О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004). Постановление. Правительство Москвы. 13.05.03 367-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Постановка проблемы

     За  последние  годы  индустрия информационных технологий достигла
впечатляющих  успехов  в  совершенствовании  вычислительных  систем, а
также  систем  обработки  и  хранения  данных. Постоянно увеличивается
номенклатура   предлагаемого  оборудования  и  программных  продуктов,
многократно возросли функциональные возможности и "интеллектуальность"
программного  обеспечения. Все самые современные достижения в развитии
информационных  технологий  использовались  при  реализации проектов и
программ   информатизации   Москвы.   Однако   масштабные   работы  по
информатизации  не  привели  к  созданию комплексной и взаимосвязанной
информационной   инфраструктуры   города.   Затраты   на   создание  и
эксплуатацию  городских  информационных  систем  быстро растут, но при
этом заметно медленнее растет эффект от их внедрения и использования.
     Создание   целостной   информационной   инфраструктуры  города  и
повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и
многогранной проблемой.
     Общесистемная часть проблемы характеризуется следующими основными
составляющими:
     - неоправданное  многообразие используемых однотипных технических
средств  и  программных продуктов различных разработчиков для создания
информационных   систем,  которые  выполняют  одинаковые  функции,  но
несовместимы между собой;
     - безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого
восстановления   информационных  систем  становятся  основополагающими
требованиями к информационным системам;
     - для  решения  одной  и  той  же  задачи многократно выполняются
работы по ее изучению и разработке оригинальных информационных систем;
     - процесс  создания  новых информационных систем и более широкого
внедрения  ИКТ  в  жизнь города сдерживается необходимостью выполнения
различных обеспечивающих и вспомогательных функций;
     - несмотря на непрерывное совершенствование вычислительных систем
и   программных  продуктов,  затраты  на  их  эксплуатацию  продолжают
возрастать.
     Создание   целостной   информационной   инфраструктуры  города  и
повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и
многогранной  проблемой. Очевидно, что будет невозможно эффективно и в
полной  мере  ее  решить  при  большом  числе  относительно  небольших
организаций,  самостоятельно  эксплуатирующих  в  интересах городского
управления  собственные информационные системы. Существующее положение
вещей  ведет к распылению ресурсов, разрозненности усилий и отсутствию
конструктивной   координации   работ  в  области  информатизации.  Это
сдерживает развитие экономики города и делает недостаточно эффективным
процесс создания информационного общества.
     Одной из важных причин недостаточной эффективности информатизации
является   отсутствие   централизованно   формируемых   и   независимо
используемых  прикладных  программно-технических платформ для создания
различных городских информационных систем, а также отсутствие развитой
централизованной  инфраструктуры  по обслуживанию городских прикладных
информационных  систем,  по  организации  эффективного  предоставления
услуг этими системами и по поддержке пользователей этих систем.
     Недостаточная эффективность процессов информатизации и интеграции
городских ресурсов, эффективность использования средств, выделяемых на
информатизацию,  связана  также  с  тем,  что  большая  часть офисного
программного  обеспечения, почтовых клиентов и операционных систем для
предприятий  и  организаций  города представлена продуктами зарубежных
компаний,   цены   на   которые  таковы,  что  затраты  города  на  их
приобретение и обновление измеряются миллионами долларов.
     Монопольное  положение  ряда  поставщиков  позволяет им постоянно
изменять   версии   программных   продуктов,   не  всегда  обеспечивая
совместимость  с  предыдущими  версиями, из-за чего возникает проблема
совместимости  и  чтения документов, выполненных на разных версиях ПО.
Новые версии продуктов предъявляют к аппаратным средствам неоправданно
более  высокие  требования,  чем  предыдущие,  из-за  чего потребитель
вынужден   обновлять   парк  вычислительной  техники  задолго  до  его
физического  устаревания.  Все это приводит к излишним затратам города
на      создание,     обновление,     поддержку     и     модернизацию
программно-аппаратных средств.
     Закрытость  форматов  данных,  используемых в таких продуктах, не
позволяет  обеспечивать  полноценный  обмен  данными  между  системами
разных производителей, создает дополнительные технические и финансовые
сложности при создании систем обмена данными.
     В   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации
информация   конфиденциального   характера  и  информация,  содержащая
государственную  тайну,  должны  обрабатываться  и  храниться только с
использованием   сертифицированного   Гостехкомиссией  при  Президенте
России программного обеспечения. Поэтому важным направлением Программы
является   разработка   для   нужд  города  программного  обеспечения,
соответствующего   требованиям   сертификационных   органов,   и   его
последующая сертификация.
     В    настоящее   время   появилась   альтернатива   использованию
программного  обеспечения  на  основе "закрытого" кода и использования
закрытых  форматов  данных.  Появилось системное, офисное и прикладное
программное  обеспечение,  разработанное на основе открытого исходного
кода.   В   государственных   и  муниципальных  органах  других  стран
(Германия,  Австралия,  Эстония,  Бразилия,  Китай и ряд других стран)
последние  два  года  сформировалась тенденция отказа от использования
"закрытого"  ПО  и  переход  на ПО с открытым исходным кодом. Одной из
причин  такого  перехода  стала  с  одной  стороны  необходимость  для
государства  обеспечить информационную безопасность путем сертификации
и  контроля  за  соблюдением  условий  сертификации  такого ПО. Другая
причина   заключается   в  возможности  разработки  специализированных
дистрибутивов,   состав   которых   определяется   целями  и  задачами
информационных  систем  органов  власти.  Городские структуры и органы
власти как пользователи такого ПО должны иметь юридическую возможность
передачи  функций его совершенствования и поддержки другим лицам, если
эти лица будут предлагать лучшие условия и качество работ.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа