О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004). Постановление. Правительство Москвы. 13.05.03 367-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Постановка проблемы

     Очевидно,  что  наука  играет  огромную роль в жизни современного
общества.  Экономический  рост  и  создание рабочих мест все в большей
степени  зависят  от  инновационной  активности, которая подразумевает
успешную   коммерциализацию  результатов  исследований  и  разработок.
Наибольшей   инновационной   активностью  отличаются  предприятия  ИКТ
сектора,  в  котором  разработка  и  коммерциализация новых технологий
является важнейшим условием конкурентоспособности.
     Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых
научных  центров.  В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и
вузы   страны.   Тем  не  менее,  характеризуя  потенциал  Москвы  как
"информационного  города"  и  перспективы  инновационного развития ИКТ
сектора,  нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки -
основного  источника  инноваций  в  современном  обществе.  Бюджетного
финансирования  хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую
зарплату      сотрудников     научно-исследовательских     учреждений,
экспериментальная  база науки практически не обновляется. В результате
происходит,  с  одной  стороны,  массовая "утечка умов" как за пределы
страны,  так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная
перегрузка  исследователей  добыванием  дополнительных доходов. В этих
условиях  становится  реальной  угроза  деградации  значительной части
научного потенциала Москвы.
     Большая   часть   научных   учреждений   Москвы   управляется   и
финансируется   федеральными   органами,  однако  в  свете  перспектив
вхождения  Москвы  в  информационное  общество  город заинтересован не
только  в  развитии  областей  науки,  непосредственно удовлетворяющих
нужды  городского хозяйства, но и в развитии перспективных направлений
фундаментальной  и прикладной науки на своей территории, прежде всего,
в  областях,  связанных  с  развитием  ИКТ.  В то же время действующее
законодательство    запрещает    субъекту    Федерации   финансировать
фундаментальные  исследования,  что  не  позволяет  Москве  полноценно
участвовать в развитии науки.
     Во  времена  СССР  Москва была центром национальной инновационной
системы,   сложившейся  в  условиях  государственной  собственности  и
централизованной   административной   системы  управления.  Ликвидация
союзных  министерств, приватизация и рыночные преобразования разрушили
эту  систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной
системы,   был  сломан,  в  результате  чего  исчезла  организационная
структура,   административно   связывающая   производство  и  науку  и
обеспечивающая   внедрение   разработок,   рыночные  же  инновационные
механизмы   полноценно  пока  не  заработали.  Значительно  сократился
платежеспособный  спрос  на  результаты  НИОКР.  Финансирование многих
отраслевых НИИ и КБ просто прекратилось. Москву эти процессы затронули
наиболее   сильно.  Темпы  падения  промышленного  производства  здесь
опережали   общероссийские.  Резко  снизилась  и  общая  инновационная
продуктивность предприятий Москвы.
     Не  требует  доказательств  то,  что для Москвы жизненно важно не
просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его
таким  образом,  чтобы  Москва  стала  центром  инноваций  и  в рамках
формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы.
Для   этого   должна   быть   разработана  и  реализована  специальная
подпрограмма, нацеленная на формирование в Москве функционально полной
и  эффективно  действующей  институциональной инфраструктуры поддержки
инноваций, связанных с производством и использованием ИКТ.
     Одно  из  важных  направлений поддержки НИОКР и инноваций в сфере
ИКТ  - конвергенция телекоммуникационных и традиционных информационных
технологий   с   Интернет-технологиями.   Это,  например,  объединение
телефонной   связи   с  возможностями  Интернета,  создание  устройств
конвергенции   телевизионных  приемников  и  персональных  компьютеров
(Web-TV),   направленных  на  создание  интерактивного  телевидения  с
использованием  обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с
телестудией через Интернет.
     Последнее  время  в  Москве  также  появились  первые  реализации
проектов,   направленных  на  конвергенцию  существующих  традиционных
технологий  с  Интернет-технологиями, в первую очередь, IP-телефония в
Интернете  и с помощью Интернета; телевизионное вещание через Интернет
(например,  проект  канала  "ТВ-Центр"  и  компании Sun Microsystems);
IP-радио   (вещание  радиостанций  через  Интернет,  например,  проект
радиостанции  "Говорит Москва" и Научно-образовательной сети FREEnet);
создание    устройств    конвергенции   телевизионных   приемников   и
персональных   компьютеров   (например,   проект   "Телеком"  компании
"Рикор-Электроникс");  интеграция  СМИ  и Интернета (интерактивное ТВ,
виртуальные   издательства);   интерактивные   применения  мультимедиа
(видеоконференции,  дистанционный мониторинг, дистанционные обучение и
образование,  телемедицина);  перенос  в  Интернет  деловых операций и
стандартов (электронная коммерция во всех ее разновидностях).
     В настоящее время в основном реализованы только пилотные проекты,
экономическая целесообразность которых должна быть проверена временем.
В  то  же  время  следует иметь в виду, что данное направление во всем
мире  считается одним из самых перспективных для возможных инвестиций.
Поэтому  необходимо  разработать специальные программы, способствующие
развитию  и  освоению  новейших  ИКТ с целью максимальной конвергенции
функций телефона, радио, телевидения, передачи данных в одном цифровом
потоке.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа