Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА".
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 1. Общие положения 1.1. Положение о технической инспекции труда <*> разработано на основании и в соответствии с Федеральными законами "Трудовой кодекс Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" (далее - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), "Об охране окружающей среды" и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. ------------------------------------ <*> В дальнейшем - "Положение", ФНПР и "техническая инспекция труда". Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда и окружающей среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением прав и законных интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях <*> независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в обслуживание профсоюзных организаций Федерации Независимых Профсоюзов России. ------------------------------------ <*> В дальнейшем - "организация". 1.2. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, объединяемых ФНПР, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и настоящим Положением. 1.3. Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного управления, надзора и контроля, санитарно-эпидемиологической службы, учреждениями медико-социальной экспертизы, правоохранительными органами и органами в области обязательного социального страхования по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды. 1.4. На основании настоящего Положения общероссийские профессиональные союзы, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов могут принимать свои положения о технической инспекции труда соответствующих профсоюзов. 2. Организационное строение технической инспекции труда 2.1. Техническая инспекция труда подразделяется на техническую инспекцию труда ФНПР, техническую инспекцию труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций и техническую инспекцию труда территориальных объединений организаций профсоюзов и находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации труда технической инспекции труда, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема их на работу и увольнения, конкретизируют их права и обязанности по осуществлению возложенных на них функций. 2.2. Технические (главные технические) инспектора труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций, территориальных объединений организаций профсоюзов имеют равные права. Территориальные объединения организаций профсоюзов координируют деятельность технических инспекторов труда, работающих в регионе, при решении стоящих перед инспекцией задач и оказывают помощь общероссийским профсоюзам в подборе кадров технических инспекторов труда. Неправомочные действия технических (главных технических) инспекторов труда могут быть обжалованы в выборных профсоюзных органах, в ведении которых находится техническая инспекция труда, или в суде. 2.3. Техническими (главными техническими) инспекторами труда должны быть лица с высшим техническим образованием, имеющие стаж практической работы в данной отрасли не менее трех лет. Технические (главные технические) инспектора труда после утверждения в должности проходят обучение, аттестацию и периодическое повышение квалификации. 2.4. Руководитель структурного подразделения по охране труда и экологии общероссийского объединения профсоюзов (ФНПР), общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций и территориального объединения организаций профсоюзов является главным техническим инспектором труда соответствующего профсоюзного органа. Заместитель руководителя структурного подразделения по охране труда и экологии является заместителем главного технического инспектора труда. 2.5. Руководитель структурного подразделения по охране труда и экологии (главный технический инспектор труда) осуществляет следующие основные функции: 2.5.1. Определяет основные направления деятельности технической инспекции труда и обеспечивает их организационное и методическое руководство. 2.5.2. Руководит работой технической инспекции труда, а также контролирует выполнение возложенных на нее функций. 2.5.3. Рассматривает разногласия между работодателями и техническими инспекторами труда по вопросам, входящим в их компетенцию; в необходимых случаях отменяет решения последних или выносит их на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа. 2.5.4. Осуществляет подбор и расстановку кадров технической инспекции труда. 2.5.5. Анализирует и готовит отчеты о результатах деятельности технической инспекции труда и представляет в установленном порядке в вышестоящий профсоюзный орган. 2.5.6. Организует обучение и повышение квалификации технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов. 2.5.7. Сообщает в общероссийское объединение профсоюзов о смертельных и групповых несчастных случаях. 2.6. Разногласия между главными техническими инспекторами труда общероссийских профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов разрешаются главным техническим инспектором труда ФНПР. 2.7. Для координации деятельности технической инспекции труда и обмена опытом работы в области охраны труда и окружающей среды, взаимодействия с объединениями работодателей, органами государственного управления, надзора и контроля могут создаваться территориальные общественные советы технической инспекции труда из числа технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзных общероссийских профсоюзов и территориального объединения организаций профсоюзов. 3. Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции: 3.1. Взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3.2. Принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве. 3.3. Вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. 3.4. Обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию. 3.5. Оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям при формировании ими обязательств по вопросам охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями). 3.6. Информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3.7. Участвуют в работе по распространению экологических знаний, соблюдению требований законодательства об охране труда и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3.8. Проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работающих на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности. 3.9. Участвуют в разработке мероприятий по выводу из обращения вредных и опасных объектов и технологий, направленных на улучшение условий труда и окружающей среды. 3.10. Рассматривают обращения членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3.11. Совместно с профсоюзным активом контролируют полноту и правильность расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды, участвуют в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. 3.12. Оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда по проведению ими контрольно-профилактической работы. 3.13. Пропагандируют через средства массовой информации передовой опыт по профилактике производственного травматизма, улучшению условий, охраны труда и обеспечению экологической безопасности. 4. Технические (главные технические) инспектора труда имеют право: 4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. 4.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4.3. Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. 4.4. Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации. Участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых, эксплуатируемых механизмов и инструментов. 4.5. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего. Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе). Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах. 4.6. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда. 4.7. Получать информацию от руководителей, должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей среды, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. 4.8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов. 4.9. Принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 4.10. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, окружающей среды, выполнения работодателем обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. 4.11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда. 5. В соответствии со своими правами технические (главные технические) инспектора труда: 5.1. Защищают законные права и интересы членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. 5.2. Расследуют с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаи расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине. 5.3. Оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области. 5.4. Контролируют обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. 5.5. Вносят в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложения по улучшению условий, охраны труда и окружающей среды работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области. 5.6. Оказывают консультативную помощь профсоюзному активу по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей среды, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принимают участие в обучении и проверке знаний работников по охране труда. 5.7. Технические (главные технические) инспектора труда имеют удостоверение единого образца, а также используют единые формы 1-ТИ - представление, 2-ТИ - требование о привлечении к ответственности, 3-ТИ - требование о приостановке работ и 19-ТИ - отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технической инспекции труда. Приложение N 1 к Положению о технической инспекции труда Форма 19-ТИ "УТВЕРЖДАЮ" "--" ------------ 200- г. ------------------------- (подпись руководителя профсоюзного органа) Составляется техническим инспектором труда один раз в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 февраля после отчетного периода представляется в вышестоящие профсоюзные органы (общероссийские профсоюзы и территориальные объединения организаций профсоюзов). Общероссийские профсоюзы и территориальные объединения организаций профсоюзов представляют в Техническую инспекцию труда ФНПР к 15 марта сводный годовой отчет (с пояснительной запиской) о работе технической инспекции труда. |
Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА".