Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004)".
1.7. Защита прав потребителей 1.7.1. Система мер по защите прав потребителей Система мер по защите прав потребителей реализуется в Москве на основе положений федерального законодательства и состоит в обеспечении государственного и общественного контроля за выполнением производителями (продавцами) обязательных требований к выполнению работ (оказанию услуг). Федеральное законодательство предоставляет достаточно гарантий потребителям по возврату, обмену или устранению недостатков некачественных товаров (услуг). Вместе с тем судебная система защиты прав потребителей не отвечает реальным потребностям населения в силу ее сложности и значительных издержек (временных, финансовых), которые могут быть несопоставимы с размерами нанесенного ущерба. По этой причине граждане обращаются в суды достаточно редко. Созданная в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы линия оперативной связи с потребителями является инструментом консультирования населения и предоставления минимальной правовой защиты. Ежегодно в среднем поступает около 2,5 тыс. устных обращений, по которым даются необходимые консультации. Ведется просветительская работа по вопросам защиты прав потребителей с привлечением средств массовой информации и телекоммуникаций, в т.ч. сети Интернет. Во многих случаях невыполнение предпринимателями законных требований потребителей связано с элементарной правовой неосведомленностью. Проводимая разъяснительная работа позволяет снимать все поступающие жалобы в досудебном порядке. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Организация информационно-просветительской |2004-2006 гг.| | |деятельности в области защиты прав | | | |потребителей посредством пропаганды | | | |потребительских знаний в печати, | | | |на радио, телевидении, в том числе оказание | | | |консультативных услуг через средства массовой | | | |информации и по линии оперативной связи | | | |с потребителями | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Организация и проведение семинаров, |2004-2006 гг.| | |конференций по вопросам защиты прав | | | |потребителей с участием специалистов | | | |органов исполнительной власти субъектов | | | |Российской Федерации, общественных объединений| | | |потребителей, предпринимателей и других | | | |заинтересованных лиц | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Участие в разработке правовых актов по |2004-2006 гг.| | |внесению изменений и дополнений | | | |в законодательные акты по вопросам защиты прав| | | |потребителей, работа в советах по защите прав | | | |потребителей МАП России и делам потребителей | | | |ТУ МАП по Москве и Московской области | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Проведение анализа письменных и устных |2004-2006 гг.| | |обращений граждан с точки зрения характера | | | |выявляемых нарушений, причин их возникновения;| | | |подготовка соответствующих информационных | | | |материалов и представление их в префектуры для| | | |принятия решений, обеспечивающих защиту прав | | | |потребителей | | ------------------------------------------------------------------ 1.7.2. Система организации и координации государственного контроля (надзора) на потребительском рынке города Москвы Основным механизмом, обеспечивающим соблюдение предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения установленных требований, является система государственного контроля (надзора). В сфере потребительского рынка и услуг одним из основных направлений работы органов государственной власти является упорядочение деятельности контролирующих структур. Из общего числа контролирующих органов в сфере потребительского рынка задействовано 18 структур, 11 из которых являются органами РФ. Координация деятельности всех контролирующих органов должна повысить эффективность надзора за потребительским рынком, ограничив при этом необоснованное административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Правительством Москвы в 2002 году была одобрена Концепция организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы, согласно которой одним из основных принципов организации и координации контрольной деятельности в городе Москве является поэтапный переход на проведение преимущественно плановых комплексных проверок с участием федеральных и московских контролирующих органов. Этот принцип реализуется через формирование планов работы группы по координации деятельности инспекций Оперативно-распорядительным управлением Мэра и Правительства Москвы, а также через организацию и проведение комплексных проверок Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, префектурами и управами районов. По инициативе Правительства Москвы с контролирующими органами заключаются соглашения о сотрудничестве в области координации контрольной деятельности. В 2003 году были подписаны соглашение между Правительством Москвы, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам о взаимодействии по защите прав потребителей и созданию условий для предупреждения и своевременного пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка в городе Москве и Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с ГУВД г. Москвы, Мосгосторгинспекцией, Центром госсанэпиднадзора в г. Москве по предупреждению и пресечению несанкционированной мелкорозничной торговли в городе Москве. В результате в 2003 году количество проверок сократилось в 2 раза по сравнению с 2002 годом. Доля предприятий потребительского рынка и услуг, в которых установлены нарушения, по сравнению с 2002 годом осталась без изменений и составляет 96% от общего числа проверенных предприятий. Отмечается рост доли правонарушений, связанных с реализацией продукции без подтверждения ее безопасности (отсутствие сертификатов или деклараций о соответствии): в 2001 г. - 43,6% от общего количества правонарушений, в 2002 г. - 47,9%, в 2003 г. - более 50%. Доля фальсифицированной продукции в 2003 году по различным секторам потребительского рынка составила от 30% до 75-90%. По данным органов государственного контроля (надзора) в структуре предприятий-нарушителей наибольшую долю составляют предприятия неорганизованных форм торговли: рынки и объекты мелкорозничной сети, а также предприятия малого и среднего бизнеса, которые не всегда оснащены на достаточном уровне и зачастую не располагают квалифицированными кадрами. 16.07.2003 в пределах компетенции субъекта Федерации был принят Закон города Москвы N 51 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы", которым предусматривается введение санкций за отдельные правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг, которые не вошли в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В качестве завершающего этапа создания нормативно-правовой базы для единой системы контроля в сфере потребительского рынка и услуг должно быть разработано и принято постановление Правительства Москвы "Об организации государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве", где особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий по контролю на объектах мелкорозничной сети и рынках. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Практическая реализация Закона города Москвы |2004-2006 гг.| | |"Об административной ответственности за | | | |правонарушения в сфере потребительского | | | |рынка и услуг города Москвы" в части создания | | | |нормативно-правовой основы и координации | | | |деятельности органов исполнительной власти | | | |города, связанной с применением действующего | | | |законодательства в сфере потребительского | | | |рынка | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Совершенствование взаимодействия контрольных, |2004-2006 гг.| | |надзорных, правоохранительных, налоговых | | | |и лицензионных органов в соответствии | | | |с Федеральным законом N 134-ФЗ "О защите прав | | | |юридических лиц и индивидуальных | | | |предпринимателей при проведении | | | |государственного контроля (надзора)" | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Продолжение и активизация работы по |2004-2006 гг.| | |формированию банка данных осуществляемых | | | |проверок с целью исключения дублирования | | | |проверок и более четкой координации | | | |деятельности контролирующих органов | | ------------------------------------------------------------------ 1.7.3. Региональная система контроля качества и оборота алкогольной продукции В целях защиты потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции в 1998 году в городе Москве, первом из субъектов Российской Федерации, была введена региональная система идентификации качества алкогольной продукции. Все партии поступающей в город алкогольной продукции подлежали контролю на предмет их легальности (путем проверки товаросопроводительных документов) и безопасности продукции для жизни и здоровья населения (путем отбора проб от каждой заявленной партии с дальнейшим испытанием в аккредитованных Госсанэпиднадзором для этих целей лабораториях) с нанесением идентификационной марки. Разработаны и внедрены приборы определения подлинности идентификационных марок. В городе действовала автоматизированная система учета товародвижения, которая позволяла отслеживать алкогольную продукцию, поступающую в Москву, от производителя до конечного потребителя (объектов розничной торговли). К базе данных этой системы имели доступ правоохранительные, налоговые, контролирующие и надзорные органы. Практическая реализация системы идентификации качества алкогольной продукции показала ее высокую эффективность. Количество фальсифицированной и некачественной продукции сократилось с 60% от общего количества отобранных образцов на первом этапе введения системы (1998 г.) до 6-9% по итогам 2003 года. Объем производства московских предприятий-производителей вырос в 2,5 раза, а сумма акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, возросла в 5 раз. В 2003 году изъято из незаконного оборота более 1,6 млн. бутылок алкогольной продукции, 823 литра спирта на общую сумму свыше 216 млн. рублей. Направлено на переработку 61480 бутылок некачественной алкогольной продукции. Предъявлено штрафных санкций на сумму свыше 2,5 млн. рублей. Пресечена деятельность 32 подпольных производств по изготовлению и разливу алкогольной продукции и 2 подпольных типографий, где осуществлялось производство поддельных марок. Из незаконного оборота изъято свыше 104,5 тыс. штук поддельных региональных специальных марок. В 1999 году в связи с изменениями федерального законодательства началось реформирование системы контроля качества алкогольной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с начала 2002 года региональная система идентификации качества алкогольной продукции была отменена. Однако субъектам Федерации удалось отстоять свое право на проведение специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи, а также осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на территории субъекта Федерации. Было принято постановление Правительства Москвы от 11.03.2003 N 153-ПП "О мерах по выполнению федеральных правовых нормативных актов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции", которым утверждены Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и продления их действия, Порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, Порядок контроля качества алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и предназначенной для розничной реализации в городе Москве. Суть системы контроля качества алкогольной продукции осталась без изменений, изменились лишь механизм ее финансирования и функции региональной специальной марки. Средства от реализации региональных специальных марок поступают в бюджет города Москвы и направляются в дальнейшем на возмещение затрат на изготовление региональных специальных марок, нанесение на них штрихкода, в том числе на техническое и программное обеспечение этого процесса, осуществление специальных мер, обеспечивающих безопасность алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории г. Москвы. В настоящее время региональная специальная марка является документом, подтверждающим не только легальность производства, оборота алкогольной продукции и уплаты налогов, но и проведение субъектом Федерации специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции. Они состоят в том, что все партии отечественной алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежат проверке путем отбора проб с дальнейшим их испытанием в аккредитованных лабораториях, а также путем экспертизы товаросопроводительных документов. На партию, получившую положительное заключение, выдается разрешение на маркировку алкогольной продукции региональными специальными марками. В случае неудовлетворительных результатов исследований, свидетельствующих о том, что алкогольная продукция не соответствует показателям безопасности по нормативным документам Госсанэпиднадзора Минздрава России или требованиям ГОСТов, акцизному складу выдается уведомление о запрете реализации данной партии алкогольной продукции. Введение специальных защитных мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции позволило стабилизировать ситуацию на алкогольном рынке столицы и снизить показатель поступления некачественной продукции до 5% от общего количества производимой алкогольной продукции. С июня 2003 года для предприятий и организаций, имеющих акцизные склады, изготовлено 153,4 млн. штук региональных специальных марок. В бюджет города Москвы от реализации региональных специальных марок поступило 191,7 млн. руб., из них на лабораторные исследования израсходовано 19 млн. руб., на изготовление региональных специальных марок - 56 млн. руб. За 12 месяцев 2003 года поступление акцизов в консолидированный бюджет от московских предприятий и организаций составило 4,56 млрд. руб., или 102,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2004 году Правительством Москвы из бюджета города выделено на осуществление системы контроля качества и оборота алкогольной продукции 513 млн. руб., в том числе: - на осуществление защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории г. Москвы, 270 млн. руб.; - на лабораторные исследования качества и безопасности алкогольной продукции 49 млн. руб. На акцизных складах в настоящее время вводится единая система учета и контроля оборота алкогольной продукции, которая через систему штрихового кодирования позволит осуществлять контроль качества и оборота алкогольной продукции и обеспечит увеличение поступления акцизов в бюджеты всех уровней. За несколько лет работы системы контроля качества сформировалась уникальная база данных по алкогольной продукции, поступающей и реализуемой в городе Москве. Создается программно-информационный комплекс контроля качества и товародвижения алкогольной продукции на территории города Москвы как составной части Единой системы учета движения алкогольной продукции. Использование этой базы данных контролирующими, надзорными и правоохранительными органами позволяет осуществлять общегородской мониторинг качества и безопасности алкогольной продукции. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Подготовка предложений по развитию |2004-2006 гг.| | |нормативно-правовой базы, регулирующей | | | |производство и оборот этилового спирта, | | | |алкогольной и спиртосодержащей продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Взаимодействие с регионами Российской |2004-2006 гг.| | |Федерации по реализации федерального | | | |законодательства в части государственного | | | |регулирования производства и оборота этилового| | | |спирта, алкогольной и спиртосодержащей | | | |продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Анализ экономической эффективности введения |2004-2006 гг.| | |федеральной программы по государственному | | | |регулированию оборота алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Участие органов городской исполнительной |2004-2006 гг.| | |власти в разработке системы контроля качества | | | |алкогольной продукции, произведенной на | | | |территории Российской Федерации | | | |и предназначенной для розничной реализации | | | |в городе Москве, в соответствии с Федеральным | | | |законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом | | | |регулировании" | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Разработка комплекса мероприятий |2004-2006 гг.| | |по предотвращению поступления и обращения | | | |на потребительском рынке города Москвы | | | |некачественной, фальсифицированной | | | |и находящейся в незаконном обороте алкогольной| | | |продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |6. |Совершенствование взаимодействия органов |2004-2006 гг.| | |исполнительной городской власти | | | |с контролирующими и надзорными органами по | | | |вопросу соблюдения действующего порядка | | | |контроля качества на предприятиях | | | |и в организациях, реализующих алкогольную | | | |продукцию | | |---|----------------------------------------------|-------------| |7. |Участие органов городской исполнительной |2004-2006 гг.| | |власти в разработке | | | |информационно-аналитического комплекса по | | | |учету движения алкогольной продукции, | | | |реализуемой в городе Москве, с целью | | | |максимальной легализации оборота и роста | | | |суммарной величины акцизов в консолидированный| | | |бюджет | | |---|----------------------------------------------|-------------| |8. |Взаимодействие с субъектами Российской |2004-2006 гг.| | |Федерации по реализации федерального | | | |законодательства в части контроля качества | | | |и безопасности алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |9. |Анализ экономической эффективности программы |2004-2006 гг.| | |по введению защитных мер по контролю качества | | | |и оборота алкогольной продукции на территории | | | |города Москвы | | |---|----------------------------------------------|-------------| |10.|Проведение комплекса научно-практических |2004-2006 гг.| | |работ, направленных на повышение качества | | | |и безопасности алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |11.|Мониторинг качества и безопасности алкогольной|2004-2006 гг.| | |продукции, поставляемой на потребительский | | | |рынок г. Москвы | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, управы районов, префектуры административных округов, контролирующие и надзорные органы. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004)".