Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".
Постановка проблемы В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемое "информационное неравенство". Это понятие было введено в 1997 г. соответствующей Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации. В настоящее время в Москве неравенство в использовании Интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России, но по-прежнему Интернет-аудитория Москвы существенно более мужская, молодая, образованная и богатая, чем население города в целом. В Москве сегодня средний доход на одного члена семьи у пользователей Интернета более чем в полтора раза выше, чем у людей, не использующих Интернет; сетью пользуются 34% мужского населения города и только 21% женщин; пользователями являются 52% населения в возрастной группе 18-34 года и только 5% - в возрастной группе старше 55 лет; пользователями Интернета являются 46% населения Москвы с высшим образованием, 17% людей, имеющих среднее специальное образование, и только 1% населения, имеющего образование ниже среднего. Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последнее определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ). Одним из направлений решения этой проблемы является разворачивание системы обучения горожан навыкам использования ИКТ. В большинстве экономически развитых стран мира сформировалось представление об уровне информационно-коммуникативной компетентности, достаточном для осуществления наиболее часто встречающихся видов информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т.д. Этот уровень часто требуется, например, при приеме на работу. Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне. Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и прежде всего Интернет зависят в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Как показывают социологические исследования, большим и относительно неудовлетворенным спросом в Интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города, и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации. Для решения этих проблем и обеспечения доступа горожан к разнообразной информации, необходимой для повседневной жизни и проживания в конкретном районе города, с 2001 г. реализуется проект "Инфоград" (распоряжение Мэра Москвы от 14 мая 2001 г. N 466-РМ "О проекте создания районных социально ориентированных информационных ресурсов (проект "Инфоград")"). Дальнейшее развитие проекта - одно из приоритетных мероприятий данной подпрограммы. Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определяется наличием сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к Интернету), которые позволят социально незащищенным горожанам (бедным, безработным) бесплатно или дешево получить доступ к необходимой информации и информационным услугам. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".