Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".
Постановка проблемы Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрение современных педагогических технологий. Московская Программа развития единой образовательной информационной среды является составной частью Программы развития московского образования "Столичное образование-3", базируется на законе о развитии образования в городе Москве, Концепции модернизации российского образования, федеральных целевых программах "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." и ФЦП "Электронная Россия". Управление процессом информатизации в системе Департамента образования города Москвы осуществляется путем скоординированных действий структур управления и методических структур, ресурсных центров информатизации городского и окружного уровней. Программы развития образовательной информационной среды города, округа, образовательного учреждения, отдельного учебного предмета используют показатели информатизации, характеризующие уровень: оснащенности средствами ИКТ и информационными ресурсами, их доступности (непосредственной и телекоммуникационной), их реального использования, вызванных информатизацией изменений в образовательном процессе и укладе школы, результативности применения ИКТ. Разнообразие используемых средств ИКТ обусловлено образовательным процессом. Так, например, для организации групповых занятий помимо традиционной IP-технологии предусматривается создание полноформатного телевизионного образовательного канала, а также использование устройств отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, телевизионные приемники и др.). В Москве один компьютер приходится на 50 учащихся (в РФ норма - 1 компьютер на 80 учащихся будет достигнута к завершению правительственной программы развития единой образовательной информационной среды в 2005 г.). При этом в московских школах достигнут на порядок больший, чем в среднем по РФ, уровень обеспеченности образовательного процесса цифровыми устройствами, необходимыми для эффективного использования компьютеров, ввода и вывода информации, компьютерного управления образовательным процессом. В учреждениях образования Москвы в соответствии с инструктивными материалами Министерства образования РФ осуществляется оптимизация доступа к ИКТ - по месту (предметные кабинеты, библиотека и другие помещения для работы учителя и индивидуальной работы учащихся) и времени - 12 часов в день, 7 дней в неделю, в том числе за счет использования мобильных компьютеров и беспроводных сетей. В результате выполнения Программы за 2001-2002 гг. в образовательных учреждениях установлено: более 700 компьютерных классов, 500 АРМ (автоматизированных рабочих мест) для учителей-предметников, 500 АРМ для администраторов, 400 АРМ для библиотекарей. Более тысячи школ (70%) охвачены сетью образовательного телевизионного канала "Школьник ТВ", в 273 школах смонтированы широкополосные распределительные сети, в 10 опорных школах развернуты структурированные кабельные системы. Более 300 школ укомплектованы устройствами отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, акустические системы, ТВ-тюнеры и др.). Такой набор оборудования позволяет программы телеканала транслировать на ПК или мультимедийный проектор, а также сохранять информацию на электронных носителях, удобных для последующего применения на уроках. В результате более чем в 45% школ имеется современное оборудование. В частности, поставлены компьютеры с операционной системой Windows 2000, Мак ОС 9 и более поздними, доступные для использования учителем-предметником, учителем начальной школы после прохождения краткосрочного повышения квалификации. Вместе с тем 20% школ используют ранние версии системы Windows, более старые процессоры, в 25% школ используются устаревшие компьютеры на процессорах типа Интел 286-386 или отечественные. В 10% школ реального применения компьютеров в учебном процессе не происходит. Только 15% учреждений начального профессионального образования использует современные компьютеры. Для среднего профессионального образования этот показатель равен 20%, для педагогических училищ - 50%. Из учреждений дополнительного образования детей только 10% располагает современными средствами информационных технологий. Уровень оснащенности учреждений высшего педагогического образования совершенно недостаточен для решения задачи подготовки кадров, компетентных в образовательных применениях ИКТ. Размещение компьютеров: администрация (в 50% учреждений), библиотека (в 25%), учебные классы (кроме компьютерных) в 30% школ (4% от общего числа предметных кабинетов), компьютерный класс (более 45% школ), в свободном доступе для учителей школ (3%), в свободном доступе для учащихся школ (3%), переносные и передвижные средства ИКТ (менее 5%). Время доступности средств ИКТ сегодня: для учителя - в среднем 30 минут в неделю, для учащегося - в среднем 30 минут в неделю. Вне школы компьютеры используют менее 15% учителей и более 30% старшеклассников. Учителя всех школ, получающих средства ИКТ, проходят повышение квалификации в области использования ИКТ в образовательном процессе. В 2002 г. такую подготовку прошли более 4000 педагогов. Перед столичным образованием стоит ряд проблем, без решения которых невозможно дальнейшее повышение эффективности и качества образования. В частности, необходимо осуществить оснащение системы образования средствами ИКТ (в том числе замену устаревших моделей), информационными ресурсами, широкополосными коммуникационными каналами, широкополосными распределительными сетями, сопрягаемыми с городской гибридной широкополосной сетью для перехода на быстродействующие цифровые технологии образования. Только для обеспечения преподавания информатики в соответствии с федеральными нормативами Москве требуется не менее 10000 современных компьютеров. Очень остро стоит проблема обслуживания и ремонта оборудования. Требуется значительный объем (не менее 5000 человек в год) дополнительного повышения квалификации. Необходимо развитие систем дистанционного образования, прежде всего в интересах детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, одаренных детей и детей, мотивированных к продолжению образования, расширение и углубление образовательной работы с соотечественниками из ближнего и дальнего зарубежья. Требует изменения система финансового обеспечения. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 14.10.2003)".