законных  интересов  третьих  лиц  и  для обеспечения государственного
контроля  за  проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой
по  решению  суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации
вынесенные   решения  о  ликвидации  юридических  лиц  соответствующим
государственным    органам,    осуществляющим    их    государственную
регистрацию.
     На  основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о
принятии  решения  о  ликвидации  юридического  лица. Свидетельство по
форме  N  Р50003  и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по
адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.
     В  книге  учета  государственной  регистрации  должна содержаться
информация  о государственном регистрационном номере и дате внесения в
ЕГРЮЛ  записи  о  принятии  решения  о  ликвидации  юридического лица,
реквизиты   решения   суда,   послужившие   основанием   для  внесения
соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
     ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического
лица  в  случае  вынесения  арбитражным  судом  решения  о  ликвидации
юридического  лица.  Это  означает, что ликвидация юридического лица в
этом случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ.
     В частности, обязанности по осуществлению ликвидации юридического
лица   могут   быть   возложены   судом  на  учредителей  (участников)
юридического   лица   либо   орган,   уполномоченный   на   ликвидацию
юридического  лица  его  учредительными документами (часть 3 ст. 61 ГК
РФ).
     В   этом   случае   в  решении  о  ликвидации  юридического  лица
указываются  сроки  представления  ими в арбитражный суд утвержденного
ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
     Эти  сроки  в  соответствии  с  пунктом 1 статьи 118 Арбитражного
процессуального  кодекса  Российской  Федерации  арбитражным судом при
необходимости могут быть продлены.
     При  возложении  обязанности  по  ликвидации юридического лица на
орган,    уполномоченный   на   ликвидацию   юридического   лица   его
учредительными  документами,  наименование  этого органа указывается в
решении  арбитражного  суда  в  точном  соответствии  с учредительными
документами юридического лица.
     Обязанность  по ликвидации юридического лица может быть возложена
на  одного  или  нескольких  известных  арбитражному  суду  участников
(учредителей)  с указанием в решении в отношении юридического лица его
наименования  и  места  нахождения,  а  в отношении граждан - фамилии,
имени, отчества, даты рождения и места жительства.
     В   случае   если   в   решении  арбитражного  суда  утверждается
кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании
указанного  решения  арбитражного суда (без предоставления уведомления
по  формам  N  Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр
юридических лиц две записи, а именно:
     - запись  по  форме  N  Р15001  (Уведомление о принятии решения о
ликвидации юридического лица);
     - запись   по   форме   N   Р15002  (Уведомление  о  формировании
ликвидационной комиссии юридического липа, назначение ликвидатора).
     Соответственно   на   основании   внесенных   записей   в  Единый
государственный    реестр   юридических   лиц   ликвидатору   выдаются
(направляются)  два  свидетельства  по форме N Р50003 (Свидетельство о
внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц).
     В  соответствии  с  ГК  РФ  Законом N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ
записи  о  государственной  регистрации  ликвидации  юридического лица
необходимо    завершить    все   ликвидационные   процедуры:   создать
ликвидационную  комиссию, поместить в журнале "Вестник государственной
регистрации",   в   котором  должны  публиковаться  сведения  согласно
законодательству   Российской   Федерации,   публикацию  о  ликвидации
юридического   лица,   произвести   расчеты  с  кредиторами,  а  также
представить  в  регистрирующий  (налоговый) орган заявление по форме N
Р16001,  документ,  подтверждающий  оплату  государственной пошлины, а
также ликвидационный баланс.
     На основании вышеизложенного в случае вынесения арбитражным судом
решений  о  ликвидации  юридического  лица  в  связи  с принудительной
ликвидацией  по требованию государственного органа его государственная
регистрация  осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона
N 129-ФЗ.
     Согласно  пункту  24 Постановления от 01.07.96 Пленума Верховного
Суда  Российской  Федерации  N  6  и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской  Федерации  N  8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения
арбитражного  суда  о  его  ликвидации  из-за  отсутствия  учредителей
юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.
     Арбитражный  суд  также  вправе  назначить  ликвидатора, если при
вынесении  решения  о  ликвидации  юридического  лица  по  основаниям,
указанным в статье 61 ГК РФ (далее - решение о ликвидации юридического
лица),  придет  к  выводу  о  невозможности  возложения обязанности по
ликвидации  юридического  лица  на его учредителей (участников) или на
орган,    уполномоченный   на   ликвидацию   юридического   лица   его
учредительными документами.
     В  соответствии  с  пунктом  10 информационного письма Президиума
Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 13.08.2004 N 84
ликвидатором  может  быть  назначено  физическое лицо (в т.ч. лицо, не
обладающее  статусом  арбитражного  управляющего)  с  его  согласия по
предложению  органа,  обратившегося  в  арбитражный суд с заявлением о
ликвидации юридического лица.
     В   целях   реализации  пункта  2  статьи  20  Закона  N  129-ФЗ,
предотвращения    государственной    регистрации    юридических   лиц,
учредителями которых могут являться находящиеся в стадии ликвидации по
решению    арбитражного   суда   юридические   лица,   регистрирующими
(налоговыми)   органами   на   основании   указанного   решения   суда
осуществляется внесение записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации
юридического   лица.   В   этом   случае  не  требуется  представления
уведомления  по  форме  N  Р15001.  Свидетельство  по  форме  N Р50003
распечатывается   и   направляется   по   адресу   (месту  нахождения)
ликвидируемого юридического лица.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа