Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".
Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей. При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение. Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует, с одной стороны, обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться. Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь, в аптечной сфере). В то же время в последние 3-5 лет появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля". Перечисленные факторы, с одной стороны, создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств. К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие: - создание проекта "Электронный паспорт здоровья москвича"; - создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором (в идеале - мультимедийной), с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы; - обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг; - обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации; - создание на одном из московских веб-серверов представительства Департамента здравоохранения города Москвы с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве; - создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту. Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является телемедицина. Под телемедициной понимается комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии. Это направление быстро развивается, российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так, ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляет телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы. Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем: - пациенты независимо от места проживания могут быть в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов; - совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней. Настало время приступить к разработке стратегии и программы действий по развитию информатизации здравоохранения и телемедицины в Москве, опирающихся на достижения современных технологий, с привлечением всех заинтересованных сторон. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".