Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".
Постановка проблемы Москва - всемирно признанный центр науки, культуры и образования, генератор информационных ресурсов мирового значения, однако неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы Москвы, многие кратко живущие информационные события (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для потомков (иначе как в рецензиях). Совершенно не используются возможности и преимущества московского образования и науки по производству образовательного и научного содержания, особенно для экспорта, в то время как московские педагогические и научные школы до сих пор пользуются уважением в мире. Москва занимала и занимает лидирующее положение в стране в сфере производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего, относится к электронным СМИ - телевидению и радио. В Москве действуют около полутора десятков телеканалов, более 20 радиостанций, причем в их число входят все крупнейшие национальные медиакомпании. В 2001 г. были в основном преодолены последствия кризиса 1998 г., объем рекламного рынка, по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, в 2001 г. вырос на 54% и достиг 1730 млн. долл. США (по другим оценкам - 1200 млн.), из которых на телевидение приходилось 480 млн. Причем основные рекламные бюджеты приходятся на центральные СМИ. Вторым по значимости средством массовой информации являются газеты. В Москве в 2000 г. издавалось более 677 газет (почти 12% от общероссийского их количества, что давало при этом почти 53% общего разового тиража всех российских газет). Около половины издаваемых в Москве газет (333) являются общероссийскими, им принадлежит более 2/3 общего тиража московских газет. Российский рынок рекламы в газетах достиг в 2001 г. 310 млн. долларов США. Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM-издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивался в 5 млн. долларов США в 1998 г. Объем рынка рекламы в Интернете, по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, вырос в 2001 г. на 67% и составил 4 млн. долларов США. Развитие СМИ как наиболее значимого сектора контент-индустрии осложняется целым рядом проблем: - недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих; - непрозрачность отношений СМИ с коммерческими структурами и государством, затрудняющая развитие СМИ как обычных бизнес-проектов; - проблемы достоверности информации об аудитории, тиражах СМИ и других статистических данных о СМИ (проблемы измерения аудитории, тиражного аудита и т.п.); - диспропорция российского рынка в сторону государственных компаний. Одна из острых проблем развития печатной контент-индустрии - состояние системы распространения печатной продукции, которая формирует сегодня одну из наиболее затратных частей бюджета СМИ. Два основных канала распространения - подписка и розница имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса: - недостаточная конкуренция на рынке подписки, низкое качество доставки подписных тиражей (в первую очередь, по срокам); - непрозрачность системы распространения для издателей, отсутствие рычагов управления конечной подписной ценой издания и розничным ценообразованием; - отсутствие достоверной статистики системы распространения; - барьеры для выхода новых изданий на рынок, создаваемые распространителями; - отсутствие стандартных технических требований к розничным торговым точкам. При реализации политики Москвы по отношению к СМИ необходимо исходить из того, что базирование и успешное развитие в городе всероссийских и городских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно Москве. Это обеспечивает ей выполнение функций информационной, идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров. Для реализация экономических возможностей контент-индустрии Москвы необходимо разработать и реализовать специальную подпрограмму развития отрасли, ориентированную на поддержку электронных СМИ, печатных и CD-ROM-изданий, контент-индустрии в Интернете и др. В рамках этой подпрограммы необходимо также разработать комплекс мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".