Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".
6. Иные способы прекращения юридических лиц В соответствии со статьями 57, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо прекращается (прекращает деятельность) в связи с ликвидацией либо реорганизацией юридического лица. Вместе с тем отдельные законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") предусматривают иные способы прекращения деятельности юридических лиц, отличные от ликвидации или реорганизации. 6.1. Один из случаев прекращения юридических лиц способом, отличным от ликвидации или реорганизации, предусмотрен статьей 27 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества": с переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Другой случай прекращения юридического лица предусмотрен статьей 3 Закона N 29-ФЗ. Согласно вышеуказанной статье в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. При внесении имущества организации федерального железнодорожного транспорта в качестве вклада в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - орган федерального железнодорожного транспорта прекращается. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или иным уполномоченным органом исполнительной власти, принявшим решение об условиях приватизации: - заявление о внесении в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса или внесением его имущественного комплекса в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества по форме N Р16002; - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс указанного унитарного предприятия к покупателю. Приказом МНС России от 03.02.2004 N БГ-3-09/70 "Об утверждении Методических разъяснений о порядке внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", а также о порядке снятия указанных юридических лиц с учета в налоговых органах" внесение записи о прекращении деятельности организаций федерального железнодорожного транспорта осуществляется на основании заявления по форме N Р16002 и копии документа о государственной регистрации перехода права собственности. Порядок заполнения формы N Р16002 утвержден Приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/16 "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения". При получении регистрирующим органом документов, необходимых для государственной регистрации прекращения организаций федерального железнодорожного транспорта, необходимо руководствоваться следующим. Государственная регистрация прекращения организаций федерального железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ осуществляется по месту нахождения указанных юридических лиц на основании заявления по форме N Р16002, копии документа, подтверждающей государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс организации федерального железнодорожного транспорта к ОАО "РЖД". Таким документом признается свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на имущественный комплекс организации федерального железнодорожного транс порта. 6.2. Статьей 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) также установлен способ прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица, отличный от ликвидации или реорганизации. Так, поименованной нормой Закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Согласно статье 7 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц) обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращение деятельности юридического лица возможно только при реорганизации либо ликвидации юридического лица. Соответственно, приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации означает лишь исключение сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте предпринимательской деятельности. Поскольку в соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращение обязательств по уплате налогов возможно лишь в случаях, установленных пунктом 3 указанной статьи, то приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не прекращает обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет. На основании вышеизложенного приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не изменяет и не прекращает его права и обязанности. Таким образом, за крестьянским (фермерским) хозяйством, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании Заявления по форме N Р27002, остается весь комплекс прав и обязанностей как в случае универсального правопреемства. Для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до 01.01.95 в качестве юридических лиц на основании Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации регистрирующие (налоговые) органы выполняют следующие действия. На основании Заявления по форме N Р27002 регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства вносит запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также запись в ЕГРЮЛ о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если место жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства и место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, приводящего свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, находятся на территориях, подведомственных разным регистрирующим (налоговым) органам, то лист В Заявления по форме N Р27002 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, направляется по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи) в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства для внесения записи о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в ЕГРЮЛ. Одновременно в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства направляется с сопроводительным письмом копия Заявления по форме N Р27002. Регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства оперативно уведомляет (используя факс либо защищенные каналы связи) регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства о получении указанных сведений. В связи с направлением указанных Методических рекомендаций Федеральная налоговая служба сообщает об утрате силы следующих Методических рекомендаций, направленных письмами МНС России от: 25.07.2002 N ММ-6-09/1093 "К вопросу о действиях регистрирующих органов по пункту 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ либо при наличии решения (определения) арбитражного суда, запрещающих совершение регистрационных действий"; 05.08.2002 N ММ-6-09/1178 "К вопросу об отдельных аспектах государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации реорганизации или ликвидации юридического лица, созданного до 1 июля 2002 года" (часть 3); 22.08.2002 N ММ-6-09/1278 "К вопросу об отдельных аспектах порядка государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств"; 02.09.2002 N ММ-6-09/1347 "К вопросу о некоторых аспектах государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства"; 13.11.2002 N ММ-6-09/1734 "К вопросу об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства"; 03.04.2003 N ММ-6-09/392 "К вопросу о некоторых аспектах государственной регистрации юридического лица при ликвидации"; 29.09.2003 N ММ-6-09/1007 "К вопросу о рассмотрении регистрирующими (налоговыми) органами жалоб, касающихся нарушения прав учредителей (участников), постоянно действующих исполнительных лиц юридического лица, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записей о государственной регистрации юридического лица, а также о действиях регистрирующих (налоговых) органов в случае признания судом записи о государственной регистрации юридического лица при создании недействительной, при принятии судом решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, при принятии органом юстиции решения об исключении записи о создании политической партии из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" (часть II); 15.04.2004 N 09-0-10/1727 "К вопросу о некоторых аспектах государственной регистрации юридического лица при ликвидации (в дополнение к письму МНС России от 03.04.2003 N ММ-6-09/392)"; 25.05.2004 N 09-0-10/2156 "О некоторых вопросах, возникающих при ликвидации юридического лица в связи с банкротством"; 02.06.2004 N 09-0-10/2318 "По вопросу прекращения организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД"; 09.07.2004 N 09-0-10/2841 "О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (общая и первая части); 04.08.2004 N 09-0-10/3154 "О государственной регистрации общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учредителем которых является ОАО "РЖД". |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)".